Рабочая программа учебного предмета «Физика»
рабочая программа по физике на тему

Зорин Николай Федорович

В  рабочей  программе  предмета «Физика»  учитываются  основные  идеи  и  положения  программы развития универсальных учебных действий ООО.

С  целью  предоставления  равных  возможностей  всем  ученикам  обучение построено  на  дифференцированном  и  индивидуальном  подходе  в  изучении предмета.  Индивидуальные  особенности  каждого  ученика  учитываются  при планировании урока. 

Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением  «О  форме,  периодичности  и  порядке  текущего  контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpup_7_-_9_fgos.doc484 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подсинская средняя школа»

                                            «Утверждаю»

директор МБОУ «Подсинская СШ»

        __________/Доброва Н.В./

                                                                                                                 приказ от 23.05.2016 № 296

                                                                                             

Рабочая программа учебного предмета

«Физика»

уровень образования:  ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (7 – 9  КЛАСС) 

Составители:

Зорина Е.В.

Зорин Н.Ф.

Программа учебного предмета физика 5-9 класс разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Подсинская СШ», с учётом программ, включённых в её структуру.

Рабочая программа учебного предмета «Физика» на уровень  основного общего образования содержит:

- планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета «Физика» на уровне  основного общего образования;

- содержание учебного предмета;

- тематическое планирование.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика»

7 - 9 класс

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•  самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•  готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•  формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами изучения курса «Физики» является формирование универсальных учебных действий (УУД). К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции; 

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:

• понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

• умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

• владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;

• понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

• овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

• умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Предметные результаты изучения учебного предмета «Физика»

7 класс

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая  величина, единицы измерения;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования;  проводить опыт и формулировать выводы;
  • описывать изученные свойства тел;
  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых  агрегатные состояния вещества;
  • анализировать свойства тел;
  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, относительность механического движения, инерция, взаимодействие тел;
  • описывать изученные свойства тел и  механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: принцип суперпозиции сил (нахождение   равнодействующей   силы,   закон   Гука),   при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • решать задачи, используя физические законы (закон Гука)  и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, сила трения скольжения, коэффициент трения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел;
  • описывать изученные свойства тел и  механические явления, используя физические величины: давление, правильно трактовать физический смысл используемых величин, их  обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические законы (закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (давление, сила, плотность): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения,
  • описывать изученные свойства тел и  механические явления, используя физические величины: кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, при этом различать словесную формулировку закона;
  • решать задачи, используя физический закон и формулы, связывающие физические величины (скорость, масса тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников   информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • приводить примеры практического использования физических знаний;
  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья  и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования  физических знаний о механических явлениях и физических законах;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов (закон Гука) находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки;
  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья  и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования  физических знаний о механических явлениях и физических законах; различать границы применимости физических законов, понимать ограниченность использования частных законов (закон Архимеда );
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки;
  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья  и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования  физических знаний о механических явлениях и физических законах;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии);
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

8 класс

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научится:

  • распознавать        тепловые явления        и объяснять        на        базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания  этих явлений: тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и  единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся        знаний основные свойства или        условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое,  магнитное),
  • составлять схемы электрических цепей  с последовательным и параллельным соединением элементов,  различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца ) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: взаимодействие магнитов;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
  • распознавать и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явлений: прямолинейное распространение света, отражение и преломление света;
  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе;
  • описывать изученные свойства тел, используя физические величины:, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
  • анализировать свойства тел и процессы, используя физические законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические законы (закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (фокусное расстояние и оптическая сила линзы): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами   и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки;
  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении  с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья  и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца и др.);
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки;
  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон отражения, закон преломления) и ограниченность использования частных законов (закон прямолинейного распространения света и др.).

9 класс

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, реактивное движение;
  • описывать изученные свойства тел и  механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения  и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил  (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
  • описывать изученные свойства тел и  механические явления, используя физические величины: скорость, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • решать задачи, используя физические законы (амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

анализировать  свойства  тел,  электромагнитные  явления и процессы, используя физические законы: закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля- Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины;
  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ- излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения  и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа;
  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья  и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования  физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения);
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки;
  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья  и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования  физических знаний о механических явлениях и физических законах;
  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья  и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза;
  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Содержание учебного предмета «Физика»

7 класс

Введение. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.  Физика и техника.

Лабораторная работа № 1

«Определение цены деления измерительного прибора».

Первоначальные сведения о строении вещества.

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. Диффузия  в газах, жидкостях и твёрдых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Лабораторная работа № 2

«Измерение размеров малых тел».

Взаимодействие тел.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Расчёт пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела на весах. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Лабораторная работа № 3

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Лабораторная работа №4

«Измерение объёма тела».

Лабораторная работа № 5

«Определение плотности твёрдого тела».

Лабораторная работа № 6,7  

«Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

Давление. Способы уменьшения и увеличения  давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Опыт Торричелли. Барометр - анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Лабораторная работа № 8

«Определение выталкивающей  силы, действующей на погружённое в жидкость тело».

Лабораторная работа № 9

«Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Работа и мощность. Энергия.

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. КПД. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

Лабораторная работа № 10

«Выяснение условия равновесия рычага».

Лабораторная работа № 11

«Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

8 класс

Тепловые явления.

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсации. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Лабораторная работа № 1

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Лабораторная работа № 2

«Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Лабораторная работа № 3

«Измерение влажности воздуха».

Электрические явления.

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп.  Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Объяснение электрических явлений. Проводники, полупроводники и непроводники электричества. Электрический ток. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Сила тока. Амперметр.  Электрическое напряжение. Вольтметр. Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

Лабораторная работа № 4

«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Лабораторная работа № 5

«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Лабораторная работа № 6

«Регулирование силы тока реостатом».

Лабораторная работа № 7

«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Лабораторная работа № 8

«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Электромагнитные явления.

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Лабораторная работа № 9

«Сборка электромагнита и испытание его действия».

Лабораторная работа № 10

«Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Световые явления.

Источники света. Распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз и зрение.

Лабораторная работа № 11

«Получение изображения при помощи линзы»

.

9 класс

Законы взаимодействия и движения тел.

Материальная точка. Система отсчёта.        Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Относительность движения. Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения полной механической энергии.

Лабораторная работ № 1

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Лабораторная работ №

«Измерение ускорения свободного падения».

Механические колебания и волны. Звук.

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Лабораторная работ № 1

«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити».

Электромагнитное поле.

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.        Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Электромагнитное поле. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторная работ № 1

«Изучение явления электромагнитной индукции».

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция.

Лабораторная работ № 1

«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

Лабораторная работ № 2

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

          Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

7 класс

Тема

Количество часов

Введение.

4

Первоначальные сведения о строении вещества.

6

Взаимодействие тел.

21

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

23

Работа и мощность. Энергия.

14

Всего

68

8 класс

Тема

Количество часов

Тепловые явления.

24

Электрические  явления.

30

Электромагнитные явления.

5

Световые явления.

9

Всего

68

9 класс

Тема

Количество часов

Законы взаимодействия и движения тел.

28

Механические колебания и волны. Звук.

10

Электромагнитное  поле.

16

Строение атома и атомного ядра.

Использование энергии атомных ядер.

14

Всего

68

Календарно – тематическое планирование

 по  физике 7 класс (68 часов)

Тема

Количест-во часов

План

Факт

Причина корректи-ровки даты

Глава 1. Введение – 4 часа.

1

Вводный инструктаж по ТБ.   Что изучает физика.

Физические термины.

Наблюдения и опыты.

2

Физические величины.

Измерение физических величин.

Точность и погрешность измерений.

3

Лабораторная работа № 1

«Определение цены деления измерительного прибора».

4

Физика и техника.

Глава 2. Первоначальные сведения о строении вещества – 6 часов.

5

Строение вещества.

Молекулы.

Броуновское движение.

6

Лабораторная работа № 2

«Измерение размеров малых тел».

7

Диффузия  в газах, жидкостях и твёрдых телах.

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

9

Агрегатные состояния вещества.

10

Повторительно-обобщающий урок  по теме «Сведения о строении веществ».

Глава 3. Взаимодействие тел – 21 час.

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

12

Скорость.

Единицы скорости.

13

Расчёт пути и времени движения.

14

Инерция.

15

Взаимодействие тел.

16

Решение задач «Расчёт пути и времени движения».

17

Масса тела. Измерение массы тела на весах.

18

Лабораторная работа № 3

«Измерение массы тела на рычажных весах».

19

Лабораторная работа №4

«Измерение объёма тела».

20

Плотность вещества.

21

Лабораторная работа № 5

«Определение плотности твёрдого тела».

22

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

23

Решение задач «Расчёт массы и объёма тела».

24

Контрольная работа № 1

«Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

25

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

26

Сила упругости. Закон Гука.

27

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр.

28

Лабораторная работа

№ 6,7  «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

30

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

31

Контрольная работа  № 2  «Силы».

Глава 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов – 23 часа.

32

Давление. Единицы давления.

33

Способы уменьшения и увеличения  давления.

34

Давление газа.

35

Закон Паскаля.

36

Давление в жидкости и газе.

37

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

38

Решение задач «Расчёт давления».

39

Сообщающие сосуды.

40

Вес воздуха.

Атмосферное давление.   Почему существует воздушная оболочка Земли.

41

Опыт Торричелли.

42

 Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

43

Решение задач «Атмосферное давление».

44

Контрольная работа № 3

«Давление».

45

Манометры.

Поршневой жидкостный насос.

46

Гидравлический пресс.

47

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.

48

Архимедова сила.

49

Лабораторная работа № 8

«Определение выталкивающей  силы, действующей на погружённое в жидкость тело».

50

Плавание тел.

51

Плавание судов.  

Воздухоплавание.

52

Лабораторная работа № 9

«Выяснение условий плавания тела в жидкости».

53

Решение задач «Архимедова сила».

54

Контрольная работа № 4

«Архимедова сила, плавание тел».

Глава 5. Работа и мощность. Энергия. – 14 часов.

55

Механическая работа.

56

Мощность.

57

Простые механизмы.

Рычаг.

Равновесие сил на рычаге.

58

Момент силы.

Рычаги в технике, быту и природе.

59

Лабораторная работа № 10

«Выяснение условия равновесия рычага».

60

Применение правила равновесия рычага к блоку.

61

Решение задач «Рычаг. Блок.»

«Золотое правило» механики.

62

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

63

Коэффициент полезного действия механизма (КПД).

64

Лабораторная работа № 11

«Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

65

Решение задач «КПД простых механизмов».

66

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

67

Превращение одного вида механической энергии в другой.       Решение задач «КПД. Энергия.»

68

Совершенствование навыков решения задач за курс 7 класса.

Календарно – тематическое планирование

 по  физике 8 класс (68 часов)

Тема

Количест-во часов

План

Факт

Причина корректи-ровки даты

Глава 1. Тепловые явления – 24 часа.

1

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия.

2

Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность.

3

Конвекция. Излучение.

4

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоёмкость.

5

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

6

Решение задач «Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении»

7

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

8

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

9

Лабораторная работа № 1

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

10

Агрегатные состояния вещества.

11

Лабораторная работа № 2

«Измерение удельной теплоёмкости металлического цилиндра».

12

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

13

Удельная теплота плавления. Повторение и обобщение материала «Нагревание, охлаждение и сгорание вещества».

14

Контрольная работа № 1

«Изменение внутренней энергии».

15

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.

16

Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

17

Кипение.

18

Влажность воздуха. Относительная влажность воздуха и её измерение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

19

Решение задач «Изменение агрегатных состояний вещества».

20

Работа газа и пара при расширении.

 Двигатель внутреннего сгорания.

21

Паровая турбина. Коэффициент полезного действия теплового двигателя.

22

Повторение и обобщение материала «Изменение агрегатных состояний вещества».

23

Контрольная работа № 2

 «Изменение агрегатных состояний вещества».

24

Лабораторная работа № 3

«Измерение влажности воздуха».

Глава 2. Электрические явления – 30 часов.

25

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

26

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

27

Делимость  электрического заряда. Электрон. Строение атома.

28

Электрический ток. Источники электрического тока.

29

Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток в металлах.

30

Действия электрического тока. Направление электрического тока.

31

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

32

Решение задач «Сила тока».

33

Лабораторная работа № 4 

«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».

34

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

35

Зависимость силы тока от напряжения.

36

Лабораторная работа № 5

« Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

37

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

38

Закон Ома для участка электрической цепи.

39

Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

40

Решение задач «Закон Ома. Расчёт сопротивления проводников».

41

Реостаты. Самостоятельная работа «Закон Ома. Расчет сопротивления проводников».

42

Лабораторная работа № 5

«Регулирование силы тока реостатом».

43

Последовательное соединение проводников.

44

Параллельное соединение проводников.

45

Лабораторная работа № 6

«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

46

Решение задач «Электрический ток».

47

Повторение, обобщение материала по теме «Электрический ток».

48

Контрольная работа № 3

 «Электрический ток».

49

Работа  электрического тока. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца.

50

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

51

Лабораторная работа № 7

«Измерение работы и мощности электрического тока в электрической лампе».

52

Нагревание проводников электрическим током.

Закон Джоуля – Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

53

Короткое замыкание. Предохранители. Решение задач «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца».

54

Контрольная работа № 4 

«Работа и мощность электрического тока».

Глава 3. Электромагнитные явления – 5 часов.

55

Магнитное поле тока. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

56

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

57

Лабораторная работа № 8

«Сборка электромагнита и испытание его действия».

58

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

59

Действие магнитного поля на проводник с током.  Электрический двигатель.            Лабораторная  работа  № 9 

 «Изучение  электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Глава 4. Световые явления – 9 часов.

60

Источники света. Распространение света.

61

Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало.

62

Преломление света. Закон преломления света.

63

Линзы. Оптическая сила линзы.

64

Изображения, даваемые линзой.

65

Лабораторная работа № 10 

«Получение изображения при помощи линзы».

66

Повторение и обобщение материала «Световые явления»

67

Контрольная работа №5 

«Световые явления».

    68

Итоговое повторение и обобщение материала

Календарно – тематическое планирование

 по  физике 9 класс (68 часов)

Тема

Количест-во часов

План

Факт

Причина корректи-ровки даты

Глава 1. Законы взаимодействия и движения тел – 28 часа.

1

Материальная точка. Система отсчёта.

2

Перемещение.

3

Определение координаты движущегося тела.

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

5

Прямолинейное равноускоренное движение.    Ускорение.

6

Скорость  прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

8

Относительность механического движения.

9

Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона.

10

Лабораторная работа №1

 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

11

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Решение задач  «Кинематика»

12

Контрольная работа №1

«Кинематика».

13

Второй закон Ньютона.

14

Решение задач  «Второй закон Ньютона»

15

Третий закон Ньютона. Повторение и обобщение материала «Законы Ньютона»

16

Контрольная работа №2 

«Основы динамики».

17

Свободное падение.

18

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

19

Лабораторная работа №2

 «Измерение ускорения свободного падения».

20

Закон всемирного тяготения.

21

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

22

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

23

 Решение задач «Движение тела по окружности». Искусственные спутники Земли.

24

Импульс. Закон сохранения импульса

25

Реактивное движение. Ракеты.

26

Решение задач. Вывод закона сохранения механической энергии.

27

Повторение и обобщение материала «Законы сохранения в механике».

28

Контрольная работа №3

«Законы сохранения в механике».

Глава 2. Механические колебания и волны. Звук. – 10 часов.

29

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

30

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

31

Лабораторная работа №3

 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити».

32

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

33

Резонанс. Решение задач «Колебания».

34

Распространение колебаний в среде. Волны.

Продольные и поперечные волны. Длина волны.  Скорость  распространения волн.

35

Источники звука. Звуковые колебания.

Высота и тембр звука. Громкость звука.

36

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

37

Повторение и обобщение материала «Механические колебания и волны. Звук.»

38

Контрольная работа №4 

«Механические колебания и волны. Звук.»

Глава 3. Электромагнитное поле. – 16 часов.

39

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

40

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

41

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

42

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

43

Явление электромагнитной индукции

44

Направление индукционного тока.

Правило Ленца.

45

Лабораторная работа №4 

«Изучение явления электромагнитной индукции».

46

Явление самоиндукции.

47

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

48

Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны.

49

Конденсатор.

50

Повторение и обобщение материала «Электромагнитное поле».

51

Контрольная работа №5  «Электромагнитное поле».

52

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

Принципы радиосвязи и телевидения.

53

Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света.

54

Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров.

Глава 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. – 14 ч.

55

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

56

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

57

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Экспериментальные методы исследования частиц.

58

Лабораторная работа №5

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

59

Открытие протона. Открытие нейтрона.

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

60

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

61

Деление ядер урана. Цепная реакция.

62

Лабораторная работа №6

 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

63

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.

64

Биологическое действие радиации.

Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция.

65

Повторение и обобщение материала «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

66

Контрольная работа №6

«Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

67

68

Повторение и обобщение материала  пройденного за учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 7 – 9 классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета «Физика»  для  7 – 9  классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10 - 11 классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики

Рабочая программа учебного предмета «Физика»  для  10 - 11  классов базовый уровень, Конюхова Ольга Михайловна - учитель физики...

Рабочая программа учебного предмета "Физика" для 10 (физико-математического) класса

Рабочая программа составлена для физико-математического класса, занимающегося по учебнику Г.Я.Мякишева...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» ученика 7 «А» класса Павлова Сергея (обучение на дому, АООП ООО ) на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа  учебного предмета "Физика" для индивидуального надомного обучения...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области «Естественнонаучные предметы» на уровень основного образования Срок освоения-3года (для 7-9 классов)

Рабочая программа  учебного предмета «Физика»  предметной области «Естественнонаучные предметы» составлена в соответствии с п.18.22 ФГОС ООО. Рабочая программа разраб...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области "Естественно-научные предметы" основного общего образования (6 - 9 класс)

    Цели, на достижение которых направлено изучение физики в  МАОУ «Центр образования им. И.А. Милютина», определены исходя из целей основного общего образования,сфор...