Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:
    Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

    Сценарный план урока русского языка в 6 классе.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарный план урока русского языка в 6 классе.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой.

    Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

    Цели: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота.

    Планируемые результаты.                                                                                                                                                             Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.    

    Метапредметные: применять  приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.                                                                                       Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения. Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений,  поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение.                                             Регулятивные УУД:  постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.

     Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.

    Ресурсы:  Русский язык. 6 класс: учеб для образоват.учреждений. В 3-х частях  /С.И.Львова, В.В.Львов - 7-е изд.-М.: Мнемозина, 2009,  интерактивная доска.

    Тип урока: урок «открытия» нового знания.

             В основе предлагаемого урока положена технология деятельностного метода в обучении, которая предполагает включение детей в самостоятельную учебную деятельность. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

    Технологическая карта урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Здравствуйте! Вслушайтесь в живую речь. Сегодня на урок я шла к вам, настраиваясь на продуктивное общение.  Надеюсь, что работать мы будем дружно, применяя уже имеющийся опыт.

    Настраиваются на доброжелательное деловое общение с учителем.

    Принимают

    и сохраняют заданную уста-новку.

    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Назовите деепричастные обороты в моих предложениях.

    Что такое деепричастный оборот?

     Приведите примеры предложений с деепричастным  оборотом.
    Расскажите, каким членом предложения является деепричастный оборот и как он  выделяется.

    На основе данной записи попробуйте догадаться, что называется причастным оборотом:

    Причастный оборот = причастие + зависимое слово (или зависимые слова)

    Приведите примеры причастий с зависимым словом.

    Называют деепри-частные обороты.  Приводят примеры предложений с деепричастным  оборотом. По схеме дают опре-деление причаст-ного оборота.

    Приводят примеры причастий с зави-симым словом.

    Взаимодейству-ют с учителем, строят понятные высказывания, слушают ответы друг друга, корректно исправляют неправильные ответы.

    Настраиваются на исследователь-скую работу.

    Контролируют правильность ответов обуча-ющихся, допол-няют, уточняют высказывания друг друга.

    Выявление места и причины затруднения.

    С последним заданием трудно было справиться, так как вы еще не изучали этого. Следовательно, в чем заключается ваша задача на сегодняшнем уроке? (Научиться находить причастный оборот в предложении, приводить примеры с причастным оборотом).

    Запишите тему урока:  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

    Фиксируют затруднение, самостоятельно определяют тему урока и записы-вают её в тетрадь, формулируют цель урока.

    Высказывают предположения строят понятные высказывания, слушают ответы друг друга, корректно исправляют неправильные ответы.

    Принимают и сохраняют поставленную цель урока.

    Построение проекта выхода из затруднения.

     Упр.628. Спишите, распределяя словосочетания на две

    группы: прич.+сущ., существительное - главное слово

    прич.+сущ., причастие – главное слово.

    Чем по строению отличаются эти словосочетания?

    Какую роль выполняет причастие в каждом из указанных видов словосочетаний?

    Когда существительное выступает в роли определяемого  слова, а когда в роли зависимого?

     Найдите причастный оборот в предложении из рассказа нашего земляка Е.И.Носова « Живое пламя».

    Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

     Определите слово, к которому он относится.      

     Посмотрите, в каком положении от определяемого слова находится причастный оборот. Определите, нужен ли знак препинания.

    Познакомьтесь с алгоритмом нахождения причастного оборота в предложении.  

    Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении

     Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

    1.Найти в предложении причастие  и подписать над ним: прич.

    2. Найти главное ( определяемое) слово , от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? и поставить над ним крестик Х.

    3. Найти все слова, которые зависят от причастия (если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.

    4.  Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов вертикальными черточками с двух сторон.

    5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, выделить его ЗАПЯТЫМИ.

     Образец: Снег, / лежавший на деревьях и крышах/, растаял.

     Сформулируйте правило о нахождении причастного оборота по отношению к определяемому слову и знака препинания в различных случаях местоположения причастного оборота.

     Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли. Чтение правила в учебнике.

    Мы познакомились с новым правилом. Давайте себя за это похвалим, заодно немного отдохнем.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    Анализируют словосочетания, распределяют по группам, комментируют.

    Определяют условие постановки знаков препинания.

    Изучают алгоритм.

    Проверяют свои предположения.

    Формулируют правило.

    Строят понятные высказывания, используют в ответах термины «главное слово», «зависимое слово» и др.

    Учатся  точно формулировать выводы, слуша-ют друг друга, строят понятные высказывания, слушают ответы друг друга, корректно исправляют неправильные ответы.

    Сопоставляют свои выводы с правилом в учебнике (самоконтроль), находят в учеб-нике информацию, которую не озву-чивали (подсказку, как запомнить правило).

    Сопоставляют свои выводы с правилом в учебнике (само-контроль), находят в учебнике инфор-мацию, которую не озвучивали (подсказку, как запомнить прави-ло).

    Реализация построенного проекта.

    Выполните задание:

    Выпишите из текста теоретического материала примеры.

    Графически обозначьте определяемые слова и причастные обороты.

    Объясните постановку знаков препинания.

    Сравните правила постановки знаков препинания в предложениях с деепричастным и причастным оборотами.  Давайте проверим (читают 2 ученика).

    Выписывают примеры, обоз-начают графи-чески опреде-ляемые слова и причастные обороты, объяс-няют постановку знаков препина-ния. Сравнивают правила постанов-ки знаков препина-ния в предложе-ниях с причаст-ными и деепри-частными оборо-тами.

    Проговаривают правило при объяснении выбора предло-жений. Строят понятные выска-зывания, используют в ответах термины «главное слово», «зависимое слово» и др.

    Учатся  точно формулировать выводы, слуша-ют друг друга.

    Контролируют ответы друг друга.

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Работа с текстом.

    Прочитайте текст упр.630 с.67

    Озаглавьте, определите тип речи и стиль.

    Какими выразительными средствами пользуется автор этого описания? (Эпитеты, олицетворение, сравнение) .

    Обратите внимание на изобразительно-выразительную роль причастных оборотов в создании художественного текста.

    Дети озаглавливают текст,

    отмечают средства выразительности.

    Осуществляют взаимоконтроль ответов.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Включение в систему знаний и повторение.

     Выпишите из текста номера предложений с причастными оборотами.

     А теперь проведем самопроверку. На доске - ключ к тестам. Поставьте оценку: 0 ошибок – «5»,  1 –ошибка – «4»,2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

    Конструирование предложений.

    Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Запишите их. Обозначьте в каждом предложении определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите все суффиксы и окончания.

    1) Косогор, который густо зарос клёном,... .2) Ромашки, которые улыбаются солнцу, ... . 3) Луга, которые пестреют июльским разнотравьем, ... . 4) Старые письма, которые хранились в нашем доме, ... . 5) Сосновый бор, который освещался солнцем, ... . 6) Девочка, которая сидела у камина, ... .

    Распределим предложения между представителями трёх рядов: учащиеся каждого ряда работают с двумя предложениями.  Рассмотрите записанные вами предложения. Покажите, что для каждого из них подходит схема:.  Что обозначает эта схема?

     Устно перестройте свои предложения так, чтобы они соответствовали схеме. Меняется ли при этом пунктуация предложений? Ответ обоснуйте.

     Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удаётся. Исправьте грамматические ошибки. Игра «Верни на место».

    Определите правильное местоположение причастного оборота

    1. Машинист впервые в своей жизни вел электровоз, недавно окончивший курсы.

     2. Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах.

    3. Самолет сел на полосу аэродрома, вылетевший из Москвы. 4. Орел 4. Орёл опустился на гребень горы, прилетевший издалека

    Самостоятельно выполняют задание. 

    Учащиеся каждого ряда работают с двумя предло-жениями. По истечении отве-дённого на работу время ребята чита-ют свои примеры, а авторы самых интересных примеров диктуют предложения одноклассникам, объясняя поста-новку знаков препинания.

    Соблюдают тишину, не мешают друг другу работать.

    По окончании выполнения теста осуществляют самопроверку по эталону, выстав-ляют себе отметки согласно предло-женной схеме.

    Рефлексия учебной деятельности.

    Что нового о причастии вы узнали?

    Что такое причастный оборот?

    Каковы условия выделения причастного оборота в предложении?

    Какую цель мы ставили на  уроке ?

    Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

    Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

    Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

    Ребята, я благодарю вас за урок. Оцените наш урок, выбрав жетон, соответствующий вашему настроению.

    Д.з.упр.633, п.46

    Записывают домашнее задание. 

    Подводят итог урока.

    Учатся давать самооценку своей работы на уроке.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Знаки препинания при причастном обороте"

    Использование данной презентации на уроке позволит: углубить и закрепить представление о причастном обороте;  находить причастный оборот в предложении; уточнить роль причастного оборота в пр...

    Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

    Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

    Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе. Мастер-класс «Обособление причастных оборотов».

    Фрагмент урока по русскому языку в 6 классе "Обособление причастных оборотов"Оборудование: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», презентация, толковые словари, мячик.Задачи:- активизиров...

    Сценарный план урока русского языка в 5 классе "Повторение по теме "Имя существительное"" (с использованием краеведческого материала)

    Сценарный план русского языка "Повторение по теме "Имя существительное" (с использованием краеведческого материала)...

    Урок русского языка в 7 классе. Тема: Понятие о причастном обороте.

    Урок изучения нового материала в 7 классе по теме «Понятие о причастном обороте». На данном уроке дается понятие причастного оборота, учащиеся учатся устанавливать связь причастия с определяемым...

    Урок русского языка в 7 классе по теме "Выделение причастного оборота"

    Урок закрепления изученного материала по теме "Причастный оборот" в 7 классе....