Рабочая программа курса География. Введение в географию 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Гераськина Галина Степановна

Рабочая программа курса География. Введение в географию .5 класс из серии инновационная школа по УМК Е.М. Домогацких, Э.Л. ВВеденский, А.А. Плешаков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области

Рассмотрено                                                                              Утверждаю

на заседании Мо учителей естественно-                                 ____________________/МоргачеваТ.Н./

географического цикла                                                             Приказ №2 от «2» сентября 2013г.

______________/Филатова Л.А./

Протокол №1 от  «28» августа 2013г.

Рабочая программа по

        географии

для 5 класса

на 2013– 2014 учебный год

(базовый  уровень)

учителя высшей

квалификационной категории

Гераськиной Галины Степановны

Пояснительная записка.

     Программа подготовлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

     Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир » начальной ступени обучения.

     За основу взята программа «География»,  автор - составитель программы Е.М. Домогацких (М.:ООО «Русское слово – учебник », 2012. ФГОС. Инновационная школа).

    В образовательной программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий и возрастные особенности школьного возраста пятиклассников.

   Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды. «Введение в географию» дает представление о закономерностях развития природы Земли.

    Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию ребенка на основе приобретенного им компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей способы реализации выбранного пути.

    Цель: систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.  

    Задачи:

актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;

- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Нормативно-правовые документы.

Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:

1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г.

2. Устава школы (МБОУСОШ с) углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.

3.  Федерального Государственного Образовательного Стандарта   Основного Общего Образования

4. Основной образовательной программы основного общего образования школы

5. Учебного плана МБОУСОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны.

6. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан ПиН 2.4.2.2821-10)

7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2011 №1067  « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования  и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»

8. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Учебник представляют собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета. Прошел экспертизу в 2011 году и включен в перечень рекомендованных учебников для реализации ФГОС нового поколения.

   Отличительная особенность -  преемственность материала с последующими курсами, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата, доступность подачи учебного материала, а также целостностью и научностью. Весь материал имеет достоверный характер и формирует у учащихся объективные представления о реальности.

           Образовательная программа определяет место предмета в учебном плане, требования к основным результатам обучения, конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения, содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

   Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). 

Формы текущего контроля знаний и умений.

    Основной формой контроля являются практические итоговые работы, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. В журнал записываются темы только оценочных практических работ, которые являются итоговыми в формировании знаний и умений учеников.  Перечень работ соответствует программе.

Общее количество практических работ – 10, из них:

  • количество оценочных работ – 4
  • количество экскурсий - 2

Перечень практических работ

(жирным шрифтом выделены оценочные работы):

№ работы

Название

1

Составление схемы наук о природе.

2

Составление описания учебного кабинета географии.

3

Организация наблюдений за погодой - экскурсия

4

Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

5

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

6

Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий,

обозначение географических объектов.

7

Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

8

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

9

Обозначение на контурной карте крупнейших государств

материка.

10

Организация фенологических наблюдений в природе - экскурсия

Формы организации учебного процесса.

     Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться».

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего

места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий, описывать представления древних людей и современных людей о Земле;

- показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;

- называть ярких представителей растительного и животного мира.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей ;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- любовь к своей местности, своему региону ,своей стране.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Содержание учебного предмета

Материал курса сгруппирован в пять разделов.

   Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

   Материал второго раздела — «Земля и ее изображения » — не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

   Третий раздел «История географических исследований » знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

   Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

   Пятый раздел учебника «Природа Земли » знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебной деятельности

Для реализации поставленных задач выбран учебно-методический комплекс авторов Е.М. Домогацких – учителя-практика с большим опытом работы в школе. Учебники изданы в  издательстве «Русское слово».

   УМК включает:

  • программу курса «География 5-9 классы», изданную «Русским словом» в 2012.- «ФГОС. Инновационная школа»;
  • методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / С.В. Банников, Д.В. Молодцов. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. - «ФГОС. Инновационная школа»
  • учебник 5 класса «География. Введение в географию»/ Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. «ФГОС. Инновационная школа»;
  • текущий и итоговый контроль. Тесты по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: дидактические материалы /  Н.В. Касьянова. - М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. - «ФГОС. Инновационная школа»
  • географический атлас с комплектом контурных карт для изучения начального курса физической географии;

 Содержание программы.

Тема 1. Наука география  – 2 часа.

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • специфику географии как науки;
  • специфику методов географических исследований.

Умение определять:

  • отличительные особенности географических методов исследования;
  • рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

Практические работы:

  1. Составление схемы наук о природе.
  2. Составление описания учебного кабинета географии.
  3. Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и ее изображение – 5 часов.

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
  • Картографические изображения земной поверхности — величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• особенности формы и размеров Земли;

• свойства географической карты и плана местности;

• географические следствия вращения Земли.

Умение определять:

• отличительные особенности изображений земной поверхности;

• направления на карте и плане;

• стороны горизонта.

Практические работы:

1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

2.Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий – 14 часов.

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики ». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия:

путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умение определять:

• причины и следствия географических путешествий и открытий;

• маршруты путешествий.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля – 10 часов.

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• географические особенности природы и населения материков и океанов;

• особенности взаимодействия океаны и суши;

• значение Мирового океана.

Умение определять:

• специфику природы и населения материков;

• характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли – 2 часа.

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

• Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

• Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• особенности оболочек Земли;

• специфику географической оболочки.

Умение определять:

• отличия природных объектов;

• отличия оболочек Земли.

Практические работы:

1.Организация фенологических наблюдений в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен: знать/понимать:

• форму и размеры Земли;

• полюса, экватор;

• части Мирового океана;

• виды движения воды в океане;

• материки и океаны Земли;

• географические объекты, предусмотренные программой;

• маршруты географических исследований и путешествий.

уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
  • описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
  • приводить примеры географических объектов.
  • проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
  • различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для решения несложных практических задач, в том числе с использованием картографического материала;
  • владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;

решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, картографических источников;
  • работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения ин формации;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач.

Географическая номенклатура:

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Учебно-тематическое планирование

№п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

I  Наука география  ( 2ч)

1

Что такое география.

П.Р №1 Составление схемы наук о природе

1

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

  • специфику географии как науки;
  • специфику методов географических исследований.

Умение определять:

  • отличительные особенности географических методов исследования;
  • рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

2

Методы географических исследований. Обобщение и контроль по теме раздела.

П.Р.№2. Составление описания учебного кабинета географии.

П.Р.№3. Организация наблюдений за погодой.

1

II Земля и ее изображение (5 ч)

3(1)

От плоской Земли к земному шару.

1

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• особенности формы и размеров Земли;

• свойства географической карты и плана местности;

• географические следствия вращения Земли.

Умение определять:

• отличительные особенности изображений земной поверхности;

• направления на карте и плане;

• стороны горизонта.

4(2)

Форма, размеры и движения Земли.

1

5(3)

Глобус и карта.

П.Р.№4 Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

1

6(4)

Ориентирование на местности.

П.Р.№5 Определение с помощью компаса сторон горизонта.

1

7(5)

Урок обобщения и контроля по теме: «Земля и ее изображение»

1

III  История географических открытий (14 ч)

8(1)

По следам путешественников каменного века

1

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умение определять:

• причины и следствия географических путешествий и открытий;

• маршруты путешествий.

.

9(2)

Путешественники древности

1

10(3)

Путешествия морских народов

1

11(4)

Первые европейцы на краю Азии

1

12(5)

«Хождение за три моря».

1

13(6)

Морской путь в Индию.

1

14(7)

Открытие Америки.

1

15(8)

Первое кругосветное плавание

П.Р.№ 6 Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

1

16(9)

Открытие Южного материка

1

17(10)

Поиски Южной земли продолжаются

1

18(11)

Русские путешественники

П.Р.№7 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

1

19(12)

Вокруг света под русским флагом

1

20(13)

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела

1

21(14)

Урок коррекции знаний по теме раздела

1

IV Путешествие по планете Земля (10 ч)

22(1)

Мировой океан и его части.

1

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• географические особенности природы и населения материков и океанов;

• особенности взаимодействия океаны и суши;

• значение Мирового океана.

Умение определять:

• специфику природы и населения материков;

• характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

23(2)

Значение Мирового океана для природы и человека.

П.Р.№8 Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

1

24(3)

Путешествие по Евразии

1

25(4)

Путешествие по Африке

1

26(5)

Путешествие по Северной Америке

1

27(6)

Путешествие по Южной Америке

П.Р.№9 Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

1

28(7)

Путешествие по Австралии.

1

29(8)

Путешествие по Антарктиде

1

30(9)

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела

1

31(10)

Урок коррекции знаний по теме раздела

1

V Природа Земли (2 ч)

32 (1)

Что такое природа.

П.Р.№10 Организация фенологических наблюдений в природе

1

Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;
  • выслушивать и объективно оценивать другого;
  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• особенности оболочек Земли;

• специфику географической оболочки.

Умение определять:

• отличия природных объектов;

• отличия оболочек Земли.

33(2)

Оболочки Земли. Обобщение и контроль по теме раздела.

1

34

Урок итогового контроля по курсу

1

Описание материально-технического обеспечения для преподавания географии.

    Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.

Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:

1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим столом.

  1. Кабинет оснащен специальными средствами обучения:
  •  моделями;
  •  приборами;
  •  коллекциями;
  •  гербариями;
  •  макетами;
  •  картами;
  •  картинами;
  •  таблицами;
  1. В кабинете географии есть экспозиционные материалы:
  •  организующие учащихся на овладение приемами учебной работы;
  1. В кабинете есть литература:
  •  справочная;
  •  научно-популярная;
  •  учебники;
  •  научно-методические пособия;
  •  образцы практических и самостоятельных работ учащихся;
  •  подборки олимпиадных заданий и т.д.
  1. В кабинете географии средства обучения систематизированы:
  •  по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
  •  по классам (6-10 классы).
  1. В кабинете находятся раздаточные материалы:
  •  для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;
  •  для проверки знаний, умений (карточки-задания);
  •  для подготовки опережающих заданий;
  •  атласы;
  •  коллекции минералов и горных пород;
  •  гербарии и т.п.
  1. Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

    



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Целевая установка урока

Понятия, номенклатура и персоналии

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

План

Факт

предметные

метапред-метные

личностные

I. Наука география  (2ч)

1

07.

09

Что такое география.

П.Р №1 Составление схемы наук о природе

Изучение нового материала

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

География, наука, Эратосфен

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Учебно –познавательный интерес к географии

2.

13.

09

Методы географических исследований. Обобщение и контроль по теме раздела.

П.Р.№2. Составление описания учебного кабинета географии.

П.Р.№3. Организация наблюдений за погодой.

Комбинированный

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМи

Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, Генри Стенли

Давать определение понятию картография. Называть методы географичес-ких исследований. Выявлять источники географичес-ких знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы  с КИМи по географии

Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации

Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний

II Земля и ее изображение (5 ч)

3.1

20.

09

От плоской Земли к земному шару

Изучение нового материала

Формирование представлений о форме Земли

Планета, шар, Пифагор, Аристотель

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательст-ва шарообраз-ности Земли

Умение работать с различными источниками информа-ции, струк-турировать учебный материал

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли

4.2

27.

09

Форма, размеры и движения Земли.

Формирование умений и навыков

Формирование представлений о форме Земли, движениях и их географических следствиях

Эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, сутки, год, високосный год, полюс, экватор, Исаак Ньютон.

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации

Понимание влияния движений земли на протекание природных явлений

5.3

04.

10

Глобус и карта.

П.Р.№4 Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

Формирование умений и навыков

Формирование представлений об изображениях земной поверхности

Глобус, географичес-

кая карта, план местности, аэрофотоснимок, космическое изображение

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия

Осознание многообразия видов изображения земной поверхности

6.4

11.

10

Ориентирование на местности.

П.Р.№5 Определение с помощью компаса сторон  горизонта.

ПрактикумФормиро-вание умений и навыков

Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измеритель-ными приборами

Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать  вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним

Умение работать с измеритель-ными приборами

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека

7.5

18.

10

Урок обобщения и контроля по теме: «Земля и ее изображение».

Повторе-ние, обобщение и контроль знаний

Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными КИМи

См. уроки 3-6

Выделять существенные признаки и особенности географичес-ких объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географичес-кой карты и плана местности, географичес-кие следствия вращений Земли. Определять отличитель-ные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта

Умение работать с различными КИМи

Понимание роли и значения географичес-ких знаний

III  История географических открытий (14 ч)

8.1

25.

10

По следам путешественников каменного века

Изучение нового материала

Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми

Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия

Объяснять результаты выдающихся географичес-ких открытий и путешест-вий, а также влияние путешествий на развитие географичес-

ких знаний. Определять причины и следствия географичес-ких путешест-вий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

9.2

Путешественники древности

Формирование умений и навыков

Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий в древности

Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия,  Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, британские острова

Выявлять причины и следствия географичес-ких путешествий и открытий, умение работать с картографи-ческими источниками географичес-кой информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географичес-кой науки в древности. Объяснять причины. Следствия и ход путешествия Пифея

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

10.3

Путешествия морских народов

Формирование умений и навыков

Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий морскими народами

Викинги, норманны, варяги, Европа, Скандинавский полуостров, драккар, о.Исландия,

 о. Гренландия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд

Объяснять результаты выдающихся географичес-ких открытий и путешествий на развитие географичес-ких знаний. Определять причины и следствия географичес-ких путешествий  и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географичес-кие открытия, совершенные викингами. Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии. Объяснять, почему викингов не считают первооткры-вателями Америки

Ставить учебную задачу под руководст-вом учителя. Планировать свою деятель-ность под руководст-вом учителя. Выявлять причинно-следствен-ные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслуши-вать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

11.4

Первые европейцы на краю Азии

Формирование умений и навыков

Формирование представлений о возможности совершения  европейцами путешествий в Азию

Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, европа, хан Хубилай, Персия, джонка, Генуя, Рустичано, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира»

Объяснять результаты выдающихся географичес-ких открытий и путешествий, влияние путешествий  на развитие географичес-ких знаний. Определять причины и следствия географичес-ких путешествий  и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай

Ставить учебную задачу под руководст-вом учителя. Планировать свою деятель-ность под руководст-вом учителя. Выявлять причинно-следствен-ные связи. Определять критерии для сравнения фактов, явлений. Выслуши-вать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

12.5

«Хождение за три моря».

Формиро-

вание умений и навыков

Формирование представлений о вкладе русских  путешествен-ников в изучении регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина

Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Черное море, Смоленск, «Хождение за три моря»

Объяснять результаты выдающихся географичес-ких открытий и путешествий, влияние путешествий  на развитие географичес-ких знаний. Определять причины и следствия географичес-ких путешествий  и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина в Индию

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

13.6

Морской путь в Индию.

Формирование умений и навыков

Формирование представлений об эпохе Великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территории Земли

Эпоха Великих географических открытий, Китай, Индия, Генрих Мореплавотель, Африка, Средиземно-морье, Индийский океан, Бартоломеу Диаш, мыс Доброй Надежды, Васко да Гама, Каликут.

Объяснять результаты выдающихся географичес-ких открытий и путешествий, влияние путешествий  на развитие географичес-ких знаний. Определять причины и следствия географичес-ких путешествий и открытий . Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Давать определение понятию «эпоха Великих географичес-ких открытий».

Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавате-ля в организации морских путешествий

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

14.7

Открытие Америки.

Формирование умений и навыков

Формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки

Христофор Колумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлантический океан, Азия, Япония, Изабелла Кастильская, Португалия, Испания, Сан-Сальвадор, Америго Веспуччи, Новый Свет, индеец.

Объяснять результаты выдающихся географичес-ких открытий и путешествий, влияние путешествий  на развитие географичес-ких знаний. Определять причины и следствия географичес-ких путешествий и открытий . Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулиро-вать вывод о значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспуччи. Объяснять, чем индейцы отличаются от индийцев

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

15.8

Первое кругосветное плавание

П.Р.№ 6 Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

Формирование умений и навыков

Формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого кругосветного путешествия

Кругосветное плавание (путешествие), Карибское море,  Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, южная Америка, Южное море (Тихий океан), Пролив всех святых(Магелланов пролив), Филиппинские острова, Хуан Себастьян Элькано

Объяснять результаты выдающихся географичес-ких открытий и путешествий, влияние путешествий  на развитие географичес-ких знаний. Определять причины и следствия географичес-ких путешествий и открытий . Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Наносить на к/к маршрут путешествия экспедиции фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано. Определять приоритет совершения первого кругосветного путешествия.

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

16.9

Открытие Южного материка

Формирование умений и навыков

Формирование представлений об открытии Австралии

Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, новая Голландия, остров Ява, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен,Джеймс кук, Великобритания, кенгуру, Австралия

Объяснять результаты выдающихся географичес-ких открытий и путешествий, влияние путешествий  на развитие географичес-ких знаний. Определять причины и следствия географичес-ких путешествий и открытий . Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулиро-вать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание Австралии и особенностей животного мира материка.

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

17.

10

Поиски Южной земли продолжаются

Формиро-вание умений и навыков

Формирование представлений об освоении и изучении Земли в XVII веке

Джеймс Кук, Австралия, Гавайские острова, Россия, Камчатка, Берингов пролив, Ледовитый океан

Объяснять результаты выдающихся географичес-ких открытий и путешествий, влияние путешествий  на развитие географичес-ких знаний. Определять причины и следствия географичес-ких путешествий и открытий . Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука. Объяснять причины невозможнос-ти достижения Антарктиды Джеймсом Куком. Формулиро-вать высказывания о целях и ходе экспедиций Джеймса Кука

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

18.

11

Русские путешественники

П.Р.№7 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Формирование умений и навыков

Формирование представлений о роли русских путешественни-ков в освоении и изучении территории Земли

Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, СЛО, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, мыс Северо-Восточный (Дежнева), п-ов Аляска, Алеутские острова, Командорские острова.

Объяснять результаты выдающихся географичес-ких открытий и путешествий, влияние путешествий  на развитие географичес-ких знаний. Определять причины и следствия географичес-ких путешествий и открытий . Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнева, Витуса Беринга и Алексея Чирикова

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презента-ции. Преобразо-вывать текстовую информа-цию в табличную форму.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

19.

12

Вокруг света под русским флагом

Формирование умений и навыков

Формирование представлений о роли русских путешественни-

ков в открытии Антарктиды

Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий лисянский, Аляска, Камчатка, Фадей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг

Объяснять результаты выдающихся географичес-ких открытий и путешествий, влияние путешествий  на развитие географичес-ких знаний. Определять причины и следствия географичес-ких путешествий и открытий . Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштер-на, Фадея Беллинсгаузе-на, Михаила Лазарева

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презента-ции.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

20. 13

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела

Творчес-кие отчеты. Повторе-ние, обобщение и контроль знаний

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМи

Уроки 8-19

Объяснять результаты выдающихся географичес-ких открытий и путешествий, влияние путешествий  на развитие географичес-ких знаний. Определять причины и следствия географичес-ких путешествий и открытий . Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Умение работать с различными КИМи

Решение тестовых заданий

21. 14

Урок коррекции знаний по теме раздела

Урок игра

Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМи

IV Путешествие по планете Земля (10 ч)

22.

1

Мировой океан и его части.

Игра- путешест-вие. Изучение нового материала

Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях

Мировой океан, Тихий, Атлантический, Индийский океаны, СЛО, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение

Объяснять географичес-кие особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод Мирового океана. Формулиро-вать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презента-ции.

Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей

23.

2

Значение Мирового океана для природы и человека.

П.Р.№8 Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Формиро-вание умений и навыков

Формирование представлений о значении мирового океана для природы и человека

Условия обитания, живой мир

Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначить на к/к материки и океаны Земли

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презента-ции.

Осознание роли Мирового океана для природы и человека

24.

3

Путешествие по Евразии

Формиро-вание умений и навыков

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Евразии

Евразия, Европа, Северное море, каспийское море, Суэцкий перешеек, озеро Байкал, Восточно-Европейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озеро. Онежское озеро, Западно-Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур, Янцзы, Хуанхэ, Обь, Енисей, Лена, Оймякон, Черапунджи, Аравийский полуостров, Россия, Китай, Индия

Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к/к государства.

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презента-ции.

Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка

25.

4

Путешествие по Африке

Формиро-вание умений и навыков

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Африки

Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Виктория, Таньганика, саванна, оазис

Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географичес-кие объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презента-ции. Преобразо-вывать текстовую информа-цию в табличную форму.

Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

26.

5

Путешествие по Северной Америке

Формирование умений и навыков

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Северной Америки

С.Америка, Ю.Америка, Панамский перешеек, Мексика, тундра, степь, Аппалачи, Кордильеры. землетрясение, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой каньон, Ниагарский водопад, секвойя, индейцы, эскимосы, ондатра

Объяснять особенности природы и населения С.Америки. Определять специфику природы и населения С.Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к/к государства

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презента-ции.

Понимание специфических черт природы и населения С.Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

27.

6

Путешествие по Южной Америке

П.Р.№9 Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Формирование умений и навыков

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Южной Америки

Ю.Америка, Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Анхель, анаконда, капибара, индейцы, гевея, хинное дерево, арапаима, колибри

Объяснять особенности природы и населения Ю.Америки. Определять специфику природы и населения Ю.Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к/к государства

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презента-ции.

Понимание специфических черт природы и населения Ю.Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

28.

7

Путешествие по Австралии.

Формирование умений и навыков

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Австралии.

Австралия, Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, Большой Водораздельный хребет, Муррей, Эйр – Норт, кенгуру, коала, лирохвост, эвкалипт, ехидна, утконос, Австралийский Союз.

Объяснять особенности природы и населения Ю.Америки. Определять специфику природы и населения Ю.Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на к/к природные географические объекты

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презента-ции.

Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка

29.

8

Путешествие по Антарктиде

Формирование умений и навыков

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды

Антарктида, планктон, ледник, пингвин, научно-исследователь-ская станция

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презента-ции.

Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка

30.

9

Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела

Конферен-ция .Повторе-ние, обобщение и контроль знаний

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМи

Уроки

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географичес-кие объекты

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презента-ции.

Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка.

31.

10

Урок коррекции знаний по теме раздела

Коррекция знаний

Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМи

V Природа Земли (3 ч)

32.

1

Что такое природа.

П.Р.№10 Организация фенологических наблюдений в природе

Экскурсия.Изучение нового материала

Формирование представлений о многообразии природы Земли и объектов, её составляющих

Природа, объект природы

Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструмен-тальные)

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презента-ции. Проводить наблюдения

(в том числе инструмен-тальные)

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов

33.

2

Оболочки Земли. Обобщение и контроль по теме раздела.

 Творчес-кие отчеты.

Комбини-рованный

Формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМи

ГО, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера

Объяснять особенности оболочек Земли, специфику ГО. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с КИМи

Умение работать с различными источниками информа-ции, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, готовить сообщения и презента-ции.

Понимание специфических черт оболочек Земли.

34.

3

Урок итогового контроля по курсу

Повторе-ние, обобщение и контроль знаний

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМи

Уроки

См. разделы курса

Решение тестовых заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса ( изучение предмета на базовом уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса ( изучение предмета на  базовом уровне).Рабочая программа по географии составлен...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).

Рабочая программа курса   «Экономическая и социальная география мира» предназначена для  10  класса (изучение предмета на профильном  уровне).Рабочая программа по географии со...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс с темами проектов

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс с темами проектов...

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 11 класс

Рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основе авторской программы В. И. Сиротина по курсу «Экономическая и социальная география мира» для образовательных учреждений.Программа включ...