Урок физики в 8 классе по теме: "Последовательное соединение проводников"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Коротаева Наталья Вячеславовна

Урок физики в 8 классе по теме: "Последовательное соединение проводников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе.

Тема: Последовательное соединение проводников.

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Основные цели урока:
1. Сформировать умение выводить формулы для расчета общей силы тока, напряжения,   сопротивления при последовательном соединении;

2. Сформировать умение применять данные формулы при расчете электрических цепей;                                

3. Продолжить формировать умения обучающихся проводить опыты и делать из них выводы;      

4. Тренировать УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные)

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, экран;
  • На каждой парте: (на 2 человека набор): батарея гальванических элементов, 2 резистора, ключ, соединительные провода, амперметры, вольтметры.
  • На доске таблица

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: 

-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Максим Горький писал: «Нет силы более могучей, чем знание; Человек, вооруженный знанием, - непобедим» Согласны с высказыванием Горького?

-Сегодня на уроке мы с вами продолжим приобретать знания, изучая нашу интересную тему. Кто вспомнит, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Электрические явления, электрическое сопротивление, закон Ома)

-Молодцы, действительно на прошлом уроке мы с вами вывели закон Ома и научились рассчитывать сопротивление проводников.

-Почему так важно изучать электрические явления? (потому что без электричества невозможно представить современного человека и нашу жизнь)

      - Мы с вами собирали электрические цепи. Скажите, пожалуйста, а сколько приемников эл.тока (например, ламп) мы включали в цепь? (одну лампу или один резистор) А в жизни чаще всего приходится сразу включать несколько приемников.

-Значит, сегодня нам предстоит открыть еще одну страничку этой темы.

-С чего начнем новые открытия? (С повторения изученного материала)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(Фронтальная форма работы)

Итак, вспомним формулы, которые вывели на прошлом уроке.

  1. Закон Ома -?
  2. Формула для расчета сопротивления проводника-?
  3. Что обозначает буква «ро» в формуле? Где можно найти значение удельного сопротивления проводника? (в таблице). Откройте, пожалуйста, учебник на стр.105, сейчас при выполнении теста  вам понадобится таблица.

Возьмите рабочие карточки, напишите фамилию.

(Индивидуальная форма работы)

Выполните тест, используя формулы:

  1. Напряжение на концах резистора увеличилось в 3 раза.
    Как изменилась при этом сила тока?

А). Увеличилась в 3 раза;

Б). Уменьшилась в 3 раза;

В). Не изменилась.

Ответ: А

  1. Каково напряжение на проводнике сопротивлением 60 Ом, если через него идет ток силой 3А?

А). 0,05 В;

Б). 20 В;

В). 180 В.

Ответ: В

  1. Каково сопротивление медного провода длиной 1м и площадью поперечного сечения 1мм2 при температуре 200С?

А). 0,016 Ом;

Б). 0,017 Ом;

В). 0,4 Ом.

Ответ: Б

  1. Медную спираль заменили на железную такого же сечения и длины. Как изменится сила тока в новой спирали, если напряжение не изменилось?

А).Увеличилась;

Б). Уменьшилась;

В). Не изменилась.

Ответ: Б

  1. Как изменится сопротивление проводника, если его разрезать пополам, а половинки свить между собой?

А).Уменьшится в 2 раза;

Б). Увеличится в 2 раза;

В). Уменьшится в 4 раза;

Г). Не изменится.

Ответ: В

-Итак, оцените свою работу, согласно критериям.

-Поднимите руки, у кого «5»?, «4»?, у кого оценка ниже «4»? Что необходимо сделать?

-Молодцы! А сейчас, пожалуйста, выполните следующее задание:

Определить показания амперметра и показания вольтметра 2.  Рассчитать общее сопротивление в цепи (сопротивлением проводников пренебречь)  Время-1минута.

Стоп! Время закончилось. Что получили?(ответы записать на доске)

кого нет ответа?

-Что вы не смогли сделать?

- Кто может доказать, что его ответ правильный? (Указать формулу, по которому действовали? Вы уверены, что данную формулу нужно здесь применять? А можете доказать, что эта формула верная? Вывести эту формулу?)

3. Выявление места и причины затруднения

-Какое задание вы должны были выполнить? (Определить показания приборов для цепи, в которой 2 резистора, а не один)

-Где именно у вас возникло затруднение? (Силу тока рассчитали в 1 резисторе? – да, а дальше только предположили, что точно такая же сила тока на 2 резисторе)

-Почему не могли дать правильный ответ? (Или: Почему не можете объяснить свой ответ?) (не знаем формул, которые используются для 2 резисторов)

-Нужно их знать (Да)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Внимание на экран: Что изображено на слайде? (гирлянда, состоящая из нескольких ламп) Как они соединены между собой? (последовательно, друг за другом)

-Сформулируйте тему урока (Последовательное соединение проводников)

-Запишите ее в тетради. Число, тема.

-Итак, какова цель нашей работы? (Дать определение последовательному соединению. Узнать формулы для расчета 2 резисторов, научиться определять показания приборов… какое соединение называется последовательным; какие законы соответствуют последовательному соединению проводников, где применяется последовательное соединение проводников)

-Как вы можете достигнуть поставленной цели? (Использовать учебник, провести эксперимент)

- Какое соединение называют последовательным? (соединение проводников без разветвлений, когда конец одного проводника соединен с началом другого проводника)

5. Реализация построенного проекта.

Проведение  эксперимента в парах (группах)

-Сейчас вы, работая в парах (группах),  проводите эксперимент.

-Первый ряд – определяет силу тока на различных участках последовательного соединения.

-Второй ряд – определяет напряжение на каждом резисторе, затем общее напряжение.

-Третий ряд – определяет общее сопротивление в цепи, используя закон Ома.

(рабочие карточки)

-Проговорите план вашей работы (1.Проводим эксперимент. 2. Выводим формулу. 3. Применяем формулы для решения задач)

!!!Техника безопасности: Цепь собираем при разомкнутом ключе, руками задеваем только изолированные части проводников. Амперметр включаем в цепь последовательно, вольтметр – параллельно.

Результаты эксперимента:

На доске: записываем выводы в таблицу (сила тока, напряжение, сопротивление на каждом резисторе (или лампе), затем общее в цепи)

Переходим к обсуждению результатов.

Создаем эталон:

При последовательном соединении проводников:
- сила тока, протекающего через каждый проводник, одинакова

                                 I1 = I2 = I3 
- общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных участках цепи

                                 U = U1 + U2
- общее сопротивление цепи равно сумме сопротивлений отдельных участков цепи

                                  R = R1 + R2

Какие примущества и недостатаки последовательного соединерия

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Возвращаемся к нашему заданию.

Определить показания амперметра и показания вольтметра 2. Рассчитать общее сопротивление в цепи (сопротивлением проводников пренебречь)  Время-1минута.

 I1=12В/6 Ом=2А

 I2=2А

U2=4В

R =8 Ом

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Два резистора включены в цепь последовательно. Сопротивление первого резистора равно 25 Ом, а второго  50 Ом. Каково общее сопротивление цепи?

А) 25 Ом; Б) 50 Ом; В) 75 Ом.

Ответ: В. Решение:  R=25 Ом +50 Ом = 75 Ом

2. В электрическую цепь включены последовательно резистор сопротивлением 5 Ом и две электрические лампы сопротивлением 500 Ом. Определите общее сопротивление проводника.

А) 505 Ом; Б) 1000 Ом; В) 1005 Ом.   Ответ: 1005 Ом

3. В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы.
Какое напряжение на каждой лампе?

А) 40 В; Б) 60 В; В) 120 В.

Ответ: А Решение: U1=U/3=120 В/3 = 40 В

4. Резисторы, сопротивления которых 1 и 2 Ом, соединены последовательно и подключены к аккумулятору напряжением 12В.
Найдите силу тока в цепи.

А) 4 А; Б) 12 А; В) 6 А; Г) 36 А.

Ответ: А. Решение:  R=1 Ом +2 Ом = 3 Ом;

I=U/R = 12В/ 3Ом = 4 А

5. Определите показания амперметра и общее сопротивление в электрической цепи,
если  
R1 = 2 Ом, R2 = 3 Ом.

А) 5 Ом, 50 А; Б) 1 Ом, 10А; В) 5 Ом, 2 А.

Ответ: В.    Решение:   R=2 Ом +3 Ом = 5 Ом;

I=U/R = 10В/ 5Ом = 2 А.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Обсуждение решений с выявлением причин ошибок.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

9. Рефлексия учебной деятельности. 

– Мы достигли поставленной цели?

– Как вы считаете, на следующем уроке пригодятся новые знания?

– Проанализируйте свою работу на уроке (Поставьте себе оценку за урок в рабочей карточке)Дом. задание: § 48, упр.22 (письменно)

Спасибо за работу на уроке! Желаю успехов при выполнении д/з! До встреч!



Предварительный просмотр:

Рабочая карточка урока. ФИ_______________________________________________________________

1). Входной тест

Вопрос

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

оценка

Ответ

2). Выходной тест

Вопрос

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

оценка

Ответ

3) Урок понравился, потому что______________________________________

Урок не понравился, потому что______________________________________

Я узнал нового_____________________________________________________

Я повторил________________________________________________________

Я работал_________________________________________________________

4) Если вы поняли материал, можете его рассказать и объяснить, то поставьте себе “5”. Если материал поняли, но есть некоторые сомнения в том, что вы сможете его воспроизвести, то “4”. Если материал усвоен слабо, то “3”.

ОЦЕНКА: _______________________________________________________

Спасибо за работу на уроке и честные ответы!

Группа 1.

Измерение силы тока в различных участках электрической цепи

  1. Определите и запишите цену деления амперметра в тетрадь.
  2. Соберите электрические цепи по  схемам.
  3. Измерьте при помощи амперметра силу тока.
  4. Запишите показания приборов (три значения силы тока).
  5. Сравните все полученные показания амперметра. Напишите вывод.

ВНИМАНИЕ: Амперметр включают в цепь последовательно!

Группа 2.

Измерение напряжения на  различных участках электрической цепи

  1. Определите и запишите цену деления вольтметра в тетради.
  2. Соберите электрические цепи по  схемам.
  3. Измерьте при помощи вольтметра напряжение на каждом участке.
  4. Запишите показания приборов (три значения напряжения).
  5. Напишите вывод.

ВНИМАНИЕ: Вольтметр включают в цепь параллельно!

Группа 3.

Измерение общего сопротивления в цепи.

  1. Определите и запишите цену деления амперметра и вольтметра в тетради.
  2. Соберите электрическую цепь по  схеме.
  3. Измерьте при помощи вольтметра напряжение на  участке цепи, состоящей из двух последовательно соединенных резисторов.
  4. Запишите показания приборов (значение напряжения и силы тока).
  5. Определите по закону Ома общее сопротивление в цепи, используя полученные Вами значения силы тока и напряжения.
  6. Запишите сопротивление каждого резистора (написано на резисторе)
  7. Напишите вывод.

ВНИМАНИЕ: Амперметр включают в цепь последовательно, а вольтметр -  параллельно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики (лабораторная работа) по теме: Последовательное и параллельное соединение резисторов

Лаблораторная работа используется для проведения на уроках физики в учреждениях НПО по профессии автомеханик с использованием ИКТ-технологий...

урок по физике (8 класс) по теме: ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ

Тема урока: Последовательное соединение проводников.Форма урока: урок-исследование законов последовательного соединения проводников.Цель урока: получить  законы последовательного соединения...

Разноуровневый урок физики «Решение комплексных задач на смешанное соединение проводников»

Материал урока физики в 8 классе включает в себя: конспект урока, бланки для работы учеников, самостоятельную работу, презентацию для интерактивной доски и тест-презентацию...

Разработка урока в 9 классе по теме "Последовательности"

Это первый урок в теме "Последовательность". В рамках урока учащиеся узнают определение числовой последовательности и способах ее задания....

Открытый урок по физике 8 класс "Параллельное и последовательное соединение проводников"

Целями данного урока являются: формулирование законов параллельного и последовательного соединения проводников, отработка навыков решения задач на расчет параметров участка цепи с параллельным и после...

Конспект урока по физике 9 класс " Параллельное и последовательное соединение проводников"

План-конспект урока представленного на конкурсе пед.мастерства...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 8 классе по теме: Последовательное соединение проводников.

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР с опорой на результаты, полученные учащимися при выплонении лабораторных работ. Проведение урока сопровождается презентацией, в которой есть блоки п...