Использование синергетического подхода в формировании исследовательской компетентности школьника при подготовке к НПК.
статья по физике на тему

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в школе требует грамотного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Синергетический подход вызван необходимостью перехода к новым нормам поведения, ценностным ориентирам в рамках нового информационного общества, он позволяет применять исследовательский подход для развития теоретического мышления, овладения методами научного познания, способствующие выработке потребности в интеллектуальной деятельности, а в обучении предметных дисциплин должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации образования, внедрение новейших компьютерных технологий и дистанционного обучения.

Но синергетический подход может быть качественно реализован в образовательной среде школы только при соблюдении условия - непременно активная педагогическая позиция учителей, выражающаяся в стремление к самосовершенствованию, самореализации и повышению эффективности педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_burlak_e.v.1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование синергетического подхода в формировании исследовательской компетентности школьника при подготовке к НПК.

        

Бурлак Е.В. ,МБОУ СОШ №25,

г.Абакан, Республика Хакасия,

 учитель физики

Термин «синергетика» происходит от греческого «synergeia», что означает «сотрудничество».

Рассматривая научный подход к понятию, «синергетика» можно увидеть различные вариации его раскрытия.

Так, в словаре информационно-педагогических технологий, синергетика раскрывается как наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное, и вскрывающая такие связи, при которых их суммарное действие превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Понятие «синергия», в этом же словаре, трактуется как совместное действие. В словаре западной философии, «синергетика» определяется  как «междисциплинарное направление научных исследований».

Синергетический подход вызван необходимостью перехода к новым нормам поведения, ценностным ориентирам в рамках нового информационного общества, он позволяет применять исследовательский подход для развития теоретического мышления, овладения методами научного познания, способствующие выработке потребности в интеллектуальной деятельности, а в обучении предметных дисциплин должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации образования, внедрение новейших компьютерных технологий и дистанционного обучения.

Но синергетический подход может быть качественно реализован в образовательной среде школы только при соблюдении условия - непременно активная педагогическая позиция учителей, выражающаяся в стремление к самосовершенствованию, самореализации и повышению эффективности педагогического процесса.

Проблемы, возникшие на сегодняшний день:

-в школе не хватает ресурса кабинета естествознания, места для освоения учащимися способов ученического исследования;

-разрыв между теоретическими знаниями и практическими действиями учащихся (исследовательская деятельность проходит через трансляцию известных открытий, а не самостоятельно получаемых).

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в школе требует грамотного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Работая над темой  «Использование синергетического подхода в формировании исследовательской компетентности школьника при подготовке к НПК»  

реулизую

Цель: создание условий, позволяющих повысить качество образования, обеспечивающее личностный рост ученика, его компетентности самоорганизации и моделирования своего будущего.

Для достижения этой цели ставлю перед собой задачи:

  • развивать интеллектуальные, творческие способности, критическое мышление учащихся в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, отбирать и интерпретировать информацию;
  • установить объективные связи между целями гуманитарного и естественнонаучного образования;
  •  уметь объяснять окружающие явления;
  • применять полученные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, защиты окружающей среды.

Первая стадия - выбор темы.

Спрашиваю учащихся, в каких НПК они  принимают участие по различным предметам. Выясняется, что обычно только 1-2-3 ученика, где либо участвуют , остальные как правило не задействованы. Выход - сообщаю, что все  будут участвовать на  НПК  по физике. Недовольных  поверьте  очень много. Ставлю задачу перед всеми выбрать тему, предварительно объясняю, что помощниками в этом могут быть родители, бабушки, дедушки - у которых уже есть определенный опыт.  Даю срок неделю.  Одновременно мотивирую -  уделяю время   на  объяснение  учащимся,  какую  может  для  них  конкретно принести пользу  участие в НПК  (изучение и получение дополнительных сведений, научу,  если не умеют,  составлять презентации, это и выход в интернет, посещение информационного класса, участие в школьном научном обществе, участие в городском научном обществе, в идеале участие в республиканском и всероссийском обществе учащихся, для учащихся 9 класса это возможность выбора экзамена по физике в форме научной работы). После всего изложенного сторонников становится больше, т.к. дети видят перспективу. Механизм запущен. Жду. По истечению срока  дети подходят в индивидуальном порядке с темами, если  ученик  хотел  бы  участвовать, но тему  не смог выбрать, то учитель тему  предлагает  сам

На примере работы ученицы 9 класса Демидовой Анастасии рассмотрим дальнейшие шаги при   использование синергетического подхода в формировании исследовательской компетентности школьника при подготовке к НПК  

Второй этап – получение и обмен информацией, выбор темы, постановка цели и задач.

Название работы «Применение простых механизмов на ЛПК»

Цель: Рассмотрение вопросов применения простых механизмов  на  лесоперерабатывающем  комбинате  и  возможность  строительства  крупного  ЛПК на территории  республики  Хакасия.

Задачи:

-Найти  исторические  факты  зарождения  бумажной  промышленности.

-Рассмотреть  структуру производства  и  производственного  процесса  на  целлюлозно-бумажных  предприятиях.

-Изучить   литературу  по  технологии  заготовки, переработки и изготовления    материала  для  производства  целлюлозы.

-Выяснить  отрасли  применения  целлюлозы.

-Выявить  применение  простых  механизмов в  лесоперерабатывающем  оборудовании.

-Проанализировать  возможность реконструкции  ЛПК на территории республики  Хакасия.

На данном этапе ученик работает по теме: находит информацию посредством библиотеки - это изучение  книг, журналов, газет;  использование интернет ресурсов, знания  родителей  (тему помогли именно они выбрать), идет включение социума, а в частности встреча с жителем с. Бельтирское  Аскизского района (исследовательская работа по изучению  исторических сведений о ЛПК на данной территории  и  причин реорганизации данного предприятия, по фотографиям была сделана презентация  «Хроника событий»),  возникает  необходимость встретиться с учителем  химии,  так как у  ученицы  появляется  естественное  желание  продолжить  работу в направлении  практической  направленности  - получить  целлюлозу. Перед ребенком  встал  выбор  может  продолжить  работу  и  принять  участие  в  НПК  по  химии?

Я  непротив. Выбор  должен  делать  ученик.

 Выясняется, что учитель  химии  не  может  помочь, т.к.  нет  необходимого  оборудования. На этом процесс мог  завершиться,  но  ученик  снова идет  к  учителю  физики.  Новый  толчок  изнутри - будем  искать  физику  на  данном  предприятии. (5 задача). Снова  идет корректировка  знаний,  обрабатывается информация.

Итогом  совместной работы является выступление на школьном  и городском  уровне с данной  темой на НПК.

Следующим толчком - этапом нашего сотрудничества была работа по подготовке к Региональной научно-практической конференции студентов и школьников  «Общество,  образование, молодежь:  актуальные проблемы  современности».   (г.Минусинск)..Тема нами была изучена фактически с разных сторон, нам оставалось переформулировать ее,    ( «Проблемы и развитие ЛПК»),  что-то убрать и добавить  больше  экономических  вопросов. Снова идет поиск нужного  материала,  встреча с социумом  (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия - Ростпотребнадзор,ул.Хакасская 21) ,  обработка и анализ  информации. За участие ученица получила  СЕРТИФИКАТ.  

Новый толчок  и работа могла пойти в направлении  биологии  - «Грибоводство», т.к.  выяснили,  что выращивание грибов  производится на отходах  лесопромышленности (опилки).  Дальше мог быть экзамен по биологии.

В результате  нашего  совместного  исследования  ученик  самостоятельно  выбирает экзамен  по  географии и  успешно его  сдает, о чем я узнаю позже, это и экзамен по физике.  Дальнейшее  обучение  продолжается  ученицей в колледже  на экономическом отделении.  Есть перспектива дальнейшего развития?  Очевидно  да, т.к.  по  нашим встречам выясняю,  есть желание  дальнейшего  претворения  работы в жизнь. Время покажет.

ВЫВОД:

Наступление информационной эпохи, выражающееся в массовой компьютеризации, внедрении и развитии новейшей информационной базы радикально изменило не только схему передачи знаний, но и методы обучения.

Одним из ключевых элементов новой схемы передачи знаний является система открытого образования (СОО). К системе Открытого образования  можно применить так называемый синергетический подход. На примере  данной  схемы   полученной нами можно  увидеть:

во-первых, СОО следует отнести к классу нелинейных систем, так как нелинейными являются такие системы, у которых хотя бы в одном звене нарушается линейность уравнений динамики звена. Нелинейные системы способны качественно изменять свое поведение при количественном изменении воздействия.

Таким образом, преимущество предлагаемого синергетического подхода заключается, прежде всего, в гибкости, модульности построения функционально-предметной информационной области, а это в свою очередь прямо зависит от «энергии», которая поступает или, вернее, должна поступать в орган управления в виде достаточных ресурсов. Именно ресурсы позволят осуществлять циклическое расширение системы, совершенствовать традиционные формы обучения, внедрять в школе инновации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической компетентности школьников через исследовательскую деятельность

Происходящие изменения в окружающем нас мире способствуют развитию  нового мышления, новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием лично...

использование уровнего обучения в формировании исследовательской культуры школьников

статья содержит классификацию исследовательских навыков, методику работы по их формированию в условиях уровнего обучения, характеристики  исследовательских проектов....

Использование технологии уровневого обучения в формировании исследовательской культуры школьников

статья содержит характеристики исследовательских навыков, приемов и методов их формирования на  разных возрастных этапах....

Формирование правовой компетентности школьников на основе деятельностного подхода

статья для журнала "Педагогическое образование и наука". - 2012. - №12...

Формирование ИКТ компетентности школьника. Использование инновационных технологий на уроке английского языка

Статья содержит информацию о методике обучения иностранному языку (английскому) с использованием инновационных технологий,компьютерных средств....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование проектного метода для формирования исследовательских умений старших школьников» (к аттестации)

Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения стран на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, ...