Урок в 8 классе по теме "Электрические явления"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Обобщающее повторение темы "Электрические явления" в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обобщающее повторение темы «Электрические явления» в 8 классе»

Цели  урока: повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки применения знаний на практике.

Задачи:

  • Закрепить навыки решения расчетных и экспериментальных задач.
  • Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент  ( поприветствовать учащихся, настроить на урок)
  2. Вступительное слово (подвести учащихся к теме урока) (5 минут)

Учитель: Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды там и тут,
В любом атоме живут.
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Сегодня вспомним все о токах –

Заряженных частиц потоках.

И про источники, про схемы,

Законы повторим, явления:
Электризацию, сопротивление
Эксперименты проведем
По теме мы ещё разок пройдем!

И  с пользой время проведем

? Сформулируйте тему урока, цели урока

  1.  Повторение  изученного материала (10 мин)
  1. Физический диктант - закончить фразу. Работа по карточкам у доски (4 человека). Максимальная оценка – 8  баллов. У вас на столе специальные бланки  ответов  для физического диктанта. Запишите в них свою фамилию и начинаем. (Учащиеся заполняют специально подготовленные бланки ответов для физического диктанта)

Физический диктант (Электрические явления):

1 Вариант

2 Вариант

1. Электрическим током называется: (упорядоченное, направленное движение заряженных частиц)

1. Электрический ток направлен от:  (от + к -)

  1. Единица силы тока: (1 А)

2. Единица электрического сопротивления: (1 Ом)

3. Формула закона Ома для участка цепи: (I=U/R)

3. Формула работы электрического тока:

(A = I U t)

  1. Все потребители находятся под одним и тем же напряжении при …соединении (параллельном)

4.Сила тока в любых частях цепи одинакова при …соединении (последовательном)

  1. Прибор для  измерения  электрического напряжения: (вольтметр)

5.Прибор для изменения силы тока в цепи… (реостат)

6. Общее сопротивление цепи, в которой потребители соединены последовательно =  (Rобщ = R1 + R2 + :..)

6.Общее сопротивление цепи, в которой потребители соединены параллельно=

(Rобщ = R1 R2/ (R1 + R2) и 1/ Rобщ = 1/ R1+ 1/ R2+1/ R3+:.+1/ Rn)

7.Электрический заряд обозначается буквой..

7.Удельное сопротивление вещества обозначается буквой…

8. От каких величин зависит сопротивление проводника?

8.      Что характеризует напряжение? (Напряжение  характеризует электрическое поле).

Карточки для учащихся, работающих у доски: (обмениваются местами и выполняют взаимопроверку)

Карточка №1

Как обозначаются физические величины:

  1. Напряжение
  2. Сопротивление
  3. Сила тока
  4. Электрический заряд
  5. Площадь поперечного сечения проводника
  6. Удельное сопротивление вещества
  7. Работа тока
  8. Мощность тока

Карточка №2

Записать единицы измерения физических величин:

  1. Напряжение
  2. Сопротивление
  3. Сила тока
  4. Электрический заряд
  5. Площадь поперечного сечения проводника
  6. Удельное сопротивление вещества
  7. Работа тока
  8. Мощность тока

Карточка №3

Напишите название физических величин:

U

R

I

t

q

S

A

P

Карточка №4

Заполните таблицу:

Вид соединения

Схема для цепи из ключа, источника тока и  двух ламп

Сила тока

Напряжение

Сопротивление

Последовательное

 

 

 

 

 

 

 

Параллельное

 

 

 

 

 

А сейчас ребята обменяйтесь заполненными листами с соседом и проведем взаимоконтроль.

Подсчитайте количество баллов (1 правильный ответ – 1 балл). Используя таблицу котировок, поставьте соседу оценку.

Таблица котировок: «5»- 8 баллов; «4» - 6-7 баллов; «3» - 3-5 баллов

2.Фронтальный опрос по задачам – схемам (5 мин)

  • На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке?

http://festival.1september.ru/articles/644771/Image5588.jpg

  • На какой схеме показано последовательное включение лампочек?

задач3

  • На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке?

задач2

  • Какой амперметр даст правильное показание при замыкании ключа?

задач4

Молодцы! Справились с задачами-схемами ( в оценочный лист, правильно ответивший ставит себе 1 балл)

  1. Решение  задачи. (10 мин)

В участок цепи включены  параллельно два проводника сопротивлениями  R1 = 3 Ом и  R2 = 2 Ом. Сила тока в первом участке цепи равна 2 А.

Найти:

  1. Общее сопротивление цепи   R -?
  2. Напряжение на первом участке цепи   U1 -?
  3. Напряжение на втором участке цепи U2 -?
  4. Полное напряжение в цепи U -?
  5. Силу тока во втором участке цепи  I2 -?
  6. Силу тока в неразветвленном участке цепи    I -?
  7. Одинакова ли мощность тока в обоих проводниках  Р1 ? Р2
  1. Минутка отдыха (1-2 мин.)

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.

На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сейчас давайте заглянем « в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?.

Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.

Переплетите пальцы рук.

Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П»

Скрестите руки на груди. («поза Наполеона») Какая рука сверху?

Вы на концерте и тихонько аплодируете. Какая рука сверху?

Подведем итоги.

Учитывая, что результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» – типу мыслителя.

Какой же тип мышления преобладает у вашего класса?

Несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление. А теперь можно переходить к практической части нашего урока.

  1. Работа в группах. "Опыт! Опыт!" (эксперимент))

Практическая работа: " Измерение  мощности и работы  тока в электрической лампе"

Цель работы: научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы; выяснить совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе, если не совпадают, объяснить причину.

Оборудование: источник питания,  лампочка, ключ, вольтметр, амперметр, соединительные провода.

План выполнения  работы:

  1. Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно.
  2. Определите цену деления амперметра и вольтметра и  запишите, полученные значения.

3. Измерьте силу тока и напряжение на лампе, присоединив вольтметр параллельно к лампе.

 4. Начертите в тетради схему собранной цепи и запишите показания приборов  в таблицу.

5. Вычислите мощность тока в ламп.

6. Определите работу тока в лампе за 1 минуту

7. Определите мощность по значениям,  данным на лампе,  и запишите показания с лампы в таблицу

8. Проверьте, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значения не совпадают объясните причину этого.

9. Сделайте вывод.

Отчет:

  1. Цена деления амперметра =
  2. Цена деления вольтметра =
  3. Таблица результатов вычислений и измерений:

Сила тока I, А

Напряжение U, В

Мощность лампы Р, Вт

Время t, с

Работа тока А, Дж

1

2

  1. Схема цепи
  2. Вывод:
  1. Подведение  итогов урока (озвучивание оценок за урок).
  2. Дом. зад.  составить памятку по электробезопасности,  подготовиться к контрольной работе

Спасибо всем  и желаю вам больших творческих успехов во всем!

Коллективная работа учащихся: решение задачи "Сколько стоит молния?" (если останется время)

Всем нам, не раз доводилось наблюдать молнию – это красивое и небезопасное явление природы. (просмотр видео)

Посчитано, что в атмосфере Земли каждую секунду происходит около 100 молний. Средняя длина молнии 2,5 км, некоторые разряды простираются в атмосфере на расстояние до 20 км.

Сила тока в "средней" линейной молнии равна 10 000 А, а напряжение 10 000 000 В. В сравнении опасным для жизни человека ток становится, начиная с силы, примерно 0,01 А. Смертельным для человека ток становится, начиная с силы, примерно 0,1 А. Думаю не нужно объяснять, что молнии — серьёзная угроза для жизни людей.

Продолжительность молнии 0,001 с. Выясним, сколько стоит молния?

1) Для начала рассчитываем работу тока в молнии (к доске идет первый учащийся )

Дано:                      Решение:

I= 10 000А              А = I U t

U= 10 000 000 В    А = 100 000 000 Дж

t = 0,001 с

А-?

2) Теперь эту работу переведем в киловатт ·час.

Давайте запишем, чему равен 1 кВт ·ч:

1 кВт· ч = 1000Вт ·3600с = 3 600 000 Дж.

А=100 000 000 Дж/3 600 000Дж=27,7 кВт ч

Вопрос к классу: кто знает, сколько на сегодня стоит 1 кВт ·ч электроэнергии?(2,7 руб)

Запишем тариф 1 кВт· ч = 2,7 руб

Стоимость 1 молнии = 27,7 кВт ч * 2,7 руб = 74,79  рубля.

Таким образом определили, что работа тока в одной средней молнии стоит 74,79 рубля.

Каждую секунду над землей сверкает примерно 100 молний.

3)Составим сами условие новой задачи: Сколько рублей сгорает в атмосфере Земли за 1 секунду?

Учащиеся самостоятельно делают в тетрадях расчет и сообщают учителю результат.

Ответ: Каждую секунду в атмосфере Земли сгорает примерно 7479 рублей.

Верно. Эта сумма больше прожиточного уровня детей по Пензенской области 6 395 руб. Сколько же рублей сгорело в атмосфере Земли за 5 минут ?

Учащиеся на местах делают расчет и сообщают учителю результат.

Ответ: за 5 минут в атмосфере земли сгорает 2 243 700 рублей.

5 минут = 300 секунд, 300 секунд* 7479 рубля =  2 243 700 рублей.

 

Вывод: Ребята, попробуем  представить себе, сколько можно сэкономить электроэнергии в случае, если  человек научится ловить молнии и использовать их энергию. Работа по приручению молнии уже ведутся, но пока, к сожалению результаты этих работ еще не имеют большого практического значения. Оказывается, человек, научившись использовать энергию огня, воды и ветра, планирует теперь "приручить" молнии и использовать их энергию для решения своих энергетических проблем. Прекрасные перспективы для всего Человечества!

А теперь немного отдохнем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков по физике. Раздел "Световые явления" 8 класс

Далеко не все дети, учащиеся в одном классе, одинаково воспринимают материал, я использую технологию разноуроовневой дифференциации заданий.Не боюсь повториться, поскольку все новое - это хорошо забыт...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

урок обобщения по теме"Тепловые явления" 8 класс

Данный урок позволяет повторить, закрепить и систематизировать, а также проверить знания учащихся по данной теме в игровой форме...

Урок развития речи в 5 классе. Описание природного явления

Разработка урока развития речи и презентация к нему...

разработка урока 11 класс физика Волновые явления

уроу 11 класса презентация по волновому движению...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...