Искусство физических измерений. 1 час в неделю. 10-11 классы.
рабочая программа по физике (10, 11 класс) на тему

Матвеева Анна Владимировна

Содержание курса направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков измерять физические величины при выполнении лабораторных работ и экспериментов, а также при обработке их результатов. Составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике и программы элективного курса «Измерения физических величин» авторов С.И.Кабардиной и Н.И.Шефера (2005 года).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_fizicheskih_izmereniy.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Частное общеобразовательное учреждение

«Лицей при ТГПУ им. Л. Н. Толстого»

(ЧОУ «Лицей при ТГПУ им. Л. Н. Толстого», ЧОУ ЛТГПУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Искусство физических измерений

Программа подготовлена:

Матвеевой А.В.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Частного общеобразовательного

учреждения «Лицея при ТГПУ им. Л. Н. Толстого»

И.В. Шеханина

____________________________

«____»_____________ 2015 г.

Тула,

2017

Рабочая программа курсов углубленного изучения отдельных дисциплин и предметов (курсов интенсивной подготовки к поступлению в вузы)

по дисциплине

Искусство физических измерений

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа  по

Искусство физических измерений

составлена на основе:

(наименование предмета)

Примерной программы основного общего образования по физике и программы элективного курса «Измерения физических величин» авторов С.И.Кабардиной и Н.И.Шефера (2005 года).

1. Авторская программа (если таковая имеется к не рекомендованному учебнику)/ на основе учебника/

Рабочая программа  по

Искусство физических измерений

является авторской разработкой

(наименование предмета)

ФИО разработчика/ разработчиков

Матвеева А.В.

Рабочая программа определяет содержание тем, дает распределение часов в соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы, определяет примерный перечень практических работ. Объем часов, отводимый на изучение конкретных тем и разделов, может быть откорректирован (расширен или сужен).

Основные функции рабочей программы:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данной дисциплины дополнительной образовательной программы.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения аттестации учащихся.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; тематическое планирование с примерным распределением учебных часов по разделам курса и последовательность разделов; требования к уровню подготовки выпускников, критерии оценки, методическое обеспечение.

Рабочая программа может быть пролонгирована на последующий учебный год на основании решения Педагогического совета и приказа директора лицея

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков измерять физические величины при выполнении лабораторных работ и экспериментов, а также при обработке их результатов.

Учащиеся часто испытывают затруднения при выполнении лабораторных работ, производят некачественные измерения и в результате возникают проблемы при формулировке вывода.

Курс рассчитан на 35 часов в 10 классе, и 35 часов в 11 классе.

 Формами текущего контроля являются письменные отчеты учащихся в виде тестов, сообщения на общем занятии группы с демонстрацией выполненных экспериментов, как лабораторных, так и виртуальных. А так же проектная деятельность: создание собственных домашних проектов, с последующей защитой на зачетном занятии.

Цели и задачи изучения предмета:

- освоение

навыка измерения физических величин, проведения и оформления лабораторных работ

-владение умениями

планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей

- развитие

интереса к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований

- воспитание

убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

- приобретение компетентности в сфере

применение теории на практике, прогнозирования и объяснения результатов экспериментов

Место предмета в учебном плане: 1 часа в неделю.

Даёт возможность получения:

       - Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

- углубление и систематизация знаний учащихся;

- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:

-  Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

          -    Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

  -    Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

  • расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
  • получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.

Тематическое планирование

10-11

70

(классы)

(количество часов)

Раздел 1. Методы измерения физических величин

Тема 1.1 Основные понятия. Введение

Основные и производные физические величины и их измерения. Единицы и эталоны единиц физических величин. Абсолютные и относительные погрешности прямых измерений. Измерительные приборы, инструменты, меры. Инструментальные и отсчетные погрешности. Классы приборов. Границы систематических погрешностей и способы их оценки. Случайные погрешности измерений и оценка их границ.

Уметь использовать изученный теоретический материал при решении практических задач.

Тема 1.2 Эксперимент – как метод научного познания.

Этапы планирования и выполнения эксперимента. Меры предосторожности при проведении эксперимента. Учет влияния измерительных приборов на исследуемый процесс. Выбор метода измерений и измерительных приборов. Способы контроля результатов измерений. Запись результатов измерений. Таблицы и графики. Обработка результатов измерений. Обсуждение и представление полученных результатов.

Уметь использовать изученный теоретический материал при решении практических задач.

Тема 1.3 Методы измерения физических величин

Измерения времени. Методы измерения тепловых величин. Методы измерения электрических величин. Методы измерения магнитных величин. Методы измерения световых величин. Методы измерения в атомной и ядерной физике.

Уметь использовать изученный теоретический материал при решении практических задач.

Раздел 2. Физические измерения в повседневной жизни.

Тема 2.1 Методика измерения физических величин в повседневной жизни

Измерения температуры в быту. Влажность воздуха и способы ее измерения. Исследования работы сердца. Источники электрического напряжения вокруг нас. Бытовые электроприборы. Бытовые источники света.

Уметь использовать изученный теоретический материал при решении практических задач.

Раздел 3. Физический практикум.

Тема 3.1 Выполнение лабораторных работ по всем разделам физики.

Прибор Атвуда. Проверка Второго закона Ньютона. Изучение закона сохранения механической энергии. Изучение математического маятника. Изучение пружинного маятника. Опытная проверка уравнения состояния идеального газа.  Определение коэффициента внутреннего трения жидкости по методу Стокса. Измерение относительной влажности воздуха. Проверка закона Ома для участка цепи. Определение заряда электрона. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение явления электромагнитной индукции. Измерение показателя преломления стекла. Изучение треков заряженных частиц.

Уметь использовать изученный теоретический материал при решении практических задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения

 ученик должен

(наименование предмета)

знать/понимать

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, основные и производные физические величины, абсолютная и относительная погрешности;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

уметь

- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений; квантовой физики в создании лазеров;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  - обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и защиты окружающей среды.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

«1»

ставится, если учащийся совсем не выполнил работу

«2»

ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

«3»

ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

«4»

ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«5»

ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основная литература (учебное пособие)

1. Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

2. Кабардина С.И. Измерения физических величин. Элективный курс: методическое пособие / С.И.Кабардина, Н.И.Шефер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.- 136 с., ил.).

Дополнительная литература

Дополнительная литература:

  1. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вербум-М, 2001.
  2.  Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике: 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1998.

  1. http://school-collection.edu.ru

Школьная коллекция

  1. http://physicon.ru

ФИЗИКОН

Электронные ресурсы

  1. http://fizika-class.narod.ru

видеоопыты на уроках.

  1. http://www.all-fizika.com

вся физика

  1. http://www.proshkolu.ru

библиотека – всё по предмету «Физика».


Календарно-тематическое планирование

              Данные переносятся в журнал  (10 класс)

№ урока

Тема

Содержание темы

Практическая работа на уроке

Домашнее задание

Тип урока

Количество часов

Раздел 1.  Методы измерений физических величин. 28 часов

Физические величины и их единицы. Формирование знания о величинах, умения анализировать.

карточки

Учебный практикум

1

Измерения физических величин. Формирование умений измерять физические величины, обрабатывать полученные результаты.

карточки

Учебный практикум

1

Измерения физических величин.  Формирование умений измерять физические величины, обрабатывать полученные результаты.

карточки

Учебный практикум

1

Погрешности прямых однократных измерений. Формирование знаний о понятии погрешности, умения вычислять погрешности прямых измерений.

карточки

Учебный практикум

1

Погрешности прямых однократных измерений.  Формирование знаний о понятии погрешности, умения вычислять погрешности прямых измерений.

карточки

Учебный практикум

1

Безопасность эксперимента. Формирование знаний о безопасности в ходе проведения эксперимента, при выполнении лабораторной работы.

карточки

Учебный практикум

1

Безопасность эксперимента.  Формирование знаний о безопасности в ходе проведения эксперимента, при выполнении лабораторной работы.

карточки

Учебный практикум

1

Планирование и выполнение эксперимента. Формирование знаний о целеполагании, ходе работы, построении алгоритма выполнения работы.

карточки

Учебный практикум

1

Планирование и выполнение эксперимента.  Формирование умений ставить цель работы, описывать ход работы, следовать алгоритму выполнения работы.

карточки

Учебный практикум

1

Оценка границ случайных погрешностей измерений Формирование знаний и умений выявлять границы случайных погрешностей, исключать ошибки в погрешностях измерений.

карточки

Учебный практикум

1

Обработка результатов измерений. Формирование знаний по алгоритму обработки результатов.

карточки

Учебный практикум

1

Обработка результатов измерений. Формирование умений обрабатывать результаты прямых и косвенных измерений.

карточки

Учебный практикум

1

Построение графиков. Формирований умений строить графики зависимости величин.

карточки

Учебный практикум

1

Построение графиков.  Формирований умений строить графики зависимости величин.

карточки

Учебный практикум

1

Измерение времени. Формирование знаний об измерении времени, о точности проборов измерения.

карточки

Учебный практикум

1

Измерение времени. Формирование умения измерять время.

карточки

Учебный практикум

1

Методы измерения тепловых величин. Формирование знаний об измерении тепловых величин.

карточки

Учебный практикум

1

Методы измерения тепловых величин. Формирование умения измерять тепловые величины.

карточки

Учебный практикум

1

Методы измерения электрических величин.  Формирование знаний об измерении электрических величин.

карточки

Учебный практикум

1

Методы измерения электрических величин.  Формирование умения измерять электрические величины.

карточки

Учебный практикум

1

Методы измерения магнитных величин.  Формирование знаний об измерении магнитных величин.

карточки

Учебный практикум

1

Методы измерения магнитных величин. Формирование умения измерять магнитные величины.

карточки

Учебный практикум

1

Методы измерения световых величин.  Формирование знаний об измерении световых величин.

карточки

Учебный практикум

1

Методы измерения световых величин.  Формирование умения измерять световые величины.

карточки

Учебный практикум

1

Методы измерений в атомной и ядерной физике.  Формирование знаний об измерении в атомной и ядерной физике

карточки

Учебный практикум

1

Методы измерений в атомной и ядерной физике.  Формирование умения измерять в атомной и ядерной физике

карточки

Учебный практикум

1

Тест по пройденному материалу. Формирование умения использовать изученный теоретический материал при решении практических задач

карточки

Учебный практикум

1

Раздел 2. Физические измерения в повседневной жизни. 12 часов.

Измерение температуры в быту. Формирование знаний и умений об измерении температуры в домашних условиях.

карточки

Учебный практикум

1

Измерение влажности воздуха. Формирование знаний и умений об измерении влажности воздуха в домашних условиях.

карточки

Учебный практикум

1

Исследование работы сердца. Формирование знаний и умений исследовать работу сердца.

карточки

Учебный практикум

1

Электрические токи сердца. Формирование знаний и умений обнаружить и изучить электрические токи сердца.

карточки

Учебный практикум

1

Источники электрического напряжения вокруг нас. Формирование знаний и умений находить и анализировать источники электрического напряжения в повседневной жизни.

карточки

Учебный практикум

1

Бытовые источники света. Формирование знаний и умений исследовать бытовые источники света.

карточки

Учебный практикум

1

Тест по пройденному материалу. Формирование умения использовать изученный теоретический материал при решении практических задач

карточки

Учебный практикум

1

Резерв времени.

Календарно-тематическое планирование

              Данные переносятся в журнал  (11 класс)

№ урока

Тема

Содержание темы

Практическая работа на уроке

Домашнее задание

Тип урока

Количество часов

Раздел 1.  Методы измерений физических величин. 35 часов

Виртуальная лабораторная работа №1 по теме: "Прибор Атвуда. Проверка Второго закона Ньютона." Формирование знаний и умений проверки второго закона Ньютона.

карточки

Учебный практикум

1

Виртуальная лабораторная работа №1 по теме: "Прибор Атвуда. Проверка Второго закона Ньютона." Формирование знаний и умений проверки второго закона Ньютона. Окончание и защита работы.

карточки

Учебный практикум

1

Изучение закона сохранения механической энергии. Формирование умения сравнить изменения потенциальной энергии груза и потенциальной энергии пружины.

карточки

Учебный практикум

1

Изучение закона сохранения механической энергии. Формирование умения сравнить изменения потенциальной энергии груза и потенциальной энергии пружины.  Окончание и защита работы.

карточки

Учебный практикум

1

Виртуальная лабораторная работа №2: "Изучение математического маятника". Формирование знаний о затухающих и незатухающих колебаниях математического маятника.

карточки

Учебный практикум

1

Виртуальная лабораторная работа №3: "Изучение пружинного маятника". Формирование знаний о затухающих и незатухающих колебаниях пружинного маятника.

карточки

Учебный практикум

1

Математическое обоснование и анализ результатов  виртуальных лабораторных работ №2,3. Сравнение двух механических маятников. Защита работы. 

карточки

Учебный практикум

1

Тест по пройденному материалу. Формирование умения использовать изученный теоретический материал при решении практических задач

карточки

Учебный практикум

1

Опытная проверка уравнения состояния идеального газа.  Формирование умений экспериментально подтвердить уравнение состояния идеального газа.

карточки

Учебный практикум

1

Опытная проверка уравнения состояния идеального газа.  Формирование умений экспериментально подтвердить уравнение состояния идеального газа.  Окончание и защита работы.

карточки

Учебный практикум

1

Виртуальная лабораторная работа №4: "Определение коэффициента внутреннего трения жидкости по методу Стокса". Формирование знаний о  методе определения коэффициента внутреннего трения жидкости по скорости падения шарика в этой жидкости.  

карточки

Учебный практикум

1

Виртуальная лабораторная работа №4: "Определение коэффициента внутреннего трения жидкости по методу Стокса". Формирование знаний о  методе определения коэффициента внутреннего трения жидкости по скорости падения шарика в этой жидкости.  Окончание и защита работы.

карточки

Учебный практикум

1

Измерение относительной влажности воздуха. Формирование умений определять влажность воздуха.

карточки

Учебный практикум

1

Измерение относительной влажности воздуха. Формирование умений определять влажность воздуха.   Окончание и защита работы.

карточки

Учебный практикум

1

Тест по пройденному материалу. Формирование умения использовать изученный теоретический материал при решении практических задач

карточки

Учебный практикум

1

Проверка закона Ома для участка цепи. Формирование умений измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.

карточки

Учебный практикум

1

Проверка закона Ома для участка цепи. Формирование умений измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.  Окончание и защита работы.

Виртуальная лабораторная работа №5: "Определение заряда электрона". Формирование умений определять заряд электрона.

карточки

Учебный практикум

1

Виртуальная лабораторная работа №5: "Определение заряда электрона". Формирование умений определять заряд электрона.  Окончание и защита работы.

карточки

Учебный практикум

1

Виртуальная лабораторная работа №6: "Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока".  Формирование умений измерять ЭДС и внутренне сопротивление источника тока.

карточки

Учебный практикум

1

Виртуальная лабораторная работа №6: "Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока".  Формирование умений измерять ЭДС и внутренне сопротивление источника тока.  Окончание и защита работы.

карточки

Учебный практикум

1

Изучение явления электромагнитной индукции. Формирование знаний и умений определять явление электромагнитной индукции.

карточки

Учебный практикум

1

Изучение явления электромагнитной индукции. Формирование знаний и умений определять явление электромагнитной индукции.  Окончание и защита работы.

карточки

Учебный практикум

1

Тест по пройденному материалу. Формирование умения использовать изученный теоретический материал при решении практических задач

карточки

Учебный практикум

1

Измерение показателя преломления стекла. Формирование умений определять показатель преломления стекла.

карточки

Учебный практикум

1

Измерение показателя преломления стекла. Формирование умений определять показатель преломления стекла.  Окончание и защита работы.

карточки

Учебный практикум

1

Изучение треков заряженных частиц. Формирование умений определять удельный заряд.

карточки

Учебный практикум

1

Изучение треков заряженных частиц. Формирование умений определять удельный заряд.  Окончание и защита работы.

карточки

Учебный практикум

1

Тест по пройденному материалу. Формирование умения использовать изученный теоретический материал при решении практических задач

карточки

Учебный практикум

1

Защита проектов по выбранным темам. Формирование умения проектировать, анализировать свои действия, формирование творческого меня.

 подготовка

проекта

Учебный практикум

1

Защита проектов по выбранным темам. Формирование умения проектировать, анализировать свои действия, формирование творческого меня.

подготовка

проекта

Учебный практикум

1

Защита проектов по выбранным темам. Формирование умения проектировать, анализировать свои действия, формирование творческого меня.

подготовка

проекта

Учебный практикум

1

Итоговое занятие.

Резерв времени

Резерв времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Измерение-основа техники!" Урок-исследование. 7 класс

Материал поможет спланировать исследовательскую работу учащихся на уроке физики....

Презентация к уроку "Измерение информации". Информатика и ИКТ.8 класс. По учебнику И.Г. Семакина

Презентация к уроку "Измерение информации". Информатика и ИКТ.8 класс. По учебнику И.Г. Семакина...

Учебная программа элективного курса по физике "Методы физических измерений".

Учебная программа элективного курса по физике "Методы физических измерений"....

Технология физических открытий. 1 час в неделю. 10-11 класс.

Курс «Технология физических открытий» предназначен для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений физико-математическго профиля. Программа составлена на основе программы элективн...

1.Критерий. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией.

1.1.Содержание педагогической деятельность.1.2. Результаты коррекционной деятельности. 1.3.Результаты освоения воспитанниками и обучающимися с ОВЗ АОП по итогам мониторингов1.4. Сопровождение реб...

1.1.1.- 1.1.3. Критерий 1. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией.

В критерий 1. "Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторин...