Информационно-развивающий урок по физике для 8 класса с элементами практической работы: «История открытия электромагнитов и их применение».
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Самойлова Татьяна

Учебный предмет: Физика

Учитель физики ГБОУ Школа № 444 Самойлова Т.С.

Класс: 8 класс

УМК:  «Физика»  Автор: А.В. Пёрышкин

Тема урока:  «Электромагниты»

Место и роль урока в изучаемой теме: Семинар по теме: «История открытия электромагнитов и их применение». Информационно-развивающий  урок с элементами практической работы.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики

Учебный предмет: Физика

Учитель физики ГБОУ Школа № 444 Самойлова Т.С.

Класс: 8 класс

УМК:  «Физика»  Автор: А.В. Пёрышкин

Тема урока:  «Электромагниты»

Место и роль урока в изучаемой теме: Семинар по теме: «История открытия электромагнитов и их применение». Информационно-развивающий  урок с элементами практической работы.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока

Содержательная:  формирование у учащихся понимания практической значимости результатов исследования работы электромагнита.

Деятельностная: формирование и развитие умений

- обобщать результаты лабораторной работы в нетекстовом виде (с помощью чертежей, таблиц).

- анализировать, оценивать и передавать содержание текста в сжатом виде.

- применять полученные знания для объяснения работы важнейших технических устройств.

Задачи

Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать построение своего ответа, выполнение заданий и поисковую деятельность.

Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные выводы на основе усвоенного учебного материала и овладевать логическим мышлением.

Воспитательные: Создавать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные формы деятельности, сообщать интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику; привить культуру общения.

Планируемый

результат

Личностные УУД:

• формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию;  

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению.

Регулятивные УУД:

• осуществление регулятивных действий самоконтроля, самооценки в процессе урока;

• формирование  умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

• использование адекватных языковых средств  для отображения своих чувств, мыслей и  потребностей.

• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

  • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

 -  отбор необходимых сведений из источников информации.

  Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  •  искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика

Биология

География

  • Фронтальная
  • Индивидуальная

  • УМК «Физика» А.В. Пёрышкин 8 класс
  • Научно-популярный журнал "Кот Шредингера"
  • Интернет-порталы: texnomaniya.ru и др.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап – Организационный    

   Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность

Приветствие учащихся.

_

_

Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга.

Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета.

Принятие сигнала к началу учебной деятельности.

Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности.

2 этап – Мотивационный. Постановка целей и задач урока.

Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий

Анализирует результаты практического исследования  электромагнита.

Вспоминают  3-х шаговую структуру выполнения заданий лабораторной работы.

Самостоятельное формулирование  учащимися цели урока.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушают собеседника, высказывают собственное мнение и позицию.

Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего познания.  

Учатся планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

3 этап – Практическая работа. "Исследование работы электромагнита"

Цель:  формирование практических умений и навыков

Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов.

Индивидуально собирают электрическую цепь, проводят наблюдения, оформляют результат работы (рисунок, выводы).

Проверяют полученные знания на практике.

ввирисунка . Записывают

Применение полученных знаний на практике.

Умение собирать эл.цепь, исследовать магнитное поле, оформлять результаты с помощью чертежа, используя правило буравчика.

Совместная работа в группах.

Умение достигать поставленных целей в процессе сотрудничества со сверстниками.

Целеполагание. Прогнозирование результатов. Контроль за выполняемыми действиями. Принятие решения.

Контролировать  время, предоставленное для работы.

Корректировать ошибки.

4 этап – Работа с текстом "История открытия электромагнита"

 Цель: Самостоятельное применение полученных знаний

Создает проблемную ситуацию, которую необходимо разрешить на основе  учебного материала, изученного на уроке.

Выполняют задание,  вспоминают, читают текст, соотносят с целевой установкой.

Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления, умения работать с текстом.

Самостоятельный анализ полученной информации. Выбор способов действий для осуществления коммуникативной задачи.

Воспроизводят предполагаемые ответы вслух, соотносят свой ответ с ответами одноклассников.

Осознанное речевое воспроизведение с полным пониманием.

Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления фраз.

Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению.

Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления инф-ции, корректировать.

Контролировать  правильность и очередность высказываний своих и собеседника в процессе работы.

5 этап – Информационно-развивающий. «Применение электромагнитов»

Цель: Сформировать значимость полученных знаний об ЭМ

Предлагает самостоятельно объяснить работу ряда технических устройств, основываясь на полученных знаниях об ЭМ.

Объясняют работу устройств.

Решение экспериментальных задач установлением причинно-следственных связей.

Участвуют в обсуждении сфер применения электромагнитов. Высказывают свои соображения на этот счет, руководствуясь полученными теоретическими и практическими знаниями. Участвуют в процессе обсуждения.

 

Четкое выражение своих мыслей. Участие в обсуждении поставленного вопроса.  

Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению.

Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления инф-ции.

Контролировать  правильность и очередность высказываний своих и собеседника в процессе работы.

6 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний

Объясняет домашнее задание 9 на стр.136-137 учебника. По выбору: Реферат

об использовании электромагнитов.

Создать электромагнит и проверить его действие.

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний.

Обсуждают, задают вопросы.

Пропедевтика самостоятельной постановка и выполнение коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимая помощь.

Готовность к самостоятельным  действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

7 этап – Рефлексия учебных действий

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня  я узнал…              Было интересно…          

Было трудно…                     Я понял, что…                         Я научился…                  Меня удивило…  

Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.

Анализировать результаты собственной деятельности. Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели.

Транслируют оценку результатов собственной деятельности.

Высказывать собственное мнение, слушать других.

Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности.

Осуществлять самоконтроль и самооценку.



Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТОВhttp://www.blogodisea.com/wp-content/uploads/2013/12/William-Sturgeon.jpg

Уильям Стёрджен (англ. William Sturgeon, 22 мая 1783 — 4 декабря 1850) — английский физик, электротехник и изобретатель.

Самостоятельно обучался математике и физике. В 1824 году стал преподавателем науки в военной школе для британских офицеров, а в следующем 1825 году он создал свой первый электромагнит. Он показал его силу, поднимая кусок железа весом около 4 кг с помощью железного сердечника весом около 200 г, обёрнутого проводом, через который шел ток от кислотной медно-цинковой батареи. Изобретатель столкнулся с проблемой: электромагнит был очень слабым для какого-либо практического применения. Изучив вопрос, методом проб и ошибок, Стёрджон сделал важное усовершенствование. Предположив, что ток течет напрямую через железный сердечник, накоротко замыкавший витки, изобретатель частично исправил положение, покрыв сердечник лаком. Правда, витки медного провода все равно приходилось навивать далеко друг от друга, чтобы они не соприкасались.

При пропускании тока железный стержень приобретал свойства сильного магнита, но при прерывании тока он мгновенно их терял. Именно эта особенность электромагнитов и позволила в последствии широко применять их в технике.

http://3.bp.blogspot.com/-Yq5rOWCyTsI/UwSDcSOh4kI/AAAAAAAAAR4/-98iTIztxyQ/s1600/Joseph-Henry-9335457-1-402.jpg

Джозеф Генри (англ.Joseph Henry17 декабря 1797 - 13 мая 1878) - американский физик.

В 1826г. профессор математики и естественной философии приступил к работе в школе для мальчиков - к исследованию электромагнетизма. Прошло всего шесть лет с того момента, как датский ученый Ганс Христиан Эрстед обнаружил, что протекающий в проводе ток отклоняет стрелку компаса. В 1827 году Генри решил продемонстрировать опыты по электромагнетизму своим ученикам. Готовясь к уроку, он использовал изобретение британца Уильяма Стёрджена, решив его усовершенствовать. Сначала, согласно легенде, он отрезал от платья своей жены полоску шелка и, намотав редкие витки провода на железный стержень, изолировал их с помощью ткани, а затем сделал второй слой. После нескольких экспериментов Генри пришла в голову идея, без которой сложно представить современную электротехнику: он обмотал шелком сам провод. Такой подход позволил ему плотно наматывать на сердечник большое количество витков, не опасаясь замыканий между ними. В результате к 1833 году Джозеф Генри сконструировал 10-килограммовый электромагнит, с помощью которого можно было поднять железный груз в 1500 кг! Это были фантастические по тем временам цифры, показавшие и ученым, и публике, что электромагниты имеют большое будущее в науке, технике и промышленности.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b9ecdb71-6079-4b02-bad3-7c3729f33498/Shilling.jpg

Павел Львович Шиллинг (барон Шиллинг фон Каннштадт, Schilling von Cannstatt; 5 (16) апреля 1786Ревель  (совр. Таллин) - 25 июля (6 августа1837Петербург) - русский дипломатисторик-востоковед и изобретатель-электротехник. 

Первый электромагнитный телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году. Публичная демонстрация работы аппарата состоялась в квартире Шиллинга 21 октября 1832 года. Павел Львович также разработал оригинальный код, в котором каждой букве алфавита соответствовала определённая комбинация символов, которая могла проявляться чёрными и белыми кружками на телеграфном аппарате.

http://s12.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1102385/wx1080.jpg

Сэмюэл Финли Бриз Моорзе (англ. Samuel Finley Breese Morse27 апреля 1791, Чарльзтаун - 2 апреля 1872Нью-Йорк)американский изобретатель и художник.

 

В последствии электромагнитный телеграф был построен в Германии - Карлом Гауссом и Вильгельмом Вебером (1833), в Великобритании – Куком и Уитстоном(1837), а в США электромагнитный телеграф запатентовал Сэмюэл Морзе в 1840 году.   

В 1836 г. он публично продемонстрировал практически пригодную телеграфную систему, которую позднее назвали телеграфным аппаратом Морзе (электромагнитный пишущий телеграф). Электрические импульсы, переданные аппаратом Морзе по проводам на расстояние 3.7 км, привели в действие электромагнит и на бумажной ленте точками и черточками чернил (кодом или азбукой Морзе) были напечатаны символы первого телеграфного сообщения. Телеграф можно назвать дедушкой интернета.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Практическая работа по теме «Разнообразие горных пород. Применение горных пород в хозяйственной деятельности человека».

Практическая работа на тему "Разнообразие горных пород. Применение горных пород в хозяйственной деятельности человека" актуальна на уроках географии 6 класса по теме "Литосфера Земли&qu...

Тест с элементами практической работы, 10 класс, тема: «Политическая карта мира»

Тест с элементами практической работы, 10 класс,  тема: «Политическая карта мира». Выполняется с атласами за 20-30 минут....

Открытый урок-практикум по химии в 9 классе по теме: Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения»

Вид урока: урок совершенствования  знаний, умений и навыков на практике.Форма: практическая работа.Цели урока: ...