Элективный курс по физике для 7 класса
элективный курс по физике (7 класс) на тему

Зваричук Татьяна Анатольевна

Элективный курс по физике предназначен для подготовки обучающихся 7 класса к олимпиадам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_fizika_7_klass_.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол №___ ____

от «        » _______ 2016 года

Согласовано:

с заместителем директора по УВР

_____________ / Г. М. Меньшикова /

«     » сентября 2016г.

«Утверждено»

Приказом №____

от «        » _______ 2016 года

Директор школы:    С.И.Жаворонков

Рабочая программа элективного курса

по физике  «Решение олимпиадных задач»

 для учащихся 7 классов

        

Составитель: Зваричук Татьяна Анатольевна,

1 квалификационная категория

п. Октябрьский, 2016

Содержание элективного курса

     Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся  7-го класса, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а также для осознанного выбора профильной направленности обучения в старшей школе.

      Решение физических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки физики. Включение задач в учебный процесс позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения:

- обеспечение самостоятельности и активности учащихся;

- достижение прочности знаний и умений;

- осуществление связи обучения с жизнью;

- реализации политехнического обучения физики, профессиональной ориентации.

     Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития физического мышления школьников, глубины усвоения ими учебного материала. Задачи повышенной сложности включают различные сочетания теоретического материала, являющегося основой различных видов задач, предусмотренных программой; требуют умения логически связывать воедино отдельные физические явления и факты; предусматривают знания физических свойств веществ, вызывают необходимость использовать знания как несколько разделов физики, так и общих положений физики и математики; стимулируют более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний физики.

Цели курса:

-закрепить и систематизировать знания учащихся по физики;

- научить решать задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям, заявленным при итоговой аттестации ;

- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач;

-дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем мире.

Задачи курса:

- Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач;

-формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях;

- развитие общих учебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач;

- развитие творческих способностей учащихся;

- развитие коммуникативных умений работать в парах и группе;

- показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

Курс рассчитан  на 17 часов в год ( 0,5 часа в неделю).

Перечень разделов и количество часов на изучение каждой темы:

Перечень разделов, тем курса

Количество  часов

Методы измерения физических величин

2 часа

Классификация физических задач.

2 часа

Традиционные методы решения задач

7 часов

Нестандартные задачи по физике.

6 часов

Физика; физические свойства тел; история метра; современное определение метра; физическая величина; единицы измерения величин и эталоны.

Размер и значение физических величин; меры и измерительные приборы; оценка размеров малых тел методом рядов.

Л.р. «Измерение диаметра тонкой проволоки или нити».

Как нужно измерять температуру? Прибор для измерения температуры – термометр.

Л.р. «Исследование зависимости показаний термометра от внешних условий».

Характеристика условия задачи. Способы задания задачи. Составление задачи.

Виды задач по способам задания условия: текстовые, графические, задачи – рисунки, экспериментальные задачи.

Относительность механического движения. Решение задач с использованием закона сложения скоростей и перемещений.

Графические задачи. Чтение графиков зависимости пути и скорости от времени.

Решение качественных задач с использованием закона инерции.

Использование элементов геометрии при определении объема тела.

Решение качественных задач по теме: «Сила Архимеда».

Алгоритм решения физических задач. Составление алгоритма на примере задач по теме: «Плавание тел».

Занимательные опыты и их физическое объяснение ( на примерах: модель картезианского водолаза, водяного подсвечника, удивительное яйцо и т.д.).

Задачи на выдвижение гипотез и их доказательство теоретическим и экспериментальным методом («вечные двигатели»). Задачи, в которых ничего не дано. Способы формулирования условия задачи.

Способы и технология составления задач. (Графические, задачи – рисунки).

Составления плана при решении задачи – исследования. Проведение исследования.

Комбинированные задачи.

Мысленный эксперимент и его роль в исследовании явления.

Составление и решение кроссвордов, ребусов, шарад.

Работа с текстом. Постановка вопросов и ответы на вопросы.

Формы внеурочной деятельности: практические работы, исследовательские занятия.

Основные виды деятельности: групповая и индивидуальная работа исследовательского характера.

Календарно – тематическое планирование

     

Дата

проведения

   №

Наименование темы

Количество часов

Форма проведения

  1. Методы измерения физических величин(2 часа).

1

Физические величины и их единицы. Измерения физических величин. Физические измерения в повседневной жизни (на примере измерение диаметра тонкой проволоки).

  1

Практическое занятие

2

Физические измерения в повседневной жизни (на примере измерения температуры термометром).

  1

Практическое занятие исследовательского характера

  1. Классификация физических задач. (2часа)

3

Что такое физическая задача?

  1

беседа

4

Классификация задач по требованию, содержанию, способов решения задач.

  1

семинар

  1. Традиционные методы решения задач. (7 часов)

5

Механическое движение и его характеристики. Взаимодействие тел. Масса тела.  Качественные задачи.

1

Практическое занятие

6

Объем тела. Использование элементов геометрии при определении объема тела. Объем тела. Экспериментальные способы определения объема тела.

1

Практическое занятие

7

Плотность тела. Решение экспериментальных задач.

1

Практическое занятие

8

Силы в природе. Графические задачи. Качественные задачи. Особенности силы трения.

1

Практическое занятие

9

Силы в природе. Особенности силы трения.

Экспериментальные задачи по определению значений и сравнению сил трения покоя, качения, скольжения.

1

Исследовательское занятие

10

Давление твердых тел. Качественные задачи. Качественные задачи (гидростатический парадокс). Экспериментальные способы определения давления.

1

Практическое занятие

11

Формирование умений выдвигать гипотезы, доказывать их и опровергать.

1

Практическое занятие

  1. Нестандартные задачи по физике. (6 часов)

12

Задачи, в которых ничего не дано.

1

Практическое занятие

13

Составление физических задач.

1

Практическое занятие

14

Использование моделей и моделирование при познании мира

1

диспут

15

Решение олимпиадных задач.

1

Практическое занятие

16

Задачи – шутки.

1

Практическое занятие

17

Анализ естественнонаучных текстов.

1

Практическое занятие

Планируемые результаты изучения курса:

Изучение курса «Решение олимпиадных задач по физике» в 7 классе направлено на достижение определённых результатов обучения.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей учащихся;

2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного

использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого

общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу

общечеловеческой культуры;

3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и

возможностями;

5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно

ориентированного подхода;

6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и

изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами являются:

1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации

учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов

своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;

2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,

теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными

действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной

проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в

словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную

информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание

прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с

использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5)развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и

способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право

другого человека на иное мнение;

6)освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими

методами решения проблем;

7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных

ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами являются:

1)знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание

смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

2)умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить

наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать  зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

3)умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические

задачи на применение полученных знаний;4)умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы,

объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и

духовной культуры людей;

6)развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать

факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего. исследования,

участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную

литературу и другие источники информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование элективного курса по физике. 5 класс

Тематическое планирование пропидевтического курса  физики для 5 класса выполнено на основе программы "Физика - химия" А.Е.Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак....

Программа элективного курса по физике 9 класс

Данная примерная программа  по физике для учащихся основной  общеобразовательной школы.  Составлена  на основе  обязательного минимума содержания  физического образования...

элективный курс по физике 9 класс

рабочая программа элективного курса по физике 9 класс...

Программа элективного курса по физике 9 класс

Элективный курс "Эксперементальная физика" 9 класс...

Программа элективного курса "Экспериментальная физика" 10 класс

Предлагаемый курс «Экспериментальная физика» для учащихся профильного 10-го класса попытается частично отразить все требования учебного эксперимента. Курс рассчитан на 34 часа.Цель курса: развитие и а...

Элективный курс по физике. 9 класс. «Практикум по решению задач».

Данный курс в объёме 32 часов рассчитан на учащихся 9 класса занимающихся по учебнику  «Физика-9» (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М: «Дрофа»,2010) Программа  курса составлена с учетом гос...

Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...