Урок в 8 классе по теме "Электрические явления"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Обобщающее повторение темы "Электрические явления" в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщающее повторение темы "Электрические явления" в 8 классе | 283.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Обобщающее повторение темы «Электрические явления» в 8 классе»
Цели урока: повторить и обобщить знания учащихся об основных понятиях по теме «Электрические явления»; закрепить у учащихся навыки применения знаний на практике.
Задачи:
- Закрепить навыки решения расчетных и экспериментальных задач.
- Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.
Ход урока:
- Организационный момент ( поприветствовать учащихся, настроить на урок)
- Вступительное слово (подвести учащихся к теме урока) (5 минут)
Учитель: Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды там и тут,
В любом атоме живут.
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
Законы повторим, явления:
Электризацию, сопротивление
Эксперименты проведем
По теме мы ещё разок пройдем!
И с пользой время проведем
? Сформулируйте тему урока, цели урока
- Повторение изученного материала (10 мин)
- Физический диктант - закончить фразу. Работа по карточкам у доски (4 человека). Максимальная оценка – 8 баллов. У вас на столе специальные бланки ответов для физического диктанта. Запишите в них свою фамилию и начинаем. (Учащиеся заполняют специально подготовленные бланки ответов для физического диктанта)
Физический диктант (Электрические явления):
1 Вариант | 2 Вариант |
1. Электрическим током называется: (упорядоченное, направленное движение заряженных частиц) | 1. Электрический ток направлен от: (от + к -) |
| 2. Единица электрического сопротивления: (1 Ом) |
3. Формула закона Ома для участка цепи: (I=U/R) | 3. Формула работы электрического тока: (A = I U t) |
| 4.Сила тока в любых частях цепи одинакова при …соединении (последовательном) |
| 5.Прибор для изменения силы тока в цепи… (реостат) |
6. Общее сопротивление цепи, в которой потребители соединены последовательно = (Rобщ = R1 + R2 + :..) | 6.Общее сопротивление цепи, в которой потребители соединены параллельно= (Rобщ = R1 R2/ (R1 + R2) и 1/ Rобщ = 1/ R1+ 1/ R2+1/ R3+:.+1/ Rn) |
7.Электрический заряд обозначается буквой.. | 7.Удельное сопротивление вещества обозначается буквой… |
8. От каких величин зависит сопротивление проводника? | 8. Что характеризует напряжение? (Напряжение характеризует электрическое поле). |
Карточки для учащихся, работающих у доски: (обмениваются местами и выполняют взаимопроверку)
Карточка №1
Как обозначаются физические величины:
- Напряжение
- Сопротивление
- Сила тока
- Электрический заряд
- Площадь поперечного сечения проводника
- Удельное сопротивление вещества
- Работа тока
- Мощность тока
Карточка №2
Записать единицы измерения физических величин:
- Напряжение
- Сопротивление
- Сила тока
- Электрический заряд
- Площадь поперечного сечения проводника
- Удельное сопротивление вещества
- Работа тока
- Мощность тока
Карточка №3
Напишите название физических величин:
U | R | I | t | q | S | A | P |
Карточка №4
Заполните таблицу:
Вид соединения | Схема для цепи из ключа, источника тока и двух ламп | Сила тока | Напряжение | Сопротивление |
Последовательное |
|
|
|
|
Параллельное |
|
|
|
|
А сейчас ребята обменяйтесь заполненными листами с соседом и проведем взаимоконтроль.
Подсчитайте количество баллов (1 правильный ответ – 1 балл). Используя таблицу котировок, поставьте соседу оценку.
Таблица котировок: «5»- 8 баллов; «4» - 6-7 баллов; «3» - 3-5 баллов
2.Фронтальный опрос по задачам – схемам (5 мин)
- На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке?
- На какой схеме показано последовательное включение лампочек?
- На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке?
- Какой амперметр даст правильное показание при замыкании ключа?
Молодцы! Справились с задачами-схемами ( в оценочный лист, правильно ответивший ставит себе 1 балл)
- Решение задачи. (10 мин)
В участок цепи включены параллельно два проводника сопротивлениями R1 = 3 Ом и R2 = 2 Ом. Сила тока в первом участке цепи равна 2 А.
Найти:
- Общее сопротивление цепи R -?
- Напряжение на первом участке цепи U1 -?
- Напряжение на втором участке цепи U2 -?
- Полное напряжение в цепи U -?
- Силу тока во втором участке цепи I2 -?
- Силу тока в неразветвленном участке цепи I -?
- Одинакова ли мощность тока в обоих проводниках Р1 ? Р2
- Минутка отдыха (1-2 мин.)
Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сейчас давайте заглянем « в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?.
Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.
Переплетите пальцы рук.
Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запишите «Л» или «П»
Скрестите руки на груди. («поза Наполеона») Какая рука сверху?
Вы на концерте и тихонько аплодируете. Какая рука сверху?
Подведем итоги.
Учитывая, что результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» – типу мыслителя.
Какой же тип мышления преобладает у вашего класса?
Несколько «художников», несколько «мыслителей», а большинство ребят – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление. А теперь можно переходить к практической части нашего урока.
- Работа в группах. "Опыт! Опыт!" (эксперимент))
Практическая работа: " Измерение мощности и работы тока в электрической лампе"
Цель работы: научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы; выяснить совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе, если не совпадают, объяснить причину.
Оборудование: источник питания, лампочка, ключ, вольтметр, амперметр, соединительные провода.
План выполнения работы:
- Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив всё последовательно.
- Определите цену деления амперметра и вольтметра и запишите, полученные значения.
3. Измерьте силу тока и напряжение на лампе, присоединив вольтметр параллельно к лампе.
4. Начертите в тетради схему собранной цепи и запишите показания приборов в таблицу.
5. Вычислите мощность тока в ламп.
6. Определите работу тока в лампе за 1 минуту
7. Определите мощность по значениям, данным на лампе, и запишите показания с лампы в таблицу
8. Проверьте, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значения не совпадают объясните причину этого.
9. Сделайте вывод.
Отчет:
- Цена деления амперметра =
- Цена деления вольтметра =
- Таблица результатов вычислений и измерений:
№ | Сила тока I, А | Напряжение U, В | Мощность лампы Р, Вт | Время t, с | Работа тока А, Дж |
1 | |||||
2 |
- Схема цепи
- Вывод:
- Подведение итогов урока (озвучивание оценок за урок).
- Дом. зад. составить памятку по электробезопасности, подготовиться к контрольной работе
Спасибо всем и желаю вам больших творческих успехов во всем!
Коллективная работа учащихся: решение задачи "Сколько стоит молния?" (если останется время)
Всем нам, не раз доводилось наблюдать молнию – это красивое и небезопасное явление природы. (просмотр видео)
Посчитано, что в атмосфере Земли каждую секунду происходит около 100 молний. Средняя длина молнии 2,5 км, некоторые разряды простираются в атмосфере на расстояние до 20 км.
Сила тока в "средней" линейной молнии равна 10 000 А, а напряжение 10 000 000 В. В сравнении опасным для жизни человека ток становится, начиная с силы, примерно 0,01 А. Смертельным для человека ток становится, начиная с силы, примерно 0,1 А. Думаю не нужно объяснять, что молнии — серьёзная угроза для жизни людей.
Продолжительность молнии 0,001 с. Выясним, сколько стоит молния?
1) Для начала рассчитываем работу тока в молнии (к доске идет первый учащийся )
Дано: Решение:
I= 10 000А А = I U t
U= 10 000 000 В А = 100 000 000 Дж
t = 0,001 с
А-?
2) Теперь эту работу переведем в киловатт ·час.
Давайте запишем, чему равен 1 кВт ·ч:
1 кВт· ч = 1000Вт ·3600с = 3 600 000 Дж.
А=100 000 000 Дж/3 600 000Дж=27,7 кВт ч
Вопрос к классу: кто знает, сколько на сегодня стоит 1 кВт ·ч электроэнергии?(2,7 руб)
Запишем тариф 1 кВт· ч = 2,7 руб
Стоимость 1 молнии = 27,7 кВт ч * 2,7 руб = 74,79 рубля.
Таким образом определили, что работа тока в одной средней молнии стоит 74,79 рубля.
Каждую секунду над землей сверкает примерно 100 молний.
3)Составим сами условие новой задачи: Сколько рублей сгорает в атмосфере Земли за 1 секунду?
Учащиеся самостоятельно делают в тетрадях расчет и сообщают учителю результат.
Ответ: Каждую секунду в атмосфере Земли сгорает примерно 7479 рублей.
Верно. Эта сумма больше прожиточного уровня детей по Пензенской области 6 395 руб. Сколько же рублей сгорело в атмосфере Земли за 5 минут ?
Учащиеся на местах делают расчет и сообщают учителю результат.
Ответ: за 5 минут в атмосфере земли сгорает 2 243 700 рублей.
5 минут = 300 секунд, 300 секунд* 7479 рубля = 2 243 700 рублей.
Вывод: Ребята, попробуем представить себе, сколько можно сэкономить электроэнергии в случае, если человек научится ловить молнии и использовать их энергию. Работа по приручению молнии уже ведутся, но пока, к сожалению результаты этих работ еще не имеют большого практического значения. Оказывается, человек, научившись использовать энергию огня, воды и ветра, планирует теперь "приручить" молнии и использовать их энергию для решения своих энергетических проблем. Прекрасные перспективы для всего Человечества!
А теперь немного отдохнем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки уроков по физике. Раздел "Световые явления" 8 класс
Далеко не все дети, учащиеся в одном классе, одинаково воспринимают материал, я использую технологию разноуроовневой дифференциации заданий.Не боюсь повториться, поскольку все новое - это хорошо забыт...
Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».
Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....
урок обобщения по теме"Тепловые явления" 8 класс
Данный урок позволяет повторить, закрепить и систематизировать, а также проверить знания учащихся по данной теме в игровой форме...
Урок развития речи в 5 классе. Описание природного явления
Разработка урока развития речи и презентация к нему...
Разработка урока по физике на тему: "Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс
Урок изучения нового материала...
разработка урока 11 класс физика Волновые явления
уроу 11 класса презентация по волновому движению...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)
Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...