Сценарный план урока " Энергосбережение"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Данная разработка предназначена для учителей физики, работающих в 8 классе. Урок проводится в системе нестандартных уроков, способствующих формированию мышления, навыков исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarnyy_plan_uroka.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок энергосбережения «Легко ли быть хозяином? ».
Цели и задачи:
Образовательные:
- формирование умения и навыков решать задачи экономического содержания.
Развивающие:
- развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
- развитие связной устной речи.
Воспитательные:
- привлечение внимание учеников к проблеме экономии энергии и энергоресурсов;
- воспитание культуры энергопользования;
- создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
- стимулирование интереса учащихся к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе;
- воспитание умения работать в парах, в команде;
Формирование УУД: Личностные:
-формировать желание выполнять и мотивировать учебные действия;
-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения. Познавательные:
-сравнивать различные виды работ;
-анализировать результаты своей работы;
-находить и выделять нужную информацию. Регулятивные:
-анализировать собственную работу;
-находить ошибки, устанавливать их причину;
-оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные:
-воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
-сравнивать и анализировать информацию, представленную в таблице;
-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос. Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, созданная детьми, раздаточный материал( таблицы), демонстрационные материалы( различные виды ламп).
Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии, лежащие в основе конкретной разработки: технология развивающего обучения; личностно-ориентированного обучения, приёмы технологии развития критического мышления; личностно-ориентированное обучение на уроках; системно-деятельностный подход в обучении. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: урок – проблема .
1. Организационный момент. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
2. Введение в тему. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Урок начинается с двух высказываний о бережливости.
- Бережливость — важный источник благосостояния. Цицерон
- Поздно быть бережливым, когда все растрачено. Сенека
Учащиеся рассуждают о смысле этих высказываний. Учитель задает наводящие вопросы:
- А что может растрачивать человек?
Работа в парах по данной проблеме.
(Задача учителя – натолкнуть детей на слово « ЭНЕРГИЯ»):
Учитель: Какие виды энергии вы знаете?
Учащиеся: энергия солнца, электричество, тепло….
Учитель: Мы с вами отметили, что человек растрачивает энергию. А как?
Ученики, обсудив вопрос в парах, пишут их на листах бумаги и представляют всем.
Эпиграф: «Энергосбережение
– не экономия, а умное потребление!»
Учитель:
- Прочитайте эпиграф нашего урока и скажите, о чём пойдет речь?
-Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
-Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.
-Как вы считаете, каким образом энергия приходит в наши дома? в школу? (Ответы детей)
-Итак, энергия это тоже электричество, которое поступает к нам по проводам.
3. Целеполагание и мотивация.
Цель: построение и фиксация нового знания.
Учитель: сегодня на уроке мы поведем речь о, пожалуй, самом главном помощнике в доме…
Электричество приносит нам большую пользу.
Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом, есть электричество – есть и жизнь! А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища?
Послушаем, рассказы ребят.
(Выступления детей, приложение 1)
- Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и др. природных ресурсов. Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход.
Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь часть энергии у нас в школе.
4. Решение задач экономического содержания.
Цель: учиться находить нужную информацию.
Задача 1.
Учитель: Ребята в этой таблице отражено потребление электроэнергии нашей школой за год.
-Назовите месяц наибольшего потребления электричества?
- Назовите месяц наименьшего потребления электричества?
- Попробуйте определить причину возрастания потребления электроэнергии с сентября по декабрь?
«Расчёт оплаты за квартал »
Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Расход электроэнергии кВт / час | 444,14 кВт·ч | 433,8 кВт·ч | 307,12 кВт·ч | 274,17 кВт·ч | 208,53 кВт·ч | 159,98 кВт·ч | 5,47 кВт·ч | 79,47 кВт·ч | 765,54 кВт·ч | 798,75 кВт·ч | 671,83 кВт·ч | 817,7 кВт·ч |
- Сколько же денег будет стоить электроэнергия, израсходованная нашей школой за год? В какой период года расход денег был максимальный?
- для того, чтобы сравнить расход, давайте рассчитаем оплату поквартально.
Квартал – это 3 месяца.
Тариф оплаты за 1 кВт·ч для нашей школы в среднем составляет 6,56 рублей.
- Как мы можем это узнать? (умножением стоимости 1 кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии за 3 месяца)
Самостоятельная работа по группам
(Класс разделить на 4 группы)
Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.
Задача: вычислить расход денег поквартально (за 1,2,3,4 кварталы)
1 группа- 1 квартал
1185,06 кВт·ч х 6,56руб=7773,99 рублей
2 группа- 2 квартал
642,68 кВт·ч х 6,56руб=4215,98 рублей
3 группа- 3 квартал
850,48 кВт·ч х 6,56руб=5579,15 рублей
4 группа- 4 квартал
2288,28 кВт·ч х 6,56руб=15011,12 рублей
- Давайте проверим, что у нас получилось
-Как же теперь нам найти общий расход денег за год? (сложить полученные данные)
-Учащиеся выполняют вычисления (32580,24 рублей)
- Могла ли наша школа сэкономить и как? (ответы учащихся)
Учитель:
- Давайте рассчитаем, какую сумму школьного бюджета можно было бы сэкономить, если мы, благодаря советам по энергосбережению, сократили потребление электроэнергии за год на 20 %. Стоимость 1 кВт·ч составляет сейчас 6.56 руб.
-Учащиеся выполняют вычисления.
20%= 0,2
32580,24 х 0,2= 6516, 048 руб.
( Для решения 2 и 3 задач класс был разделён на 2 группы, которые организовали подготовительную работу по подсчёту общего количества ламп в школе и количества ламп в учебных кабинетах)
Задача 2. У нас в школе все лампочки –обычные лампы накаливания. Давайте сравним две лампы энергосберегающую и обычную в плане потребления энергии, решим задачу.
Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 95 Вт·ч, а энергосберегающая лампа - 20 Вт·ч.
В нашей школе имеется 37 обычных ламп накаливания потреблением 95 Вт·ч. Какую экономию за день может получить наша школа, если заменить данные лампы на энергосберегающие мощностью в 20 Вт·ч при работе ламп в течение 1 часа. ( тариф за 1 кВт·ч равен 6,56 руб.)
Работа с классом: составляем план, решаем у доски:
37х95=3515 Вт·ч.=3,515 кВт·ч
3,515 кВт·ч х6,56 руб=23,06 руб.
37 х20=740 Вт·ч=0,74 кВт·ч
0,74 кВт·ч х6,56 руб=4,85 руб.
23,06 руб.- 4,85 руб.=18,21 руб.
Итак, мы можем сэкономить 18,21 руб. только за 1 час. Какую экономию может получить школа за год?
Вычисления детей
18,21 Х204=3714,84 руб – экономия за учебный год, если все лампы заменить на энергосберегающие.
Задача 3
А теперь давайте посчитаем, сколько мы можем сэкономить электроэнергии при выключении света в учебных кабинетах школы во время перемен за 1 учебный день?
1) Для начала сосчитаем количество учебных кабинетов (ответы детей)-11
2) Продолжительность всех перемен -10 мин +10 мин+25 мин+5 мин + 5 мин + 5 мин =60 мин=1 ч
Мощность 1 лампы- 95 Вт
Вычисления:
1)Общее количество ламп во всех учебных кабинетах?
18
2)Каков расход энергии?
18х95х1ч =1710 Вт·ч = 1,71 кВт·ч
3) Какова стоимость электроэнергии исходя из тарифа:
1,71 кВт·ч х 6.56руб=11,115 руб
Ответ : экономия составит 11,115 руб за 1 день.
А за 204 учебных дня? (2267,46 рублей)
А знаете ли вы ,что 1 кВт электроэнергии достаточно, чтобы испечь 38 кг хлеба или сшить 2 пары обуви, произвести 14 кг сыра, 12 часов смотреть цветной телевизор, 2 часа пылесосить.
Такое же количество энергии потребляют за 10 часов бессмысленного горения лампочки в 95 Вт.
Учитель:
- Ваши предложения по экономии электроэнергии в нашей школе.
Ответы учащихся :
- при ненадобности свет отключать;
-периодически протирать лампочки (хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной);
- замена ламп накаливания на энергосберегающие, которые экономят до 80% электроэнергии.
Учитель: Электричеством надо пользоваться экономно и дома, и в школе, выключать свет всегда и везде, когда он горит зря.
5. Информация о домашнем задании. Предлагаю вам , работая в парах, составить памятку по энергосбережению в школе и дома для учеников нашей школы . Памятки каждая пара представит на следующем уроке. Результатом нашей работы должна стать памятка, которую мы сможем распространить в каждом классе.
6. Итог урока (Рефлексия)
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Сегодня мы решали часть проблемы экономии бюджета школы. Вы получили ответы на вопросы, как можно сохранить этот бюджет и стать маленьким «хозяином» в школе? А что для этого необходимо? (Ответы детей)
Хочу остановиться на еще одной интересной акции, проводимой каждый год во всем мире. Это «Час Земли». Каждый год в последнюю субботу марта миллионы людей выключают свет на час, потому что им важно будущее нашей планеты Земля. «Час Земли»– это символ бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты. Рекордное число стран приняли участие в акции«Час Земли», прошедшей в прошлом году. В 134 государствах, в частных домах и на государственных объектах люди на целый час выключали электроэнергию. В Париже погасла Эйфелева башня, в Лондоне – крупнейшее в мире колесо обозрения «Лондонский глаз», в Нью-Йорке– площадь Таймс-сквер, в Пекине – гигантский стадион «Птичье гнездо», а также более семидесяти объектов в Москве: в столице «потухли» здания Мэрии, МГУ,на всех московских «высотках», башне на Шаболовке, на всём Новом Арбате, Киевском вокзале, дворце спорта в Лужниках, на эстакадах и мостах. Кроме столицы акцию поддержали еще тридцать российских городов. Не хотите и вы поучаствовать в этой акции?
Следующий Час Земли состоится в субботу 25 марта 2017 года с 20:30 до 21:30 по местному времени.
Вывод урока: Растрата природных ресурсов влияет не только на экологию
нашей планеты, но и на бюджет каждой семьи.
Наша работа подошла к концу. Но я хочу знать, что каждый из вас унесёт в своей душе с нашего урока.
Сегодня на уроке мы:
выяснили …;
подумали,…;
узнали ….;
познакомились…
научились….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
Сценарный план урока русского языка по теме "Понятие об обособлении. Обособленные определения" (8 класс)
Сценарный план разработан в соответствии с требованиями ФГОСООО...
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА "Измерение углов"
Конспект урока и технологическая карта урока...
Сценарный план урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты загадки"
Урок по литературе в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты загадки" (сценарный план и презентация)...
Сценарный план урока английского языка в 5 классе "Путешествие в Лондон"
Разработка открытого урока в виде ролевой игры для общеобразовательного класса со средним или выше среднего показателем качества знаний по программе к УМК «Enjoy English» («Английский с удо...
Сценарный план урока по литературе. 7 класс
Тема урока по литературе в 7 классе - "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"). Конспект урока составлен в соответствии стребованиями ФГОС и представля...
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....