ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 8 классе по теме: Последовательное соединение проводников.
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР с опорой на результаты, полученные учащимися при выплонении лабораторных работ. Проведение урока сопровождается презентацией, в которой есть блоки повторения, изучения нового материала (с виртуальными опытами и результатами из лабораторных работ), закрепления (решение задач), рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Последовательное соединение проводников.

ФИО (полностью)

Павленко Марина Николаевна

Место работы

МБОУ СОШ №2 г. Суворова

Должность

Учитель физики

Предмет

физика

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Последовательное соединение проводников, урок№ 50/17

Базовый учебник

А.В. Перышкин,  «Физика 8»

Цель:

  1. Ознакомиться с качественным и количественным описанием последовательного соединения проводников;
  2.  Выяснить области применения полученных знаний на практике.

Задачи:

  1. Экспериментально изучить последовательное соединение проводников в электрической цепи;сравнить их с результатами, полученными при выполнении лабораторных работ по измерению силы тока и напряжения при последовательном соединении проводников;
  2.  Убедиться в справедливости закономерностей последовательного соединения проводников;
  3.  Научиться рассчитывать основные характеристики цепей с последовательным соединением.

Тип урока: комбинированный урок.

Формируемые умения: использовать ранее изученное, уметь делать выводы на основании результатов данных, полученныхопытным путем, работать с приборами, наблюдать, сравнивать.

Формы работы учащихся: фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера, интерактивная доска.

Презентация к уроку «Последовательное соединение проводников».

Используемое ЭОР – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba073-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_17.swf

Для демонстрации последовательного соединения проводников: резисторы – 3.

  1. Организационный момент.

Подготовка к уроку (наличие необходимых принадлежностей на уроке);

  1. Опрос
  • Письменно – 4 человека

Тест III-8.Реостаты (А.В. Чеботарева. Тесты по физике, 8 класс)

  • Устно (фронтально)

Вопросы

Ответы

  1. Какие три электрические величины связывает закон Ома? Сформулируйте этот закон.

I, U, R

  1. Какова зависимость между силой тока и напряжением на концах проводника? Между силой тока и сопротивлением проводника?

I ~ U

I ~

  1. Силу тока в цепи увеличили в 2 раза. Как изменилось сопротивление проводника?

R уменьшилось в 2 раза

  1. Напряжение в цепи уменьшили в 2 раза. Как изменилось сопротивление проводника?

R уменьшилось в 2 раза

  1. От каких параметров зависит сопротивление проводника?

l, S, ρ

  1. Длину проводника уменьшили в 3 раза. Как изменилось сопротивление проводника?

Уменьшилось в 3 раза

  1. Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проводника?

l уменьшили в 2 раза, S – увеличилась в 2 раза. → R – уменьшилось в 4 раза

  1. Из каких элементов может состоять электрическая цепь?

Источник тока, ключ, потребители, провода

  1. Рассмотрим схемы, представленныена рисунках. Какая из них содержит ошибку? Почему?

  1. Объяснение нового материала.

Электрические цепи могут содержать различное число потребителей, и соединены они могут быть разными способами. В лабораторной работе по измерению напряжения в цепь были включены два резистора, они следовали один за другим, т.е. были соединены последовательно.

С основными закономерностями этого соединения вы сегодня познакомитесь.

Тема нашего урока: Последовательное соединение проводников.

При последовательном соединении каждый проводник соединяется с одним предыдущим и одним последующим проводником:

http://ped-kopilka.ru/images/1(54).jpghttp://ped-kopilka.ru/images/5(45).jpg

Выясним, каковы закономерности последовательного соединения проводников, для силы тока, напряжения и сопротивления.

  1. СИЛА ТОКА

Слайд 4 из Единой коллекции образовательных ресурсов (анимация)

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba073-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_17.swf)

http://ped-kopilka.ru/images/2(58).jpg

ВЫВОД

  1. НАПРЯЖЕНИЕ

Слайд 6 из Единой коллекции образовательных ресурсов (анимация)

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba073-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_17.swf)

http://ped-kopilka.ru/images/3(44).jpg

ВЫВОД:

Объясним этот факт, зная, что напряжение на концах участка цепи численно равно работе, которую совершают силы электрического поля при перемещении единичного заряда через этот проводник.

Ясно, что для того, чтобы перенести единичный заряд с одного конца участка, состоящего из последовательно соединенных проводников на другой, нужно перенести этот заряд через каждый проводник данного участка. Поэтому полная работа по переносу заряда через Nпроводников равна сумме работ по перемещению заряда через каждый отдельный проводник.

  1. СОПРОТИВЛЕНИЕ

Под участком цепи будем понимать несколько проводников, каким-то образом соединенных между собой. На рисунке изображены три различных участка цепи.

Какую же величину понимать под сопротивлениемучастка цепи?

Вспомним, что сопротивлением отдельного проводника называется величина, равная отношению величины напряжения, поданного на концы этого проводника, к величине силы тока, протекающего через проводник: .

Теперь рассмотрим произвольный участок цепи как некоторый «черный ящик», внутри которого находятся проводники, каким-то образом соединенные между собой. Из участка выходят два контакта, на которые можно подать напряжение, подсоединив их к источнику тока.

Допустим, что мы подали на контакты нашего «черного ящика» напряжение U, и по подводящим проводам пошел ток, сила тока равна I. Тогда величина называется общим сопротивлением (или просто сопротивлением) участка цепи. Физический смысл этой величины прост: она равна величине сопротивления отдельного проводника, которым можно заменитьданный участок цепи так, чтобы при данном напряжении U на его концах сила тока в подводящих проводах осталась бы прежней.

Получим формулу для общего сопротивления при последовательном соединении проводников.

ВЫВОД:

  1. Закрепление.
  1. Вопросы к § 48
  2. Решение задач на последовательное соединение проводников.

№ 2 (ТЗ-11, стр. 25, Марон)

Вольтметр, подключенный к лампочке, показывает напряжение 4 В (рис. 19). Определите показания амперметра и напряжение на концах участка цепи АВ.C:\DOCUME~1\52DE~1\LOCALS~1\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg

Дано:

U1 = 4 В

R1 = 8. Ом

R2 = 12. Ом

Решение:

I =I1 = I2

I = 0,5 А

U = IR; R = R1 + R2R = 8. Ом + 12. Ом =20. Ом

U = 0,5 А*20.Ом=10 В

.Ом

U= 0,5 А * 20. Ом = 10 В

Ответ: 0,5 А; 10 В.

I-?

U -?

VII. Домашнее задание: § 48, упр. 22

        http://interneturok.ru/ru/school/physics/8-klass/belektricheskie-yavleniyab/posledovatelnoe-soedinenie-provodnikov

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba073-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_17.swf - последовательное соединение проводников из коллекции образоват. Ресурсов.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение Какие три электрические величины связывает закон Ома? Сформулируйте этот закон. 2. Какова зависимость между силой тока и напряжением на концах проводника? Между силой тока и сопротивлением проводника? 3. Силу тока в цепи увеличили в 2 раза. Как изменилось сопротивление проводника? 4. Напряжение в цепи уменьшили в 2 раза. Как изменилось сопротивление проводника?

Слайд 2

9. Рассмотрим схемы, представленные на рисунках. Какая из них содержит ошибку? Почему? № 1 № 2 5. От каких параметров зависит сопротивление проводника? 6. Длину проводника уменьшили в 3 раза. Как изменилось сопротивление проводника? 7. Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проводника? 8. Из каких элементов может состоять электрическая цепь?

Слайд 3

Последовательное соединение проводников Учитель физики МБОУ «СОШ № 2 г. Суворова» Павленко М. Н. Урок физики в 8 – А классе

Слайд 4

При последовательном соединении каждый проводник соединяется с одним предыдущим и одним последующим проводником: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba073-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_17.swf

Слайд 5

СИЛА ТОКА http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba073-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_17.swf

Слайд 6

ВЫВОД I = I 1 = I 2 – при последовательном соединении проводников сила тока в различных участках цепи одна и та же .

Слайд 8

НАПРЯЖЕНИЕ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba073-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_17.swf

Слайд 9

ВЫВОД: U =U 1 + U 2 – полное напряжение в цепи при последовательном соединении проводников , или напряжение на полюсах источника тока , равно сумме напряжений на отдельных участках цепи .

Слайд 11

СОПРОТИВЛЕНИЕ Под участком цепи будем понимать несколько проводников, каким-то образом соединенных между собой. На рисунке изображены три различных участка цепи.

Слайд 12

Какую же величину понимать под сопротивлением участка цепи? Сопротивлением отдельного проводника называется величина, равная отношению величины напряжения, поданного на концы этого проводника, к величине силы тока, протекающего через проводник: . Рассмотрим произвольный участок цепи как некоторый «черный ящик», внутри которого находятся проводники, каким-то образом соединенные между собой. Из участка выходят два контакта, на которые можно подать напряжение, подсоединив их к источнику тока. Допустим, что мы подали на контакты нашего «черного ящика» напряжение U , и по подводящим проводам пошел ток, сила тока равна I .

Слайд 13

Тогда величина называется общим сопротивлением (или просто сопротивлением) участка цепи. Физический смысл этой величины прост: она равна величине сопротивления отдельного проводника, которым можно заменить данный участок цепи так, чтобы при данном напряжении U на его концах сила тока в подводящих проводах осталась бы прежней.

Слайд 14

Получим формулу для общего сопротивления при последовательном соединении проводников. ВЫВОД: R = R 1 + R 2 – общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников .

Слайд 15

№ 2 (ТЗ-11, стр. 25, Марон) Вольтметр, подключенный к лампочке, показывает напряжение 4 В (рис. 19). Определите показания амперметра и напряжение на концах участка цепи АВ.

Слайд 16

2. Каковы показания амперметра и общее сопротивление электрической цепи, изображенной на рис. 18, если R 1 = 10 Ом , R 2 = 2 Ом? 3. По схеме, изображенной на рис. 21, определите показания амперметра и сопротивление R2, если R1 = 4 Ом . 1. По схеме, изображенной на рис. 17, определите показания амперметра и общее сопротивление в электрической цепи, если R 1 = 5 Ом, R 2 = 3 Ом .

Слайд 17

Домашнее задание: § 48, упр. 22 http://interneturok.ru/ru/school/physics/8-klass/belektricheskie-yavleniyab/posledovatelnoe-soedinenie-provodnikov

Слайд 18

Недовольная дама заходит в электромастерскую : - Я же вас просила прислать кого-нибудь починить мне звонок. Но никто так и не пришел. - Простите, - объясняет хозяин, - я посылал к вам электрика, но он вернулся назад ни с чем. Сказал, что звонил вам несколько раз, но никто так и не открыл. В чем нелепость поступка электрика? - Вася! - обращается учитель к ученику. - Когда ты во время грозы гладишь кота, особенно против шерсти, в темноте, что тебе бросается в глаза? Кот ! Какое физическое явление имеет место при действиях, указанных учителем - В честь кого была названа единица напряжения - вольт? В честь ученого Вольтметра? Каков ваш ответ? Какие еще единицы физических величин, названные в честь великих ученых, звучали на нашем уроке? Минутка отдыха

Слайд 19

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Последовательное соединение проводников" 8,9 класс

Урок по теме "Последовательное соединение проводников" 8,9 класс, конспект урока, презентация. Перышкин, Громов...

Урок по теме «Последовательное соединение проводников» (8 класс)

Урок представлен в модульной технологии. Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме "Последовательное соединение проводников", выработка умений и навыков по применению знаний на практике. Урок ...

Презентация для открытого урока по физике в 8 классе по теме:" Последовательное соединение проводников"

Презентация "Последовательное соединение проводников" была мною составлена и использована для открытого урока по данной теме.  Презентация красочная,  отвечает названию, содержит интересный ...

Урок физики в 8 классе по теме: "Последовательное соединение проводников"

Урок физики в 8 классе по теме: "Последовательное соединение проводников"...

Открытый урок по теме "Последовательное соединение проводников в 8 классе"

Представленконспект урока,  который могут  использовать в практической деятельности педагоги....

Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"

Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"...

План-конспект открытого урока в7 классе по теме "Первое знакомство с Австрией и Швейцарией"

Учить чтению с пониманием основного содержания прочитанного текста, обмен информацией. Познакомить с крупнейшими городами Германии, Швейцарии и Австрии, с их достопримечательностями....