Рабочие программы для Ростовского торгово-экономического колледжа
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Рабочие программы составлены на основе стандартов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astronomiya_programmma17.doc | 250.5 КБ |
Рабочая программа по Физике | 294.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский торгово-экономический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
«Астрономия»
г. Ростов-на-Дону
Программа разработана на основе:
1. «Стандарта среднего (полного) общего образования по астрономии» (Министерство образования и науки РФ. Приказ 7 июня 2017 № 506 Москва «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобр. РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»)
2. Рабочей программы к УМК Б.А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута Астрономия 11 класс Москва. Дрофа. 2017.
Разработал: преподаватель ГБПОУ РО РТЭК
Логвиненко Ольга Викторовна
Рассмотрена на заседании ЦМК «_________________________» Протокол № ____ от «___»______ 2017 Председатель ЦМК __________________ ФИО | Утверждена на заседании НМС ГБПОУ РО РТЭК Протокол № ____ от «___»__________ 2017 Председатель НМС ГБПОУ РО РТЭК _____________________ Саенко О.Е. |
Оглавление
1.1. Общая характеристика учебной дисциплины: 4
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане: 4
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины 4
1.4. Цели, достигаемые при изучении астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования……………………………………………………………………………………..9
1.5.Требования к уровню подготовки студентов
2. Структура и содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования 10
2.1. Тематическое планирование с учетом профиля профессионального образования 10
2.2. Содержание учебной дисциплины 11
2.3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий 144
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины 17
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 17
3.2. учебно-методическое обеспечение обучения 17
1. Пояснительная записка
- Общая характеристика учебной дисциплины:
Астрономия рассматривается в ГБОУ СПО РТЭК как курс, который знакомит студентов с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Изучение курса рассчитано на 35 часов. Важную роль в освоении курса играют проводи- мые во внеурочное время собственные наблюдения студентов. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во - первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином занятии, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Изучение учебной дисциплины «Астрономия» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).
- Место учебной дисциплины в учебном плане:
Учебная дисциплина «Астрономия» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования: естественнонаучный профиль:
По специальностям СПО
19.02.10 Технология продукции общественного питания
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
При освоении специальностей СПО естественнонаучного профиля профессионального образования астрономия изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, ОУД.08.01 (код дисциплины из учебного плана)
- Результаты освоения учебной дисциплины
Деятельность ГБОУ СПО РО РТЭК в обучении дисциплине «Астрономия» направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя -ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
•в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
•в сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
•в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
•в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений - уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты обучения астрономии представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Студент научится:
•самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
•сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
•организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
•определять несколько путей достижения поставленной цели;
•выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
•задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
•сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
•оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Студент научится:
•критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
•распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
•использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
•осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
•искать и находить обобщенные способы решения задач;
•приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
•анализировать и преобразовывать проблемно - противоречивые ситуации;
•выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
•выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
•менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться). Коммуникативные универсальные учебные действия
Студент научится:
•осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
•при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
•развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
•распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
•координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);
•согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
•представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
•подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
•воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
•точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметные результаты изучения астрономии.
Предметные результаты освоения дисциплины позволяют: воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой; воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию; формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы; формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возник новения; проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении 13 тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения; определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; объяснять причины изменения светимости переменных звезд; описывать механизм вспышек новых и сверхновых; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; описывать этапы формирования и эволюции звезды; характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр; объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); сравнивать выводы А.Эйнштейна и А. А.Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна; систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
1.4. Цели, достигаемые при изучении астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования
Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
1.5.Требования к уровню подготовки студентов
В результате изучения астрономии на базовом уровне студент должен: знать/понимать:
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь: приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- Структура и содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования
2.1. Тематическое планирование с учетом профиля профессионального образования
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||||
Максим. | Сам. р-та | Аудит. | В том числе | ||||
Теорет. | Практич. | Лаборат. | |||||
1 | Предмет астрономии | 4 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 |
2 | Основы практической астрономии | 6 | 2 | 4 | 4 | 0 | 0 |
3 | Законы движения небесных тел | 10 | 2 | 8 | 4 | 4 | 0 |
4 | Солнечная система | 6 | 2 | 4 | 4 | 0 | 0 |
5 | Методы астрономических исследований | 8 | 2 | 6 | 6 | 0 | 0 |
6 | Звезды | 6 | 2 | 4 | 4 | 0 | 0 |
7 | Наша Галактика - Млечный Путь | 4 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 |
8 | Галактики. Строение и эволюция Вселенной | 7 | 2 | 5 | 5 | 0 | 0 |
Итого | 51 | 16 | 35 | 31 | 4 | 0 |
2.2. Содержание учебной дисциплины
2.3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий
№ | Наименование раздела | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
1. 1.1 | Предмет астрономии Роль астрономии в развитии цивилизации | Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии. Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса |
2 2.1 | Основы практической астрономии Небесная сфера. Небесные координаты | Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений. Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли. |
2.2 | Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя | Изучение основных фаз Луны. Описание порядка смены фаз Луны, взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной, необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц. Подготовка и выступление с презентациями и сообщениями |
3. 3.1 | Законы движения небесных тел Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. | Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Применение законов Кеплера при решении задач Представление структуры и масштаба Солнечной системы. Объяснение конфигурации и условия видимости планет. Знание методов определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Умение находить эти расстояния и размеры |
Определение масс небесных тел | Вычисление массы небесных тел. Представление движения искусственных небесных тел. | |
3.2 | ||
4. 4.1 | Солнечная система Происхождение Солнечной системы | Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов. Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Решение задач Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов, определения понятия «планета». Сравнение природы Земли с природой Луны на основе знаний из курса географии. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы, причин существующих различий, процессов, происходящих в комете при изменении ее расстояния от Солнца. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения, внешнего вида астероидов и комет. На основе знаний законов физики объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет, описание природы планет-гигантов, описание и объяснение явлений метеора и болида. Описание и сравнение природы планет земной группы. Участие в дискуссии. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними |
4.2 | Малые тела Солнечной системы | |
5. 5.1. | Методы астрономических исследований. Источники информации о природе и свойствах небесных тел | Знание методов астрономических исследований. Описание источников информации о природе и свойствах тел |
5.2 | Космические аппараты | Описание устройств космических аппаратов и их назначение |
5.3 | Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана | Объяснение и применение закона Вина и закона Стефана-Больцмана |
6. 6.1 | Звезды Звезды: характеристики, строение, источники энергии | Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам. Анализ основных групп диаграммы «спектр — светимость». На основе знаний по физике: описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса; оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; описание природы объектов на конечной стадии эволюции звезд. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Решение задач |
6.2 | Строение Солнца, солнечной атмосферы | На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание: процессов, происходящих при термоядерных реакциях протон-протонного цикла; образования пятен, протуберанцев и других прояв- лений солнечной активности на основе знаний о плазме, полученных в курсе физики. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю. |
7. 7.1 | Наша Галактика - Млечный Путь Состав и структура Галактики | Описание строения и структуры Галактики, процесса формирования звезд из холодных газопылевых об- лаков. Изучение объектов плоской и сферической подсистем. Объяснение на основе знаний по физике различных механизмов радиоизлучения. |
8. 8.1 | Галактики. Строение и эволюция Вселенной Многообразие галактик и их основные характеристики | Определение типов галактик. Применение принципа Доплера для объяснения «красного смещения». Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними |
8.2 | Эволюция Вселенной | Объяснение эволюции Вселенной. Подготовление докладов |
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
1. Телескоп. 2. Спектроскоп. 3. Теллурий. 4. Модель небесной сферы. 5. Звездный глобус. 6. Подвижная карта звездного неба. 7. Глобус Луны. 8. Карта Луны. 9. Карта Венеры. 10. Карта Марса. 11. Справочник любителя астрономии. 12. Школьный астрономический календарь (на текущий учебный год).
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска.
3.2. Учебно-методическое обеспечение обучения
Основная литература
1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. Учебник (авторы: Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут).
2. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс. Методическое пособие (автор М. А. Кунаш).
Литература и учебно-методическое обеспечение для преподавателей
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445.
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
- Приказ министерства образования и науки от 20 июня 2017 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих гос.аккредитацию обр.программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобр и науки РФ от 31 марта 2014 № 253»
4. Оценочные средства
Разделы (темы) дисциплины | Код контролируемых результатов обучения[1] | Оценочное средство | ||
Текущий контроль | Рубежный контроль | Промежуточная аттестация | ||
Тема 1.1 Роль астрономии в развитии цивилизации. | Л1-Л6, М, П | Фронтальный устный опрос по теме. Проверка докладов. Проверка конспектов. | Самостоятельная работа | |
Тема 2.1 НЕБЕСНАЯ СФЕРА. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. | Л1-Л6, М, П | Фронтальный устный опрос по теме. Проверка рефератов. Проверка конспектов. Индивидуальные задания | Тест | |
Тема 2.2 Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя | Л1-Л6, М, П | Фронтальный устный опрос по теме. Проверка индивидуальных заданий. Проверка рефератов | Самостоятельная работа | |
Тема 3.1 Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. | Л1-Л6, М, П | Фронтальный устный опрос по теме. Проверка индивидуальных заданий | Самостоятельная работа | |
Тема 3.2 Определение масс небесных тел | Л1-Л6, М, П | Индивидуальный устный опрос. Проверка решения задач. Проверка докладов | Тест | |
Тема 4.1 Происхождение Солнечной системы | Л1-Л6, М, П | Фронтальный устный опрос по теме. | Письменный опрос | |
Тема 4.2 Малые тела Солнечной системы | Л1-Л6, М, П | Фронтальный устный опрос по теме. Проверка докладов. Проверка конспектов. | Самостоятельная работа | |
Тема 5.1 Источники информации о природе и свойствах небесных тел | Л1-Л6, М, П | Фронтальный устный опрос по теме.. | Тест | |
Тема 5.2 Космические аппараты | Л1-Л6, М, П | Фронтальный устный опрос по теме. Проверка конспектов. | Тест | |
Тема 5.3 Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана | Л1-Л6, М, П | Фронтальный устный опрос по теме. Решение задач. Проверка докладов. | Самостоятельная работа | |
Тема 6.1 Звезды: характеристики, строение, источники энергии | Л1-Л6, М, П | Индивидуальный опрос у доски. Проверка конспектов. | Письменный опрос | |
Тема 6.2 Строение Солнца, солнечной атмосферы. | Л1-Л6, М, П | Фронтальный устный опрос по теме. Решение задач. Проверка индивидуальных заданий. Проверка докладов | Тест | |
Тема 7.1 Состав и структура Галактики. | Л1-Л6, М, П | Фронтальный устный опрос по теме. Проверка докладов | Самостоятельная работа | |
Тема 8.1 Многообразие галактик и их основные характеристики | Л1-Л6, М, П | Фронтальный устный опрос по теме. | Письменный опрос | |
Тема 8.2 Эволюция Вселенной | Л1-Л6, М, П | Фронтальный устный опрос по теме. Проверка докладов. Проверка конспектов. | Диф.зачет |
[1] Личностные, метапредметные, предметные
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский торгово-экономический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
«Физика»
г. Ростов-на-Дону
Программа разработана на основе ФГОС среднего общего образования», утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413.
Разработал: преподаватель ГБОУ СПО РО РТЭК
Логвиненко Ольга Викторовна
Рассмотрена на заседании ЦМК «_________________________» Протокол № ____ от «___»______ 2017 Председатель ЦМК __________________ ФИО | Утверждена на заседании НМС ГБПОУ РО РТЭК Протокол № ____ от «___»__________ 2017 Председатель НМС ГБПОУ РО РТЭК _____________________ Саенко О.Е. |
Оглавление
1.1. Общая характеристика учебной дисциплины: 4
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане: 4
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины 5
2. Структура и содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования 7
2.1. Тематическое планирование с учетом профиля профессионального образования 7
2.2. Содержание учебной дисциплины 7
2.3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий 16
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины 23
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 23
3.2. учебно-методическое обеспечение обучения 23
1. Пояснительная записка
- Общая характеристика учебной дисциплины:
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Физика даёт ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.) В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента
Физика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как «метадиспиплину», которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.
Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).
- Место учебной дисциплины в учебном плане:
Учебная дисциплина «Физика» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования: естественнонаучный профиль:
По специальностям СПО
19.02.10 Технология продукции общественного питания
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
При освоении специальностей СПО естественнонаучного профиля профессионального образования физика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, ОУД.08 (код дисциплины из учебного плана)
- Результаты освоения учебной дисциплины
Деятельность ГБОУ СПО РО РТЭК в обучении дисциплине «Физика» направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.
Метапредметные результаты:
- использовать различные виды познавательной деятельности для решения физических задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использовать основные интеллектуальные операции: постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, физических явлений и физических процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- использовать различные источники для получения физической информации, умение оценить её достоверность;
- анализировать и представлять информацию в различных видах;
- публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения решать физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, в профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
2. Структура и содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования
2.1. Тематическое планирование с учетом профиля профессионального образования
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||||
Максим. | Сам. р-та | Аудит. | В том числе | ||||
Теорет. | Практич. | Лаборат. | |||||
Введение. Механика | 20 | 6 | 14 | 4 | 6 | 4 | |
Молекулярная физика. Термодинамика | 20 | 6 | 14 | 6 | 4 | 4 | |
Электродинамика | 22 | 6 | 16 | 8 | 6 | 2 | |
Колебания и волны | 14 | 4 | 10 | 6 | 2 | 2 | |
Оптика | 10 | 4 | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Элементы квантовой физики | 8 | 6 | 2 | 2 | 0 | 0 | |
Итого | 94 | 32 | 62 | 28 | 20 | 14 |
2.2. Содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1 | ВВЕДЕНИЕ. Механика | 20 | ||
Тема 1.1 Введение. Кинематика. Общие сведения о движении. | Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин Физические законы. Границы применимости физических законов Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. | 2 | 1 | |
Решение задач по теме «Кинематика. Общие сведения о движении» | 2 | 2 | ||
Решение задач по теме «Кинематика. Общие сведения о движении» | 2 | 2 | ||
Тема 1.2 Законы механики Ньютона. Законы сохранения в механике | Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа Исследование движения тела под действием постоянной силы. | 2 | 3 | ||
Лабораторная работа. Изучение особенностей силы трения (скольжения). Лабораторная работа. Изучение закона сохранения импульса | 2 | 3 | ||
Практическая работа. Решение задач по теме «Кинематика, динамика» | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа Написание рефератов на темы: «Величайшие открытия физики», «Галилео Галилей – основатель точного естествознания». Написание докладов на темы: «Значение открытий Галилея». «Исаак Ньютон – создатель классической физики». «Леонардо да Винчи – ученый и изобретатель». Написание доклада на тему: «Ломоносов Михаил Васильевич – ученый энциклопедист». «Движение тела переменной массы». Написание доклада на тему: «Королев Сергей Павлович - конструктор и организатор производства ракетно-космической техники». | 6 | 3 | ||
Раздел 2. | Молекулярная физика и термодинамика Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.
Практическая работа. Решение задач по теме: «Газовые законы. Законы термодинамики» | 20 | ||
Тема 2.1 Основы МКТ. Идеальный газ. Основы термодинамики | 2 | 1 | ||
2 | 2 | |||
Самостоятельная работа Написание реферата на тему: «Бесконтактные методы контроля температуры». Написание реферата на тему: «Полупроводниковые датчики температуры». | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа Написание реферата на тему: «Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин». | 2 | 3 | ||
Тема 2.2 Свойства паров. Свойства жидкостей | Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа Измерение влажности воздуха. | 2 | 3 | ||
Лабораторная работа Измерение поверхностного натяжения жидкости | 2 | 3 | ||
Тема 2.3 Свойства твердых тел | Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. | 2 | 1 | |
Практическая работа. Решение задач «Свойства твердых тел» | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа Написание реферата на тему: «Влияние дефектов на физические свойства кристаллов». Написание реферата на тему: «Жидкие кристаллы». Написание реферата на тему: «Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой». Написание реферата на тему: «Применение жидких кристаллов в промышленности». | 2 | 3 | ||
Раздел 3 | ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 22 | ||
Тема 3.1 Электрическое поле | Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа Написание докладов на темы: «Пьезоэлектрический эффект, его применение». «Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость». | 1 | 3 | ||
Тема 3.2 Законы постоянного тока | Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закона Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля — Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников. Лабораторная работа. Определение коэффициента полезного действия электрического чайника. | 2 | 2 | ||
Практическое занятие Решение задач по теме «Законы постоянного тока» | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа Написание реферата на тему: Написание доклада на тему: «Андре Мари Ампер – основоположник электродинамики» Написание конспекта на тему: «Законы Кирхгофа для электрической цепи». Написание доклада на тему: «Ленц Эмилий Христианович – русский физик». | 1 | 3 | ||
Тема 3.3 Электрический ток в полупроводниках | Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа Написание реферата на тему: «Биполярные транзисторы». | 1 | 3 | ||
Тема 3.4 Магнитное поле. Электромагнитная индукция | Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа Написание конспекта на тему: «Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции)». Написание реферата на тему: «Природа ферромагнетизма». | 2 | 3 | ||
Практическая работа Решение задач по теме «Законы магнитного поля» | 2 | 2 | ||
Практическая работа Решение задач по теме «Законы магнитного поля» | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа Написание доклада на тему: «Эрстед Ханс Кристиан – основоположник электромагнетизма». | 1 | 3 | ||
Раздел 4 | КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 14 | ||
Тема 4.1 Механические колебания | Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). | 2 | 3 | ||
Тема 4.2 Упругие волны | Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. | 2 | 2 | |
Практическое занятие Решение задач по темам: «Гармонические колебания», «Интерференция и дифракция волн» | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа Написание реферата на тему: «Физика и музыка». | 1 | 3 | ||
Тема 4.3 Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны | Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа Написание реферата на тему: «Альтернативная энергетика». Написание реферата на тему: «Асинхронный двигатель». Написание реферата на тему: «Использование электроэнергии в транспорте». Написание доклада на тему: «Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия». | 1 | 3 | ||
Самостоятельная работа Написание доклада на тему: «Попов Александр Степанович – русский ученый, изобретатель радио». Написание реферата на тему: «Развитие средств связи и радио». Написание реферата на тему: «Современная спутниковая связь». Написание реферата на тему: «Современные средства связи». Написание доклада на тему: «Фарадей Майкл – создатель учения об электромагнитном поле». Написание конспекта на тему: «Шкала электромагнитных волн». | 2 | 3 | ||
Раздел 5 | ОПТИКА | 10 | ||
Тема 5.1 Природа света. Волновые свойства света | Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. | 2 | 1 | |
Лабораторная работа Изучение изображения предметов в тонкой линзе. | 2 | 3 | ||
Практическое занятие Решение задач по темам: «Законы отражения и преломления», «Интерференция и дифракция света» | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа Написание реферата на тему: «Голография и ее применение». Написание реферата на тему: «Дифракция в нашей жизни». Написание реферата на тему: «Конструкция и виды лазеров». Написание реферата на тему: «Лазерные технологии и их использование». Написание реферата на тему: «Оптические явления в природе». Написание реферата на тему: «Рентгеновские лучи. История открытия. Применение». Написание конспекта на тему: «Свет - электромагнитная волна». | 4 | 3 | ||
Раздел 6 | ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ | 8 | ||
Тема 6.1 Квантовая оптика. Физика атома. Физика атомного ядра | Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Бору. Квантовые генераторы. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа Написание доклада на тему: «Макс Планк». Написание реферата на тему: «Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики». Написание доклада: «Столетов Александр Григорьевич – русский физик». Написание конспекта на тему: «Фотоэлементы». Написание конспекта на тему: «Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта». | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа Написание доклада на тему: «Курчатов Игорь Васильевич – физик, организатор атомной науки и техники». Написание доклада на тему: «Нильс Бор – один из создателей современной физики». | 2 | 3 | ||
Самостоятельная работа Написание реферата на тему: «Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов». Написание конспекта на тему: «Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц». Написание конспекта на тему: «Классификация и характеристики элементарных частиц». Написание реферата на тему: «Применение ядерных реакторов». Написание реферата на тему: «Ускорители заряженных частиц». | 2 | 3 |
2.3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий
№ | Наименование раздела | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
1. | Введение. Механика Тема 1.1 Введение. Кинематика. Общие сведения о движении |
|
Тема 1.2 Законы механики Ньютона. Законы сохранения в механике. |
| |
2 | Молекулярная физика и термодинамика Тема 2.1. Основы МКТ. Идеальный газ. Основы термодинамики | |
| ||
| ||
Тема 2.2 Свойства паров. Свойства жидкостей |
| |
Тема 2.3 Свойства твердых тел |
| |
3 | Электродинамика. Тема 3.1 Электрическое поле | |
| ||
Тема 3.2 Законы постоянного тока |
| |
Тема 3.3 электрический ток в полупроводниках |
| |
Тема 3.4 Магнитное поле. Электромагнитная индукция |
| |
4. | Колебания и волны. Тема 4.1 Механические колебания | |
| ||
Тема 4.2. Упругие волны |
| |
Тема 4.3. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны |
| |
5 | Оптика. Тема 5.1 Природа света. Волновые свойства света |
|
| ||
6 | Элементы квантовой физики. Тема 6.1 Квантовая оптика. Физика атома. Физика атомного ядра | |
| ||
| ||
|
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета по физике.
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска.
3.2. Учебно-методическое обеспечение обучения
Основная литература
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2014
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2014
- Дмитриева В.Ф. Физика: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования – М.: 2012
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2014
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2013
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. –М.: 2014
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, А.В.Коржуев, О.В.Муртазина. – М.: 2015 Касьянов В.А. Иллюстрированный Атлас по физике: 10 класс.– М.: 2010 Касьянов В.А. Иллюстрированный Атлас по физике: 11 класс. – М.: 2010
Литература и учебно-методическое обеспечение для преподавателей
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - N 4. - Ст. 445.
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480.
- Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
- Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
- Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. – 2002. - № 2. – Ст. 133.
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования – М.: 2014
- Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учебное пособие для образовательных учреждений среднего профессионального образования – М.: 2013
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. – М.: 2014
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учебные пособия для учреждений начального и среднего профессионального образования/В.Ф.Дмитриева, А.В.Коржуев, О.В.Муртазина. – М.: 2015
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации: методическое пособие/В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. – М.: 2010
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (Электронное приложение). – М.: 2015 Касьянов В.А. Физика. 10 кл. Углубленный уровень: учебник. – М.: 2014 Касьянов В.А. Физика. 11 кл. Углубленный уровень: учебник. –М.: 2014
Интернет-ресурсы
- http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.17/p/page.html – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии.
- www.booksgid.com - Воокs Gid. Электронная библиотека.
- globalteka.ru/index.html - Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов.
- window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
- st-books.ru - Лучшая учебная литература.
- www.school.edu.ru/default.asp - Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность.
- ru/book - Электронная библиотечная система.
- http://www.alleng.ru/edu/phys.htm - Образовательные ресурсы Интернета – Физика.
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://fiz.1september.ru/ - Учебно-методическая газета «Физика».
- dic.academic.ru - Академик. Словари и энциклопедии.
- http://n-t.ru/nl/fz/ - Нобелевские лауреаты по физике.
- http://nuclphys.sinp.msu.ru/ - Ядерная физика в интернете.
- http://college.ru/fizika/ - Подготовка к ЕГЭ
- http://kvant.mccme.ru/ - Научно-популярный физико-математический журнал «Квант».
- http://yos.ru/natural-sciences/scategory/18-phisic.htm –Естественнонаучный журнал для молодежи «Путь в науку»
4. Оценочные средства
Разделы (темы) дисциплины | Код контролируемых результатов обучения[1] | Оценочное средство | ||
Текущий контроль | Рубежный контроль | Промежуточная аттестация | ||
Раздел 1. Введение. Механика. Тема 1.1 Введение. Кинематика. Общие сведения о движении | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Входной контроль. Проверка докладов. Проверка знаний формул | ||
Тема 1.2 Законы механики Ньютона. Законы сохранения в механике | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Фронтальный устный опрос по теме. Решение задач. Защита лабораторных работ. Проверка докладов. Проверка конспектов. | Письменная самостоятельная работа | |
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основы термодинамики | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Фронтальный устный опрос по теме. Решение задач. | Тест | |
Тема 2.2. Свойства паров. Свойства жидкостей | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Фронтальный устный опрос по теме. Решение задач. Проверка докладов | ||
Тема 2.3. Свойства твердых тел | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Фронтальный устный опрос по теме. Защита лабораторных работ. Проверка индивидуальных заданий. | Тест | |
Раздел 3. Электродинамика. Тема 3.1 электрическое поле | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Фронтальный устный опрос по теме. Проверка докладов. Проверка конспектов. Проверка знаний формул | Тест | |
Тема 3.2. Законы постоянного тока | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Фронтальный устный опрос по теме. Проверка докладов. | Письменная работа | |
Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Фронтальный устный опрос по теме. Решение задач. Проверка докладов. Проверка конспектов. | Тест | |
Тема 3.4. Магнитное поле. Электромагнитная индукция | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Фронтальный устный опрос по теме. Проверка докладов. Проверка конспектов. | Письменные индивидуальные задания | |
Раздел 4. Колебания и волны Тема 4.1. Механические колебания | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Фронтальный устный опрос по теме. Решение задач. Защита лабораторных работ. Проверка индивидуальных заданий. | Письменный опрос | |
Тема 4.2. Упругие волны | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Фронтальный устный опрос по теме. Решение задач. Проверка рефератов. | Тест | |
Тема 4.3. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Фронтальный устный опрос по теме. Проверка докладов. | Самостоятельная работв | |
Раздел 5. Оптика Тема 5.1. Природа света. Волновые свойства света | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Фронтальный устный опрос по теме. Решение задач. Защита лабораторных работ. Проверка индивидуальных заданий. | Тест | |
Раздел 6. Элементы квантовой физики Тема 6.1. Квантовая оптика. Физика атома. Физика атомного ядра | Л1-Л6, М1-М6, П1-П7 | Фронтальный устный опрос по теме.. Проверка докладов. Проверка конспектов. | Диф.зачет |
[1] Личностные, метапредметные, предметные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ специальность 050141 физическая культура...
Рабочая программа по химии для 1 курса медицинского колледжа
Рабочая программа предназначена для изучения химии на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена....
Внедрение дуальной системы профессионального образования в якутском торгово-экономическом колледже ПК
Данный проект планируется реализовать в условиях Якутского Торгово-экономического колледжа ПК совместно с условным средними школами РС (Я): - Тойбохойск...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ МБОУ СОШ № 25 г.Шахты Ростовской области
Программа предполагает широкое ознакомление учащихся школы с хореографией и общей культурой. В студию принимаются все желающие физически здоровые дети, имеющие склонность к танцевальной деятельн...
Презентация к научной работе ученика по теме "Кяхта-центр русско-монгольских торгово-экономических отношенийво II половине XIX века "
Презентация к научной работе ученика по теме "Кяхта-центр русско-монгольских торгово-экономических отношенийво II половине XIX века " использована на научно-практической ко...
Актуальные проблемы преподавания информатики в СПО торгово-экономического профиля
Статья о содержании и структуре примерных программ, а также о методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса....