Сценарный план урока " Энергосбережение"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Котельникова Марина Ивановна

Данная разработка предназначена для учителей физики, работающих в 8 классе. Урок проводится в системе нестандартных уроков, способствующих формированию мышления, навыков исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarnyy_plan_uroka.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок энергосбережения «Легко ли быть хозяином? ».

Цели и задачи:

Образовательные:

  • формирование умения и навыков решать задачи экономического содержания.

Развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
  • развитие связной устной речи.

Воспитательные:

  • привлечение внимание учеников к проблеме экономии энергии и энергоресурсов;
  • воспитание культуры энергопользования;
  • создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
  • стимулирование интереса учащихся к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе;
  • воспитание умения работать в парах, в команде;

Формирование УУД:                                                                        Личностные:                                                                                          

-формировать желание выполнять и мотивировать учебные действия;        

-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.                Познавательные:                                                                

-сравнивать различные виды работ;                                                                

-анализировать результаты своей работы;                                                

-находить и выделять нужную информацию.                                                Регулятивные:                                                                                

-анализировать собственную работу;                                                

-находить ошибки, устанавливать их причину;                                        

-оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.                        Коммуникативные:                                                        

-воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;                                        

-сравнивать и анализировать информацию, представленную в таблице;                

-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.                Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, созданная детьми, раздаточный материал( таблицы), демонстрационные материалы( различные виды ламп).

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная, групповая.        

Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:                                         технология развивающего обучения;  личностно-ориентированного обучения, приёмы технологии развития критического мышления; личностно-ориентированное обучение на уроках;  системно-деятельностный подход в обучении.                                                Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: урок – проблема .

1. Организационный момент. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

2.  Введение в тему. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.        

Урок начинается с двух высказываний о бережливости.

  • Бережливость — важный источник благосостояния. Цицерон
  • Поздно быть бережливым, когда все растрачено. Сенека

Учащиеся рассуждают о смысле этих высказываний. Учитель задает наводящие вопросы:

- А что может растрачивать человек?

Работа в парах по данной проблеме.

 (Задача учителя – натолкнуть детей на слово « ЭНЕРГИЯ»):

Учитель: Какие виды энергии вы знаете?

Учащиеся: энергия солнца, электричество, тепло….

Учитель: Мы с вами отметили, что человек растрачивает энергию. А как?

Ученики, обсудив вопрос в парах, пишут их на листах бумаги и представляют всем.

Эпиграф: «Энергосбережение

– не экономия, а умное потребление!»

Учитель:

- Прочитайте эпиграф нашего урока и скажите, о чём пойдет речь?

-Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

-Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

-Как вы считаете, каким образом энергия приходит в наши дома? в школу? (Ответы детей)

-Итак, энергия это тоже электричество, которое поступает к нам по проводам.

3. Целеполагание и мотивация. 

Цель: построение и фиксация нового знания.

Учитель: сегодня на уроке мы поведем речь о, пожалуй, самом главном помощнике в доме…

Электричество приносит нам большую пользу.

Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом, есть электричество – есть и жизнь! А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища?

Послушаем, рассказы ребят.

(Выступления детей, приложение 1)

- Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и др. природных ресурсов. Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь часть энергии у нас в школе.

4. Решение задач экономического содержания. 

Цель: учиться  находить нужную информацию.

Задача 1. 

Учитель: Ребята в этой таблице отражено потребление электроэнергии нашей школой за год.

-Назовите месяц наибольшего потребления электричества?

- Назовите месяц наименьшего потребления электричества?

- Попробуйте определить причину возрастания потребления электроэнергии с сентября по декабрь?

«Расчёт оплаты за квартал »

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расход электроэнергии

кВт / час

444,14

кВт·ч

433,8

кВт·ч

307,12

кВт·ч

274,17

кВт·ч

208,53

кВт·ч

159,98

кВт·ч

5,47

кВт·ч

79,47

кВт·ч

765,54

кВт·ч

798,75

кВт·ч

671,83

кВт·ч

817,7

кВт·ч

- Сколько же денег будет стоить электроэнергия, израсходованная нашей школой за год? В какой период года расход денег был максимальный?

- для того, чтобы сравнить расход, давайте рассчитаем оплату поквартально.

Квартал – это 3 месяца.

Тариф оплаты за 1 кВт·ч для нашей школы в среднем составляет 6,56 рублей.

- Как мы можем это узнать? (умножением стоимости 1 кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии за 3 месяца)

Самостоятельная работа по группам

(Класс разделить на 4 группы)

Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.

Задача: вычислить расход денег поквартально (за 1,2,3,4 кварталы)

1 группа- 1 квартал

1185,06 кВт·ч х 6,56руб=7773,99 рублей

2 группа- 2 квартал

642,68 кВт·ч х 6,56руб=4215,98 рублей

3 группа- 3 квартал

850,48 кВт·ч х 6,56руб=5579,15 рублей

4 группа- 4 квартал

2288,28 кВт·ч х 6,56руб=15011,12 рублей

- Давайте проверим, что у нас получилось

-Как же теперь нам найти общий расход денег за год? (сложить полученные данные)

-Учащиеся выполняют вычисления (32580,24 рублей)

- Могла ли наша школа сэкономить и как? (ответы учащихся)

Учитель:

- Давайте рассчитаем, какую сумму школьного бюджета можно было бы сэкономить, если мы, благодаря советам по энергосбережению, сократили потребление электроэнергии за год на 20 %. Стоимость 1 кВт·ч составляет сейчас 6.56 руб.

-Учащиеся выполняют вычисления.

20%= 0,2

32580,24 х 0,2= 6516, 048 руб.

 ( Для решения 2 и 3 задач класс был разделён на 2 группы, которые организовали подготовительную работу по подсчёту общего количества ламп в школе и количества ламп в учебных кабинетах)

Задача 2. У нас в школе все лампочки –обычные лампы накаливания. Давайте сравним две лампы энергосберегающую и обычную в плане потребления энергии, решим задачу.

Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 95 Вт·ч, а энергосберегающая лампа - 20 Вт·ч.

В нашей школе имеется  37    обычных ламп накаливания потреблением 95 Вт·ч. Какую экономию за день может получить наша школа, если заменить данные лампы на энергосберегающие мощностью в 20 Вт·ч при работе ламп в течение 1 часа. ( тариф за 1 кВт·ч равен 6,56 руб.)

Работа с классом: составляем план, решаем у доски:

37х95=3515 Вт·ч.=3,515 кВт·ч

3,515 кВт·ч х6,56 руб=23,06 руб.

37 х20=740 Вт·ч=0,74 кВт·ч

0,74 кВт·ч х6,56 руб=4,85 руб.

23,06 руб.- 4,85 руб.=18,21 руб.

Итак, мы можем сэкономить 18,21 руб.  только за 1 час. Какую экономию может получить школа за год?

Вычисления детей

18,21 Х204=3714,84 руб – экономия за учебный год, если все лампы заменить на энергосберегающие.

Задача 3

А теперь давайте посчитаем, сколько мы можем сэкономить электроэнергии при выключении света в учебных кабинетах школы во время перемен за 1 учебный день?

1) Для начала сосчитаем количество учебных кабинетов (ответы детей)-11

2) Продолжительность всех перемен -10 мин +10 мин+25 мин+5 мин + 5 мин + 5 мин =60 мин=1 ч

Мощность 1 лампы- 95 Вт

Вычисления:

1)Общее количество ламп во всех учебных кабинетах?

18

2)Каков расход энергии?

18х95х1ч =1710 Вт·ч = 1,71 кВт·ч

3) Какова стоимость электроэнергии исходя из тарифа:

1,71 кВт·ч х 6.56руб=11,115 руб

Ответ : экономия составит 11,115 руб за 1 день.

А за 204 учебных дня? (2267,46 рублей)

А знаете ли вы ,что 1 кВт электроэнергии достаточно, чтобы испечь 38 кг хлеба или сшить 2 пары обуви, произвести 14 кг сыра, 12 часов смотреть цветной телевизор, 2 часа пылесосить.

Такое же количество энергии потребляют за 10 часов бессмысленного горения лампочки в 95 Вт.

Учитель:

- Ваши предложения по экономии электроэнергии в нашей школе.

Ответы учащихся :

- при ненадобности свет отключать;

-периодически протирать лампочки (хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной);

- замена ламп накаливания на энергосберегающие, которые экономят до 80% электроэнергии.

Учитель: Электричеством надо пользоваться экономно и дома, и в школе, выключать свет всегда и везде, когда он горит зря.

5. Информация о домашнем задании. Предлагаю вам , работая в парах, составить памятку по энергосбережению в школе и дома для учеников нашей школы . Памятки каждая пара представит на следующем уроке. Результатом нашей работы должна стать памятка, которую мы сможем распространить в каждом классе.

6. Итог урока (Рефлексия) 

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.        

Сегодня мы решали часть проблемы экономии бюджета школы. Вы получили ответы на вопросы, как можно сохранить этот бюджет и стать маленьким «хозяином» в школе? А что для этого необходимо? (Ответы детей)

Хочу остановиться на еще одной интересной акции, проводимой каждый год во всем мире. Это «Час Земли». Каждый год в последнюю субботу марта миллионы людей выключают свет на час, потому что им важно будущее нашей планеты Земля. «Час Земли»– это символ бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты. Рекордное число стран приняли участие в акции«Час Земли», прошедшей в прошлом году. В 134 государствах, в частных домах и на государственных объектах люди на целый час выключали электроэнергию. В Париже погасла Эйфелева башня, в Лондоне – крупнейшее в мире колесо обозрения «Лондонский глаз», в Нью-Йорке– площадь Таймс-сквер, в Пекине – гигантский стадион «Птичье гнездо», а также более семидесяти объектов в Москве: в столице «потухли» здания Мэрии, МГУ,на всех московских «высотках», башне на Шаболовке, на всём Новом Арбате, Киевском вокзале, дворце спорта в Лужниках, на эстакадах и мостах. Кроме столицы акцию поддержали еще тридцать российских городов. Не хотите и вы поучаствовать в этой акции?

Следующий Час Земли состоится в субботу 25 марта 2017 года с 20:30 до 21:30 по местному времени.

Вывод урока: Растрата природных ресурсов влияет не только на экологию

нашей планеты, но и на бюджет каждой семьи.

Наша работа подошла к концу. Но я хочу знать, что каждый из вас унесёт в своей душе с нашего урока.

Сегодня на уроке мы:        

выяснили …;                        

подумали,…;

узнали ….;

познакомились…                                                                        

научились….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА "Измерение углов"

Конспект урока и технологическая карта урока...

Сценарный план урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты загадки"

Урок по литературе в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС  "Секреты загадки" (сценарный план и презентация)...

Сценарный план урока английского языка в 5 классе "Путешествие в Лондон"

Разработка открытого урока в виде ролевой игры для общеобразовательного класса со средним или выше  среднего показателем качества знаний по программе к УМК «Enjoy English» («Английский с удо...

Сценарный план урока по литературе. 7 класс

Тема урока по литературе в 7 классе - "Выбор жизненной позиции в "Легенде о Данко" (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"). Конспект урока составлен в соответствии стребованиями ФГОС и представля...

Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Сценарный план урока русского языка в 6 классе.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....