Рабочая программа элективного курса «География Ростовской области»
рабочая программа (8 класс) по теме

Великоцкая Галина Васильевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_rostovskoy_oblasti.docx35.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №81 п. Юловский

Рассмотрена на заседании МО                                                         Утверждена

учителей естественно-гуманитарного цикла                       приказом №___ от _________

рук.МО__________Сычёва Е.Н.                                                  Директор  школы

Протокол №__от __________                                                __________________С.В. Кокина

Заместитель директора по УВР

________________Кашубина Е.В.                                       Приложение

Рекомендована к утверждению                                            к основной образовательной программе

педсоветом пр. №_____от  _________

Рабочая программа

элективного курса

«География Ростовской области»

в ___8____классе

2015-2016 учебный год

Разработана Великоцкой Г.В.

учителем географии

п. Юловский

2015 г.

Пояснительная записка.

             Программа  курса «География Ростовской области»  предназначена для учащихся 8 класса. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры. Курс региональной географии призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также  имеет подлинно страноведческий характер.

   Основная цель курса:

  • Формирование системного представления о Ростовской области как о целостном географическом регионе; Воспитание гражданственности, уважения к природе своей малой Родины; Формирование географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;

Задачи курса:

  • Показать практическое значение взаимосвязей природных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;
  • Развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
  • Через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;

Программа курса «География Ростовской области» содействует достижению ведущих целей современного географического образования школьников, сформулированных в стандартах общего образования.

        Методика преподавания курса определяется его задачами и предполагаемыми результатами обучения на основе проведения лекций, дискуссий, постановке проблемных вопросов, экскурсий, работы с географическими справочниками и литературными источниками, проектной, исследовательской деятельности учащихся.

        Элективный курс «География Ростовской области» - это курс с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 8 класса. Программа курса рассчитана на тех учащихся, которые интересуются географией и краеведением. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Содержание курса

Географическое положение Ростовской области. 4 ч.

Особенности ГП РО. Крайние точки. Географический центр. Соседние субъекты РФ. Пограничные государства. История образования РО.

Геология и полезные ископаемые Ростовской области. 4 ч.

Тектонические структуры РО. Полезные ископаемые РО.

Рельеф Ростовской области.

Особенности размещения форм рельефа РО.

Климат Ростовской области. 4 ч.

Зависимость климата РО от ГП и рельефа.

Внутренние воды Ростовской области. 4 ч.

Реки, озёра, водохранилища РО.

Почвы Ростовской области. 3 ч.

Типы почв РО, особенности их размещения на территории РО.

Растительный мир Ростовской области 4.

Видовой состав растений РО.  Природные зоны РО. Особенности их размещения на территории РО. Лекарственные растения РО. Растения Красной Книги.

Животный мир Ростовской области 3 ч.

Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые РО. Животные Красной Книги.

Охрана природы Ростовской области 3 ч.

Экологические проблемы РО. Ростовский заповедник.

Календарно-тематический план

Название тем курса

Всего часов

Дата план

Дата факт

Форма работы

1

ГП Ростовской области

1

3.09    

Лекция

2

ГП Ростовской области

1

10.09

Лекция

3

ГП Ростовской области

1

17.09

Практическая работа на контуре

4

ГП Ростовской области

1

24.09

Тестирование по теме

5

Геология и полезные ископаемые Ростовской области

1

1.10

Лекция

6

Геология и полезные ископаемые Ростовской области

1

8.10

Лекция

7

Геология и полезные ископаемые Ростовской области

1

15.10

Практическая работа на контуре. Решение географо-математических задач

8

Геология и полезные ископаемые Ростовской области

1

22.10

Тестирование по теме

9

Рельеф Ростовской области

1

12.11

Лекция

10

Рельеф Ростовской области

1

19.11

Защита докладов

11

Рельеф Ростовской области

1

26.11

Практическая работа на контуре. Решение географо-математических задач

12

Рельеф Ростовской области

1

3.12

Тестирование по теме

13

Климат Ростовской области

1

10.12

Лекция

14

Климат Ростовской области

1

17.12

Лекция

15

Климат Ростовской области

1

24.11

Практическая работа на контуре. Решение географо-математических задач

16

Климат Ростовской области

1

14.01

Тестирование по теме

17

Внутренние воды Ростовской области

1

21.01

Лекция

18

Внутренние воды Ростовской области

1

28.01

Защита докладов по теме «Реки РО» + лекция

19

Внутренние воды Ростовской области

1

4.02

Практическая работа на контуре. Решение географо-математических задач

20

Внутренние воды Ростовской области

1

11.02

Тестирование по теме

21

Почвы Ростовской области

1

18.02

Лекция

22

Почвы Ростовской области

1

25.02

Практическая работа на контуре. Решение географо-математических задач

23

Почвы Ростовской области

1

3.03

Тестирование по теме

24

Растительный мир Ростовской области

1

10.03

Лекция

25

Растительный мир Ростовской области

1

18.03

Защита докладов по теме «Растительный мир Ростовской области»

26

Растительный мир Ростовской области

1

7.04

Практическая работа на контуре. Решение географо-математических задач

27

Растительный мир Ростовской области

1

14.04

Тестирование по теме

28

Животный мир Ростовской области

1

21.04

Лекция

29

Животный мир Ростовской области

1

28.04

Практическая работа на контуре. Решение географо-математических задач

30

Животный мир Ростовской области

1

5.05

Тестирование

31

Охрана природы Ростовской области

1

12.05

Лекция

32

Охрана природы Ростовской области

1

19.05

Защита рефератов по теме «Основные экологические проблемы территории»

33

Охрана природы Ростовской области

1

26.05

Практическая работа на контуре. Решение географо-математических задач

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название темы

Всего

часов

Лекция

Практ.

работа

Дата

Введение

2

1

Территория, границы, экономико-географическое положение.

1

+

+

2

Административно-территориальное деление Ростовской области

1

+

+

Тема 1. Природные ресурсы, история освоения  Ростовской области

3

1

История освоения территории Ростовской  области, Аксайского района.

1

2

Природные условия и ресурсы как фактор формирования хозяйства.  Тектоника, геология, рельеф и полезные ископаемые.

1

+

3

Климатические и агроклиматические ресурсы. Воды и почвы Ростовской области.

1

+

Тема 2. Население

3

1

Ростовская область в Южном федеральном округе. Население Ростовской области.

1

+

2

Изменение численности, естественное и механическое движение населения

1

+

3

Изменение численности, естественное и механическое движение населения

1

+

Тема 3. География отраслей хозяйственного комплекса

3

1

Общая характеристика промышленности Ростовской области.  

1

+

2

Ведущие отрасли промышленности.  

1

+

3

Другие отрасли промышленности

1

+

Тема 4. Сельское хозяйство

2

1

Земельный фонд Ростовской области. Растениеводство – ведущая отрасль сельского хозяйства Ростовской области.

1

+

+

2

Животноводство

1

+

Тема 5. Инфраструктурный комплекс

3

1

Сфера обслуживания: ЖКХ, торговля, бытовое, медицинское  обслуживание, образование.

1

+

2

Транспортная сеть Ростовской области. Виды транспорта.  Ростов – на Дону – важный транспортный узел на юге России.

1

+

3

Историко-культурный потенциал Ростовской области. Имена ростовчан в истории и культуре  страны.

1

Тема 6. Внешние экономические связи Ростовской области

1

1

Внешние экономические связи. Ввоз и вывоз товаров. Основные предприятия поставщики и импортеры.

Система оценивания.

Критерии оценки в группе:

- не забывает цели (задачи)

- сотрудничает с другими членами группы.

- работает, не мешая другим.

- вежлив со всеми членами группы

- честно выполняет свою часть работы

- ищет пути улучшения работы группы

Критерии для самооценки участника групповой работы:

 Как вы сами себя оцениваете по следующим позициям

 ( Оценки: А – очень хорошо. В – хорошо. С – посредственно. D- плохо)

- Уважительное отношение к другим.

- Интерес к другим людям, чужому мнению

- Умение слушать других

- Увлеченность работой.

- Способность воспринимать чужие проблемы.

- Способность справедливо судить о других.

-  Умение сотрудничать с другими.

- Способность сначала думать, потом действовать.

- Честность.

- Искренность.

- Допущение возможности совершения ошибок.

В конце изучения курса предполагается выполнение рефератов, презентаций, проектов по определенным темам исследования. В результате выполнения этой работы учащиеся получают зачет, либо не зачет в зависимости от качества выполненной работы.

Темы рефератов и исследовательских проектов.
1. Население Ростовской  области. Проблемы и перспективы.
2. Промышленность  Ростовской области, её характеристика, проблемы и перспективы развития.
3. Транспортный комплекс  Ростовской области, его характеристика, проблемы и перспективы развития.
4. Рекреационные ресурсы  Ростовской области. Характеристика рекреационного хозяйства

Методические рекомендации

Интерактивное обучение — это «обучение через опыт», «обучение, погруженное в процесс общения», т. е. основанное на взаимодействии ученика как с другими учащимися, так и с педагогом.  Методы интерактивного обучения способствуют развитию различных видов компетенций: коммуникативной, интеллектуальной, социальной. Также эти методы способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним относятся работа в группах («мозговой штурм», «дебаты», различные виды учебных дискуссий), игровое моделирование, ролевые и деловые игры, обучающие и метафорические упражнения. Эти формы обучения важны для школьников, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения.

Полный цикл интерактивного обучения включает следующие стадии:

- формулирование замысла и планирование действий.

- переживание участниками конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, дискуссия),

- осмысление полученного опыта и его обобщение (рефлексия),

- применение освоенного опыта на практике.

В ходе интерактивного обучения возможно использование различных приемов.

Например, «Поле проблем».                                                                                                                    

Эта технология позволяет актуализировать собственные представления учеников, основанные на их личном социальном опыте. Обычно используется в начале знакомства с темой. Возможны два варианта применения технологии.

Первый вариант: 1-й этап. Каждый ученик получает несколько чистых карточек, на которых формулирует проблемы (например, связанные с жизнью большого города или с миграцией людей)

2-й этап. Ученики объединяются в группы. Раскладывают заполненные карточки, выбирают те проблемы, которые отмечены у всех (у большинства), и прикрепляют соответствующие карточки на отдельный лист. Можно ограничить задание: выбрать только 3 или 5 наиболее важных проблем.

Второй вариант: 1-й этап. Класс делится на группы. На листе бумаги в произвольной форме ученики каждой группы пишут проблемы (можно предложить проиллюстрировать их рисунками или символами).

2-й этап. Обводят одним цветом те проблемы, решение которых зависит от самих людей, и другим цветом — те, где нужна помощь государства.

В ходе изучения какой – либо темы возможно использование приема «Мозговой штурм», его цель — стимулировать аудиторию (класс группу) к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей.

Перед учениками ставится определенная проблема. Участники «мозгового штурма» должны обсудить проблему и предложить как можно больше вариантов ее решения. Все предложения записываются.

Правила проведения «мозгового штурма»

1. Никакой критики. Негативные оценки предложенных идей должны быть отложены до более позднего этапа дискуссии (технически это требование воплощается, в частности, в запрете на нумерацию выдвигаемых идей при записи).

2. Приветствуются любые предложения, какими бы нелепыми они ни казались: очень просто упустить идею и очень сложно ее найти.

3. Чем больше идей, тем лучше, тем вероятнее нахождение оптимального варианта решения проблемы.

4. Кроме генерирования собственных идей, каждый может вносить предложения об улучшении и дополнении чужих вариантов или об объединении двух и более идей в одну более общую.

После завершения процедуры «мозгового штурма», как правило, происходит анализ записанных идей и презентация результатов. Группы предъявляют классу свое решение по установленному заранее принципу это может быть самое оптимальное решение проблемы, наиболее удачные предложения, самое практичное и самое необычное и т.д. «Мозговой штурм» можно рассматривать как самостоятельный вид коллективной деятельности, который тренирует умение слушать и взаимодействовать, учит кратко и четко выражать свои мысли, борется с косностью мышления, а также показывает технологию обдумывании. С другой стороны, он может выступать в качестве мотивационного начала для проектной деятельности, ролевой игры-драматизации, в которых будут подробно рассмотрены идеи, высказанные во время «штурма».

Используемая литература.

  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И «География Ростовской области» - Ростов – на – Дону: «Терра»,  2005 г.
  2. Воробьева И.Б, Садченко Л.Н. «Природа Аксайского района» - Ростов – на – Дону: «Булат», 2004 г
  3. Корнакова Н.В. «География Ростовской области (рабочая тетрадь)», г. Ростов – на – Дону, 2009 г
  4. Школьный атлас Ростовской области – ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004 год
  5. Долженко Г.П. «Изучаем свой край!» - Ростов – на – Дону, 1992 г
  6. http: //old – Russian.chat.ru
  7. www.nature donrise.ru – портал о Донском крае




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса географии для 5 класса

Рабочая программа курса географии предназначена для 5 класса (изучение предмета на  базовом уровне).Данная рабочая программа составлена  в соответствии с федеральным государственным образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА « ГЕОГРАФИЯ» 5-9 классы

Частное учреждение Центр  образования« ЛИЧНОСТЬ»Принято...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА « ГЕОГРАФИЯ» 5-9 классы на 2013-2017 учебные годы (Школа 2100)

Частное учреждение Центр  образования« ЛИЧНОСТЬ»Принято...

Рабочая программа курса География. Введение в географию 5 класс

Рабочая программа курса География. Введение в географию .5 класс из серии инновационная школа по УМК Е.М. Домогацких, Э.Л. ВВеденский, А.А. Плешаков...

Рабочая программа курса География. Введение в географию 5 класс

Рабочая программа курса География. Введение в географию .5 класс из серии инновационная школа по УМК Е.М. Домогацких, Э.Л. ВВеденский, А.А. Плешаков...

Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию»

Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее  в соответствии с Федеральным государственным образовательн...