Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках физики
статья по физике на тему

Доклад на тему "Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках физики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns_portal.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных и коммуникационных

 технологий на уроках физики

Донгак Чайзатмаа Даш-Маадыровна,

 студентка группы ФМО-11

ФГБОУ ВПО «ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

 УНИВЕРСИТЕТ им. Н. Ф. КАТАНОВА»

Институт естественных наук и математики

Кафедра общей и экспериментальной физики

В современном мире информационно-коммуникативные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения в этом смысле не должен отставать от жизни, поэтому вопрос внедрения их в структуру современного урока весьма актуален. 

В современное время каждый человек, в первую очередь учитель, должен научиться применять ИКТ. Потому что использование ИКТ вызывает повышенную мотивацию к изучению предмета и теоретически должен повышать качество усваивания информации на уроках.

 Концепция современного образования, а именно предмета физики такова, что объём информации, которую нужно изучить обучающемуся растет с каждым учебным годом. Причём специфики преподавания предмета говорят про то, что практически любой хороший урок несет в себе новый объём информации, которую обучающийся обязан изучить (т.е. осознать и принять). Необходимого времени на осмысление и закрепления фактически не остается, возникает проблема, не имея необходимых навыков обработки получаемой обучающимся информации, он испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самому предмету. 

Использование ИКТ на уроках физики расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, позволяют повышать интерес к изучению предмета и интерес к обучению. Хорошо известно, что в курсе физика есть разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика". Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие обучающиеся не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения. 

Информационно-коммуникационные технологии используют с разной целью и на различных этапах урока: 

  • иллюстративное, наглядное объяснение материала;
  • самостоятельное обучение с отрицанием деятельности учителя;
  • самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
  • частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
  • использование тренинговых (тренировочных) программ;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
  • использование игровых и занимательных программ;
  • использование информационно-справочных систем;
  • организация проектной деятельности учащихся;
  • дистанционное обучение.

При использовании ИКТ на уроке урок становится более современным (с точки зрения использования технических средств), интересным, наглядным. При этом есть возможность приблизить урок к мировосприятию современного подростка.

Применение информационных технологий дает возможность учителю:

- в проверке знаний, умений и навыков;

- в организации закрепления полученных на уроке знаний;

- в экономии времени;

- в возможности эмоционально и образно подать материал;

- проявить творчество, индивидуальность;

-  избежать формального подхода к проведению уроков

Существуют разнообразные формы работы с использованием ИКТ на уроках физики, например такие как: создать собственный физический проект по выбранной теме, создать программу, позволяющую изучать и проверять знания по физике, оформить научно - исследовательскую работу, реферат, провести интерактивный урок, найти сайты по физике в Интернете и работать с ними. 

Так же существует большое число готовых программных продуктов, которые могут быть использованы преподавателем при проведении современных уроков с применением информационных технологий (программа «Физикон», конструктор виртуальных экспериментов по физике, видеозадачники, электронные уроки и тесты «Физика в школе» и т.д.). Причём, подобные программы могут быть использованы, как в полном предложенном объёме, так и моделироваться преподавателем под конкретный урок и конкретные задачи.

Главные достоинства всех этих программ, это наглядное представление моделируемых физических явлений, подача текстовой информации с экрана (дикторский текст) плюс возможность многократного его повторения, гиперссылки, позволяющие быстро найти нужную информацию, наглядность физических законов, моделей, таблиц, плакатов, схем, иллюстраций. Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самостоятельная работа, тестовые задания, самоконтроль и самооценка, показ презентаций уроков, слайдов.

Все это позволяет обучающимся лучше разобраться в деталях, выявить закономерности, присущие данному явлению. Однако преподаватель всегда должен отмечать, что наблюдаемое на экране компьютера явление – это модель, идеализация реального физического явления, и всегда, когда, это возможно, проводить демонстрационный эксперимент с реальными предметами, а также апеллировать к жизненному опыту обучающихся. Очень полезно при сравнении реальных и модельных явлений обсуждать степень идеализации, и ее правомерность, обращать внимание на то, что создание моделей разной степени приближенности к реальным явлениям – это один из основных методов физики. 

В наше время применение компьютера на уроках, способствует повышению мотивации к изучению физики, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки обучающихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.). 

По новому образовательному стандарту «ФГОС» нужно рассматривать обучающегося, как центральную фигуру образовательного процесса, она ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. Преподаватель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность обучающихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития, самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения обучающихся и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, как по предмету, так и жизненные.

В противоречии вышесказанному, хотелось бы отметить, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни натуральный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого преподавателя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании, дают более высокую оценку усвоения материала обучающимися.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Оспенникова Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе: методическое пособие/ Е.В. Оспенникова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 655 с. (http://www.lbz.ru/books/264/5107/).
  2. Смирнов, А.В. Методика применения информационных технологий в обучении физике [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / А.В. Смирнов – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. - 240.
  3. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важевская [и др.]; под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. – М.: Академия, 2000. – 368 с.
  4. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепции, технологии: Монография.ю – Волгоград: Перемена,2000.
  5. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока// Завуч. Управление современной школой. – 2006. - №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики для формирования образовательной среды в условиях ФГОС

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов являетсяориентация на результат образования. Образовательные результаты,выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны сус...

Мастер-класс «Формирование мотивации к изучению предмета посредством использования информационно - коммуникационных технологий на уроках физики»

Создание электронных документов сложно и интересно. По качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятел...

Программа курса «Информационные и коммуникационные технологии на уроках физики»

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки. Данный предпрофильный курс рекомендуется проводить во втором полугодии, когда все основные теоретические сведен...

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках биологии и предметах научно-естественного цикла

Данная статья предназначена для педагогов, активно использующих ИКТ технологии на уроках биологии и предметах научно-естественного цикла. Несколько лет назад я участвовала в пятом городском фестивале ...

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках физической культуры.

Когда в первый раз слышишь фразу “компьютер на уроке физкультуры”, то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение.Специфика каждого предмет...

"Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках физики"

Выпускник современной школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.Одним из педагогических средств и методов, о...

Использование информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Обучение русскому языку в школе именно та область, где использование информационных и коммуникационных технологий может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты....