Разработка урока в 6 «А» классе ПО ТЕМЕ «КАПИЛЛЯРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ»
методическая разработка по биологии (6 класс)

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru
Визитка урока
Образовательное учреждение: 
МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой»
Тема урока: «Капиллярные явления в физике и биологии».
Два уровня целей: 
Виды целей Учащиеся научатся Учащиеся получат возможность научиться
Цель-предмет
(познавательный предметный результат) - определять  явления смачивания, несмачивания и капиллярности; 
- определять и находить примеры этих явлений в природе и технике;
- определять сферу применения этих явлений - распознавать явления смачивания, несмачивания и капиллярности;
- приводить примеры смачивания, несмачивания и капиллярности в природе и технике (в биологии и физике)
 
Цель-способ
(развивающий, метапредметный результат) - выявлять зависимость высоты подъема жидкости от диаметра капилляра, от рода жидкости;
- объяснять значение смачивания в промышленности и в быту;
- объяснять явление капиллярности у растений
 
- применять полученные знания при решении качественных задач, имеющих практическое значение;
- прогнозировать результат своей деятельности;
- осуществлять рефлексивный контроль;
- объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- применять правила делового сотрудничества.
Цель-ценность
(воспитывающий, личностный результат) - выражать различные эмоции, связанные с обнаружением имеющегося знания-незнания;
- проявлять заинтересованность в поиске способа действия;
- проявлять терпение и доброжелательность в субъект-субъектных отношениях  при осуществлении  поиска способа действия в парах - мотивировать свои действия;
- выражать положительное отношение к процессу познания;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, ответственность, причины неудач;
- сравнивать разные точки зрения.
 
Класс: 6 «а»:  учебная деятельность шестиклассников побуждается и направляется разными учебными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достаются результаты, решаются учебные задачи. 
При развитии психических функций, доминирующей в этом возрасте является - мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. А от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Так же в этом периоде завершается переход от наглядно - образного к словесно - логическому мышлению. Рассуждая, ребёнок использует операции, но они ещё не формально - логические. 
Память в этом возрасте развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети не произвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. 
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.
Что касается развития психических функций в этом возрасте, продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально - логическими операциями. Подросток, абсорбируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их. Так же он приобретает взрослую логику, происходит дальнейшая интеллектуализация восприятие и памяти, воображения. Появляется подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, изменчивые увлечения. Появляется склонность к самоанализу.
 
Учителя: Бирюкова Светлана Валерьевна высшая категория
Овсянникова Александра Александровна высшая категория
Тип урока: _ урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков_(проблемный урок)
Межпредметные связи: __биология и физика__
                                                                          (название предметов)
Направление  межнаучного взаимодействия (выбрать нужное, конкретизировать):
1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.
2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.
 
Целеполагание урока
Цель-предмет (что преподается?)  =  познавательная цель, ориентированная на предметный результат
- обучающиеся научатся определять  явления смачивания, несмачивания и капиллярности; 
- определять и находить примеры этих явлений в природе и технике;
- определять сферу применения этих явлений
Цель-способ (как преподается) = развивающая цель, ориентированная на метапредметный результат
обучающиеся научатся выявлять зависимость высоты подъема жидкости от диаметра капилляра, от рода жидкости;
- объяснять значение смачивания в промышленности и в быту;
- объяснять явление капиллярности у растений
Цель-ценность (зачем преподается? ценности и смыслы): = воспитательная, мировоззренческая цель, ориентированная на личностный результат
- обучающиеся осознают важность капиллярных явлений в природе и технике;
- убедятся в необходимости постоянного пополнения своих знаний;
- оценят личностную значимость полученных на уроке знаний.
Учебная задача урока: цель от ученика.
«Как объяснить капиллярные явления в биологии и физике?»
Исходное состояние обучающихся:
Знают о явлениях смачивания и несмачивания, о существовании капилляров и явлений с ними связанных;
умеют выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
понимают, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливают соответствие полученного результата поставленной цели; соотносят правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
 
Способы реализации межпредметных связей (выбрать нужное, конкретизировать): 
- фрагментарное рассмотрение фактического материала из различных учебных дисциплин (биологии и физики);
- выделение метазнаний в предметах единого цикла;
- постановка вопросов смежного характера, общих для ряда предметов, идей, теорий, законов
- постановка учебных проблем и проблемных ситуаций межпредметного характера; 
- формирование общих для родственных дисциплин понятий, расширение признаков предметных понятий
- формирование у учащихся обобщенных умений, которые лежат в основе межпредметных видов деятельности, общих для всех предметов умений, ориентировочной основы действий  (формирование общеучебных и обобщенных умений, обеспечивающих перенос знаний из одного предмета в другой, способов выполнения учебных действий);
- решение задач межпредметного характера.
 
Структура и виды межпредметных связей (выбрать нужное и конкретизировать):
по составу – объекты, факты, понятия (смачивание-несмачивание, капиллярные явления), теории, методы;  
по способу – логические, методологические приёмы и формы учебного процесса, при помощи которых реализуются  связи в содержании (проблемные вопросы, работа с информацией, составление схемы-кластера); 
по направленности – формирование общих умений и навыков, комплексное использование знаний при решении учебных задач. 
(Учащиеся сами формулируют тему урока, определяют учебную задачу урока, определив границы знания и незнания; формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,  дают оценку деятельности по ее результатам).
(Любой случай связи должен содержать все  три признака и вида межпредметных связей)
 
Этапы урока, в которых используется прием сценирования 
1. Мотивационный этап.
2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
6. Первичное закрепление нового знания.
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
8. Включение в систему знаний и умений.
9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc759.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА УРОКА В 6 «А» КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «КАПИЛЛЯРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ»

  1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Учитель физики. Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, на котором вы сможете получить новые интересные знания по физике и биологии, которые вам могут пригодиться в повседневной жизни.

Вокруг нас очень много разнообразных предметов, так называемых физических тел. Скажите, почему книга лежит на столе, автомобиль стоит на земле, вода течет из крана на землю?

Учащиеся: Действует сила тяжести.

Учитель физики: На все тела, обладающие массой, действует сила тяжести и направлена она к центру Земли. Значит, ни одно тело не может двигаться вверх?

Учащиеся: Могут. (Приводят примеры)

Учитель физики. При каких условиях тела могут двигаться вверх против силы тяжести?

Учащиеся: Тела могут двигаться вверх против силы тяжести, если нам тела будет сила, направленная вверх и по модулю больше силы тяжести.

Учитель физики: Вода, как правило, всегда падает вниз к центру земли. Например, движение воды в водопадах, движение воды в струе из крана. Подумайте, ребята, а может ли вода подниматься вверх и при каких условиях?

Ответы учащихся.

Учитель биологии: Ребята, посмотрите на рисунки и ответьте, как называются эти каналы у человека и растений? Какие явления с ними связаны?

Картинки по запросу капилляры

Картинки по запросу сосуды растений

Учитель биологии: Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока: «Капиллярные явления в физике и биологии».

Запишите тему урока в своём маршрутном листе.

Учащиеся приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Беседа с учителем.

Работают с информацией, представленной в виде рисунков.

Учащиеся работают с информацией, представленной в виде рисунков.

Согласовывают и формулируют тему урока.

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся  эмоциональную реакцию затруднения.

Учитель физики: А что представляет собой капилляр?

Учащиеся: Дают определение капилляра.

Учитель: Явления подъема или опускания жидкости в капиллярах называют капиллярными.

Учитель: А почему жидкость поднимается или опускается в капиллярах? Используя, какое природное явление, можно объяснить такое поведение жидкости?

Учащиеся: Явление смачивания или несмачивания водой поверхностей.

Учитель: Правильно. Рассмотрим условия смачивания и несмачивания жидкостями поверхностей.

Учитель проводит опыт с бумагой, стеклом и водой. Объясняет степень смачивания в зависимости от краевого угла смачивания.

  http://www.studfiles.ru/html/2706/142/html_vbrknXpOHA.a3CS/htmlconvd-5r9WCz_html_m5bcbc2c4.jpg

Учитель биологии: Ребята, приведите примеры явления смачивания в природе?

Учащиеся: роса, стекание воды с листьев после дождя и др.

Учитель биологии:  Почему маленькие капли росы на листьях некоторых растений имеют форму шариков, тогда как листья других растений роса покрывает тонким слоем?

Капли воды на листе

Учащиеся. Если образуются шарики, вода не смачивает лист, а если лист покрыт равным слоем воды, то смачивает. 

Учитель: Листья многих растений покрыты либо тонким слоем воскоподобного вещества, либо густо-густо  волосками, которые тоже ведут себя подобно воску. А воск водой не смачивается. Поэтому роса и собирается в отдельные капельки.

Беседа с учителем.

Беседа с учителем.

3.   Целеполагание

   Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Учитель биологии. Если вы живете на шестом этаже, проделайте один хотя и утомительный, но в высшей степени интересный эксперимент. Возьмите десятилитровое пластмассовое ведро, спуститесь с ним во двор и наберите там воды из водопроводного крана. С полным ведром поднимитесь к себе на шестой этаж и опорожните ведро. Всю эту операцию повторите 20 раз. Закончив эксперимент, вы в итоге поднимите 200 литров воды на высоту примерно 15 метров, иными словами, выполните работу, которую совершает в теплый солнечный день взрослое дерево березы.

Но самое удивительное здесь то, что на ее выполнение деревья вообще не затрачивают собственной энергии. Рациональная конструкция делает этот процесс автоматическим.

Объясните, что это за конструкция и как происходит эта работа?

Ответы детей.

Учитель биологии: у растений есть водопроводящая система, состоящая из большого числа микроскопических трубочек-капилляров, которая позволяет им с необычайной легкостью совершать то, чего не в состоянии сделать ни один из созданных человеком вакуумных насосов: поднять самотеком воду на отметку более 10 метров. Не будь «изобретены» эти мельчайшие в мире капилляры-трубы, высота растений не могла бы превысить и 10 метров. Только благодаря им стали возможны деревья-великаны высотой более 100 метров. Как известно, стволы деревьев, ветви растений пронизаны огромным числом капиллярных трубочек, по которым питательные вещества поднимаются до самых верхних листочков. Корневая система растений, в свою очередь, оканчивается тончайшими нитями - капиллярами. И сама почва представлена совокупностью капиллярных трубочек, по которым поднимается к поверхности вода с растворенными в ней веществами.

Учитель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам подумать и записать в своём маршрутном листе то, что пока неизвестно  о капиллярных явлениях, и что хотелось бы узнать.

Капиллярные явления

?

?

?

?

?

Учащиеся зачитывают вопросы.

Учитель биологии. Ребята, тогда давайте сформулируем учебную задачу нашего урока: «Как объяснить капиллярные явления в биологии и физике?»

Света. А теперь давайте определим способы решения учебной задачи. Как вы будете искать ответы на свои вопросы?

Ответы детей (провести опыты, прочитать в литературе, посмотреть видео, послушать учителя).

Учащиеся формулируют и записывают вопросы о капиллярных явлениях.

Учащиеся согласовывают и формулируют учебную задачу урока, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. Осознание учащимися необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения.

4 .  Планирование

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

Учитель физики. Ребята, перед вами лежит текст о капиллярных явлениях, прочитав его

попытайтесь объяснить причину подъема жидкости в капилляре или ее опускание.

Текст для учащихся.

Явления смачивания и несмачивания жидкостями поверхностей влияет на поведение жидкостей в капиллярных трубках.

Возьмем капиллярные трубки различного сечения и опустим их сначала в воду, которая смачивает стекло, а затем в ртуть, которая его не смачивает. Вода в капиллярной трубке поднимется (рис. 20, а), а ртуть - опустится (рис. 20, б); при этом высота подъема смачивающей жидкости и опускания несмачивающей тем больше, чем меньше радиус трубки. Погрузим одну из капиллярных трубок с одинаковыми радиусами в воду, другую - в керосин. Видим, что вода поднялась выше, чем керосин.  

Описание: Рис. 20. Жидкости в капиллярах
Рис. 20. Жидкости в капиллярах

Мы знаем, что под действием сил поверхностного натяжения поверхность жидкости стремится сократиться. Вследствие этого поверхность вогнутого мениска стремится выпрямиться и сделаться плоской (рис. 20, в). При этом она тянет за собой частицы жидкости, лежащие под ней, и жидкость поднимается по капилляру вверх. Но поверхность жидкости в узкой трубке плоской оставаться не может, она должна иметь форму вогнутого мениска. Как только в новом положении данная поверхность примет форму мениска, она снова будет стремиться сократиться и т. д. В результате действия этих двух причин смачивающая жидкость и поднимается по капилляру. Поднятие прекратится, когда сила тяжести Ртяж поднятого столба жидкости, которая тянет поверхность вниз, уравновесит равнодействующую силу F сил поверхностного натяжения, изображенных маленькими векторами и направленных касательно к каждой точке поверхности. Высота подъема жидкости определяется по формуле:

Описание: http://physiclib.ru/books/item/f00/s00/z0000051/pic/000121.jpg

Здесь h- высота столба жидкости в трубке, σ – коэффициент поверхностного натяжения, ρ- плотность жидкости, r- радиус трубки, g – ускорение свободного падения.        

В случае несмачивающей жидкости последняя, стремясь сократить свою поверхность, будет опускаться вниз, выталкивая жидкость из капилляра. Выведенная формула применима и для несмачивающей жидкости. В этом случае h - высота опускания жидкости в капилляре.

Высота поднятия в капиллярах смачивающей жидкости и опускания несмачивающей обратно пропорциональна радиусу капилляра и плотности жидкости.

Учитель физики: от чего же зависит высота подъёма жидкости в капилляре?

Ответы учащихся.

Опыт1. Три стакана с разными красками с опущенными в них листами бумаги.

Опыт2. Мел положить на мокрую тряпку, он станет мокрым, хотя лежит сверху. 

Вывод: вода может подниматься вверх по капиллярам, существующим в твёрдых телах.

Самостоятельная работа в парах с информационными источниками.

Устное представление результатов совместной работы.

5.  «Открытие нового знания».

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Учитель биологии.  Основной потребляющий влагу орган у растений, где постоянно нужна вода, в том числе для фотосинтеза – это лист, расположенный далеко от корня. Кроме того, лист окружен воздухом, который часто отнимает у него воду, чтобы насытиться водяными парами. Возникает противоречие: листу вода нужна постоянно, но он ее все время теряет, а корень постоянно имеет воду в избытке, хотя не прочь от нее избавиться. Как решает эту проблему растение?

Картинки по запросу почему одни листья растений вода смачивает а другие нетПохожее изображениеКартинки по запросу корень

Ответ учащихся. (надо перекачать избыток воды из корня в листья. Роль такого водопровода берет на себя стебель. Он доставляет воду к листьям по специальным трубкам – капиллярам).

Учитель биологии. Капилляры представляют собой длинные (в рост самого растения) полые сосуды. Как называется система таких проводящих сосудов у растений? (древесиной).

Корнево́е давле́ние — давление в проводящих сосудах корней растений, вместе с транспирацией (испарение воды листьями) корневое давление вызывает поднятие воды и растворённых в ней питательных веществ вверх по стеблю растения.  Отдав питательные вещества растениям, вода через устьица листьев испаряется, а на ее место поступают новые порции воды из корней.

Учитель физики: Ребята, а теперь поработайте в парах и закончите составление схемы-кластера о капиллярных явлениях в своих маршрутных листах.

Учащиеся решают проблемную задачу, объясняют противоречие.

Учащиеся выполняют задание по дополнению схемы-кластера о капиллярных явлениях.

6. Применение нового знания

Цель: применить знания в новой ситуации

Учитель физики задает вопрос:

– Какие свойства материала (ткани, бумаги, сплава металла) необходимо учитывать для изготовления полотенец, салфеток, писчей бумаги?

Учитель биологии. Какую функцию выполняет тонкий жировой слой на перьях водоплавающих птиц, например, уток? 

Ответ: Перья и пух водоплавающих птиц всегда обильно смазаны жировыми выделениями особых желёз, что объясняет их непромокаемость. Толстый слой воздуха, заключённый между перьями утки и не вытесняемый оттуда водой, не только защищает утку от потери тепла, но и чрезвычайно увеличивает её «запас плавучести», действуя подобно спасательному поясу…

Учитель биологии. Ребята, какую учебную задачу мы решали на уроке? («Как объяснить капиллярные явления в биологии и физике?») Всё ли нам удалось объяснить и понять, или остались какие-то вопросы?

Учащиеся анализируют выполнение цели и учебной задачи урока.

7. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Учитель физики. Ребята, а теперь оцените значимость полученных на уроке знаний лично для себя. Для этого заполните таблицу рефлексии в своём маршрутном листе.

Сегодня я узнал ……

Я понял, что…..

Меня удивило…….

Урок дал мне для жизни……..

Учитель физики предлагает учащимся зачитать ответы на предложенные фразы. Подводит итог урока. Благодарит за работу на уроке.

Учащиеся оценивают личностную значимость полученных на уроке знаний.

8. Домашнее задание (раздаётся каждому)

Задача №1. За счёт какого источника энергии поднимается жидкость в капилляре? Как высота подъёма жидкости в капилляре зависит от его диаметра?

Ответ: За счёт внутренней энергии жидкости. Высота подъёма жидкости в капилляре обратно пропорциональна диаметру капилляра.

Задача №2. Почему смачивающая жидкость образует в капиллярах вогнутый мениск, а несмачивающая – выпуклый?

Ответ: Смачивающая жидкость образует в капилляре вогнутый мениск, так как сила притяжения между молекулами жидкости и твёрдого тела больше силы притяжения между молекулами жидкости. А несмачивающая жидкость образует в капилляре выпуклый мениск, поскольку сила притяжения между молекулами жидкости и твёрдого тела меньше силы притяжения между молекулами жидкости.

Задача №3. Выясните опытном путём, смачивается ли водой резина, алюминий, чугун, стеарин (свеча), листья комнатных растений (герань, фиалки, фикусы…), органическое стекло, фарфор, пластилин и т.д. Самостоятельно сформируйте таблицу и занесите в неё полученные результаты. Поясните результаты. Будет очень замечательно, если данные таблицы вы сопроводите рисунками.

Структура урока

Урок современного типа

УУД

Объявление темы урока

Формулируют сами обучающиеся (учитель подходит учащихся к осознанию темы)

Познавательные - общеучебные, коммуникативные, регулятивные – целеполагания,

личностные - смыслообразование

Сообщение целей и задач

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания

Регулятивные – целеполагания, коммуникативные, познавательные – постановка задач,

личностные - смыслообразование

Планирование

Планирование обучающимися способов достижения цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные – планирования, познавательные - логические, коммуникативные,

личностные - смыслообразование

Практическая деятельность учащихся

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Учитель консультирует

Познавательные - общеучебные, регулятивные – осуществление учебных действий, коммуникативные,

личностные - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание

Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). Учитель консультирует

Регулятивные – контроля (самоконтроля), коммуникативные, познавательные – логические,

личностные - самоопределение

Осуществление коррекции

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. Учитель консультирует, советует, помогает.

Регулятивные – коррекции, коммуникативные, познавательные - решение проблем,

личностные - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание

Оценивание учащихся

Обучающие дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). Учитель консультирует

Регулятивные – оценивания (самооценивания), коммуникативные, познавательные - общеучебные,

личностные - нравственно-этическое оценивание

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные – саморегуляции, коммуникативные, познавательные - решение проблем,

личностные - нравственно-этическое оценивание

Домашнее задание

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Познавательные – постановка и решение проблем, регулятивные - саморегуляции, коммуникативные,

личностные - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание

Показатели (характеристики) планируемых результатов

Типовые задачи

Целеполагание: умеет формулировать и удерживать учебную задачу.

Регулятивные (целеполагания)

предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»)

Планирование: умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.

Регулятивные (планирования).

Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»

Осуществление учебных действий: выполняет учебные действия в различных формах; с помощью речи регулирует свои действия

Регулятивные (осуществления учебных действий).

Предусматривают установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. Эта группа задач предполагают выполнение заданий «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…»

Прогнозирование:

может предвосхитить результат своей деятельности; может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний.

Регулятивные прогнозирования

Направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы

«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу.

Регулятивные контроля и самоконтроля.

Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…»

Коррекция:

вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные (коррекции)

нацелены на осуществление помощи сквозным героям в исправлении ошибок в их действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т.д. Типовые задания «Помоги герою исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки…»

Оценка:

умеет определить качество и уровень работы, знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Регулятивные (оценки)

направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.

Это такие типовые задачи, как то «Одноклассники выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания?..», «По каким критериям оценивали свою работу?»

Саморегуляция:

способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач.

Регулятивные (саморегуляции).

Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово, выполнив ряд заданий»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"

Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...

Урок в 8 классе по теме "Тепловые явления"

Дифференцированный урок-зачет...

презентация урока в 8 классе по теме "Тепловые явления"

урок проводится для повторения и закрепления темы "Тепловые явления. Урок проводится по индивидуальной траектории...

Обобщающий урок в 8 классе по теме "Электрические явления"

Урок содержит материалы для обобщения и повторения темы "Электрические являения" в 8 классе....

Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".

Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов  поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...

Урок в 8 классе по теме "Электрические явления"

Обобщающее повторение темы "Электрические явления" в 8 классе...

Обобщающий урок в 8 классе по теме "Электромагнитные явления"

Тема учебного занятия:   Обобщение знаний по теме «Электромагнитные явления»Форма учебного занятия: Урок обобщения и повторения (проблемным методом, исследовательской деятельност...