Разработка урока по физике на тему: "Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс
материал по физике (7 класс) по теме

Балаева Ольга Владимировна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-prezentaciya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – презентация

на тему: « Явление тяготения. Сила тяжести»

Учитель физики

Школы №41 города Саранска

Балаева Ольга Владимировна

Цель урока: ученики должны усвоить, что такое явление тяготения и сила тяжести на уровне применения знаний в знакомой ситуации.

Задачи урока:

Образовательные:

показать наличие тяготения между всеми телами;

раскрыть понятие «сила тяжести»;

показать зависимость силы тяжести от массы тела.

Воспитательные:

показать значение явления тяготения и силы тяжести в окружающем нас мире.

Развитие мышления:

работать над формированием умений сравнивать явления, делать выводы из наблюдения.

Основные этапы урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания:

Слайд 1. Явление тяготения. Сила тяжести.

Слайд 4. В каких случаях говорят, что на тело действует сила?

Слайд 5. В результате чего меняется скорость вагонетки?

Слайд 6. В результате чего изменяется направление движения летящего мячика?

Что является причиной изменения формы (деформации) ракетки?

Слайд 7. Что такое сила?

Сила является мерой взаимодействия тел.

Слайд 8. От чего зависит результат действия силы на тело?

Результат действия силы на тело зависит от её модуля, направления и точки приложения.

Слайд 9. Как изображают силу на чертеже?

Чему равна сила, действующая на тележку?

III. Изучение нового материала.

Тема нашего урока «Явление тяготения. Сила тяжести».

Сегодня на уроке мы рассмотрим очень интересное явление природы – явление тяготения и силу тяжести.

Слайд 10. Почему тела падают?

Демонстрация фильма о падении шарика.

Слайд 11. В чём причина наблюдаемых явлений?

Если бросить мяч в горизонтальном направлении, то он не летит прямолинейно. Его траектория прямая линия. ПОЧЕМУ?

Слайд 12. В чём причина наблюдаемых явлений?

Искусственный спутник, запущенный с Земли, также не летит по прямой, а движется вокруг Земли. ПОЧЕМУ?

Слайд 13. В чём причина наблюдаемых явлений?

Водопад.

Слайд 14. В чём причина наблюдаемых явлений?

Метеорный дождь.

Слайд 15. В чём причина наблюдаемых явлений?

Приливы и отливы.

Притяжение Земли к Луне вызывает приливы и отливы воды. Огромные массы воды поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на много метров.

Слайд 16. В чём причина наблюдаемых явлений?

Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, притягиваясь к нему и друг к другу.

Слайд 17. В чём причина наблюдаемых явлений?

Полёт кометы.

Кометы – это часть Солнечной системы. Кометы движутся по вытянутым орбитам, то приближаясь к Солнцу, то удаляясь от него.

Слайд 18. Подведём итоги:

Земля притягивает к себе все тела: дома, людей, Луну, Солнце, воду в морях и океанах и т. д.

В свою очередь и Земля притягивается к этим телам.

Притяжение существует не только между Землёй и телами, находящимися на ней.

Все тела притягиваются друг к другу.

Слайд 19. Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.

Долгое время люди верили в религиозное учение о «тверди небесной», на которую бог будто бы прикрепил небесные светила. Луна и звёзды, якобы потому, и  не падают на землю, что прикреплены к чему-то твёрдому наверху. Наука доказала, что никакой «небесной тверди» на самом деле нет, что Луна движется вокруг Земли, а Земля движется вокруг Солнца, следовательно и сама является небесным телом.

Вопрос о том, на чём «держатся» небесные светила, был заменён другим: почему же Луна обращается вокруг Земли, а не уходит от неё прочь? Почему Земля обращается вокруг Солнца? Что держит Луну около Земли, а Землю около Солнца?

Ответ на эти вопросы был дан после открытия одного из основных законов природы: закона всемирного тяготения.

Разгадав кроссворд, мы узнаем имя учёного, который открыл этот закон

Кроссворд:

Сила есть физическая… (величина).

Если к телу приложена сила, то тело изменяет свою… (скорость).

Основной источник получения информации в физике (наблюдение).

Сила, как и скорость является… величиной (векторной).

Изгиб, кручение, сжатие, растяжение – это … (деформация).

Сила, подобно скорости, имеет … (направление).

Ребята! Какое слово у нас получилось? Правильно, Ньютон!

Слайд 20.

 Великий английский физик и математик. Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения. Он разработал теорию движения небесных тел, объяснил особенности движения Луны, дал объяснение приливов и отливов. Открыл он этот закон в возрасте 23 года, но 9 лет не публиковал, т.к. в то время расстояние между Луной и Землей было измерено не точно и только после уточнения этого расстояния в 1667 году закон был опубликован.

Открытие закона было великим триумфом науки. Казалось, найдена сила, которая движет мирами.

Слайд 21. Закон всемирного тяготения.

Согласно этому закону, сила притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.

Слайд 22. Динамическая пауза.

Мы в ракету дружно сели, (дети приседают)

В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)

С притяжением Земли

 Мы бороться не смогли.

 Шлём вам всем большой привет, (помахать рукой)

 Опоздавшим места нет (быстро сесть за столы).

Слайд 23. Сила притяжения к Земле.

Для нас  важное значение имеет сила притяжения тел к планете, на которой мы живём, т. е. – к Земле.

Сила,  с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

Движение парашютиста объясняется действием на него силы тяжести.

Слайд 24. Сила тяжести – сила, действующая на все тела со стороны Земли.

Обозначается сила тяжести – Fтяж.

Точка приложения силы тяжести – центр тела.

В каждой точке вокруг Земли сила тяжести направлена вниз, т. е. к центру планеты.

        Fтяж

        Демонстрация опыта: на пружину подвесили тело одной массы, а затем тело другой массы. Пружина растягивалась по-разному.

Что из этого следует?

Что сила тяжести зависит от массы тела. Во сколько раз масса одного тела, больше массы другого, во столько же раз и сила тяжести его будет больше другого.

Сила тяжести пропорциональна массе тела.

Слайд 25. Коэффициент пропорциональности между силой тяжести и массой тела.

Слайд 26. Сила тяжести на земной поверхности разная.

Земной шар немного сплюснут у полюсов, поэтому тела, находящиеся около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе или на других широтах.

Слайд 27. Где сила тяжести больше: на вершине горы или у её подножия?

Сила тяжести на вершине горы несколько меньше, чем у её подножия.

IV. Закрепление:

Слайд 28. Тест:

Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между телами? Выберите верное утверждение.

Сблизить оба тела

Удалить оба тела друг от друга

Уменьшить массы этих тел

Слайд 29. Выберите верные утверждения:

сила тяжести увеличивается с увеличением массы тела

сила тяжести действует на любое тело

сила тяжести всегда направлена вниз

сила тяжести на Земле везде одинакова

сила тяжести уменьшается при удалении от Земли в космос

сила тяжести измеряется в килограммах

сила тяжести тела увеличивается, если его сжать

сила тяжести не действует на воздушный шарик

Слайд 30. Подумайте:

На какой из двух одинаковых по размерам брусков действует большая сила тяжести?

Парафиновый

Алюминиевый

На оба бруска действует одинаковая сила тяжести

Слайд 31. Подумайте:

На столе лежит шарик массой 400 г. Какая сила тяжести на него действует?

    4000 Н

     40 Н

     4 Н

Слайд 32.  Подумайте:

Сила тяжести, действующая на люстру, равна 120 Н. Какова масса люстры?

 12 кг

 120 кг

 1200 кг

Слайд 33. Подумайте:

Барон Мюнхаузен, герой известной повести Р. Э. Распе, привязав конец верёвки к Луне, спускается по ней на Землю.

В чём главная физическая несуразность такого передвижения?

Герой рассказа никак не мог бы скользить по верёвке к Земле, этому препятствовала бы сила притяжения к Луне.

Слайд 34. Подумайте:

На какой шар действует большая сила тяжести?

Слайд 35. Подумайте:

Почему подниматься по лестнице значительно тяжелее, чем спускаться?

Слайд 36. Итоги урока:

Между всеми телами Вселенной существует всемирное тяготение.

Сила притяжения к Земле называется силой тяжести.

Сила тяжести обозначается – Fтяж.

Сила тяжести всегда приложена к центру тела и направлена вертикально вниз.

Сила тяжести на полюсах Земли несколько больше силы тяжести на экваторе и на других широтах.

Сила тяжести пропорциональна массе тела.

V.  Домашнее задание:    § 24, вопросы; № 291-293 (Л.), приготовить историческую справку об Исааке Ньютоне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физике с применением ЭОР для 7 класса по теме "Сила упругости"

Предлагаю вашему вниманию подробный конспект по физике для 7 класса. Хочу прочитать ваши коментарии и отзывы об уроке....

Разработка урока физики по теме "Явление фотоэффекта" (10 кл.)

Цели урока: изучение явления внешнего фотоэффекта, отработка навыков практического применения знаний. Тип урока -  комбинированный. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, демонстрацией ...

Разработка урока по физике 8 класс "Сила тока. Измерение силы тока"

Урок разработан с использованием интерактивной доски и ЦОРами....

Разработка урока по физике на тему «Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы» для 9 класса

Разработка урока по теме "Состав атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы." позволит повторить, обобщить и углубить знания о составе атомных ядер; сформировать понятие «изотопы веществ»; сформировать поня...

Разработка урока по физике 7 класс. Тема: "Сила упругости. Закон Гука"

Урок разработан согласно требованиям ФГОС и одобрен экспертным советом ККИПКППРО....

Разработка урока по физике "Влажность воздуха и ее измерение", 8 класс

Конспект урока по физике в 8г классе по теме «Влажность воздуха и её измерение» Цели урока: познакомить учащихся с новыми понятиями – абсолютная и относительная влажность, ...

Методическая разработка урока по физике (11 класс) по теме: «Явление резонанса в современной жизни»

Данный материал содержит методическую разработку урока по физике (11 класс) по теме:«Явление резонанса в современной жизни», а также самоанализ данного урока....