Физический вечер "Кошка и физика"
опыты и эксперименты по физике (9 класс) на тему

Шевлякова Светлана Евгеньевна

Внеклассное мероприятие позволяет провести обощение знаний по физике в 9 классе по темам: "Электрические явления", "Тепловые явления", "Механические явления" и применить эти знания для объяснения явлений, связанные с кошкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_koshka_i_fizika.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Физический вечер по физике: «Кошка и физика»

для 9-х классов.

Цель мероприятия: сформировать умения и навыки работы с научно-популярной литературой, выделять главное и новое, сравнивать и готовить сообщения; углубить и расширить знания по физике; обнаружить известные физические явления, объекты и закономерности в поведении кошки; научить умению работать в группах и выступать перед аудиторией.

Предварительная подготовка: Каждый класс за 3 недели получает задание, содержащее один из вопросов внесенных в программу; по этим вопросам и готовятся сообщения. Рекомендуемая литература указывается.

Подготавливается оборудование: изготавливается самодельный плакат «Как падает кошка», электрофорная машина,  неоновая лампа или безэлектродная трубка, набор по фотолюминесценции, дорожный знак учебная таблица «Глаз и зрение», плакат с фотографиями кошек, плакат с темой вечера  и эпиграф, взятый из произведения А.Вознесенского: «Мой кот, как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир», музыкальное сопровождение.

Программа вечера:

  1. Вступление.
  2. Механика в жизни кошки.
  3. Тепловые явления в Кошкиной судьбе.
  4. Электричество и кошка.
  5. Как видит кошка.
  6. Существо с шестым чувством.
  7. Кошка в искусстве.
  8. Подведение итогов вечера.

Содержание вечера:

(звучит песня Ж. Агузаровой «Кошки не похожи на людей», трек 1)

Вступление: Физика-наука о природе. Мы, как и «братья наши меньшие» - домашние животные, частицы этой природы, следовательно, все законы физической науки должны найти и в нас, и в них свое проявление. Сегодня на вечере мы ставим перед собой такие задачи:

  • обнаружить известные физические явления, объекты и закономерности в поведении кошки, и тем самым углубить, расширить и упрочить свои знания по физике;
  • показать умение работать с научно-популярной литературой, выделять главное, сравнивать, готовить сообщения;
  • творчески подойти к раскрытию темы и увлечь ею других;
  • продемонстрировать любовь к животным.

Итак, начнем. Сначала немного истории.  

Первые представители кошачьего семейства появились около 50 млн. лет назад. Это были хищные животные, похожие на горностая. Из них путем эволюции и последующего одомашнивания и возникла современная кошка. Биологи отмечают, что «духовный мир» кошки утончен, но вместе с тем дик. Зверек не раскрывает его перед людьми, навязывающими ему свою любовь; кошка различает интонации человеческого голоса, делит ощущения на приятные и неприятные, умеет выражать удовольствие и неудовольствие, радость, печаль, страх, надежду, отвращение, гнев.

Сегодня кошка откроет нам мир физики в себе самой, причем на только мир физики, но и мир искусства, ведь во все века она пользовалась вниманием поэтов, писателей, художников.

А теперь, внимание! Заслушаем первый вопрос нашего вечера: «Механика в жизни кошки». Рассмотрим с точки зрения физики особенности походки, бега, прыжков кошки, некоторые механические параметры кошки, как кошка добивается обтекаемости своего тела, положение кошки при падении и некоторые другие вопросы с точки зрения механики.

Выступления 9 «А» класса: «Механика в жизни кошки».

Так как кошка перемещается быстро, природа создала ее такой, чтобы при беге и прыжках она испытывала наименьшее сопротивление воздуха.

(учащиеся представляют материал по данной теме)

Демонстрируются опыты с кошкой: ее масса, площадь лап, расчет давление на опору.

(видеофрагмент падающей кошки и демонстрация опыта с падающей моделью кошки)

А почему кошка иногда сворачивается в клубок, какова температура тела кошки как происходит теплообмен кошки с окружающей средой? Об этом поведает нам другая группа учащихся.

 Выступления 9 «Б» класса: «Тепловые явления в кошкиной судьбе». 

Большую роль в теплообмене играет шерсть кошки и подушечки  ее лап.

( учащиеся представляют материал по данной теме)

Работа с залом:  Вспомните дошедшие до нас старинные приметы, связанные с предсказанием погоды по поведению кошки. Одна из них отражена в стихотворении А.Фета:

Мама! Глянь-ка из окошка-

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос.

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

(Все выслушивают  ответы с мест – приметы. Звучит при этом в записи песня о черном коте, где есть такие строчки: «только черному коту и не везет».)

Кошка не всегда любит, когда ее гладят. Почему? Как это связано с физикой? Об этом нам расскажет другая группа учащихся.

Выступления 9 «В» класса: «Электричество и кошка».

  ( учащиеся представляют материал по данной теме)

Демонстрируются опыты:

  1. возникновение электрической искры с помощью электрофорной машины (объясняют, что заряд появляется вследствие трения щеточек, возникающего при вращении рукоятки машины, о ее пластмассовые диски);
  2. способ обнаружения электрического поля с помощью неоновой лампы или безэлектродной трубки;
  3. затем, если позволит кошка-гостья, попытаемся обнаружить ее электрическое поле.

Теперь мы перенесемся из области электричества в царство «Оптика» и выясним, почему у кошки в темноте глаза светятся. Раскроют секреты кошачьего зрения учащиеся 9 «Г» класса.

Выступления учащихся 9 «Г» класса: «Как видит кошка».

( учащиеся представляют материал по данной теме)

Демонстрируются опыты:

  1. демонстрируется опыт с набором веществ для показа фотолюминесценции (объясняют, что фотолюминесценция-это возбужденное светом оптическое излучение, у кошки с длиной волны, соответствующее зеленому участку спектра);
  2. свечение дорожных транспортных знаков в темноте при их освещении.

Всем известна легендарная способность кошек находить обратный путь, как бы далеко их не увозили от дома. Об особенностях слуха, системы ориентации, о существующем у кошки биополе расскажут нам учащиеся 9 «Е» класса.

Выступления учащихся 9 «Е» класса «Существо с шестым чувством».

( учащиеся представляют материал по данной теме)

Знаете ли вы, что у кошки есть уникальный орган в виде хрящевой трубочки, расположенный в основании пасти, который является частью системы восприятия запахов. Он мало изучен, но предполагается, что с его помощью кошка регистрирует даже незначительные изменения в химическом составе воздуха. Данный вопрос находится в стадии изучения.

Итак, кошка - интересное и малоизученное животное из тех, которых сумел приручить человек. Все, о чем говорилось на вечере, лежит на стыке двух наук: биологии и физики.

Наше последнее сообщение связано с кошкой, но не относится к сфере науки. Оно посвящено искусству, так и называется – «Кошка в искусстве».

Выступления учащихся  9«Ж» класса: «Кошка в искусстве». 

( учащиеся представляют материал по данной теме)

Демонстрируются: картины с кошкой, фигурки, статуэтки кошки, Сфинкс.

(звучит музыка «Жил да был черный кот за углом», трек 2)

Работа с залом:  Давайте вспомним с вами легенды, предания и сказки, где действующее лицо – кошка.

Кошка заняла прочное место в игровом кино, в мультфильмах, комиксах. А кошка в цирке! (демонстрируется видеосюжет №1 и 2)

Вот какое это существо!!

К нашему вечеру приготовлена выставка «Кошка» с рисунками кошек, игрушки, поделки, выполненные учащимися.

Подведем итоги. Жюри называет самые интересные выступления в разных номинациях: доклад, иллюстрация, опыты и т.д. Объявляет результаты - средний балл каждой группе учащихся. 

  (звучит музыка «Я не знаю неудач, потому что я ловкач», трек 3)                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока физической культуры и физики

Интегрированный урок физической культуры и физики по теме "Электрические явления" для учащихся 8 класса. Цель урока: способствовать повышению интереса к предметам, продолжить обобщение и систематизаци...

Физический диктант (Ядерная физика 9 класс)

Физический диктант с выбором ответа, 9 класс, ядерная физика...

Метаурок по физической культуре и физике по теме «Исследование равноускоренного движения» и «Лёгкая атлетика, бег на короткие дистанции»

Условия эффективного бега  при работе двигательного аппарата, выработка правильной осанки, положения рук и кистей рук, в целом - развитие физических способностей учащихся.Физические возможности у...

Метаурок по физической культуре и физике по теме «Исследование равноускоренного движения» и «Лёгкая атлетика, бег на короткие дистанции»

Условия эффективного бега  при работе двигательного аппарата, выработка правильной осанки, положения рук и кистей рук, в целом - развитие физических способностей учащихся.Физические возможности у...

Метаурок по физической культуре и физике по теме «Исследование равноускоренного движения» и «Лёгкая атлетика, бег на короткие дистанции»

Физические возможности при правильном инструктаже и восприятия улучшаются. Каждый учащийся с помощью формул физики и точных данных смог высчитать скорость с ускорением, перемещение и время....

Физические диктанты. Учебник "Физика 7". Авторы: А.В. Грачёв, В.А. Погожев, А.В.Селиверстов

Для того чтобы выяснить, как учащиеся усваивают тот или иной материал, можно предложить им за определённое время дать ответы на ряд вопросов в письменной форме. Применение такого метода способствует р...

Физические диктанты. Учебник "Физика 8". Авторы: А.В. Грачёв, В.А. Погожев, Е.А.Вишнякова

В физическом диктанте незаконченные или имеющие пропуски повествовательные предложения надо дополнить по содержанию. Вопросительные предложения надо внимательно прослушать и записать краткие ясные отв...