Исследовательский проект Взгляд из прошлого
проект по физике (9 класс) на тему

Исследуется деятельность  революционера Кибальчича по созданию реактивнонго двигателя

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Взгляд в прошлое: «Воздухоплавательный

аппарат» Н.И. Кибальчича

 Автор: Кутепов Константин

 8  класс

                                Научный  руководитель:

                                МЕЛЬНИКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

                                учитель информатики и физики



Курская область

с. Мантурово, 2015 г.

 

   Оглавление:

        АННОТАЦИЯ                                                                           стр.2

1.    Введение                                                                                     стр.3

2.    Ракета. Принцип действия                                                        стр.4-7

3.    История создания летательного аппарата                               стр.8-16

4.   Анализ «воздухоплавательного» аппарата                              стр. 16-18

5.   Заключение                                                                                  стр.19

6.   Литература                                                                                   стр.20

АННОТАЦИЯ

Работа «Взгляд из прошлого: «воздухоплавательный аппарат» Н.И. Кибальчича» содержит  историко-технические исследования по указанной теме.

Представлены теоретические   сведения  из истории появления ракетной техники, описан    принцип действия ракеты.

Текст  содержит выдержки из известного труда Н.А. Рынина «Ракеты и двигатели прямой реакции», 1929 г., а также фрагменты из оригинального текста описания принципа работы летательного аппарата Н.И. Кибальчича.

 В работе содержатся данные сравнительного анализа с точки зрения «летательных свойств»  ракеты и аппарата Н.Кибальчича.

 В материалах исследования приводятся исторические факты, подтверждающие  такие черты личности ученого, как беззаветная преданность родине, науке, делу, которым он был занят даже накануне своей смертной казни.

На основе полученных результатов сделан вывод о признании заслуг изобретателя в  истории космонавтики. Этот вывод подтверждается цитатами ученых-исследователей космоса.

В заключении приводится список использованной литературы и  Интернет-источников.

Объем работы составляет 20 страниц;  в тексте представлены 3 рисунка ракеты и летательного аппарата Н. Кибальчича.

Материал работы рассчитан на школьников старших классов для популяризации сведений о гениальной личности и научном подвиге Н.И. Кибальчича.  За ним должен быть установлен приоритет в идее применения реактивных двигателей к воздухоплаванию. 

  Введение

  Возрождение исторической памяти - яркая и значительная примета нашего времени. Возвращаются имена тех, кто своими заботами и трудами способствовал возрождению нашего Отечества. В числе величайших сынов России – Н.И.  Кибальчич. Имя его знакомо не каждому.

Николай Иванович Кибальчич - известный русский революционер-народоволец, один из пионеров ракетной техники, изобретатель. Он рассмотрел устройство порохового двигателя, предложил управлять ракетой путем изменения угла наклона двигателя, разработал систему устойчивости аппарата.

Объект исследования:   реактивное движение летательного аппарата.

Предмет исследования:   летательный аппарат Н.И. Кибальчича, ракета.

Цель исследования:    сравнить  принцип действия летательного аппарата Н.И. Кибальчича  и ракеты.

Задачи:   

  1. изучить проект  летательного аппарата Н.И. Кибальчича;
  2. изучить принцип действия ракеты;
  3. сравнить летательный аппарат Н.И. Кибальчича с ракетой;
  4. сделать вывода о сходстве и различии рассмотренных устройств.

Гипотеза:  Если летательный аппарат Н.И. Кибальчича по принципу своего действия совпадает с принципом действия ракеты, Н.И. Кибальчича можно также считать «пионером»  освоения космоса и значение его заслуг в истории космонавтики должно быть приумножено.

В данной работе использовались методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Ракета. Принцип действия ракеты.

Ракетой называется летательный аппарат тяжелее воздуха, движущийся отдачей или реакцией вырывающихся из него газов и вообще материальных частей. Таким образом,  ракета является реактивным аппаратом. Самое слово "ракета" происходит от итальянского „rocchetto" (цевка, веретено, стержен).

Начало появления ракет относится к глубокой древности. По-видимому, впервые они появились за 3000 лет до Р.Х. в Китае, где сначала применялись в качестве забавы для фейерверков, затем в военном деле, для поджогов, а потом, по словам легенды, и для подъема людей. Так как состав пороха был китайцам известен еще задолго до открытия его в Европе, то они и применяли его для набивки ракет и метания их при войне в неприятеля.

В 1903 г. в Петербурге была опубликована статья Константина Эдуардовича Циолковского «Исследования мировых пространств реактивными приборами». В статье доказывалось, что единственный летательный аппарат, способный проникнуть за атмосферу и покинуть Землю, — это ракета. Циолковский разработал теорию ракеты, дал ей математический расчет, указал наиболее выгодное топливо для нее, произвел расчет «ракетных поездов» (многоступенчатых ракет) и пришел к выводу о целесообразности искусственных спутников как стартовых площадок для ракет, отправляющихся к планетам солнечной системы.

Простейшая ракета представляет собой корпус, заполненный топливом, которое при сгорании превращается в газ, имеющий большое давление (Рис. 1). Газ с большой скоростью вырывается из отверстия. Пусть первоначально ракета с топливом массой М покоится. Большая часть корпуса заполнена топливом. Двигатель в основном состоит из камеры сгорания и сопла, которому по ряду причин придается форма раструба. Горючее может располагаться прямо в корпусе или в отдельных баках. Сопло — это выходное отверстие для газов, образующихся при сгорании топлива.

И пусть образующийся при сгорании топлива газ массой т сразу, а не постепенно выбрасывается из ракеты со скоростью .  корпусе.

(1)

1. Импульс до взаимодействия:

Ракета – 0                        Газы  - 0

2. Импульс после взаимодействия:

Ракета - (М — m)          Газы  -

Тогда   (2)

                   (3)

Раскаленные газы, вытекающие из ракет,— это мельчайшие частицы, имеющие массу и вес. Каждая молекула подобна пуле. Разница в весе и в массе, между молекулой и ракетой, конечно, огромна, но количество непрерывно отбрасываемых частиц газа колоссально, так что скорость ракеты может приблизиться к скорости газов и даже превысить ее.

Отбрасываемые газы и создают реактивную силу, благодаря которой ракета может двигаться и в воздухе, и в безвоздушном пространстве. Она как бы «отталкивается» от струи газов. Чем больше вес и скорость истекающих газов, тем больше реактивная сила, толкающая ракету.

Циолковский вывел математическую формулу, позволяющую рассчитать максимальную скорость, которую может развить ракета:

V = c•ln(M1/M2) = c•ln(Z).

Эта скорость зависит в первую очередь, конечно, от скорости истечения газов (с) из сопла ракеты, а скорость газов — от вида топлива и температуры в камере сгорания. Значит, для ракеты нужно наиболее калорийное топливо, т.е. топливо, дающее при сгорании наибольшее количество тепла. Из формулы следует, что скорость зависит также от начальной (М1) и конечной (M2) массы ракеты, т. е. от того, какая часть массы ракеты приходится на горючее, а какая на конструкцию — корпус, механизмы управления, рули, камеру сгорания и сопло.

 На формуле Циолковского зиждется весь расчет современных ракет. Один из основных элементов этой формулы — отношение общей стартовой массы ракеты к массе ракеты в конце работы двигателя (Z) — в честь великого ученого назван числом Циолковского.

Из этой формулы следует вывод: в безвоздушном пространстве скорость ракеты тем больше, чем больше скорость истечения газов при той же массе топлива и чем больше отношение начальной массы (веса) ракеты к конечной, т. е. число Циолковского. Чтобы уменьшить конечную массу ракеты, Циолковский предложил разбить ракету на несколько самостоятельных ракет. Ракетный «поезд» будет двигаться сначала с помощью самой нижней ракеты, которая разгонит его до определенной скорости и после того, как топливо выгорит, будет отброшена. Вторая ступень еще больше увеличит скорость и также отделится от ракеты. Масса (вес) ракеты будет уменьшаться, а скорость — расти.

На первый взгляд может показаться, что выгодно делать в ракете как можно больше ступеней. Но расчет убеждает, что это не так: после шести ступеней максимальная скорость практически остается постоянной.

Циолковский, на много лет опередив своих современников, предсказал на точном языке математики, как человек овладеет безбрежными далями космического пространства. Он указал конкретный путь, по которому должна идти техника межпланетных сообщений.

Эта скорость зависит в первую очередь, конечно, от скорости истечения газов из сопла ракеты, а скорость газов — от вида топлива и температуры в камере сгорания. Значит, для ракеты нужно наиболее калорийное топливо, т.е. топливо, дающее при сгорании наибольшее количество тепла. Из формулы следует, что скорость зависит также от начальной (М1) и конечной (M2) массы ракеты, т. е. от того, какая часть массы ракеты приходится на горючее, а какая на конструкцию — корпус, механизмы управления, рули, камеру сгорания и сопло.

На формуле Циолковского зиждется весь расчет современных ракет. Один из основных элементов этой формулы — отношение общей стартовой массы ракеты к массе ракеты в конце работы двигателя (Z) — в честь великого ученого назван числом Циолковского.

Из этой формулы следует вывод: в безвоздушном пространстве скорость ракеты тем больше, чем больше скорость истечения газов при той же массе топлива и чем больше отношение начальной массы (веса) ракеты к конечной, т. е. число Циолковского. Чтобы уменьшить конечную массу ракеты, Циолковский предложил разбить ракету на несколько самостоятельных ракет. Ракетный «поезд» будет двигаться сначала с помощью самой нижней ракеты, которая разгонит его до определенной скорости и после того, как топливо выгорит, будет отброшена. Вторая ступень еще больше увеличит скорость и также отделится от ракеты. Масса (вес) ракеты будет уменьшаться, а скорость — расти.

На первый взгляд может показаться, что выгодно делать в ракете как можно больше ступеней. Но расчет убеждает, что это не так: после шести ступеней максимальная скорость практически остается постоянной.

Циолковский, на много лет опередив своих современников, предсказал на точном языке математики, как человек овладеет безбрежными далями космического пространства. Он указал конкретный путь, по которому должна идти техника межпланетных сообщений.

В настоящее время ракеты достигли большого развития, разнообразия и усовершенствования и применяются для разных целей.

История создания летательного аппарата Н. Кибальчича

Еще четырнадцатилетним мальчиком Коля Кибальчич во время сенокоса вечером после удачно устроенного им фейерверка, лежа на неоконченном стоге сена и глядя на звездное небо со своим другом и соучастником Колей Иваницким, мечтал, как бы силу взрыва, заставлявшую взлететь фейерверочные ракеты, использовать для полета большой ракеты.

Мысль о летательном аппарате занимала Кибальчича еще в то время, когда он жил и работал на свободе, т. е. до его ареста в 1881 году. Академик И. М. Майский в своих мемуарах «Путешествие в прошлое» приводит интересные воспоминания о Кибальчиче народовольца А. И. Зунделевича, лично хорошо его знавшего:

«История Кибальчича это история о том, как царизм губил гениальных ученых... В данном случае речь идет об ученом, о гениальном ученом... о человеке, преждевременная смерть которого явилась большой потерей не только для России, но и для всего мира... Кибальчич больше всего сочувствовал террористам, которые в конце 1879 года создали «Народную волю».

Во второй половине XIX века воздухоплавание было в жалком состоянии. Люди умели подниматься над землей на воздушных шарах, но становились в воздухе игрушкой стихии: управляемых воздушных кораблей еще не существовало и шар несло в ту сторону, куда дул ветер. Кибальчич мечтал полном покорении воздуха, когда человек сможет совершать свой полет желаемом направлении.

Размышляя над идеей воздухоплавательного прибора, Кибальчич пришел к идее ракетного летательного аппарата. Надо было разработать эту мысль, изложить ее в виде проекта и опубликовать. Но революционная деятельность настолько поглотила все силы Кибальчича, что для подобной работы у него не нашлось времени. Он сам писал:

«Будучи на свободе, я не имел достаточно времени, чтобы разработать свой проект в подробностях и доказать его осуществимость математическим вычислениями».

И только в тюрьме, в ожидании суда, а затем, очевидно, и смерти Кибальчич имеет пару дней для написания своего проекта. Этот замечательный документ сохранился до наших дней. Он озаглавлен автором так: «Проект воздухоплавательного прибора бывшего студента Института инженеров путей сообщения Николая Ивановича Кибальчича, члена русской социально-революционной партии».

Им был разработан проект космического летательного аппарата с твёрдотопливным многозарядным двигателем импульсного горения. В своём проекте Кибальчич подробно рассмотрел устройство самого порохового двигателя, управление полётом путём изменения угла наклона двигателя и программный режим горения. Тот факт, что его схема не была известна в течение долгого времени (архивы департамента внутренних дел были опубликованы лишь в 1918 году журнале "Былое"), не меняет самого принципиального: в интеллектуальном пространстве, в котором живёт человеческая цивилизация, что-то добавилось. После опубликования документа в журнале "Былое" в 1918 году, он довольно редко цитировался различными авторами, а целиком был опубликован лишь единожды у Николая Рынина в его "Межпланетных сообщениях".

Н.Кибальчич, который так и не дожил до крылатой эпохи человечества, до звёздного часа любимой Отчизны – России, до претворения в жизнь его научного завещания. Это завещание является основой научного дела величайшего теоретика ракетной техники и космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского, который очень высоко оценил научный подвиг Кибальчича, поставил его на первое место среди своих предшественников и считал и назвал его праотцом ракетной техники и космонавтики. Ту же идею после Кибальчича разрабатывал К. Циолковский и его первая печатная статья о реактивных двигателях относится к 1903 году: "Иследование мировых пространств реактивными приборами". В одной из своих статей, утверждая приоритет русской науки, Циолковский называет Кибальчича первым в ряду имён зачинателей космонавтики. "Трогательно, - писал он, - что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве".

Нужно торопиться, нужно до суда с неизбежным смертным приговором за оставшиеся четыре дня, в тюрьме успеть не только составить проект ракетного летательного аппарата, но и успеть передать проект ученым и получить их заключение.

Кибальчич не боится смерти. Он о ней не думает. Она все равно неизбежно наступит через несколько дней. Но надо спешить.

Нет бумаги для проекта. Он сломанной пуговицей пишет и чертит на стене одиночной камеры свой проект. Добивается бумаги. Бумагу дали. Он пишет свой проект. Величайшее напряжение мысли и энергии. Ему некогда кушать, некогда спать.

Описание «воздухоплавательного аппарата»

http://www.testpilot.ru/espace/bibl/tm/1944/5-6/kib2.jpg

Согласно Кибальчичу, предложенный им «воздухоплавательный прибор» имел вид платформы с отверстием в центре. Над этим отверстием устанавливалась цилиндрическая «взрывная камера», в которую должны были подаваться свечки» из прессованного пороха. Для зажигания пороховой свечки, а также для замены их без перерыва в горении Кибальчич предлагал сконструировать особые «автоматические механизмы».           Если цилиндр поставлен закрытым дном кверху, то при известном давлении газов, величина которого зависит с одной стороны от внутренней емкости цилиндра, а с другой стороны - от толщины куска прессованного пороха, цилиндр должен подняться вверх.

«Я не имею под руками данных, которые позволили бы хотя приблизительно определить, какое количество прессованного пороха должно сгореть в единицу времени для того, чтобы при данных известных размерах цилиндра и известной величине его тяжести, образующиеся при горении пороха газы могли бы оказать на дно цилиндра такое давление, которое уравновесило бы силу тяжести цилиндра. Но я думаю, что на практике такая задача вполне разрешима, т. е., что при данных размерах и весе цилиндра можно, употребляя цилиндрические куски прессованного пороха известной толщины, достигнуть того, что давление газов на дно будет уравновешивать тяжесть цилиндра. Реальным подтверждением этого могут служить ракеты. В настоящее время изготовляются такие ракеты, которые могут поднять до пяти пудов разрывного снаряда. Правда, пример ракеты не совсем подходит сюда, так как ракеты отличаются такой громадной быстротой полета, которая немыслима для воздухоплавательного прибора, но эта быстрота происходит от того, что в ракете помещают значительные количества прессованного пороха и, притом, поверхность горения его велика. Если же требуется гораздо меньшая быстрота полета вверх, то и количество пороха, сгорающее в единицу времени, должно быть гораздо меньше.

Так, для установления пороховых свечей, по мере их сгорания, самым подходящим автоматическим приспособлением было бы приспособление, приводимое в движение часовым механизмом вследствие правильности сгорания пороховых свечей. Но я не коснусь здесь этих приспособлений, так как все это легко может быть разрешено современной техникой.

Представим теперь, что свечка К зажжена. Через очень короткий промежуток времени цилиндр А наполняется горячими газами, часть которых давит на верхнее дно цилиндра, и если это давление превосходит вес цилиндра, платформы и воздухоплавателя, то прибор должен подняться вверх. Заметим, кстати, что в поднимании прибора вверх будет участвовать не одна только сила давления пороховых газов: горячие газы, наполняющие цилиндр А, имеют меньший удельный вес, чем вес вытесненного ими воздуха, поэтому, на основании аэростатического закона, прибор должен сделаться легче на разницу в весе воздуха, наполнявшего цилиндр А, и весе пороховых газов в нем. Следовательно, здесь встречается также и то выгодное обстоятельство, которое в аэростате составляет причину поднятия. Давлением газов прибор может подняться очень высоко, если величина давления газов на верхнее дно будет во все время поднятия превышать тяжесть прибора. Если же желают остановиться на известной высоте, в неподвижном состоянии, то для этого нужно вставить менее толстые пороховые свечи, так, чтобы давление образующихся газов как раз уравновешивало бы тяжесть прибора.

Таким путем воздухоплавательный прибор может быть поставлен по отношению к воздушной среде - в таком же положении, как неподвижно стоящее судно - по отношению к воде. Каким же образом можно двинуть теперь наш аппарат в желаемом направлении. Для этого можно предложить два способа:

Можно употребить второй, подобный же цилиндр, установленный только горизонтально и с обращенным не вниз, а в сторону отверстием в дне. Если в такой цилиндр вставить подобное же приспособление с пороховыми свечками и зажечь свечку, то газы, ударяясь в дно цилиндра, заставят лететь прибор по тому направлению, куда обращено дно. Для того же, чтобы горизонтальный цилиндр можно было установить в каком угодно направлении, он должен иметь движение в горизонтальной плоскости. Для определения направления может служить компас точно так же, как и для плавания на воде. Наклонением цилиндра достигается вместе и поддерживание аппарата в воздухе, и движение в горизонтальном направлении. Следовательно, цилиндр должен быть наклонен настолько, чтобы летание происходило в горизонтальной плоскости. Для того же, чтобы летание происходило в определенном направлении, нужно конусообразным поворачиванием цилиндра установить ось его в этом направлении. Но при двух цилиндрах достигается, мне кажется, большая правильность полета и большая устойчивость аппарата. Действительно, при двух цилиндрах колебания всего аппарата меньше отклоняют аппарат от желаемого направления, чем при одном. Кроме того, при одном цилиндре труднее достигнуть такой скорости, как при двух.»

Машина сначала должна была набрать высоту, а потом перейти на горизонтальный полет, для чего «взрывную камеру» следовало наклонять в вертикальной плоскости. Скорость предполагалось регулировать размерами пороховых «свечек» или их количеством. Устойчивость аппарата при полете обеспечивалась продуманным размещением центра тяжести и «регуляторами движения в виде крыльев».

Мягкая посадка «воздухоплавательного прибора» должна была осуществляться простой заменой более мощных пороховых «свечек» на менее мощные.

Нетрудно видеть, что летательный аппарат Кибальчича принципиально был пригоден и для полетов в безвоздушном пространстве. Сам автор об этом не говорил. Он ставил перед собой более скромную задачу, что явствует из названия проекта. Никто из изобретателей ракетных транспортных систем того времени не смотрел на свое изобретение как на средство, позволяющее покинуть пределы земной атмосферы — то была тема для фантастов. И все же первый проект ракетного космического корабля был уже не за горами. На схеме твердотопливного многозарядного двигателя импульсного горения для космического летательного аппарата Кибальчич изобразил саму ракету, камеру сгорания (могущую поворачиваться на специальных стойках), сопло, особую пороховую "свечу" — движущий состав ракеты, герметический корпус. Он разработал устройство порохового ракетного двигателя, обосновал управление полётом путём изменения угла наклона двигателя, вывел программный режим горения, проанализировал обеспечение устойчивости аппарата. Исследуя вопрос устойчивости полёта, отметил, что стабилизация аппарата может производиться как соответствующим расположением масс, так и при помощи крыльев-стабилизаторов. Затронул и проблему торможения аппарата при спуске. В конце высказал мысль о том, что успех в решении проблемы зависит от выбора соотношения между массой полезного груза, габаритами пороховых шашек и геометрическими размерами камеры сгорания двигателя (впоследствии двигатель разработанного Кибальчичем типа получил название твердотопливного реактивного двигателя — ТРД).

«Находясь в заключении, за несколько дней до своей смерти, я пишу этот проект. Я верю в осуществимость моей идеи, и эта вера поддерживает меня в моем ужасном положении.

Если же моя идея, после тщательного обсуждения учеными специалистами, будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу родине и человечеству. Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мной, а будет существовать среди человечества, для которого я готов был пожертвовать своей жизнью. Поэтому я умоляю тех ученых, которые будут рассматривать мой проект, отнестись к нему как можно серьезнее и добросовестнее, и дать мне на него ответ как можно скорее.

Верна или не верна моя идея - может решить окончательно лишь опыт. Из опыта же можно лишь определить необходимые соотношения между размерами цилиндра, толщиной пороховых свечей и весом поднимаемого аппарата. Первоначальные опыты могут быть удобно произведены с небольшими цилиндриками даже в комнате".

Но Кибальчичу сказали, что проект его передадут на рассмотрение ученых, и он ждал их ответа, их суда. Кончился март месяц, до смертной казни оставалось два дня, и Н. И. Кибальчич решился утруждать 12 апреля «его сиятельство господина министра внутренних дел" следующим прошением: "По распоряжению вашего сиятельства, мой проект воздухоплавательного аппарата передан на рассмотрение технического комитета. Не можете ли, ваше сиятельство, сделать распоряжение о дозволении мне иметь свидание с кем-либо из членов комитета по поводу этого проекта не позже завтрашнего утра, или, по крайней мере, получить письменный ответ экспертизы, рассматривавшей мой проект, тоже не позже завтрашнего дня".

Сам Кибальчич никакого ответа не дождался.

Проект Кибальчича был запечатан в конверт, подшит к делу и похоронен и секретном архиве Департамента полиции. Этим обрекалось на забвение замечательное изобретение, одно из самых смелых, какие когда-либо были высказаны. 36 лет оставалось оно неизвестным всем миру; только после гибели самодержавия были сняты запоры с дверей полицейского архива.

В августе 1917 года был обнаружен проект Кибальчича. Он был опубликован после Великой Октябрьской социалистической революции в № 4-5 журнала «Былое» за 1918 год, но эта публикация была сделана небрежно, текст содержал много опечаток и даже пропусков. Научная публикация рукописи по ее оригиналу произведена в 1956 году в книге «Воздухоплавание и авиация и России до 1907 г.», изданной Оборонгизом, и в книге «Пионеры ракетной техники Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк», выпущенной издательством «Наука» в 1964 году.

Кибальчич умер, даже не догадываясь, что в историю он войдет дважды: как цареубийца, и как один из основоположников космонавтики.

Анализ «воздухоплавательного» аппарата Н.И. Кибальчича

Схематически его проект  можно представить в виде платформы, к которой на стойках прикреплен мощный пороховой реактивный двигатель. С применением особого механизма в камеру двигателя должны были последовательно вводиться пороховые шашки. Реактивная сила, возникающая при сгорании пороховых шашек при вертикальном расположении камеры сгорания двигателя, должна была, по мнению изобретателя, поднимать платформу вверх. Изменяя ориентацию оси двигателя относительно платформы, можно было обеспечить движение платформы в горизонтальном направлении.

Таким образом, прибор Кибальчича больше всего напоминает прототип современного самолета с вертикальным взлетом и посадкой.

По большому счету, проект Кибальчича не выдерживает критики. Применение пороха в виде топлива вряд ли обеспечило бы подъем аппарата над поверхностью земли. Однако, сам автор оговаривается, что нужны дополнительные расчеты и возможно использование других видов топлива, что сделает аппарат более применимым.

Излагая идею реактивного движения, Николай Кибальчич думал лишь о применении его для полета в воздушной среде и не предвидел, что этот принцип может быть применен в космическом пространстве.

Главные недостатки подобных двигателей, препятствующие пока их практическому осуществлению: 1) быстрое нагревание стенок цилиндра и трудность их охлаждения, 2) трудность регулировки эффекта взрыва, 3) значительная быстрота сгорания смеси и, в связи с этим, необходимость брать в полет большое количество ее, 4) значительный вес цилиндров, 5) большое сопротивление движению платформы, на которой располагается воздухоплаватель.  ...Насколько мне удалось разобраться в русских и иностранных сочинениях по воздухоплаванию, за Кибальчичем должен быть установлен приоритет в идее применения реактивных двигателей к воздухоплаванию, в идее, правда, практически еще не осуществленной, но в основе правильной дающей заманчивые перспективы в будущем, в особенности, если мечтать о межпланетных путешествиях.

Замечательную особенность машины Кибальчича составляет то, что она может держаться не только в воздухе, но и в совершенно пустом пространстве. На языке техники наших дней изобретение Кибальчича должно было быть названо не воздухоплавательным прибором, не самолетом, а звездолетом, потому что этот аппарат мог бы двигаться и в абсолютной пустоте межзвездных пространств... По существу, это был первый шаг в истории звездоплавания.

Кибальчич не указывал, что платформа должна иметь против цилиндра отверстие для пропуска струи пороховых газов; аппарат — необтекаемой формы и поэтому должен встретить большое сопротивление воздуха, нельзя помещать пилота вблизи от раскаленного цилиндра и потока пороховых газов.

Его самолет мог бы держаться в воздухе, если бы в его цилиндре ежесекундно сгорал порох в количестве около 2% веса всей машины. Так при весе аппарата в 250 кг расход пороха в секунду составлял бы 5—б кг.

Замечательную особенность машины Кибальчича составляет то, что она может держаться не только в воздухе, но и в совершенно пустом пространстве. На языке техники наших дней изобретение Кибальчича должно было быть названо не воздухоплавательным прибором, не самолетом, а звездолетом, потому что этот аппарат мог бы двигаться и в абсолютной пустоте межзвездных пространств... По существу, это был первый шаг в истории звездоплавания".

Я.И. Голованов, 31 октября 1978 г.: "...Изобретение Кибальчича не плод внезапного вдохновения, не озарение человека, стоящего на краю могилы, а результат долгих размышлений, продукт тщательного умственного анализа,... проект Кибальчича... вошел в историю проникновения человека в космос навсегда. Вошел как техническое озарение. Вошел как великая победа человеческого разума».

Таким образом, гипотеза о  том, что летательный аппарат Н.И. Кибальчича по принципу своего действия совпадает с принципом действия ракеты и  Н.И. Кибальчича можно также считать одним из «пионеров»  освоения космоса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надо преклонить голову перед автором проекта «воздухоплавательного аппарата». Долгое время считалось, что описание проекта хранилось в деле о покушении на императора Александра II и было обнародовано лишь благодаря победе Октябрьской революции. А до этого момента лишь бездарные и недальновидные полицейские чиновники могли ознакомиться с текстом документа.

Под проектом Н. И. Кибальчича стоит дата: «1881 года 23 марта». И за ним должен быть установлен приоритет в идее применения реактивных двигателей к воздухоплаванию.

Н.Чернышев, один из основателей ГИРД, 1951 год.: "В истории отечественной техники, среди многочисленной плеяды русских ученых и изобретателей, прославивших своими делами нашу Родину, почетное место занимает Н.И.Кибальчич. ... Лишь в советское время наш народ не только узнал, но и претворил смелую мечту своего соотечественника в действительность. ...Тупоумные правители самодержавной России, чуждые национальной гордости и боявшиеся всего нового, передового, не могли понять и оценить по достоинству работ Кибальчича, положивших начало разработке теории и практике реактивного летания.  Хотя русский народ выдвинул из своей среды нового гиганта научной мысли К.Э.Циолковского - творца современной науки о реактивном летании, проект Кибальчича не утратил своего значения и теперь. Он представляет собой нашу национальную гордость, указывает на самостоятельность и оригинальность русской научно-технической мысли в решении проблемы ракетного летания".

В.Н.Сокольский, 1964 г.: "Кибальчича можно отнести к числу тех лиц, которые своими трудами подготовили огромные успехи, достигнутые в наши дни в освоении космического пространства».

Литература.

  1. Черняк А.И. Николай Кибальчич — революционер и ученый. М., 1980
  2. Поляков В.А., Кибальчич Ф.А. Николай Кибальчич. М., 1996
  3. Ляшенко Л.M. Революционные народники. М., 1989
  4. Сайт «ФЕДЕРАЛЬНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНСТВО».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Письмо:прошлое,настоящее,будущее..."

II Областной конкурс научных работ «Формирование молодежной научно - интелектуальной элиты России» Филологические науки: лингвистика    Исследовательская работаПисьмо: пр...

Исследовательская работа "Голос из прошлого" (из глубины веков и тысячелетий:история деревни Большая Коша).

Данная работа представляет собой обзор по теме « Голос из прошлого». В центре повествования история деревни Большая Коша Селижаровского района со времен позднего неолита ( III тысячелетия...

исследовательская работа "Ниточка из прошлого"

Цель исследования:изучить по данной тематике  специальную литературу и найти подтверждение влияния вязания на ребенка.Для достижения поставленной цели  были определены следующие задачи:- поз...

Исследовательская работа «Стоунхендж – памятник загадочного прошлого»

Исследовательская работа«Стоунхендж – памятник загадочного прошлого»...

методическая разработка учебного исследовательского проекта "Как прошлое определяет настоящее"

В методической разработке указаны все эпаты работы над проектом по теме "Смутное время в России". Данный проект может быть использован не только для учащихся 7 класса, но и для 10 класса....

Творческая исследовательская работа. Номинация конкурса « Из прошлого в настоящее» Выполнила ученица 9 В класса Тимофеева Дарья

Тульский край издавна славился мастеровыми людьми. Нить традиций практический не прерывалась ни в чем: ни в игрушечных промыслах, ни в кружевоплетении, ни в пряничном или самоварном производстве....

НПК.Исследовательская работа «О прошлом во имя будущего… Творческий путь К.М. Симонова»

НПК.Исследовательская работа «О прошлом во имя будущего… Творческий путь К.М. Симонова»...