Тепловые явления
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему

Кербижева Лилия Карнеевна

                Урок проводится в форме телевизионной передачи «Угадай мелодию»

        Цель урока: Повторить основные понятия по теме «Тепловые явления», способствовать полному                                    усвоению темы «Тепловые явления»,развитию познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_tepplov_yavleniya_otkr_ur.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа а. Псаучье-Дахе имени Героя России О.М.Карданова»

Урок

« Повторение темы «Тепловые явления»

8 класс

                                                                ( 25.10.2014г.)

                                                           

                                                                                                                                                                                           

Разработчик: Кербижева Л.К.

                                           

                 

                Урок проводится в форме телевизионной передачи «Угадай мелодию»

        Цель урока: Повторить основные понятия по теме «Тепловые явления», способствовать полному                                    усвоению темы «Тепловые явления»,развитию познавательного интереса.

                                               Ход урока.

 Игра состоит из трех туров. В зависимости от количества учащихся в классе, это может быть индивидуальная игра или командная.

                                             Первый тур.

        нота

категория

1

2

3

4

Загадки

10

10

10

10

Четвертый лишний

10

10

20

10

Вопросы

20

20

10

10

Физические величины

10

10

10

15

Игровое поле

Загадки.                                                                              

1.В морях и реках обитает,

 Но частью по небу летает.

Но как наскучит ей летать ,

На землю падает опять.   (вода)

2.На дворе переполох,

  С неба сыплется горох!

Съела шесть горошков Нина,

У нее теперь ангина.      (град)

3. В белом бархате деревня-

 И заборы и деревья.

 А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (иней)

4. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем - не найдем!    (роса)


Четвертый лишний.

1.Теплопроводность,теплопередача, конвекция, работа.

2. 0,2 кДж, 2кДж, 200Дж, 0,0002 МДж

3.А.Цельсий, Ж.А.С. Шарль, У.Т.Кельвин, Д.Г.Фаренгейт.

4. Калория, Джоуль ,энергия, килокалория.

Вопросы.

1.В один сосуд налита кипяченая вода, а в другой - сырая. Как определить в каком сосуде  вода кипяченая?    ( Один из способов: поставить на одинаковые горелки, где быстрее закипит, там - сырая.)

2. Необходимо  побыстрее охладить бутылку с лимонадом. Куда для этого следует поместить бутылку: в снег или в измельченный лед, если температура их одинакова?

           (В лед, так как в снегу есть воздух, он уменьшает теплопроводность)

3. В окно увидела Татьяна

 По утру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в снежном серебре…

Что представляет собой  с точки зрения физики « на стеклах легкие узоры » ?

               (Кристаллики замерзшей воды, ее твердое состояние)

4. Что испаряется быстрее: подсолнечное масло или спирт?

                   ( Спирт)

Физические величины.

1.Величина, которая  показывает, какое количество теплоты  необходимо для плавления 1кг вещества, взятого при температуре плавления.

                  (Удельная теплота плавления)

2. Физическая величина, которая показывает, какое количество теплоты  необходимо сообщить телу массой 1 кг, чтобы нагреть его на 10С.

                  (Удельная теплоемкость)

3.Физическая величина, которая показывает, какое количество теплоты  необходимо сообщить жидкости массой 1кг, находящейся пи температуре кипения, чтобы ее испарить.

                  ( Удельная теплота парообразования)

4. Физическая величина, которая показывает массу в единице объема.

                  ( Плотность)

                     Второй тур

        нота

категория

1

2

3

4

Зима

15

20

25

20

Весна

10

15

10

20

Лето

10

20

20

15

Осень

15

20

15

10

Зима.

1.Почему северные олени не замерзают даже в большой мороз?

            ( Оказывается, у оленя надувная шерсть,  пустотелые шерстинки наполнены воздухом. Поскольку воздух  плохой проводник тепла, то такая шерсть хорошо защищает оленя от холода.)

2.Почему утки в сильный мороз охотно лезут в воду?

             ( Температура воды в сильный мороз значительно выше температуры окружающего воздуха, поэтому в воде птица будет охлаждаться меньше, чем на воздухе.)

3.Полюсом холода на территории России считается якутское селение Оймякон, где зафиксированы температуры ниже 700С. А есть ли место на Земле, где ртутный столбик термометра показывал бы еще более низкую температуру?

               (Нет такого места, так как ртутный столбик не может опуститься  ниже  -390С, температура отвердевания ртути  -390С )

4.Когда лучше скольжение коньков и саней в обычный  зимний день  или в сильный мороз?

              ( В обычный зимний день, так как лед в этот день под лезвиями коньков тает быстрее)

Весна.

1.Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?

          ( Грязный снег поглощает солнечные лучи, а чистый снег отражает.)

2.Почему агроном  дал указание  полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки?

          ( Удельная теплоемкость воды очень большая. При понижении температуры воздуха вода охлаждается медленно, защищая тем самым политые растения от заморозка.)

     

3.  ….На месте славного побега

   Весной растопленного снега

   Потоки мутные текли

   И рыли влажну грудь земли

О каком тепловом процессе идет речь в данном отрывке?

                                (Плавление)

4.Почему ранней весной вокруг деревьев в снегу образуются воронки?

                            ( Темный ствол дерева хорошо прогревается весенним солнцем. Его тепло передается излучением снегу, вот он и подтаивает)

Лето.

1.Почему жарким летом люди предпочитают носить одежду из светлых тканей?

        ( Солнечные лучи отражаются от светлой одежды )

2.В жаркий день, когда входишь в воду, кажется, что вода холоднее воздуха, а когда выходишь из воды, воздух  холоднее. Почему?

       

3.Зачем в странах Средней Азии местные жители во время сильной жары носят шапки-папахи и ватные халаты?

        (Шапки-папахи и ватные халаты задерживают проникновение тепла, так как состоят из отдельных ворсинок, а между ними находится воздух.)

4. Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?

    ( Процесс испарения протекает быстрее при наличии ветра.)

Осень

1.С треском лопнул кувшин.

 Ночью вода в нем замерзла

Я пробудился вдруг.

Почему замерзшая вода разорвала кувшин?

               ( При кристаллизации объем воды увеличился)

2.Почему река замерзает сначала у берегов?

               (У берегов реки скорость течения реки меньше, чем в середине, где движением на поверхность постоянно выносится более теплая вода)

3. Почему малину (кусты) поздно осенью пригибают к земле?

              ( Снежный покров предохраняет малину от вымерзания.)

4. Почему опасна для растений гололедица?

                (Лед по сравнению со снегом примерно в 20 раз лучше проводит тепло, поэтому под ледяной коркой растения вымерзают.)

                                            Третий тур

Я (мы) угадаем это с …  подсказок.

(максимальное количество подсказок-4, минимальное-1)

1.Речь идет о приборе.    (термометр)

  • В создании этих приборов участвовали разные ученые, среди них Фаренгейт.
  • В разных странах деления на них наносятся  по - разному.
  • Есть в каждом доме
  • Бывают уличные и комнатные.

2.Такое удивительное и необходимое.         (вода)

  •   Нам без этого не прожить.
  •   Есть только на Земле.
  •   В различных агрегатных состояниях называется по- разному.
  •   При определенных условиях кипит пи температуре 1000С, но может     кипеть и при комнатной температуре.

3.Солнышко пригрело, выросли сосульки.         (плавление)

  • Для этого необходима теплота.
  • Теплоту можно рассчитать по формуле Q= m ∙λ
  • Лед             вода
  • Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое.

                                      Суперигра

1.Отчего крышка чайника иногда начинает на нем подпрыгивать?

         (Когда упругость пара в чайнике достигает такой величины, что пар в состоянии преодолеть вес крышки, то крышка приподнимается и дает пару выход, затем это явление повторяется  )

2.Почему чай в чашке остывает быстрее, чем в стакане?

         ( Больше площадь поверхности, процесс испарения протекает быстрее)

3.Можно ли получить золотой пар?

          (Можно, если нагревать золото до температуры кипения 26600С )

4. Почему для изготовления одеколона, духов применяется спирт, а не вода?

          (Спирт испаряется быстрее )

5.На вершине горы высотой 4000м вода закипает при t=860 C. Объясните это.

         ( Температура  кипения  жидкости зависит от атмосферного давления. С высотой  атмосферное давление уменьшается, значит и температура кипения уменьшается)

6.Почему в пустыне днем жарко, а ночью холодно?

          ( Удельная теплоемкость песка в 5 раз меньше, чем  воды. Песок быстро нагревается и быстро остывает.)

7.В сильный мороз катки заливают горячей водой. Почему?

          ( Чтобы вода успела растечься ровным слоем, прежде, чем замерзн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.”

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: “ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.” ЦЕЛИ УРОКА: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Тепловые явления”,совершенствовать навыки решения задач различн...

Методический паспорт учебного проекта.Тема "Тепловые явления ".8 класс.

Одно дело предложить проект ученикам, а другое его ещё и оформить.Вот пример как это делаю я....

Тепловые явления. Температура

Презентация к уроку физики в 8 классе по теме "Тепловые явления. Температура"...

Использование компьютерной презентации на уроке-обобщении по физике на тему "Тепловые явления"

Урок-обощение по теме "Тепловые явления" в 8 классе. Урок содержит устную работу в форме физической разминки, теретический тест по данной теме, физическое лото на проверку знаний формул по данной теме...

Контрольная работа по разделу "Тепловые явления" физика 8 класс

Контрольная работа по физике с определением основных знаний и умений учащихся по даному разделу....

Тепловые явления

В данной презентации для 8 класса представлены количественные и качественные задачи, физический диктант, опрос по теории, лабораторная работа на нагревание-охлаждение, плавление, горение....

Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе: "Тепловые явления"

Урок -соревнование: "ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ" рассчитан на 2 часа. На мероприятиии обобщаются и систематизируются знания по теме «Тепловые явления», совершенствуются навыки решения задач различного типа, рас...