Урок — исследование с позиции личностно - ориентированного обучения »;
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Родионова Людмила Александровна

Организацию и проведение  урока — исследования  с позиции    личностно - ориентированного обучения   рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме: «Плотность вещества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-_orientirovannoe_obuchenie.docx131.49 КБ
Файл urok_-_issledovaniya.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация по теме:

 «Урок — исследование  с позиции    личностно - ориентированного обучения  »

                                                                 Выполнила

Родионова Людмила Александровна

учитель физики 1категории

МОУ «СОШ п. Новозаволжский»

Саратовская область

Озинский район

  Личность учащегося, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношение к знаниям   ставятся в приоритете  при  создании  комфортной среды на основе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании подростков на уроках физики. Используя личностно-ориентированный подход в обучении,  ставится и решается методическая цель: обеспечение , развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей.

Для достижения намеченного решаются следующие задачи:

  1. использование разнообразных форм и методов  организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка;
  2. создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  3. стимулирование  учащихся к высказываниям, к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  4. использование  в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  5. поощрение  стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способ деятельности других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  6. создание  ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

Организацию и проведение  урока — исследования  с позиции    личностно - ориентированного обучения   рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме: «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА»


 Цель урока:

познакомить учащихся с такой характеристикой вещества как плотность, выяснить физический смысл плотности, узнать способы измерения.

Задачи урока:

актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; способствовать развитию умения сопоставлять факты; развивать исследовательские навыки; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений; создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности, развивать интерес к физике как к науке о природе.

Методы обучения:

проблемно – поисковый метод, исследовательский метод, практический метод, демонстрационный метод.

Оборудование:

  видеопроектор; рычажные весы, разновесы; несколько тел равного объёма, но разной плотности, одного объёма, но различных масс; измерительный цилиндр (мензурка), вода; комплект тестовых заданий , таблицы плотностей веществ, измерительные линейки, тела разного объёма.

Ход урока

  1. Контроль знаний по теме «Взаимодействие тел. Масса тела»

тест по теме «Взаимодействие тел. Масса тела»

Изменение скорости тела происходит…

а) …пока на него действует другое тело;

б) …без действия на него другого тела;

в) …после  действия на него другого
тела.

Может ли тело само по себе
изменять свою скорость?

а) Не может;

б) может;

в) всё зависит от желания тела.

Человек прыгнул из неподвижной лодки на берег. В каком случае
скорости человека и лодки,
приобретённые при прыжке,
будут одинаковыми?

а) Если масса лодки больше массы
человека;

б) если их массы одинаковы;

в) если масса лодки меньше массы
человека.

В каком направлении будет двигаться мяч, спокойно лежащей на столе при равномерном движении поезда , если поезд резко затормозит

а) вперёд по направлению поезда

б) назад против направления поезда

в) вправо

г)влево

Основная единица массы…

а) г;   б) кг;   в) т;   г) мг;   д) ц.

Выразить в кг массу яблока, равную 120 г.

а) 0,012 кг;

б) 1,2 кг;

в) 0,12 кг.

Весы уравновесили, разместив
на левой чашке взвешиваемое тело,
а на правой – набор гирь, представленный на рисунке. Чему равна
масса тела?

а) 52,62 г;

б) 50,62 г;

в) 550,120 г.

Вычислите массу тележки № 2, если известно, что после пережигания нити, удерживающей пружину, тележки начали двигаться со скоростями, показанными на рисунке стрелками.

II. Изучение нового материала 

Блок 1. Представление о плотности вещества

1. Эксперимент показывает, что…

а) …тела одинаковой массы имеют
разный объём.

   

б) …тела равного объёма имеют разную
массу.

Вывод: все вещества обладают свойством, которое называется плотностью, разные вещества обладают разной плотностью. Плотность обозначается буквой ρ (ро).

Блок 2. Каков физический смысл плотности вещества?

Плотность показывает, чему равна масса 1 см3 или 1 м3 вещества. 

Она измеряется в г/см3 или кг/м3.

11,3 г/см3

Свинец

Например, плотность железа равна
11,3 г/см
3. Что это значит?
Это значит, что 1 см
3 железа имеет массу
11,3 г.

Как плотность связана с внутренним строением вещества?

Самый удобный способ разобраться с понятием плотности это рассмотреть три состояния вещества

0200301

молекулы в каждом из состояний меняют взаимное расположение, промежутки между молекулами уменьшаются. Значит плотность зависит от того как располагаются молекулы внутри тела.

Вывод: чтобы вычислить плотность вещества, из которого изготовлено вещество, нужно  массу тела разделить на его объём, то есть:

плотность =  или   

Блок  3.  Представление об экспериментальном методе определения
плотности твердого тела

Для экспериментального определения плотности вещества нужно иметь
следующее оборудование:

1) весы  и разновески для измерения
массы тела
m (в г);

2) мензурка для измерения объёма
тела
V в см3.

       

Вывод: зная  формулу вычисления плотности  вещества, из которого изготовлено вещество, можно определить  массу тела  и  его объём, то есть .

 m= ρ*V      V= m/ ρ  [ρ =1кг/м ] ] [ρ =1 гсм3 ]

вычислив плотность вещества по  формуле и посмотрев в таблицу плотностей, можно узнать, из какого вещества изготовлено тело!

                                                    Это стоит  запомнить:

1. Для определения плотности жидкостей применяется специальный прибор, который называется ареометром.

2. ρльда > ρводы  > ρводяного пара

3. Плотности различных веществ можно найти в таблице плотностей.

4. Нужно уметь переводить единицы плотности, например, ρалюм = 2,7 г/см3. Умножим это число на 1000 и получим другую единицу плотности алюминия 2700 кг/м3. Можно поступить и наоборот. Например, ρкапрона = 1100 кг/м3. Разделим это число на 1000 и получим плотность капрона 1,1 г/см3.

Закрепление  изученного материала.

Используя таблицы плотностей веществ ,  применим  новые знания при  выполнении  практического  задания по группам. У каждой группы на партах есть набор оборудования и задание . Выполняя измерения объема тела неправильной формы, найти  плотность (массы известны): по завершению подготовить отчёт  используя предоставленные  вопросы.

1 группа: 100 г меди ;  

2 группа: 100 г деревянного бруска ;

3 группа: 100 г  мыла .

Вопросы для отчета:

  1. Какие величины вам необходимо было узнать для выполнения задания?
  2. Как вы их нашли?
  3. Какой получился результат в г/см3, а  в кг/м3?

Из рубрики « Это интересно»

Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3.
Плотность крови человека 1050 кг/м
3.
Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3.

Ответьте почему?  Отрывок  из рассказа Л.Н Толстого «Сырость»:

«...Осенью и зимою двери разбухают и не растворяются, а летом ссыхаются и притворяются. От чего слабое дерево — осина больше разбухает, а дуб меньше?»

 От того, что в крепком дереве — дубе пустого места меньше и воде некуда набраться, а в слабом дереве — осине пустого места больше и воде есть куда набраться.

(ρ осины = 500 http://doc4web.ru/uploads/files/4/3523/hello_html_58f5861a.gif, ρ дуба = 700 http://doc4web.ru/uploads/files/4/3523/hello_html_58f5861a.gif)

   Подведение итогов урока. Анализ домашнего задания.

 - Итак, чтобы узнать плотность тела, необходимо знать массу тела  и его объём.

IV. Домашнее задание:  § 21, ответить на вопросы к § 21, выполнить упражнение 7  (№ 1-3 устно; № 4,5 письменно) 

Используемая литература:

1.Архив газеты 1 Сентября. Подборка статей по методике проведения уроков физики.

2.Методика преподавания и инновации в сфере образования , статьи из журнала «Физика в школе» «Открытая физика»

3.Пёрышкин А.В. «Физика 7» учебник для общеобразовательных учреждений-М Дрофа 2010

4.Коренчук Т.М., Дифференцированный подход в обучении.//Открытая школа. - 2009 г. - стр. 50 — 52.

5.Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. -М., 1996.

        



Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ п.Новозаволжский»  Саратовской области

Озинского района

Публикация по теме:

 «Организация урока физики  с позиции

 проведения исследовательской  работы »

Выполнила

Родионова Людмила Александровна

учитель физики 1категории

                                                     

Организацию и проведение проектно-исследовательской работы  рассмотрим на примере урока физики в 7 классе по теме «Сила упругости. Закон Гука»

Проект посвящён учебной теме “Силы упругости. Закон Гука”.

Назначение -  формирование у учащихся новых знаний о реальной действительности, учить учащихся 7 класса  проектно-исследовательским работам.

Актуальность темы в том, что она связывает теорию с практикой, раскрывает возможность объяснения природы, применение и использование изученного материала. Качественные проблемные вопросы развивают интерес к предмету. Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, проводить эксперименты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, задумываться над загадками природы.

 Гипотеза. Чем больше деформация , тем больше сила упругости.

Задачи:

 Основополагающий вопрос. 

Как объяснить очевидное?

Проблемные вопросы. 

Как мы будем жить без силы упругости?

Насколько важен закон Гука?

Связь силы упругости с другими силами?

Как используют силу упругости в природе и технике?

Учебные вопросы. 

Что такое деформация?

Какие вы знаете виды деформации?

Какая сила называется силой упругости? Причины их возникновения.

Какие опыты иллюстрируют закон Гука?

Какие виды силы упругости вы знаете? Приведите примеры.

                                     

                             План проекта

  1. Изучить теорию о силе упругости
  2. Провести серию экспериментов с целью выяснения  способов возникновения   силы  упругости.

Объект исследования: сила упругости.

Предмет исследования: состояния деформированных тел,

Время реализации проекта: 45 минут.

Продукт проекта: опорный конспект.

Риски проекта: низкая активность в ходе выполнения проекта, недостаточный уровень самостоятельности, завышенная самооценка результатов своей деятельности.

Ход исследования.

Работа над проектом осуществляется в группах. На доске записываются вопросы, на которые учащиеся должны ответить, основываясь на теоретических рассуждениях и экспериментальном исследовании.

Тема: «Сила упругости»

1.

Представление о силе упругости.

Условие возникновения

Сила упругости – это сила, возникающая при деформации тела и стремящаяся вернуть его в исходное положение. Обозначают Fупр.

2.

 От чего зависит сила упругости? Каковы особенности силы упругости

Сила упругости прямо пропорциональна деформации (удлинению) пружины.

Fупр ~ kl.

џ Однако пружины бывают разными: одну легко растянуть, а другая едва поддается деформации. Упругие свойства пружины характеризуются особой величиной, которая называется жесткостью пружины. Обозначается k. Жесткость пружины зависит от ее формы, размеров и материала, из которого она изготовлена.

 Следовательно,  можно записать:

                                          Fупр = kl.

Это уравнение называется законом Гука: сила упругости, возникающая при деформации тела, прямо пропорциональна удлинению тела.

3.

 Направление силы упругости.

Сила упругости всегда направлена в сторону, противоположную смещению частиц
тела при деформации. Деформация – влево, сила упругости – вправо и т. д

4.

Формула для расчета силы упругости

                                          Fупр = kl.

5.

Границы применимости закона Гука.

Закон, установленный Гуком, справедлив только для упругих деформаций.

Результаты проекта.

В ходе выполнения проекта учащиеся получили знания:

  • о силе упругости,
  • о причинах ее возникновения,
  • о направлениях ее действия,
  • точке приложения,
  • о законе Гука

Умения и навыки:

  1. Работа с приборами, определение силы упругости.
  2. Научились сравнивать результаты, делать выводы о значимости силы упругости

Постпроектное  решение.

        К вопросам изучения силы упругости учащиеся вернутся  в  старших  классах.

Используемая литература

1.Архив газеты 1 Сентября. Подборка статей по методике проведения уроков физики.

2.Методика преподавания и инновации в сфере образования , статьи из журнала «Физика в школе» «Открытая физика»

3.Пёрышкин А.В. «Физика 7» учебник для общеобразовательных учреждений-М Дрофа 2010

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...