учебно-деловая игра для изучения кинематики "Большие гонки"
план-конспект занятия по физике (9, 10, 11 класс) на тему

Буякова Елена Викторовна

создаются команды, каждой присваивается машина, начинается "движение по трассе", решаются на скорость задачи на разгон, повороты и т.д. начисляются очки. есть задания для болельщиков. подводятся итоги по очкам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-деловая игра  «Большие гонки»

Цель: закрепление навыка решения задач по динамике;

          Развитие коммуникативных навыков учащихся через работу в группах;

          Привитие учащимся понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Внеклассное мероприятие в рамках интерактивной технологии обучения.

План: - оргмомент

           - разминка

           - введение условий автопробега

           - расчет параметров движения автомобиля на участках автопробега

           - оглашение результатов расчетов

           - подведение итога.

Оргмомент:

        Участники игры делятся на четыре команды, выбирают капитана. Каждая команда занимает свой автомобиль и выходит на старт соревнований.

         Игра делится на два предварительных этапа – техосмотр - проверку знания основных формул динамики и кинематики и тестирование водителей на правила безопасного поведения на дороге и основной этап – движение по маршруту.

        На каждом этапе команды набирают очки, которые потом суммируются . За каждый правильный ответ на вопрос техосмотра дается 1 очко, за каждый правильный ответ на вопросы тестирования дается до 2-х очков. Максимальный балл за прохождение каждого участка основного этапа – 5 очков.

        Максимальный суммарный балл по итогам трех этапов может оказаться равным 43 балла. Участники команд, набравших по итогам соревнований не менее 33 баллов, получают право на аттестацию по текущим оценкам без выполнения контрольной работы. Всем участникам соревнований в журнал выставляется оценка за работу из условия:

1 место – от 12 баллов в зависимости от степени участия в работе команды;

2 место – от 11 баллов,

3 место – от 10 баллов,

4 место – от 9 баллов.

Степень участия в работе каждого члена команды определяет капитан .

Недисциплинированных водителей штрафуют снятием с одного из участков этапа.

На доске выписаны названия и технические характеристики четырех автомобилей:

Название машины

Форд

Ауди

Мерседес

Опель

Масса, кг

2000

2300

2500

2200

Коэффициент сопротивления движению

0,25

0,2

0,35

0,3

Коэффициент трения скольжения

0,5

0,55

0,65

0,6

Результаты соревнований заносятся в таблицу:

Название машины

техосмотр

Безопасность на дороге

автопробег

итог

Форд

Ауди

Мерседес

Опель

Этап «техосмотр»

Проверяется знание формул кинематики и динамики. Каждой команде задается по два вопроса. Если команда не отвечает на вопрос, то он переходит к следующей команде. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Ответы записываются в таблице на доске.

Название машины

Формула кинематики

Формула динамики

Форд

Ауди

Мерседес

Опель

Этап «проверка знания правил безопасного поведения на дороге»

Проверяется понимание сущности физических явлений, возникающих при движении автомобиля и делаются выводы о том, как учитывать эти явления при езде в машине. Каждая команда отвечает на 3 вопроса. Если команда не справляется с вопросом, он переходит к следующей команде. Полный ответ на вопрос оценивается в 2 балла, неполный – 1 балл.

  1. Какие силы действуют на машину во время равномерного движения?
  2. Какие виды  трения возникают при движении автомобиля?
  3. Какой вид трения помогает автомобилю набирать скорость? Как направлена такая сила трения?
  4. Какой вид трения помогает машине тормозить? Как направлена сила трения?
  5. Какой вид трения помогает автомобилю вписываться в поворот? Как направлена такая сила трения?
  6. Какой вид трения возникает при заносе? Как направлена сила трения?
  7. Изобразите на макете, при каком уклоне дороги сила реакции опоры помогает машине вписаться в поворот?
  8. Изобразите на макете, при каком уклоне дороги сила реакции опоры мешает машине вписаться в поворот?
  9. Почему для каждого поворота дороги существует оптимальная скорость его прохождения?
  10. Почему опасно на большой скорости выезжать на выпуклый мост или подъем дороги?
  11. Почему опасно на большой скорости выезжать на вогнутый мост?
  12. Какова причина травм водителей при столкновениях машин? Как избежать травм?

Основной этап – движение по маршруту.

Этап делится на 7 участков, на каждом из которых необходимо рассчитать какой либо параметр движения автомобиля, пользуясь своими исходными данными. За полностью самостоятельный расчет движения на каком-либо участке присваивается 5 очков. За правильный самостоятельный расчет, но с ошибкой в вычислениях – 4 очка, за расчет с подсказкой в виде алгоритма решения задачи – 3 очка, за расчет по алгоритму с ошибкой – 2 очка и за подстановку цифр в готовую формулу – 1 очко. Результаты задачи могут быть использованы в последующих задачах.

1 участок:  рассчитать силу тяги двигателя автомобиля на старте при условии, что он набирает скорость 90 км/ч на участке пути протяженностью 100 метров. Использовать данные из таблицы.

Форд

Ауди

Мерседес

Опель

2 участок: как изменится сила тяги двигателя при равномерном движении на следующем прямолинейном отрезке дороги со скоростью 90 км/ч? Использовать данные предыдущей задачи.

Форд

Ауди

Мерседес

Опель

3 участок : автомобиль должен преодолеть выпуклую возвышенность радиусом 300 метров. Какую скорость должен иметь автомобиль в верхней точке подъема для того, чтобы его вес уменьшился на 20 %? Каково ускорение автомобиля на протяжении подъема и куда оно направлено? Как реализовать такое ускорение в процессе движения?

Форд

Ауди

Мерседес

Опель

4-5 участок : вашей машине предстоит  пологий спуск с возвышенности длиной 150 м с углом наклона 20  . В конце спуска расположен плоский поворот радиусом 50 метров. Вам надо так рассчитать свою скорость в конце спуска, чтобы вписаться в данный поворот. Данные взять из таблицы (не перепутайте!). Какое ускорение разовьет машина на спуске? Найдите силу трения на спуске.

Данная задача включает в себя две задачи,  за ее решение дается 10 очков.

Форд

Ауди

Мерседес

Опель

6 участок: погода портится, пошел дождь. Дорога скользкая.  Впереди вас ожидает наклонный поворот  с углом наклона 15      и радиусом 150 метров. Рассчитать оптимальную скорость вхождения в поворот.

Форд

Ауди

Мерседес

Опель

7 участок : Сразу после наклонного поворота начинается прямой участок дороги перед финишем.  Рассчитайте, на каком расстоянии от финиша нужно начать торможение, чтобы остановиться точно за финишной чертой. Пользуйтесь данными таблицы. Начальную скорость взять из предыдущей задачи.

Форд

Ауди

Мерседес

Опель

Подведение итогов.

Суммируются результаты по всем этапам  и выводится итоговый балл.

Капитаны команд выставляют коэффициент участия членам команд. На основании коэффициента участия выставляется текущая оценка в журнал. Участники команд, набравших не менее 33 баллов, получают право на тематическую аттестацию по текущим оценкам без контрольной работы.

Конкурсы для болельщиков

форд

ауди

мерседес

опель

Тех.задание

Марки авт.

знаки

карточки

детали

  1. Ответить на вопрос из техники:

Данное задание выдается команде в начале игры. Ответ на вопрос заслушивается в начале конкурса болельщиков.

- чем отличаются конструкции мотоциклов и мотороллеров;

- чем отличаются карбюраторные двигатели от дизельных;

- для чего в машине ставится коробка передач;

- чем отличаются переднеприводные машины от заднеприводных конструкционно и при эксплуатации?

    Максимальный балл за ответ – 5 баллов.

  1.  Назвать как можно больше марок автомобилей: на сцене три чистых ватмана. Болельщики каждой команды называют по очереди марку автомобиля и их представитель ее записывает. Повторяться нельзя. Повторять ответы других команд нельзя.

        Каждые два  названия автомобилей оцениваются в 1 балл.

    3.Каждой команде даются ситуации из карточек по проверке правил дорожного движения. Необходимо правильно назвать очередность движения пешеходов и транспортных средств на перекрестках. Каждая ошибка в указании очередности проезда оценивается снятием одного балла.

    4. Назвать как можно больше деталей автомобиля. Ватман на сцене переворачивается на другую сторону. Представитель команды записывает детали автомобиля, называемые командами. Повторяться и повторять ответы других команд нельзя. Каждые две детали автомобиля оцениваются в 1 балл.

Общее подведение итога: команды болельщиков занимают места согласно заработанным очкам. После этого суммируются места, занятые основными командами и места, занятые болельщиками и выводится общее место команды . Первое место занимает команда, сумма мест которой минимальна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-деловая игра "Красноармейскому району - чистый воздух"

Данный файл является сценарием урока, на котором рассматривается экологическая проблема загрязнения окружающей среды Красноармейского района г.Волгограда...

Учебно – деловая игра «Строитель» Тема: ПЛОЩАДИ

Метод проектов. Идею подсказала сама жизнь.  Научить применять на практике полученные знания по нахождению площадей различных фигур....

Сценарий учебно-деловой игры "Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации"

Сценарий деловой игры может быть использован для закрепления и углубления знаний по экономическим дисциплинам.Действие игры происходит на совещании различных групп пользователей аналитической информац...

Конспект урока по геометрии в 9 классе по теме: «Площади многоугольников» Интерактивная учебно-деловая игра «Строитель»

Урок геометрии в 9 классе предполагает изучение материала с применением знаний на практике. Поэтому я разработала урок в виде   интерактивной  учебно-деловой игры  «Строитель», чтобы в ...

Методическая разработка урока. Учебно-деловая игра «Автопробег»

Повторительно-обобщающий урок по теме «Законы взаимодействия и движения тел». Используются  игровые и здоровьесберегающие образовательные технологии. Урок проводится с целью обобщения и закреплен...

Учебно - деловая игра "Суд над терроризмом"

Учебно - деловая игра "Суд над терроризмом"...