Главные вкладки

    контрольная работа по теме "Взаимодействие тел" по физике для учащихся 7 класса.
    методическая разработка по физике (7 класс) на тему

    Контрольная  работа состоит из 5  заданий. На выполнение работы по физике отводится 40 минут.  Задания 1, 2, 4 ( смотри задания 4-8)  выполняются в развернутом виде с рисунками. Задание  3 является задачей на соответствие. Учащемуся требуется записать только ответ в виде последовательности цифр в соответствии с таблицей  поля ответа. Для выполнения задания 5( смотри задание 9) нужно внимательно прочитать текст, который может содержать неизвестную  информацию и ответить на три тестовых вопроса. Баллы, полученные  за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.Предлагаемый матриал состоит из 4 файлов: 

    - банк всевозможных заданий по теме "Взаимодействие тел", взятых из открытого сегмента базы данных ОГЭ с сайта ФИПИ;

    -тексты заданий дл подготовки к контрольной работе;

    -кодификатор;

    -спецификация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Контрольная работа по физике в 7 классе по теме «Силы в механике»

    1. По железной дороге равномерно движется цистерна  с нефтью. (Масса транспортного средства – 50 тонн, объём груза -150 м3, плотность материала груза -0,8 г/см3, коэффициент трения скольжения – 0,9,  коэффициент трения качения – 0,1, ускорение свободного падения принять за 10 Н/кг)

    На рисунке изобразить схематически движущееся тело с грузом  и действующие на тело силы. Укажите физическую природу каждой силы.

    Найти:

    1.Силу тяжести, действующую на транспортное средство с грузом.

    2.Силу веса груза.

    3.Силу трения

    4.Силу тяги двигателя.

    2. На пружине подвешен груз. На рисунках схематически изобразить силы, действующие на груз, и силы, действующие на пружину. Укажите физическую природу каждой силы. (Масса пружины 100 г., объём груза 25 см3, материал груза –свинец, ускорение свободного падения принять за 10 Н/кг)

    Найти:

    1.Силу тяжести, действующую на груз.

    2.Силу веса груза.

    3.Силу упругости, возникающую в пружине.

    4.Коэффициент жесткости пружины.

    3. Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения  в СИ.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

    ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

    А) Сила

    1) м/с

    Б) Масса

    2) Ньютон

    В) Скорость

    3) км/час

    4) килограмм

    5) тонна

    А

    Б

    В

    4.Учащийся выполнял эксперимент по измерению растяжения Δl пружин 1 и 2 при подвешивании к ним грузов. Полученные учащимся результаты представлены на рисунке в виде диаграммы. Какой вывод можно сделать из анализа диаграммы, если к концам пружин были подвешены грузы одинаковой массы? undefined

    1) kk2

    2) k= 2k2

    3) k= 2k1

    4) k= 4k1

    5.Определите  с илу тяжести. действующую на тело (смотри рисунок)

    Определите  с илу тяжести. действующую на тело (смотри рисунок)

     

    6. Брусок в форме параллелепипеда движется вдоль демонстрационного стола. У первой грани бруска коэффициент трения о стол в 2 раза меньше, чем у второй грани. Если перевернуть брусок с первой грани на вторую, то сила трения скольжения бруска о стол

      

     1) 

    не изменится

      

     2) 

    уменьшится в 2 раза

      

     3) 

    уменьшится в 4 ра

      

     4) 

    увеличится в 2 раза

    Учащийся выполнял эксперимент по измерению силы трения, действующей на два тела, движущихся по горизонтальным поверхностям. Масса первого тела m1, масса второго тела m2, причем m= 2m2. Он получил результаты, представленные на рисунке в виде диаграммы. Какой вывод можно сделать из анализа данных и диаграммы?

    undefined

      

     1) 

    сила тяжести F= 2F1

      

     2) 

    сила веса PP2

      

     3) 

    коэффициент трения μ= μ2

      

     4) 

    коэффициент трения μ= 2μ1

    Брусок находится на шероховатой горизонтальной плоскости. Коэффициент трения между бруском и плоскостью равен 0,2. В некоторый момент времени на брусок начинает действовать горизонтальная сила F→. На рисунке изображён график зависимости модуля силы трения Fтр, возникающей между бруском и плоскостью, от модуля силы F. Согласно графику масса бруска равнаundefined

    Необходимо экспериментально обнаружить, зависит ли сила сопротивления, препятствующая падению тела в воздухе, от размера этого тела. Какие из указанных шаров можно использовать?

    undefined

    1) 

    А и Б

      

     2) 

    А и В

      

     3) 

    А и Г

      

     4) 

    В и Г

    Две упругие пружины под действием приложенных к ним сил удлинились на одну и ту же величину. К первой пружине, жёсткостью k1, была приложена сила 100 Н, а ко второй, жёсткостью k2, – 50 Н. Как соотносятся жёсткости пружин?

      

     1) 

    k1=k2

      

     2) 

    k1=2k2

      

     3) 

    k1=12k2

      

     4) 

    k1=14k2

    Ученик изучал зависимость силы трения от качества обработки поверхности, по которой перемещается брусок с грузами. Он измерял силу тяжести, действующую на брусок с разными грузами, и силу трения при движении тела по столу (1) и дощечке (2), расположенными горизонтально. В таблице представлены значения измеренных величин. Какой вывод о коэффициентах трения μ можно сделать по результатам эксперимента?

     

    Поверхности

    1 – стол

    2 – дощечка

    Сила тяжести (Н)

    2

    5

    Сила трения (Н)

    0,6

    1

     

      

     1) 

    μ1=0,3;  μ2=0,2

      

     2) 

    μ12=0,3

      

     3) 

    μ12=0,2

      

     4) 

    μ1=0,2;  μ2=0,3

    Две упругие пружины под действием приложенных к ним сил удлинились на одну и ту же величину. К первой пружине жёсткостью 8 Нм была приложена сила величиной F1, а ко второй, жёсткостью 4 Нм – сила F2. Как соотносятся силы, растягивающие пружины?

      

     1) 

    FF2

      

     2) 

    F= 2 F2

      

     3) 

    F1=12F2

      

     4) 

    F1=14F2

    Имеются две упругие пружины. К первой пружине приложена сила 4 Н, а ко второй – 2 Н. При этом удлинение первой пружины оказалось в 2 раза бóльшим. Сравните жёсткость k1 первой пружины с жёсткостью k2 второй пружины.

      

     1) 

    k1 = 1414k2

      

     2) 

    k1 = k2

      

     3) 

    k1 = 2k2

      

     4) 

    2k1 = k2

    Жёсткость первой пружины в 9 раз больше жёсткости второй пружины. Один и тот же груз подвешивают поочерёдно к этим пружинам. Сравните силы, действующие на груз со стороны первой (F1) и второй (F2) пружины?

      

     1) 

    F1=9F2

      

     2) 

    9F1=F2

      

     3) 

    F1=F2

      

     4) 

    F1=3F2

    Для двух разных пружин ученик измерял силу упругости, возникающую при подвешивании к ним груза, и их удлинение. В таблице представлены значения измеренных величин.

     

    Пружины

    1

    2

    Сила упругости (Н)

    2

    4

    Удлинение (м)

    0,04

    0,04

     

    По результатам эксперимента можно сделать вывод:

      

     1) 

    k1=100 Н/м;  k2=50 Н/м

      

     2) 

    k1=20 Н/м;  k2=10 Н/м

      

     3) 

    k1=50 Н/м;  k2=100 Н/м

      

     4) 

    k1=10 Н/м;  k2=20 Н/м  

    Учитель на уроке  последовательно провёл опыты по измерению силы трения скольжения при равномерном движении бруска с одним и двумя грузами по горизонтальной поверхности (см. рисунок)

    undefined

    Из  предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующие проведённым опытам. Укажите их номера.

     

      

     1) 

    При увеличении массы бруска с грузами сила трения скольжения увеличивается.

      

     2) 

    Сила трения не зависит от скорости перемещения бруска.

      

     3) 

    Сила трения зависит от угла наклона плоскости перемещения.

      

     4) 

    Сила трения зависит от обработки поверхности, по которой движется брусок.

      

     5) 

    Трение скольжения для второго опыта больше по сравнению с первым.

    Коробку массой 10 кг равномерно и прямолинейно тянут по горизонтальной поверхности с помощью горизонтальной пружины жёсткостью 200 Нм. Удлинение пружины 0,2 м. Чему равен коэффициент трения?

    Центр тяжести

     

    У каждого тела есть центр тяжести. Тело, подвешенное в этой точке, остается в покое и сохраняет первоначальное положение. В физике центр тяжести определяется  как точка, через которую проходит равнодействующая всех сил тяжести, действующих на отдельные элементы тела.

    Чтобы определить центр тяжести плоской фигуры, надо подвесить ее поочередно в двух произвольных точках так, чтобы фигура могла раскачиваться как маятник. С помощью отвеса из нити с грузом отметим вертикальную линию (штриховая линия на рисунке 1). Затем подвесим фигуру  в другой точке и снова отметим уже новое направление нити отвеса. Точка пересечения вертикальных линий (точка О) укажет положение центра тяжести данной фигуры (см. рисунок 2).
    http://85.142.162.126/os/docs/B24AFED7DE6AB5BC461219556CCA4F9B/docs/DemoRus2008_HC_01/xs3docsrc032C3386CF21BFA347D314835324B282_1_1391425532.jpg

    Определение центра тяжести тел важно при решении конструкторских задач, при расчете устойчивости сооружений.

    Леонардо да Винчи, размышляя об устойчивости Пизанской башни, пришел к следующему выводу: равновесие тела устойчиво (т.е. тело не опрокинется), если вертикаль, проведенная через центр тяжести, находится внутри площадки, на которую опирается тело. 
    http://85.142.162.126/os/docs/B24AFED7DE6AB5BC461219556CCA4F9B/docs/DemoRus2008_HC_01/xs3docsrc032C3386CF21BFA347D314835324B282_2_1391425532.jpg

    Точка О  центр тяжести бруска. В первом случае (а) брусок остается в покое, а во втором (б)  опрокидывается.

    Чем ближе к опоре расположен центр тяжести, тем сложнее опрокинуть тело.

    Центром тяжести тела называется

      

     1) 

    область с наибольшей плотностью, находящаяся внутри тела

      

     2) 

    точка, при подвешивании в которой возникающие колебания тела постепенно затухают

      

     3) 

    точка, через которую проходит равнодействующая всех сил, под действием которых движется тело

      

     4) 

    точка, через которую проходит равнодействующая всех сил тяжести, действующих на отдельные элементы тела

    Центр тяжести однородного бублика находится в точке
    undefined undefined

      

     1) 

    А

      

     2) 

    Б

      

     3) 

    В

      

     4) 

    Г

    Если игрушку Неваляшку (или Ваньку-встаньку) положить на бок, то голова Неваляшки поднимется. Как можно объяснить устойчивость игрушки? 
    undefined undefined

      

     1) 

    В верхней части игрушки закреплен груз, и центр тяжести максимально приближен к верхней части неваляшки.

      

     2) 

    В нижней части игрушки закреплен груз, и центр тяжести максимально приближен к нижней части неваляшки.

      

     3) 

    Внутри игрушки закреплена пружина.

      

     4) 

    Игрушка внутри полая и полностью заполнена сухим песком.

    Исследование земных глубин и сила тяжести

     

    Известно, что значение силы тяжести, действующей на тело, зависит от широты местности. Если бы земной шар был однородным, то для любой точки на его поверхности можно было бы вычислить значение силы тяжести, действующей на тело данной массы. На опыте обнаружены отклонения от вычисленного значения. Они объясняются неравномерностью распределения более плотных и менее плотных веществ в земной коре. Известно, что чем плотнее порода и чем ближе к поверхности Земли она расположена, тем сильнее она притягивает к себе тела. Например, плотность железной руды 5000 кг/м3, т.е. больше средней плотности земной коры. Поэтому там, где большие массивы железной руды расположены близко к поверхности Земли, сила тяжести, действующая на тело, будет несколько больше, чем вычисленное значение для данной широты местности. Напротив, скопление менее плотного вещества, например льда, приводит к уменьшению силы тяжести, действующей на тело, расположенное над этим скоплением.

    Прибор, который позволяет измерить силу тяжести, действующую на тело, и наблюдать изменение силы тяжести в различных пунктах Земли, называется гравиметром. С помощью гравиметра можно обнаружить, например, месторождение нефти под дном моря. Полученные данные заносят на карту и по ним вырисовывают контуры залегания земных пород.

    Известно, что нефть и газ, обладая малой плотностью, скапливаются в выпуклых изгибах земных пород; в вогнутых изгибах того же пласта скапливается вода.

    Пользуясь гравиметрами, измерили толщину льду Антарктиды. Плотность льда и находящихся под ним пород неодинакова. Удалось установить, что средняя толщина льда в Антарктиде составляет 2500 м, а наибольшая превосходит 4800 м. Измерения показали, что Антарктида  материк, а не группа островов. Ученые обнаружили здесь подледные горы и равнины.

     

    Как называется прибор, которым измеряют силу тяжести?

      

     1) 

    гравиметр

      

     2) 

    динамометр

      

     3) 

    весы

      

     4) 

    силомер

    От чего зависит сила тяжести, действующая на тело на поверхности Земли?

    А. От широты местности

    Б. От плотности крупных тел, расположенных близко к поверхности

    Правильным является ответ

      

     1) 

    только А

      

     2) 

    только Б

      

     3) 

    и А, и Б

      

     4) 

    ни А, ни Б

    Три тела одинаковой массы находятся на одинаковой широте местности и на одной высоте относительно поверхности Земли. Тело 1 расположено над крупным месторождением железной руды, тело 2  над водной поверхностью, тело 3  над скоплением льда. Сравните значения силы тяжести F, действующей на эти тела.

      

     1) 

    F1 > F2 > F3

      

     2) 

    F1 < F2 < F3

      

     3) 

    F1 > F2 < F3

      

     4) 

    F1 = F2 = F3

    В каких местах земных пород скапливаются нефть и газ, а в каких вода?

      

     1) 

    нефть, газ и вода скапливаются в выпуклых изгибах земных пород

      

     2) 

    нефть, газ и вода скапливаются в вогнутых изгибах земных пород

      

     3) 

    нефть и газ скапливаются в вогнутых изгибах земных пород, а вода  в выпуклых

      

     4) 

    нефть и газ скапливаются в выпуклых изгибах земных пород, а вода  в вогнутых

    Полет пуль и снарядов

     

    Полет пуль и снарядов представляет собой движение тел, брошенных под углом к горизонту. Для того чтобы пуля или снаряд пролетели значительное расстояние, их начальная скорость должна быть направлена под углом к горизонту. Если бы сопротивление воздуха отсутствовало, то наибольшей дальности полета соответствовал бы угол наклона винтовки, равный 45°. Однако сопротивление воздуха сильно изменяет траекторию пули и уменьшает её скорость. Это связано с тем, что при больших скоростях движения сопротивление воздуха становится значительным. Поэтому угол наклона винтовки, соответствующий максимальной дальности полета снаряда с учетом сопротивления воздуха, оказывается меньше 45°.

    Дальность полета пули также оказывается гораздо меньше. Например, при начальной скорости 870   мс и угле 45° в отсутствие сопротивления среды дальность полета пули составляла бы 77 км. В воздухе же при такой начальной скорости наибольшая дальность полета не превышает 3,5 км. Таким образом, сопротивление воздуха весьма сильно уменьшает дальнобойность огнестрельного оружия.

    Влияние сопротивления воздуха на полет снарядов уменьшается с увеличением их размеров. С увеличением размера (калибра) снаряда его масса растет пропорционально кубу размера, а сила сопротивления воздуха растет пропорционально квадрату размера (пропорционально площади поперечного сечения снаряда). Поэтому с увеличением размеров снаряда дальнобойность оружия растет   при тех же начальных скоростях.

    Следовательно, угол, при котором дальность полета будет наибольшей, приближается к 45°.

    Для дальнобойной крупнокалиберной артиллерии, снаряды которой поднимаются на большую высоту, влияние сопротивления воздуха уменьшается еще и потому, что снаряд большую часть пути проходит в верхних слоях атмосферы, где плотность воздуха и, соответственно, его сопротивление меньше. Благодаря этому удается стрелять на расстояние в 100 км и даже больше.

    Выберите верное утверждение о дальности полета снарядов.

      

     1) 

    Дальность полета снарядов увеличивается при уменьшении их массы.

      

     2) 

    Для крупнокалиберной артиллерии максимальная дальность полета достигается при углах, больших 45°.

      

     3) 

    При одинаковых начальных скоростях дальность полета увеличивается при увеличении калибра снарядов.

      

     4) 

    Для небольших снарядов дальность полета определяется площадью поперечного сечения снаряда, а не углом наклона ствола пушки.

    Как влияет сопротивление воздуха на дальность полета снаряда и его скорость?

      

     1) 

    и максимальная дальность полета, и скорость увеличиваются

      

     2) 

    и максимальная дальность полета, и скорость уменьшаются

      

     3) 

    максимальная дальность полета уменьшается, а скорость увеличивается

      

     4) 

    максимальная дальность полета увеличивается, а скорость уменьшается

    Какое движение совершают снаряды, выпущенные из орудия под углом к горизонту?

      

     1) 

    прямолинейное равномерное

      

     2) 

    прямолинейное неравномерное

      

     3) 

    криволинейное с постоянной по модулю скоростью

      

     4) 

    криволинейное с переменной скоростью

    Сопротивление среды

    Если тело движется внутри жидкости или газа, то вся его поверхность всё время соприкасается с частицами жидкости или газа. Со стороны жидкости или газа на тело действуют силы, направленные навстречу движению. Эти силы называют сопротивлением среды. Как и силы трения, силы сопротивления всегда направлены против движения и тормозят его. Поэтому сопротивление среды можно рассматривать как один из видов сил трения. Сила сопротивления обусловлена не только трением воздуха о поверхность тела, но и изменением движения потока. В воздушном потоке, изменённом присутствием тела, давление на передней стороне тела растёт, а на задней  понижается. Таким образом, создаётся разность давлений, тормозящая движущееся тело, погружённое в поток. Движение воздуха позади тела принимает беспорядочный вихревой характер.

    Сила сопротивления зависит от относительной скорости потока, от размеров и формы тела. Если тело имеет гладкую шарообразную или сигарообразную форму, то оно обтекается потоками воздуха и потому не нарушает правильности потока. Давление на заднюю часть тела лишь немного понижено по сравнению с давлением на переднюю часть тела и сопротивление движению тела невелико. За прямоугольной пластинкой при её движении образуется область беспорядочного движения воздуха, где давление сильно падает.

    Для уменьшения сопротивления движению на самолётах устанавливают различные обтекатели, которые устраняют завихрения потока выступающими частями конструкций. Главную роль при этом играет задняя часть движущегося тела, так как понижение давления вблизи неё больше, чем повышение давления в передней части. Поэтому особенно существенно придание обтекаемой формы именно задней части тела.

    Сопротивление воздуха сильно влияет и на движение наземного транспорта: с увеличением скорости автомобиля на преодоление сопротивления воздуха затрачивается большая часть мощности двигателя. Поэтому автомобилям придается по возможности обтекаемая форма.

    Особенностью сил трения внутри жидкости или газа является отсутствие трения покоя.

    Твёрдое тело, находящееся на поверхности другого твёрдого тела, может быть сдвинуто с места, только если к нему приложена сила, превосходящая максимальную силу трения покоя. При меньшей силе твёрдое тело с места не сдвинется. 

    Если тело находится в жидкости, то для приведения его в движение достаточно очень небольшой силы. Например, один человек никогда не сдвинет с места лежащий на земле камень массой 100 т. В то же время груженую баржу массой 100 т, плавающую на воде, один человек, хотя и очень медленно, может сдвинуть. По мере увеличения скорости сопротивление среды сильно увеличивается.

    Наличие силы сопротивления воздуха обусловлено

    А. Трением воздуха о поверхность тела

    Б. Изменением характера движения потока

    Правильным является ответ

      

     1) 

    только А

      

     2) 

    только Б

      

     3) 

    и А, и Б

      

     4) 

    ни А, ни Б

    Движущимся телам стремятся придать обтекаемую форму для того, чтобы

    А. уменьшить давление на него

    Б. уменьшить разность давлений на переднюю и заднюю стенки тела

    Правильный ответ

      

     1) 

    только А

      

     2) 

    только Б

      

     3) 

    и А, и Б

      

     4) 

    ни А, ни Б

     

    Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов  1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

    Изменится ли сила сопротивления движению лодки, если на неё положить дополнительный груз без изменения прочих условий движения? Ответ поясните.

     



    Предварительный просмотр:

     Контрольная работа по физике в 7 классе по теме «Силы в механике»

    Вариант 1.

    1. По горизонтальной дороге равномерно движется грузовая машина  с цинковыми заготовками. (Масса транспортного средства – 3 тонны, объём груза -4 м3, плотность материала груза -7,1 г/см3, коэффициент трения скольжения – 0,9,  коэффициент трения качения – 0,4, ускорение свободного падения принять за 10 Н/кг)

    На рисунке изобразить схематически движущееся тело с грузом  и действующие на тело силы.

    Найти:

    1.Силу тяжести, действующую на транспортное средство с грузом.

    2.Силу веса груза.

    3.Силу трения

    4.Силу тяги двигателя.

    2.         На пружине подвешен груз. На рисунках схематически изобразить силы, действующие на груз, и силы, действующие на пружину. Укажите физическую природу каждой силы. (Масса пружины 50 г., объём груза 30 см3, материал груза –латунь, ∆l = 15 мм, ускорение свободного падения принять за 10 Н/кг)

    Найти:

    1.Силу тяжести, действующую на груз.

    2.Силу веса груза.

    3.Силу упругости, возникающую в пружине.

    4.Коэффициент жесткости пружины.

    3.         Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

    ФОРМУЛЫ

    А) Плотность

    1) ρ V

    Б) Пройденный путь

    2) m/V

    В) сила тяжести

    3) v t

    4) m g

    5) S/t

    А

    Б

    В

    4.         Брусок находится на шероховатой горизонтальной плоскости. Коэффициент трения между бруском и плоскостью равен 0,2. В некоторый момент времени на брусок начинает действовать горизонтальная сила F→. На рисунке изображён график зависимости модуля силы трения Fтр, возникающей между бруском и плоскостью, от модуля силы F. Согласно графику масса бруска равнаundefined

    5. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

    Полет пуль и снарядов

     

    Полет пуль и снарядов представляет собой движение тел, брошенных под углом к горизонту. Для того чтобы пуля или снаряд пролетели значительное расстояние, их начальная скорость должна быть направлена под углом к горизонту. Если бы сопротивление воздуха отсутствовало, то наибольшей дальности полета соответствовал бы угол наклона винтовки, равный 45°. Однако сопротивление воздуха сильно изменяет траекторию пули и уменьшает её скорость. Это связано с тем, что при больших скоростях движения сопротивление воздуха становится значительным. Поэтому угол наклона винтовки, соответствующий максимальной дальности полета снаряда с учетом сопротивления воздуха, оказывается меньше 45°.

    Дальность полета пули также оказывается гораздо меньше. Например, при начальной скорости 870   мс и угле 45° в отсутствие сопротивления среды дальность полета пули составляла бы 77 км. В воздухе же при такой начальной скорости наибольшая дальность полета не превышает 3,5 км. Таким образом, сопротивление воздуха весьма сильно уменьшает дальнобойность огнестрельного оружия.

    Влияние сопротивления воздуха на полет снарядов уменьшается с увеличением их размеров. С увеличением размера (калибра) снаряда его масса растет пропорционально кубу размера, а сила сопротивления воздуха растет пропорционально квадрату размера (пропорционально площади поперечного сечения снаряда). Поэтому с увеличением размеров снаряда дальнобойность оружия растет  — при тех же начальных скоростях.

    Следовательно, угол, при котором дальность полета будет наибольшей, приближается к 45°.

    Для дальнобойной крупнокалиберной артиллерии, снаряды которой поднимаются на большую высоту, влияние сопротивления воздуха уменьшается еще и потому, что снаряд большую часть пути проходит в верхних слоях атмосферы, где плотность воздуха и, соответственно, его сопротивление меньше. Благодаря этому удается стрелять на расстояние в 100 км и даже больше.

    5.1 Выберите верное утверждение о дальности полета снарядов.

      

     1) 

    Дальность полета снарядов увеличивается при уменьшении их массы.

      

     2) 

    Для крупнокалиберной артиллерии максимальная дальность полета достигается при углах, больших 45°.

      

     3) 

    При одинаковых начальных скоростях дальность полета увеличивается при увеличении калибра снарядов.

      

     4) 

    Для небольших снарядов дальность полета определяется площадью поперечного сечения снаряда, а не углом наклона ствола пушки.

    5.2 Как влияет сопротивление воздуха на дальность полета снаряда и его скорость?

      

     1) 

    и максимальная дальность полета, и скорость увеличиваются

      

     2) 

    и максимальная дальность полета, и скорость уменьшаются

      

     3) 

    максимальная дальность полета уменьшается, а скорость увеличивается

      

     4) 

    максимальная дальность полета увеличивается, а скорость уменьшается

    5.3 Какое движение совершают снаряды, выпущенные из орудия под углом к горизонту?

      

     1) 

    прямолинейное равномерное

      

     2) 

    прямолинейное неравномерное

      

     3) 

    криволинейное с постоянной по модулю скоростью

      

     4) 

    криволинейное с переменной скоростью



    Предварительный просмотр:

    Контрольная работа по физике в 7 классе по теме «Силы в механике»

    Вариант 2.

    1. По горизонтальной снежной дороге трактор равномерно тянет сани, нагруженные кирпичом. (Масса саней – 0,5 тонны, объём груза -5 м3, плотность материала груза -1,8 г/см3, коэффициент трения скольжения – 0,7,  коэффициент трения качения – 0,3, ускорение свободного падения принять за 10 Н/кг)На рисунке изобразить схематически движущееся тело с грузом  и действующие на тело силы. Укажите физическую природу каждой силы.

    Найти:

    1.Силу тяжести, действующую на транспортное средство с грузом.

    2.Силу веса груза.

    3.Силу трения

    4.Силу тяги двигателя.

    2. На пружине подвешен груз. На рисунках схематически изобразить силы, действующие на груз, и силы, действующие на пружину. Укажите физическую природу каждой силы. (Масса пружины 100 г., объём груза 20 см3, материал груза –медь, ∆l = 25 мм, ускорение свободного падения принять за 10 Н/кг)

    Найти:

    1.Силу тяжести, действующую на груз.

    2.Силу веса груза.

    3.Силу упругости, возникающую в пружине.

    4.Коэффициент жесткости пружины.

    3. Установите соответствие между физическими величинами и их измерительными приборами.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

    ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

    А) Пройденный путь

    1) Спидометр

    Б) Масса

    2) Весы

    В) Время

    3) Секундомер

    4) Линейка

    5) Динамометр

    А

    Б

    В

    4. Ученик изучал зависимость силы трения от качества обработки поверхности, по которой перемещается брусок с грузами. Он измерял силу тяжести, действующую на брусок с разными грузами, и силу трения при движении тела по столу (1) и дощечке (2), расположенными горизонтально. В таблице представлены значения измеренных величин. Какой вывод о коэффициентах трения μ можно сделать по результатам эксперимента?

     

    Поверхности

    1 – стол

    2 – дощечка

    Сила тяжести (Н)

    2

    5

    Сила трения (Н)

    0,6

    1

     

      

     1) 

    μ1=0,3;  μ2=0,2

      

     2) 

    μ12=0,3

      

     3) 

    μ12=0,2

      

     4) 

    μ1=0,2;  μ2=0,3

    5.Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

    Сопротивление среды

    Если тело движется внутри жидкости или газа, то вся его поверхность всё время соприкасается с частицами жидкости или газа. Со стороны жидкости или газа на тело действуют силы, направленные навстречу движению. Эти силы называют сопротивлением среды. Как и силы трения, силы сопротивления всегда направлены против движения и тормозят его. Поэтому сопротивление среды можно рассматривать как один из видов сил трения. Сила сопротивления обусловлена не только трением воздуха о поверхность тела, но и изменением движения потока. В воздушном потоке, изменённом присутствием тела, давление на передней стороне тела растёт, а на задней – понижается. Таким образом, создаётся разность давлений, тормозящая движущееся тело, погружённое в поток. Движение воздуха позади тела принимает беспорядочный вихревой характер.

    Сила сопротивления зависит от относительной скорости потока, от размеров и формы тела. Если тело имеет гладкую шарообразную или сигарообразную форму, то оно обтекается потоками воздуха и потому не нарушает правильности потока. Давление на заднюю часть тела лишь немного понижено по сравнению с давлением на переднюю часть тела и сопротивление движению тела невелико. За прямоугольной пластинкой при её движении образуется область беспорядочного движения воздуха, где давление сильно падает.

    Для уменьшения сопротивления движению на самолётах устанавливают различные обтекатели, которые устраняют завихрения потока выступающими частями конструкций. Главную роль при этом играет задняя часть движущегося тела, так как понижение давления вблизи неё больше, чем повышение давления в передней части. Поэтому особенно существенно придание обтекаемой формы именно задней части тела.

    Сопротивление воздуха сильно влияет и на движение наземного транспорта: с увеличением скорости автомобиля на преодоление сопротивления воздуха затрачивается большая часть мощности двигателя. Поэтому автомобилям придается по возможности обтекаемая форма.

    Особенностью сил трения внутри жидкости или газа является отсутствие трения покоя.

    Твёрдое тело, находящееся на поверхности другого твёрдого тела, может быть сдвинуто с места, только если к нему приложена сила, превосходящая максимальную силу трения покоя. При меньшей силе твёрдое тело с места не сдвинется. 

    Если тело находится в жидкости, то для приведения его в движение достаточно очень небольшой силы. Например, один человек никогда не сдвинет с места лежащий на земле камень массой 100 т. В то же время груженую баржу массой 100 т, плавающую на воде, один человек, хотя и очень медленно, может сдвинуть. По мере увеличения скорости сопротивление среды сильно увеличивается.

    5.1 Наличие силы сопротивления воздуха обусловлено

    А. Трением воздуха о поверхность тела

    Б. Изменением характера движения потока

    Правильным является ответ

      

     1) 

    только А

      

     2) 

    только Б

      

     3) 

    и А, и Б

      

     4) 

    ни А, ни Б

    5.2 Движущимся телам стремятся придать обтекаемую форму для того, чтобы

    А. уменьшить давление на него

    Б. уменьшить разность давлений на переднюю и заднюю стенки тела

    Правильный ответ

      

     1) 

    только А

      

     2) 

    только Б

      

     3) 

    и А, и Б

      

     4) 

    ни А, ни Б

    5.3 Изменится ли сила сопротивления движению лодки, если на неё положить дополнительный груз без изменения прочих условий движения? Ответ поясните.



    Предварительный просмотр:

    Контрольная работа по физике в 7 классе по теме «Силы в механике»

    Вариант 3.

    1. По железной дороге равномерно движется цистерна  с нефтью. (Масса транспортного средства – 50 тонн, объём груза -150 м3, плотность материала груза -0,8 г/см3, коэффициент трения скольжения – 0,9,  коэффициент трения качения – 0,1, ускорение свободного падения принять за 10 Н/кг)

    На рисунке изобразить схематически движущееся тело с грузом  и действующие на тело силы. Укажите физическую природу каждой силы.

    Найти:

    1.Силу тяжести, действующую на транспортное средство с грузом.

    2.Силу веса груза.

    3.Силу трения

    4.Силу тяги двигателя.

    2. На пружине подвешен груз. На рисунках схематически изобразить силы, действующие на груз, и силы, действующие на пружину. Укажите физическую природу каждой силы. (Масса пружины 100 г., объём груза 25 см3, материал груза –свинец, ∆l = 20 мм, ускорение свободного падения принять за 10 Н/кг)

    Найти:

    1.Силу тяжести, действующую на груз.

    2.Силу веса груза.

    3.Силу упругости, возникающую в пружине.

    4.Коэффициент жесткости пружины.

    3. Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения  в СИ.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

    ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

    А) Сила

    1) м/с

    Б) Масса

    2) Ньютон

    В) Скорость

    3) км/час

    4) килограмм

    5) тонна

    А

    Б

    В

    4.Учитель на уроке  последовательно провёл опыты по измерению силы трения скольжения при равномерном движении бруска с одним и двумя грузами по горизонтальной поверхности (см. рисунок)undefined

    Из  предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующие проведённым опытам. Укажите их номера.

     

      

     1) 

    При увеличении массы бруска с грузами сила трения скольжения увеличивается.

      

     2) 

    Сила трения не зависит от скорости перемещения бруска.

      

     3) 

    Сила трения зависит от угла наклона плоскости перемещения.

      

     4) 

    Сила трения зависит от обработки поверхности, по которой движется брусок.

      

     5) 

    Трение скольжения для второго опыта больше по сравнению с первым.

    5. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

    Центр тяжести

     

    У каждого тела есть центр тяжести. Тело, подвешенное в этой точке, остается в покое и сохраняет первоначальное положение. В физике центр тяжести определяется  как точка, через которую проходит равнодействующая всех сил тяжести, действующих на отдельные элементы тела.http://85.142.162.126/os/docs/B24AFED7DE6AB5BC461219556CCA4F9B/docs/DemoRus2008_HC_01/xs3docsrc032C3386CF21BFA347D314835324B282_1_1391425532.jpg

    Чтобы определить центр тяжести плоской фигуры, надо подвесить ее поочередно в двух произвольных точках так, чтобы фигура могла раскачиваться как маятник. С помощью отвеса из нити с грузом отметим вертикальную линию (штриховая линия на рисунке 1). Затем подвесим фигуру  в другой точке и снова отметим уже новое направление нити отвеса. Точка пересечения вертикальных линий (точка О) укажет положение центра тяжести данной фигуры (см. рисунок 2).

    Определение центра тяжести тел важно при решении конструкторских задач, при расчете устойчивости сооружений.

    Леонардо да Винчи, размышляя об устойчивости Пизанской башни, пришел к следующему выводу: равновесие тела устойчиво (т.е. тело не опрокинется), если вертикаль, проведенная через центр тяжести, находится внутри площадки, на которую опирается тело. 
    http://85.142.162.126/os/docs/B24AFED7DE6AB5BC461219556CCA4F9B/docs/DemoRus2008_HC_01/xs3docsrc032C3386CF21BFA347D314835324B282_2_1391425532.jpg

    Точка О — центр тяжести бруска. В первом случае (а) брусок остается в покое, а во втором (б) — опрокидывается.

    Чем ближе к опоре расположен центр тяжести, тем сложнее опрокинуть тело.

    5.1 Центром тяжести тела называется

      

     1) 

    область с наибольшей плотностью, находящаяся внутри тела

      

     2) 

    точка, при подвешивании в которой возникающие колебания тела постепенно затухают

      

     3) 

    точка, через которую проходит равнодействующая всех сил, под действием которых движется тело

      

     4) 

    точка, через которую проходит равнодействующая всех сил тяжести, действующих на отдельные элементы тела

    5.2 Центр тяжести однородного бублика находится в точке
     
    undefinedundefined

      

    1) 

    А

      

     2) 

    Б

      

     3) 

    В

      

     4) 

    Г

    5.3 Если игрушку Неваляшку (или Ваньку-встаньку) положить на бок, то голова Неваляшки поднимется. Как можно объяснить устойчивость игрушки? 
     
    undefinedundefined

      

     1) 

    В верхней части игрушки закреплен груз, и центр тяжести максимально приближен к верхней части неваляшки.

      

     2) 

    В нижней части игрушки закреплен груз, и центр тяжести максимально приближен к нижней части неваляшки.

      

     3) 

    Внутри игрушки закреплена пружина.

      

     4) 

    Игрушка внутри полая и полностью заполнена сухим песком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Итоговая контрольная работа по алгебре и физике за курс 7 класса (повышенный уровень)

    Итоговая работа по алгебре и физике за курс 7 класса для учащихся с повышенной математической подготовкой в 2 - х вариантах. Цель: итоговая аттестация учащихся по базовым темам курсов алгебры и ф...

    Тетрадь для лабораторных работ по физике для учащихся 7 классов

    Тетрадь для лабораторных работ (на печатной основе) содержит фронтальные и домашние лабораторные работы по курсу 7 класса. К каждой работе прилагаются подготовительные и контрольные вопросы, подробный...

    Итоговая контрольная работа по фонетике, орфографии, лексике для учащихся 5 классов.

    Работа проводится после изучения разделов «Фонетика и письмо», «Лексика» и представлена 4 вариантами Примечание: данные тесты можно использовать при повторении орфографии на других этапах изучения ру...

    Итоговая контрольная работа по предмету "Английский язык" для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений

    Данная контрольная работа предназначена для итоговой аттестации учащихся 3 класса, изучающих английский язык по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English"....

    Методическая разработка по химии "Контрольная работа по теме "Строение вещества" для учащихся 11 классов

    Методическая разработка по химии "Контрольная работа  по теме "Строение вещества" для учащихся 11 классов" составлена в формате ЕГЭ-2017 года. В  данном материале...

    Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса

    В схематичном сжатом виде таблица  представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...