Новые технологии в преподавании физики
статья по физике на тему

В настоящее время в связи с повышением уровня научности учебного материала, увеличением его объёма и ускоренным прохождением возник дефицит времени. В школьной практике его не стало хватать на повторение, закрепление, тренировочные упражнения, контрольные работы. Кроме того, иногда неправильно понимается ориентация на усиление творческого начала в обучении. Эти причины привели к тому, что в последние годы снизились требования к пересказу, запоминанию учебного материала. Создался некоторый дисбаланс между творческим и репродуктивным началами в учебном процессе.

•   Учащиеся на уроке самостоятельно изучают параграф учебника и выделяют ДЭЗ, составляют систему вопросов и записывают их в рабочую тетрадь, которая используется для текущих работ по физике. Затем учитель организует беседу, выявляет состояние дел по выполнению работы, выясняет, кто и как составил вопросы. Коллективно обсуждаются вопросы и ответы к ним. В ходе этой работы учитель производит подготовленный по теме демонстрационный эксперимент, корректирует и дополняет знания учащихся. Самый удачный вопрос учащиеся записывают под диктовку учителя в специальную тетрадь.

В итоге у учащихся накапливается система вопросов и ответов на них, которая представляет собой логическую  остову курса учебного предмета с выделенными ДЭЗ. Тетрадь можно озаглавить так: «Система элементов знания курса физики 7-го класса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_diskretnyy_podhod.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд № 1 Новые технологии в преподавании физики

Слайд № 2

В настоящее время в связи с повышением уровня научности учебного материала, увеличением его объёма и ускоренным прохождением возник дефицит времени. В школьной практике его не стало хватать на повторение, закрепление, тренировочные упражнения, контрольные работы. Кроме того, иногда неправильно понимается ориентация на усиление творческого начала в обучении. Эти причины привели к тому, что в последние годы снизились требования к пересказу, запоминанию учебного материала. Создался некоторый дисбаланс между творческим и репродуктивным началами в учебном процессе. Любое творчество, самостоятельное мышление учащихся, своего рода открытия, проблемное освоение учебного материала возможны лишь тогда, когда учащиеся имеют тот запас информации, которым они могут оперировать в процессе творчества. Для чего необходим определённый и постоянно пополняемый запас фактического знания, систематически уложенного в памяти и  прочно усвоенного материала

Слайд №3 Сущность дискретного подхода

В моем понимании, сущность заключается в том, что на каждом уроке совместно с учащимися проводится анализ структуры учебного материала.

Слайд №4

 В учебном материале выделяются главные и второстепенные элементы знаний. Главные элементы образуют содержание функционирующей системы знания, а второстепенные связывают их в логически целое образование. Следует иметь в виду, что понятия «главный» и «второстепенный» являются в применении к элементам учебного материала относительными. Главными элементами знания на данном уроке будем считать те, которые вводятся впервые и без которых невозможно усвоение последующих элементов знания. Каждый новый элемент вводится с помощью целого ряда вспомогательных, связующих элементов. Но многие из этих связующих элементов были, в свою очередь, главными на предыдущих уроках, когда они только вводились. С другой стороны, каждый функционально доминирующий на данном уроке элемент на следующих уроках превратится во второстепенный. Таким образом, каждый элемент знания лишь на одном уроке, где он вводится впервые, может быть главным. На всех же последующих уроках он используется для образования новых элементов знания и превращается в связующий. Выделив главные «доминирующие элементы знания» (ДЭЗ) на каждом из последовательных уроков, можно организовать относительно автономную систему обучения, в максимальной степени способствующую осмысленному и прочному запоминанию учебного материала.

Слаид №4  Пример доминирующих элементов знания по теме физики 7-го класса «Плотность вещества», составленных в соответствии с учебником А.В.Перышкина

(Просмотр       слайдов 5-8)

На эти вопросы учащиеся в своих тетрадях дают письменные ответы при выполнении домашнего задания или непосредственно в классе.

Доминирующие элементы знания выделяются в соответствии с тремя критериями:

1. элемент знания встречается впервые в курсе учебного предмета;

2.элемент знания входит в число основных понятий, которые необходимо усвоить на данном уроке, и без него невозможно дальнейшее понимание материала;

3.элемент знания имеет большое мировоззренческое значение.

Можно выделить  следующие основные функции дискретного подхода к усвоению материала школьного учебного предмета:

1)  функция выработки умения самостоятельного анализа учебного материала, выделения элементов знания;

2)  функция развития мышления в процессе анализа и составления ответов;

3)  функция приобретения навыков учебного труда, самостоятельного поиска знаний;

4)  функция закрепления и прочного запоминания учебного материала.

Для реализации этих функций разработаны методические приёмы составления системы вопросов и их использования в учебном процессе.

Слайд №11 Методические приёмы реализации дискретного подхода

1.Приёмы составления системы доминирующих элементов знания. Здесь рассматривается  самостоятельное овладение учебным материалом посредством выделения элементов знания как один из основных методов изучения физики.

На начальных стадиях реализации этого метода требуется кропотливое обучение школьников анализу учебного материала, выделению элементов знания и представлению их в виде системы вопросов и ответов. эту работу я начала с учащимися 8-х классов, т.к. работала на этой параллели. На первых уроках в учитель может читать параграф учебника вслух и спрашивать учащихся, что нового они узнали из каждого фрагмента. Далее педагог учит ставить вопросы, которые бы вынуждали воспроизвести выделенный новый элемент знания. (Новые элементы знания, будем называть доминирующим элементом знания и обозначать «ДЭЗ».) После одной-двух подобных тренировок учащиеся будут с увлечением делать это сами. Главное, на что здесь надо обратить внимание, чтобы во всех тетрадях одинаковые вопросы были записаны под одинаковыми номерами. Это необходимо для реализации в последующем методических приёмов работы с выделенными элементами знания (см. ниже).

Могут возникнуть возражение, что эти вопросы уже даны в конце параграфа учебника. Действительно, в конце каждого параграфа имеется система вопросов, но она не всегда удовлетворяет учителя, т.к. степень детализации деления может быть разной в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, целей, которые ставит учитель, наличия времени и др. Подобные возражения сразу же отпадут, как только учитель начнёт работать указанными методами. И, что, пожалуй, самое главное, наиболее эффективным методом обучения является процесс составления вопросов, а не составление ответов на них, ибо составленный вопрос уже базируется на заранее составленном в уме ответе, который осталось только зафиксировать. К сожалению, недостаток времени не позволяет перейти на полное самостоятельное составление вопросов. Выделенные элементы знания заносятся учащимися в специальную тетрадь. Это должна быть общая тетрадь.

Итак, для анализа структуры учебного материала и выделения ДЭЗ могут быть использованы следующие методические приёмы.

•   Учащиеся на уроке самостоятельно изучают параграф учебника и выделяют ДЭЗ, составляют систему вопросов и записывают их в рабочую тетрадь, которая используется для текущих работ по физике. Затем учитель организует беседу, выявляет состояние дел по выполнению работы, выясняет, кто и как составил вопросы. Коллективно обсуждаются вопросы и ответы к ним. В ходе этой работы учитель производит подготовленный по теме демонстрационный эксперимент, корректирует и дополняет знания учащихся. Самый удачный вопрос учащиеся записывают под диктовку учителя в специальную тетрадь. Учащиеся могут записывать ответ на него тут же, на уроке, если позволяет время. Вопросы в такой тетради у всех совершенно одинаковые, а ответы могут быть различными и по структуре, и по полноте. Если же времени на уроке для составления ответов не хватает, то даётся указание, сколько места займёт ответ, а задание выполняется дома. Рядом с вопросом в специальной графе можно указать страницу учебника, где можно найти самостоятельно нужный ответ.

Слайд №12

•    Учащиеся обычным порядком самостоятельно изучают материал учебника в классе или дома, составляют систему вопросов в рабочей тетради. На следующем (или на том же) уроке анализируется составленная система вопросов, выбирается приемлемый вариант, вопросы заносятся в специальную тетрадь под диктовку для последующего составления ответов в классе или дома.

Слайд №13

•  Учитель, после изложения нового материала, диктует необходимую систему вопросов.

В практике обучения на уроке чаще применяется комбинация всех трёх приёмов. В зависимости от конкретных обстоятельств учитель выбирает тот или иной. В итоге у учащихся накапливается система вопросов и ответов на них, которая представляет собой логическую  остову курса учебного предмета с выделенными ДЭЗ. Тетрадь можно озаглавить так: «Система элементов знания курса физики 7-го класса». Такой заголовок имеет большой методологический смысл. Учащиеся знакомятся с общенаучной терминологией («система», «элемент»), вооружаются самой идеей деления знания на элементы, идеей дискретного подхода к их усвоению.

Слайд №14

Приёмы использования доминирующих элементов знания.

Дискретный подход к усвоению знаний позволяет применять различные методические приёмы работы с ДЭЗ.

1.  Проверка усвоения ДЭЗ одного урока в порядке их логического следования. Учитель вызывает ученика к доске, берёт его тетрадь с вопросами, проверяет наличие ответов, по порядку задаёт вопросы из этой тетради. Оценка зависит от наличия вопросов и ответов в тетради, правильности письменных ответов, аккуратности выполнения и содержания устных ответов.

2.  Выборочная проверка знаний в пределах ДЭЗ одного урока. После опроса ученика по традиционной системе у доски в качестве дополнительных вопросов учитель зачитывает выборочно (в пределах одного урока) несколько ДЭЗ из тетради ученика. Оценивается весь ответ в комплексе: устный ответ, наличие ответов на вопросы к ДЭЗ в специальной тетради, знание ДЭЗ.

3.  Письменный опрос по карточкам в пределах ДЭЗ одного или нескольких уроков.  Параллельно с традиционной формой опроса двум-трём ученикам учитель даёт карточки с несколькими вопросами, аналогичными тем, которые следовало подготовить в специальной тетради к данному уроку. Ответы оцениваются сразу после окончания работы.

4.  Включение вопросов по знанию ДЭЗ в контрольные и лабораторные работы. В конце задания, связанного с контрольной или лабораторной работой, учитель задаёт несколько наиболее важных вопросов из тетради ДЭЗ по теме. Это позволяет осуществить дополнительный контроль знаний теоретического характера, а также загрузить полезной работой тех учащихся, которые слишком быстро справляются с письменной работой.

5.  Проведение зачётных уроков по знанию ДЭЗ пройденной темы. Зачётные уроки могут проводиться с использованием различных методов контроля: письменный ответ на ряд вопросов пройденной темы с регламентированным временем работы, устный фронтальный опрос, устный индивидуальный опрос, добавление большого количества вопросов к обычному письменному заданию и др. Наиболее эффективно контроль по ДЭЗ осуществляется после завершения изучения темы. Рациональный состав  проверяющих  - три человека. Зачёт проводится во время самостоятельной работы. Это может быть самостоятельное изучение нового материала путём ответа на поставленные вопросы, выделение ДЭЗ по самостоятельно изучаемому материалу, рассказ темы по структурной схеме, контрольная работа.

Слайд №15

6. Взаимоконтроль знаний ДЭЗ в пределах темы. После изучения темы учитель организует взаимоконтроль знания ДЭЗ этой темы путём групповой работы. Пары учащихся, сидящих на 1-й, 3-й и т.д. партах, поворачиваются назад. Образуются группы по четыре человека. В группе назначается старший, который организует проверку знаний: один отвечает - трое оценивают. Проверяется усвоение всех ДЭЗ темы. Старший в группе выставляет оценки на листок, с которого учитель переносит их в журнал. С целью повышения объективности учитель проводит дополнительный выборочный контроль. Старший в группе может периодически меняться в течение года. Надо отметить, что самоконтроль ученики осуществляют очень строго, иногда излишне строго. Случаи завышения оценок очень редки.

7.  Проверка усвоения ДЭЗ после уроков как средство дополнительной работы со слабыми учениками.  Слабому учащемуся может быть выдано дополнительное задание индивидуального характера, например, подготовить ответы на вопросы с 42-го по 50-й и ответить в процессе индивидуальной работы с ним.

8.  Проверка усвоения ДЭЗ по теме в случае конфликтной ситуации при выставлении отметок за четверть. Если ученик недоволен выставляемой оценкой, то ему можно предложить ответить на вопросы по тетради ДЭЗ, накопленные за четверть. Это хорошее средство разрешения конфликта и стимулирования учебной деятельности.

9.  Годовое повторение материала по ДЭЗ. Обычно со второго полугодия начинается интенсивный процесс повторения учебного материала по всем предметам. Нагрузка учащихся резко возрастает. Для устранения перегрузки могут удачно использоваться тетради с ДЭЗ. Здесь сказывается благотворное влияние одной из функций ДЭЗ - разгрузка от домашних заданий. Учащимся можно задавать повторять материал темы не целиком, а лишь основные элементы знания из неё — по тетради. Соответственно и опрос проводится по тетради ДЭЗ, которую ученик представляет во время ответа учителю.

10.  Повторение по словарям ДЭЗ в процессе подготовки к экзаменам. В процессе подготовки к выпускным и вступительным экзаменам учащиеся осуществляют взаимопроверку знаний с широким использованием тетрадей ДЭЗ, которые они вели на протяжении всех лет обучения физике.

В процессе работы с ДЭЗ учитель может создавать другие методические приёмы работы либо использовать различные комбинации из описанных выше в зависимости от конкретных ситуаций процесса обучения.

 Слайд №15  Заключение

Дискретный подход представляет собой самостоятельную дидактическую подсистему со своими методами и средствами, достоинствами и недостатками. Решая вопрос о её широком применении, необходимо проанализировать сильные и слабые стороны этой системы. К её достоинствам следует отнести прежде всего возможность включать всех учащихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности. Здесь удачно реализуется принцип систематичности обучения. Заполняя тетради, ученик обязан проработать весь материал без каких-либо пропусков.

При традиционной системе обучения слабо заинтересованные ученики имеют возможность не работать над рядом параграфов учебника, выжидая время опроса. Дискретный подход полностью исключает такое явление. Достоинством системы является и приобретение учащимися умений и навыков самостоятельного анализа учебного материала, выделения его элементов и функций этих элементов, что является основой систематизации. Дискретный подход создаёт благоприятные условия для сочетания понимания и прочного запоминания учебного материала.  Наличие специальной тетради с ДЭЗ позволяет повысить оперативность контроля, создаёт возможность организации его новых форм. Проверка тетрадей даёт гарантированный минимум накопления оценок и является стимулом для систематической работы учащихся.

К недостаткам системы следует отнести следующие. Требуется дополнительное время для заполнения тетрадей. Правда, этот недостаток обнаруживается, если дискретный подход рассматривать как дополнительную работу в традиционной системе обучения. Если же дискретный подход сделать основным методическим направлением в обучении, то данный недостаток автоматический снимается и превращается в достоинство.. Не отказываемся же мы от решения задач по физике по той причине, что оно требует дополнительного времени!

Следующим недостатком является то, что учащиеся с пониженным интересом к обучению стараются избежать обязанности изучать тексты параграфа для их последовательного пересказа, а зачастую ограничиваются лишь поисками ответов и их заучиванием. Данный недостаток должен быть компенсирован соответствующим сочетанием форм контроля знаний.

Не следует противопоставлять данный подход проблемному обучению и другим творческим подходам по двум причинам. Во-первых, анализ состава знания, выделение его элементов, постановка вопросов и поиск ответов является активным творчеством. А во-вторых, данный подход не исключает всех других подходов - он развивает их, дополняет, создаёт лучшие условия. Прочное знание основ наук является необходимым условием всякого творчества.

Слайд №16

Дискретный подход к усвоению знаний является основой технологии усвоения системного знания и служит первым этапом для внедрения подходов системно-функционального, системно-структурного и системно-логического.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Новые технологии в преподавании филологических наук»

Перспективное развитие школы 21-го столетия ориентировано на переход от образования как передачи ученику знаний к продуктивному образованию. Современный этап развития системы образования характеризует...

Инновационные технологии в преподавании физики

Создание электронного учебного комплекса позволяет  наглядно представлять информацию в оболочке обучающей среды, осуществлять входной текущий, рубежный и итоговый контроль, интегрировать учебные ...

Использование новых технологий в преподавании ОБЖ и физической культуры.

В учебном процессе поиск наиболее оптимальных путей предъявления информации и ее усвоения становится весьма актуальной задачей. В реализации межпредметных связей кроется один из факторов повышения эфф...

Новые технологии в преподавании иностранного языка (из опыта работы)

В наш век информационных технологий и компьютеризации процесса обучения сложно заинтересовать учащихся без применения  новых форм и приёмов обучения. Особую роль в формировании мотивации играет а...

Новые технологии в преподавании физики

Методические приёмы реализации дискретного подхода 1.Приёмы составления системы доминирующих элементов знания. Здесь рассматривается  самостоятельное овладение учебным материалом посредством...

Использование новейших технологий в преподавании иностранного языка.

Тема для обсуждения на заседании методического объединения...