Урок физики "Смачивание. Капиллярность"
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Сценарий урока освоения новых знаний с использованием технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx129.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Октябрьский лицей»»

п.Октябрьского Калачевского района Волгоградской области

Ф.И.О. учителя   Шумилова Марина Владимировна

Предмет             физика

Класс                 10

Тип урока        освоение  новых знаний

Технология      критического мышления

Тема

Смачивание, капиллярность

Цель

Обеспечение  условий для усвоения учащимися понятий смачивания и капиллярности, значимости данных явлений в нашей жизни.

Планируемые образовательные результаты:

предметные

будут

- иметь представление о явлениях смачивания, капиллярности;

- знать определение понятий: «мениск», «угол смачивания»;

- уметь объяснять форму мениска, применять формулу расчета высоты подъема (опускания) жидкости в капилляре к решению задач, приводить примеры учета и использования смачивания и капиллярности в нашей жизни.

метапредметные

- смогут определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение  и делать выводы

личностные

- осознают значение смачивания и капиллярности в природе, технике, быту; получат возможность проявить коммуникативную компетентность в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Основные понятия и величины

Физика: смачивание, мениск, угол смачивания, капиллярность, сила поверхностного натяжения, сила тяжести, законы Ньютона, плотность, высота подъема жидкости в капилляре.

Математика: длина окружности, объем цилиндра, площадь круга, прямо пропорциональная зависимость, обратно пропорциональная зависимость.

Биология: капилляры

Ресурсы

УМК: Касьянов В.А.. Физика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник. М.: Дрофа, 2013. § 66.  Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М. Задачи по физике для профильной школы с примерами решений. 10-11 классы. – М.: ИЛЕКСА, 2010.


Организация образовательного пространства

Этап урока/время

Деятельность учителя (методы, приемы,  задания для учащихся, формы контроля)

Деятельность учащихся  (форма организации  познавательной  деятельности)

Универсальные учебные действия

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1.Мотивирование к освоению новых знаний и актуализация учебной деятельности

/до 5 минут

Создание условий для включения учащихся в учебный процесс.

Проведение подводящего проблемного диалога  для формулирования учениками темы и целей урока.

А – Демонстрация опыта 1 с сообщающимися сосудами.

Почему уровень жидкости одинаков?

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0f41/0000bf08-a4dd7290/hello_html_1a889bf1.jpg

Демонстрация опыта 2 с набором капилляров. Почему однородная жидкость теперь установилась на разных уровнях?

http://asquarelab.co.in/wp-content/uploads/2013/10/physics-capillary-tubes-apparatus2.jpg

Б - Работа с рисунками:

http://nashideto4ki.ru/uploads/posts/2014-12/1418222284_zanimatelnye-opyty-po-fizike-detyam-kapillyarnye-sily-i-cvetnye-chudesa-img-3.jpg     

Как переливается жидкость из одного стакана в другой? Почему в одних случаях жидкость поднимается в капилляре, в других -  опускается?

В- приём «Самостоятельное формулирование вопросов к новому учебному материалу» (Например, При каком условии жидкость поднимается в капилляре? На какую высоту способен поднять жидкость данный капилляр? Как данные явления проявляются в природе и как их можно использовать?)

Воспринимают и принимают информацию, значимую для определения темы, цели урока и организации учебной деятельности.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения

Тема урока, вопрос записываются в рабочую тетрадь.

-определение цели и способов достижения результатов

-учебное сотрудничество с учителем

2.Освоение новых знаний  

/до 15 минут

Организует работу с текстом  «Смачивание, капиллярность»  § 66 и выполнение заданий..

Задание 1. Прием «Найди пару».

Понятие

Определение

1. Смачивание

А. Явление подъема или опускания жидкости в капилляре

2. Мениск

Б. Узкий сосуд

3. Угол

смачивания

В. Форма поверхности жидкости вблизи стенки сосуда

4. Капилляр

Г. Угол между плоскостью, касательной к поверхности жидкости, и стенкой

5. Капиллярность

Д. Искривление поверхности жидкости у поверхности твердого тела в результате взаимодействия молекул жидкости с молекулами твердого тела

Индивидуальная работа с текстовой информацией.

- понимание прочитанного текста

-нахождение конкретной информации.

- установление смысловых, причинно-следственных связей; самоконтроль.

Организует исследование.

Задание 2. Выясните опытном путём, смачивается ли водой резина, алюминий, стеарин (свеча), листья комнатных растений, органическое стекло, пластилин и т.д. Самостоятельно сформируйте таблицу и занесите в неё полученные результаты. Поясните результаты.

Проводят исследование  в группах.

- выполняют эксперимент, офор-мляют результаты в виде таблицы

- определение цели и способов проведения эксперимента

-учебное сотрудничество в паре

Задание 2. Прием «Преобразование информации». Взаимоконтроль

Вопросы

для сравнения

Смачивающая

жидкость

Несмачивающая жидкость

1. Условия

2. Примеры (ж-тв.тело)

3. Учет и использование

4. Мениск и угол смачивания

5. Характер капиллярности

Работа в паре. Презентация результатов труда соседней паре

-оформление информации в виде таблицы

- взаимоконтроль по результату

-учебное сотрудничество в паре и группе

Задание 3. Прием «Восстанови цепочку логических рассуждений» (вывод формулы расчета высоты подъема жидкости в капилляре).

  1. Подъем прекращается, когда .
  2. По III закону Ньютона . Значит, Fпов = Fт
  3. Fпов = σ ∙ l = σ ∙ …
  4. Fт = mg = ρ ∙ … ∙ g = ρ ∙ S ∙ h ∙ g = ρ ∙ π ∙… ∙ h ∙ g
  5. Приравниваем правые части уравнения для Fпов  и Fт.

σ ∙ … = ρ ∙ π ∙… ∙ h ∙ g

  1. h = …

Работа в паре. Вывод формулы

- вывод формулы с опорой на ранее полученные знания

- выстраивают цепочку логических рассуждений

-учебное сотрудничество в паре

3.Первичное закрепление  и проверка уровня освоения новых знаний

/до 15 минут

Организует само- и взаимопроверку освоения нового учебного материала

Задание 4. Прием «Верю – не верю».

Высказывание

Истинно (И),

Ложно (Л)

1

Капля жидкости всегда имеет сферическую форму

2

Жидкость смачивает поверхность твердого тела, если силы притяжения Fж-т между молекулами жидкости и твердого тела больше, чем силы притяжения между молекулами жидкости Fж

3

Вода не смачивает парафин, так как силы притяжения между молекулами жидкости Fж  больше, чем силы притяжения Fж-т между молекулами жидкости и твердого тела

4

Угол смачивания для капли воды, находящейся на поверхности стекла, тупой

5

Чем больше диаметр капилляра, тем меньше высота подъема жидкости в капилляре

6

Подъем (опускание) жидкости в капилляре прекращается, когда сила поверхностного натяжения становится равной силе тяжести столба жидкости

Работа в паре. Определяют истинность высказываний

-контроль по результату  

-учебное сотрудничество в паре

Задание 5.

А) Решение качественных задач:

  1. Почему лежащий на мокрой губке сухой мел быстро намокает, в то время как сухая губка, лежащая на мокром куске мела, остается сухой?
  2. Какую роль играют капилляры в жизни растений и животных?
  3. Какую функцию несет тонкий жировой слой на перьях водоплавающих птиц?
  4. Каким образом вспахивание и боронование земли способствует сохранению влаги в почве?

Б) расчетные задачи

Предлагает учащимся решить на выбор задачу

(самостоятельная   работа):

- средний уровень – задача   №1 к § 66,  достаточный уровень – задача №2 к § 66,  высокий уровень – задача №3 к § 66.

Индивидуальная помощь учащимся.

Учащиеся применяют новые знания к решению задач. Далее в новых группах по выбранным уровням проверяют результат решения задачи, вносят корректировки.

Проверка результата работы  по эталону.

Учащиеся, имеющие затруднения, корректируют свои знания с помощью учителя.

-контроль по результату  самостоятельной работы

- самостоятельное исправление ошибок

-учебное сотрудничество в группе

- учебное сотрудничество с учителем

4.Рефлексия

/до 4 минут

Подведение итогов урока

А – содержательная рефлексия (вопросы к теме  урока)

Б – деятельностная  

Самооценивание деятельности

А – определяют получен ли ответ на вопрос к теме урока

Б – определяют, какие из предложенных заданий сделаны в ходе урока верно.

Оценивают свою деятельность по балльной системе

-оценивание степени и способов достижения цели

- аргументи-рованное оценивание своей деятельности

5.Домашнее задание

/1 мин

Выдача индивидуального домашнего задания:

§ 66, сборник задач №20.28,  №20.18 (средний уровень) , №20.20 (достаточный уровень), таблица корректировки ошибок

Задание, в котором допущена ошибка

Как нужно было действовать

Причина ошибки

Определение учащимися домашнего задания в соответствии с результатами оценивания своей деятельности на уроке

- планирование деятельности  при выполнении домашнего задания


Приложение 1.

Ключи к заданиям.

Задание 1. Прием «Найди пару».

1 – Д, 2 – В, 3 – Г, 4 – Б, 5 – А.

Задание 2. Прием «Преобразование информации». Взаимоконтроль

Вопросы

для сравнения

Смачивающая жидкость

Несмачивающая жидкость

1. Условия

Fт-ж > Fж

Fт-ж <  Fж

2. Примеры (ж-тв.тело)

Вода - стекло

Вода - парафин

3. Учет и использование

Покраска, стирка, пайка

Гидроизоляция

4. Мениск и угол смачивания

5. Характер капиллярности

Подъем жидкости в капилляре

Опускание жидкости в капилляре

Fт-ж – силы притяжения между молекулами жидкости и твердого тела

Fж  - силы притяжения между молекулами жидкости

Задание 3. Прием «Восстанови цепочку логических рассуждений» (вывод формулы расчета высоты подъема жидкости в капилляре).

  1. Подъем прекращается, когда .
  2. По III закону Ньютона . Значит, Fпов = Fт
  3. Fпов = σ ∙ l = σ ∙ 2 ∙π ∙ r
  4. Fт = mg = ρ ∙ V ∙ g = ρ ∙ S ∙ h ∙ g = ρ ∙ π ∙ r2 ∙ h ∙ g
  5. Приравниваем правые части уравнения для Fпов  и Fт.

σ ∙ 2 ∙π ∙ r = ρ ∙ π ∙ r2 ∙ h ∙ g

  1. h =

Задание 4. Прием «Верю – не верю».

Высказывание

Истинно (И),

Ложно (Л)

1

Капля жидкости всегда имеет сферическую форму

Ложь

2

Жидкость смачивает поверхность твердого тела, если силы притяжения Fж-т между молекулами жидкости и твердого тела больше, чем силы притяжения между молекулами жидкости Fж

Истина

3

Вода не смачивает парафин, так как силы притяжения между молекулами жидкости Fж  больше, чем силы притяжения Fж-т между молекулами жидкости и твердого тела

Истина

4

Угол смачивания для капли воды, находящейся на поверхности стекла, тупой

Ложь

5

Чем больше диаметр капилляра, тем меньше высота подъема жидкости в капилляре

Истина

6

Подъем (опускание) жидкости в капилляре прекращается, когда сила поверхностного натяжения становится равной силе тяжести столба жидкости

Истина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Капиллярность и смачивание.

Методическая разработка урока с полным комплектом раздаточного материала. Видео материал доступен по гиперссылке в режиме просмотра в презентации (слайд №5 стрелочки внизу)....

Презентация к уроку "Исследование капиллярных свойств столовых салфеток". Урок-контрольная закупка.

Урок- исследование позволяет обобщить знания учащихся по пройденному материалу, учит анализировать, сравнивать результаты экспериментов и делать выводы....

Методическая разработка проблемного урока. Тема: "Смачивание и капиллярность"

Методическая разработка посвящена уроку физики в 7 классе. Урок построен в соответствии с принципами проблемного обучения. Такая организация урока позволяет научить учащихся творчески усваивать знания...

Материалы открытого урока физики "Поверхностное натяжение.Смачивание. Капиллярные явления"

Представлена технологическая карта урока физики с применением интерактивных технологий...

План-конспект урока "Заболевания сердца. Первая помощь при капиллярном, венозном, артериальном кровотечениях"

Цель урока: сформировать знания о заболеваниях сердца, приобрести навыки первой помощи при капиллярном, венозном, артериальном кровотечении.Задачи:Образовательные:1.      Позн...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку " Смачивание. Капиллярность"

Презентация к уроку физики 10 класса по учебнику В.А. Касьянов. " Смачивание. Капиллярность"...

Разработка урока в 6 «А» классе ПО ТЕМЕ «КАПИЛЛЯРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ»

Визитка урокаОбразовательное учреждение: МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой»Тема урока: «Капиллярные явления в физике и биологии».Два уровня целей: Виды целей Учащ...