Электризация - 8 класс, интерференция света - 11 класс
план-конспект занятия по физике (11 класс) на тему

Уроки разработаны по методике личностно-ориентированного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektrizatsiya-8_interferentsiya-11.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики на тему

«Электризация тел»

Класс: 8-й

Место урока в теме: первый урок в теме «Электрические явления»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

1.Познавательные: к окончанию урока учащиеся должны владеть содержанием темы – знать смысл физического явления электризации, убедиться в существовании двух типов зарядов и объяснять их взаимодействие.

2.Личностного развития учащихся: создать на уроке условия для взаимного обучения учащихся, развития умений слушать друг друга, анализировать результаты деятельности.

3. Элементы осваиваемых компетенций на уроке:

- информационные (формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию об изучаемом явлении).

- ценностно-смысловые (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем; умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения).

- учебно-познавательные (добывание знаний непосредственно из реальности, умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки своей деятельности).

- коммуникативная (навыки работы в группе).

Специфика когнитивных и личностных особенностей классного коллектива.

Когнитивные и личностные характеристики учащихся 8 класса

Параметры для анализа и сопоставления

Девочки (10 человек)

Мальчики (12 человек)

1.

Тип темперамента

1 чел.-холерик

9 чел.- сангвин.

10 чел.-холерики

2 чел.-сангвиники

2.

Стиль мышления

1 чел.-идеал.

9 чел.-синтетич.

12 чел.-аналитич.

3.

Канал восприятия учебной информации

5 чел.-слуховой

5 чел.-осязательный

10 чел.-визуалы

2 чел.-слуховой

4.

Критерий «доминирование правого-левого полушария»

1 чел.-равные функции

9 чел.- левополушарные

6 чел.-правое

6 чел.-левое

5.

Данные социометрии

5 неформ. лидеров

1 лидер

6.

Степень сформированности организационно-деятельностных умений и навыков

2 чел.-низкий уровень

8 чел. –средний уровень

5 чел.-высокий уровень

5 чел.-средний

2 чел.-низкий

Характеристика учебной деятельности учащихся на уроке

Доминирующий вид деятельности школьников

Содержание деятельности

Предполагаемая образовательная продукция учащихся

Аналитическая деятельность

+

Презентация по теме «Электризация в быту»

Экспериментальная работа

+ + +

Заполнение таблицы с результатами проведенного эксперимента

Поиск, отбор и изучение учебной информации по физике

+

Книжка-малышка с рисунками примеров явления

Креативная деятельность

+

Коллекция «Проводники и диэлектрики»

              Учебно-методическое обеспечение урока: компьютер с выходом в интернет, мультимедийный проектор, презентация  «Электризация», фотографии.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Этапы урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы, методы и формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

1.Ориентировочно-мотивационный этап

2. Операционно-познавательный этап

3.Контрольно-коррекционный этап

4.Этап определения и формулировки домашнего задания

5. Рефлексивный этап.

2  мин.

20 мин.

15 мин.

2 мин.

6 мин.

Создает условия для активного включения учащихся в работу.

Организует работу 6 групп (использует данные социометрии класса)

Организует коммуникацию в группах, задает вопросы

Предлагает варианты выполнения д/з, инструктирует его содержание и объем.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения(мотивации, способов деятельности, общения).

Чтение заранее подобранного стихотворения о строении атома, электричестве и т.п.

Обсуждают и выполняют задания в группах, создавая продукцию (мини-доклады, схемы, готовят слайды).

Выступают с отчетами, высказывают свою точку зрения, дополняют друг друга.

По желанию учеников формируются группы

Самоопределяются в выборе д/з.

Оценивают эффективность своей работы на уроке, самоосознают возникшие трудности на уроке и способы их преодоления.

Объяснение, беседа наблюдаемых явлений в жизни.

Исследовательский метод, практический. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Проблемный метод (беседа, обобщение)

Обобщение, разъяснение по итогам практических работ

Фронтальная, приемы самоопределения.

Психологическая готовность учащихся на работу

Тексты мини-докладов, слайды, схемы, картинки готовит вся группа

Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Выбор учащимися варианта д/з

Осмысливают результаты своей работы на уроке, оценивают себя как субьекта деятельности.

Запись темы на доске, плакаты, рисунки по теме.

Листы с заданиями,

выход в интернет, использование библиотечные и мультимедийные ресурсы

Презентация с правильными ответами

Запись на доске, на слайде презентации

Вопросы рефлексивного характера на мультимедийной презентации.


ДИДАКТИЧЕСКИЙ  ИНСТРУМЕНТАРИЙ  УРОКА

Творческие задания для выполнения с учащимися на уроке, направленные на формирование у школьников компетентностных умений и опыта творческой деятельности.

1-я группа. Оборудование и материалы: воздушные шарики, шерстяные нити, кусок шерсти или войлока, липкая двухсторонняя лента.

Ход работы:

  1. Надуйте 2-3 шарика. Закрепите шарик на штативе. Потрите войлоком или шерстью и отпустите его - он будет свободно висеть.
  2. Потрите второй шарик войлоком или шерстью и поднесите его к первому шарику. Что произойдет с шариками?
  3. Возьмите три шарика, потрите их войлоком или шерстью и удерживайте на нитях одной рукой. Какую фигуру образуют в результате отталкивающиеся шарики?
  4. Зарисуйте в таблице результаты опыта и напишите объяснения.

Номер опыта

Рисунок

Объяснение

1.

2.

3.

2-я группа. Оборудование и материалы: нейлоновая ткань, полиэтилен, ножницы.

Ход работы

  1. Ножницами отрежьте две полоски нейлона и две полоски полиэтилена. Проведите несколько раз нейлоновыми полосками по полиэтиленовым полоскам. Поднимите за край нейлоновые полоски одной рукой. Что заставляет нейлон так себя вести?
  2. Поднимите за край полиэтиленовый полоски одной рукой. Что заставляет полиэтилен так себя вести?
  3. Зарисуйте в таблицу результаты опыта и напишите объяснения.

Номер опыта

Рисунок

Объяснение

1.

2.

3.

3-я группа.  Оборудование и материалы: нейлоновая ткань, полиэтилен, ножницы, воздушные шарики, шерстяные нити, кусок шерсти или войлока, липкая двухсторонняя лента.

Ход работы

  1. Надуйте шарик. Закрепите шарик на штативе, потрите шарик войлоком или шерсти и отпустите его – он будет свободно висеть.
  2. Ножницами вырежьте полоску нейлона и полоску полиэтилена. Проведите несколько раз нейлоновыми полосками по полиэтиленовыми. Поднесите нейлоновую полоску к шарику. Что произойдет?
  3. поднесите полиэтиленовую полоску к шарику. Что произойдет?
  4. Зарисуйте в таблице результаты опыта и напишите объяснения.

Номер опыта

Рисунок

Объяснение

1.

2.

3.

                           4-я группа. Оборудование и материалы: нейлоновая                ткань, полиэтилен, ножницы, воздушные шарики, шерстяные нити, кусок шерсти или войлока, липкая двухсторонняя лента.

Ход работы

  1. Надуйте шарик. Закрепите шарик на штативе. Потрите шарик войлоком или шерстью и отпустите его – он будет свободно висеть.
  2. Ножницами отрежьте полоску нейлона и полоску полиэтилена. Проведите несколько раз полиэтиленовыми полосками по нейлоновым полоскам. Поднесите шарик к своей голове (или голове соседа). Что произойдет?
  3. Поднесите полиэтиленовую полоску к своей голове. Что произойдет?
  4. Поднесите нейлоновую полоску к своей голове. Что произойдет?
  5. Зарисуйте в таблице результаты опыта и напишите объяснения.

Номер опыта

Рисунок

Объяснение

1.

2.

3.

5-я группа. Оборудование и материалы: воздушные шарики, шерстяные нити, кусок шерсти или войлока, липкая двухсторонняя лента.

Ход работы

1.Надуйте шарик. Потрите шарик войлоком или шерстью и поднесите его к сухой стене или потолку – он будет свободно висеть.

2.Зарядите шарик еще раз и посмотрите, будет ли он так же хорошо удерживаться на деревянной, металлической или стеклянной поверхности.

6-я группа. Оборудование: пластиковая линейка, стеклянная палочка, эбонитовая палочка, пластиковая расческа, бумага и ножницы, шерсть, полиэтилен, нейлон.

Ход работы

1.Сделайте из бумаги кольцо. Зарядите линейку, стеклянную и эбонитовую палочки, расческу, используя шерсть, полиэтилен и нейлон. Поднесите линейку к бумажному кольцу. Что произойдет?

2. повторите опыт со стеклянной и эбонитовой палочкой, расческой.

3. Объясните увиденное.

1-я и 2-ягруппы. Оборудование материалы: телевизор, компьютер в электронно-лучевой трубкой), кусочки бумаги, кусочки шерсти.

Ход работы

  1. Включите телевизор, компьютер. Поднесите оголенную руку от кисти до локтя к экрану. Что при этом происходит?
  2. Расположите кусочки бумаги и шерсти на экране телевизора. Поднесите к ним свою руку. Как реагируют кусочки бумаги и шерсти?
  3. Выключите электрические приборы. Объясните происходящее. Почему на экране телевизора собирается пыль?

3-я и 4-я группы. Оборудование и материалы: пластиковая линейка, стеклянная и эбонитовая палочки, пластиковая расческа, шерсть, полиэтилен, нейлон.

Ход работы

1.Откройте водопроводный кран так, чтобы поток воды был очень слабым. Зарядите линейку, стеклянную и эбонитовую палочки, расческу, используя шерсть, полиэтилен и нейлон.

2. Поднесите линейку к водяной струе. Что произойдет?

3.Повторите опыт со стеклянной и эбонитовой палочками, расческой.

4. Объясните увиденное.

5-я и 6-я группы. Оборудование и материалы: пластиковая линейка, стеклянная и эбонитовая палочки, пластиковая расческа, теннисный шарик, шерсть, полиэтилен, нейлон.

Ход работы

  1. Положите мячик для настольного тенниса на плоскую поверхность. Зарядите линейку, стеклянную и эбонитовую палочки, расческу, используя шерсть, полиэтилен и нейлон.
  2. Поднесите линейку к шарику. Что произойдет?
  3. Повторите опыт со стеклянной и эбонитовой палочками, расческой.
  4. Объясните увиденное.

1-я и 2-я группы: электризация диэлектриков и проводников. Приборы и материалы: палочки (эбонитовая, из органического стекла, металлическая), кусочки меха, полиэтилена, резины, различные тела, подвешенные на нити.

Задание. Электризуя трением палочки, наблюдайте за притяжением предметов.

3-я и 4-я группы: взаимодействие наэлектризованных тел. Приборы и материалы: палочки (эбонитовая, из органического стекла и металлическая), кусочки меха, шелка, полиэтилена, резины, различные тела, подвешенные на нити.

Задание. Поместите на насадку наэлектризованную палочку из органического стекла и с помощью других наэлектризованных тел определите, притягивается тело или отталкивается.

Название вещества

Название вещества

Оказанное действие (притяжение, отталкивание)

1.Оргстекло

1.

2.

3.

2.Эбонитовая палочка

1.

2.

3.

3.Полиэтилен

1.

2.

3.

5-я и 6-я группы: устройство и действие электрометра. Приборы и материалы: электрометры демонстрационные, палочки для электризации, кусочки резины и меха.

Задание. Изучите строение электрометра. Электризуйте палочки и поднесите к электрометру. Определите, какая палочка обладает большим зарядом.

Творческие задания для домашней работы учащихся

  1. Собрать и оформить коллекцию диэлектриков и проводников.
  2. Выполнить презентацию «Электризация в быту и на производстве».
  3. Подготовить сообщение «Из истории открытия электризации».
  4. Нарисовать примеры электризации, встречающиеся в повседневной жизни. Можно оформить «Книжку-малышку».

Проверка знаний и умений

  1. От грозы в воде не спрячешься. (Пословица). Почему?
  2. Гроза застала в поле – садись на землю. Почему?
  3. Сколь кошку ни гладь, все искры летят. Почему?

Рефлексия

1.Чему вы научились на уроке?

2. С чем вы уже сталкивались в жизни? А что нового узнали?

3. Какие эксперименты вам понравились? Почему?

4. Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий? Получилось ли преодолеть их? Как?

5. Какой домашнее задание вы, скорее всего, будете выполнять? Почему?

6. Как лучше вы понимаете материал урока: изучая его самостоятельно или в группе? Почему?

Урок физики на тему

«Интерференция света»

Класс: 11-й

Место урока в теме: 3-й урок в теме «Световые волны»

Тип урока: изучение нового материала.

Учебно-методическое обеспечение урока: опыт с бипризмой Френеля, таблица с рисунком опыта, опыт по демонстрации радужной окраски мыльных пузырей, тонких пленок нефти или керосина на поверхности воды, демонстрация колец Ньютона.

Цели урока:

1.Познавательные: к окончанию урока у учащихся  должно сформироваться понятие об интерференции, умение выделить свойства и средства описания явления интерференции света.

2.Личностного развития учащихся: создать на уроке условия для анализа результатов деятельности.

3. Элементы осваиваемых компетенций на уроке:

- информационные

- ценностно-смысловые (умение ставить цели своей познавательной деятельности, умение рефлексировать содержание и результаты деятельности).

- учебно-познавательные (ознакомить с биографией и научной работой Томаса Юнга, раскрыть отношение теории и опыта при становлении волновой теории света).


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

Этапы урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы, методы и формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

1.Ориентировочно-мотивационный этап (актуализация знаний и мотивация учебной деятельности)

2. Операционно-познавательный этап

3.Контрольно-коррекционный этап

4.Этап определения и формулировки домашнего задания

5. Рефлексивный этап.

5-7 мин.

25мин.

10-12 мин.

1 мин.

5 мин.

Ставит проблему: изучалось ли ранее явление интерференции?

Вводит представление о проявлении интерференции света, о способе получения когерентных источников, об условиях образования максимумов и минимумов.

Создание условий для самоконтроля, самооценки знаний и умений.

Создает условия для самоопределения учащихся на выполнение домашнего задания.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения(мотивации, способов деятельности, общения).

Учащиеся активно отвечают на вопросы учителя (№1)

Отвечают на вопросы. (№2). Формулируют вывод.

 Для отработки изучаемых понятий решают задачи коллективно и самостоятельно

Самоопределяются в выборе домашнего задания.

Оценивают эффективность своей работы на уроке, самоосознают возникшие трудности на уроке и способы их преодоления.

Краткая беседа по вопросам.

Рассказ. Демонстрация опыта. Записи в тетради. Выполнение рисунков.

Задачи. тесты, рисунки.

Выбор варианта задания

Фронтальная, приемы самоопределения.

Психологическая готовность учащихся на работу

Сформированность понятия интерференции света как физического явления.

Обнаружение учениками своей компетентности или своих ошибок, связанных с изучение учебного материала.

Самостоятельный выбор и осмысление учащимися характера и содержания д/з.

Осмысливают результаты своей работы на уроке, оценивают себя как субьекта деятельности.

Запись темы на доске, плакаты, рисунки по теме.

Работа с учебником.

Опыт с бипризмой Френеля.

Работа с учебником.

Демонстрация опытов по наблюдению радужных окрасок.

Слайды презентаций с правильными решениями.

Презентация с д/з

Вопросы рефлексивного характера на мультимедийной презентации.


Дидактический инструментарий к уроку

 Вопросы №1

- Что называют интерференцией волн?

- При каких условиях она наблюдается?

- Каковы основные особенности интерференционной картины?

- Что происходит с энергией волн при их интерференции?

- Какие выводы можно сделать о природе света?

- Можно ли свет погасить светом?

- Почему не наблюдается интерференция света от двух электрических лампочек?

Вопросы №2

- Объясните наблюдаемую картину.

- Меняется ли с течением времени интерференционная картина? О чем это говорит?

- Почему интерференционная картина окрашена?

- В какой области происходит интерференция?

Задачи для коллективного и самостоятельного решения:

  1. В некоторую точку на экране приходят два пучка когерентного излучения с оптической разностью хода 2,0 мкм. Что произойдет: усиление или ослабление света? Длина световой волны 600 нм?
  2. Почему меняется окраска крыльев насекомого при рассмотрении их под разными углами?

Домашнее задание:

  1. Обязательное для всех: п.68
  2. Творческое: презентация «Наблюдение интерференции в жизни. Ее использование».
  3. Самостоятельно изучить «Кольца Ньютона». Ответить на вопросы:

       - Изобразите кольца.

       - От чего зависят радиусы колец?

       - Как используют кольца Ньютона для вычисления длины волны?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерференция света

Данная работа является дополнительным материалом при изучении интерференции света....

Разработка урока физики в 11 классе по теме:"Интерференция света."

Предложен вариант урока в 11 классе по волновой оптике с использованием оригинальных видеофрагментов из серии "Школьный физический эксперимент"...

Презентация "Интерференция света" для 11 класса

Данная презентация - наглядное пособие для изучения темы "Интерференция света" в 11 классе. Даёт понятие явления, условий и применения интерференции....

Информационная карта по физике. 12 класс. Интерференция света.

Краткое изложение темы "Интерференция света" в 12 классе в вечерней школе. Ипользованы материалы Интернета....

Дисперсия света. Интерференция света

Дисперсия света. Интерференция света....

Тест по физике по теме "Дисперсия света. Интерференция света" 11 класс.

Содержание данного теста можно использовать при повторении темы "Волновые свойства света" и подготовке к ЕГЭ....

План урока "Интерференция света" 9 класс

Разработан план урока по теме "Интерференция"...