Конспект урока по теме: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Добрынкина Оксана Алексеевна

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

I.        Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

1.(фронтальный опрос).

Для проверки выполнения  домашнего задания я предлагаю вам заполнить таблицу с пропусками которая представлена на доске, Это задание является заданием номер 1 из сборника ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_gotovyy_konspekt.docx550.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Класс:9

Учитель: Добрынкина О.А.

Дата:30.01.2018

Цель урока: изучить процесс распространения звуковой волны, познакомить учащихся с условием возникновения звуковой волны, формулой расчета скорости волны, выяснить с какими скоростями распространяются звуковые волны в различных средах.

Задачи урока:

- обучающие: Сформировать у учащихся понятие об источниках звука и звуковых колебаниях, распространение звука, звуковой волне.

- воспитательные: Способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся и воспитанию эстетического вкуса.

-развивающие: Способствовать формированию информационной культуры учащихся и развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: Объяснительно – иллюстративный.

    Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Формируемые умения: Наблюдать, сравнивать, анализировать, синтезировать.

Оборудование: Интерактивная доска, персональный компьютер, виртуальная лаборатория, камертон, линейка .

 План:

1.Организационный момент (2 минуты)

2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания ( 10 минут)

3. Изучение нового материала (12 мин)

4. Закрепление изученного материла, проверочная работа (12 мин)

5.Рефлексия (2 минуты)

6. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

  1. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

1.(фронтальный опрос).

Для проверки выполнения  домашнего задания я предлагаю вам заполнить таблицу с пропусками которая представлена на доске, Это задание является заданием номер 1 из сборника ОГЭ.

Величины, описывающие колебания, потом -  волны

Единицы измерения

Обозначения

Амплитуда

м

А

Частота

Гц

~{\nu}

Период

с

Т

Длина волны

м

\lambda

Скорость

м/с

v

В  это же время второму  ученику я предлагаю  у доски будет  решать  задачу базового уровня обязательно

а). Расстояние между ближайшими гребнями волн в море 10 м. Какова частота ударов волн о корпус лодки, если их скорость 3 м/с? (ответ: 0,3 Гц).

Учитель 

1. Что такое механические волны?

2. Каких двух видов бывают механические волны?

3. Чем характеризуются продольные волны?

4. Что такое амплитуда, период, частота, длина волны, скорость волны? Какая связь между ними существует?

5. Как называются механические колебания, частота которых превышает 20 кГц, а колебания с частотами менее 20 Гц?

6. Чем характеризуются звуковые волны?

7.  Что называется  колебательным движением?

8.  Какими физическими величинами описывают колебательное движение?

9.  Что называется волной?

10.  Назовите источник волн?

11.  Какими физическими величинами описывают

     волну?

Мы живем в мире самых разнообразных звуков, звуки нас окружают всегда и везде: тиканье часов и гул моторов, шелест листьев и завывание ветра, раскаты грома и журчание ручейка, пение птиц и голоса людей, звучание музыкальных инструментов и устройств.

На предыдущем уроке мы узнали об источниках звуков----

Какие они бывают?...... Приведите примеры…..

Любая ли механическая волна является звуком?.........

 в подтверждение проведите опыт с линейкой

Проведем опыт с линейкой.

Опыт с линейкой – длинная линейка совершает колебания, которые не дают звука, а при колебаниях короткой линейки возникает звук. Почему?

Какой вывод мы можем с вами сделать?

  1. Изучение нового материала.

Учитель. Предлагает учащимся закрыть глаза и определить, что  изображено на слайдах (демонстрируются слайды с воспроизведением естественных и искусственных звуков): http://muzofon.com/

звук лесного ручья, пение птиц - Слайд 2

звук шума дождя - Слайд 3

звук игры на гитаре - Слайд 4

шум морского прибоя - Слайд 5

звук игры на пианино -  Слайд 6

звук пролетающего самолета - Слайд 7

Учащиеся. Слушают звуки.

Учитель. Как вы думаете, что было изображено на слайдах?

Учащиеся. Ручей, птицы, дождь, гитара, пианино, самолет.

Учитель. Почему вы так решили?

Учащиеся. Мы слышали звуки: лесного ручья, пение птиц, шума дождя, игры на гитаре, морского прибоя, игры на пианино, пролетающего самолета.

Учитель. Как вы думаете, о каком виде волн мы будем говорить на уроке? Во всех ли средах  волны распространяются одинаково?

Учащиеся. Мы будем говорить о звуковых волнах, распространении волн и скорости распространения.

Учитель. Предлагает прийти к единому мнению по формулировке цели и задач урока.

Учитель. Цель  нашего урока «освоить основные теоретические знания о распространение звуков, звуковых волн и скорости звука, среды распространения волн ».

При изучении звуковых волн, необходимо:

  1. сформулировать понятие «звуковая волна»;
  2. рассмотреть среды распространения звука;
  3. назвать источники звука, виды волн;
  4. выбрать основные характеристики звука;
  5. изучить основные свойства звука;
  6.  рассмотреть скорости распространения звука в различных средах.

Продолжим разговор о звуке как волновом явлении

запишем тему урока:

Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука.

Учитель: Почему в туман гудки паровозов, пароходов слышны на более далеком расстоянии, чем в солнечную погоду.

Ученик: т.к. воздух более разряжен

Вывод: Наличие среды- необходимое условие распространения звука

Учитель: Карманные часы, положите на одном конце стола, приложив ухо к другому концу стола, что мы слышим?

Ученик: можно отчетливо услышать даже такой слабый звук, как тиканье карманных часов

  • Учитель :Хорошо проводят звуки упругие вещества, например металлы, древесина, жидкости, газы
  • Учитель: Знаете ли вы рассказ про Барона Мюнхаузена? А как он связан с темой нашего урока? Как слуга из рассказа «Барон Мюнхаузен» смог узнать, что скороход заснул?
  • Ученики:  Издавна было замечено, что скорость звука различна в разных средах. В сказках Иванушка-дурачок прикладывал ухо к земле, чтобы услышать, не гонится ли за ним погоня., также слуга из рассказа
  • Учитель: «Барон Мюнхаузен» смог узнать, что скороход заснул: «Я позвал своего слугу, того самого, который слышал, как растет трава в поле. И спросил его, не слышит ли он топота ног моего скорохода. Он приложил ухо к земле и сообщил, к моему величайшему горю, что бездельник скороход заснул».Как он это понял?
  • Ученики: он услышал храп.
  • Вывод: Звук распространяется в любой упругой среде- твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве где нет вещества.
  • Учитель: Ваше внимание прошу перевести на доску, где мы с вами рассмотрим опыт на изменение скорости от частоты колебаний,
  • Опыт с использованием интерактивной доски
  • Учитель:  По какой формуле мы  определяем скорость?Скорость звука в воздухе » 330 м/с. В жидкостях звук распространяется быстрее. В твердых телах – еще быстрее. В стальной рельсе, например, звук распространяется со скоростью » 5000 м/с.
  • Скорость звука в различных средах, м/c (при t=20 С)

Вода

1483

Дерево(ель)

5000

Гранит

3850

Сталь

5000-6100

Медь

4700

Стекло

5500

  • Скорость распространения звуковых волн в разных средах неодинакова. Медленнее всего звук распространяется в газах. Именно поэтому гром сильно запаздывает после вспышки молнии. Если гроза от нас далеко, то раскат грома можно услышать даже спустя 10-20 секунд.
  •  Закрепление полученных знаний

2.Человек услышал звук грома через 10 с после вспышки молнии. Считая, что скорость звука в воздухе 343 м/с, определите, на каком расстоянии от человека ударила молния? (3430 м.)

3. Определить длину звуковой волны при частоте 200 Гц, если скорость распространения волны равна 340 м/с.

4.Определите скорость звука в воде, если источник звука, колеблющийся с периодом 0,002 с, возбуждает в воде волны длиной 2,9 м.

Учитель. Предлагаю вам проверить знания, полученные на уроке: укажите один вариант правильного ответа в тесте «Звуковые волны. Скорость звука в различных средах». Прочитайте задание и выберите утверждения, напротив которых вы поставите цифру «1» – если утверждение верно или «0» – если утверждение неверно (приложение 1). Сравните полученные вами результаты с ключом к тесту. Поставьте отметку «5», если нет ошибок, «4» – если допустили 1-2 ошибки, «3» – если 3-4 ошибки, ничего не ставьте, если ошибок более 4-х.

Тест «Звуковые волны. Скорость звука в различных средах»

1. Звуки, которые не слышит человек, – это инфразвуки и ультразвуки.

2. Характеристикой звука является отражение звука.

3. Звук распространяется в вакууме.

4. Порог слышимости – наименьшая интенсивность звука, необходимая для того, чтобы звук был услышан.

5.Высота звука зависит от частоты колебаний

6. Скорость волны измеряется в Герцах

7. Звук плохо распространяется в металлах..

8. Скорость звука в воздухе и в воде одинакова.

9. Звук распространяется в любой упругой среде.

Учащиеся. Выполняют тест. Сравнивают полученные результаты с ответами к тесту, представленные на слайде. Выставляют отметку.

Ключ к тесту: 100110001

  1. Рефлексия.

Учитель. https://fs01.urokimatematiki.ru/e/0019aa-022.jpg

Выставить оценки за урок.

Домашнее задание.

Параграф 37,38, вопросы, упр.32(1,2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему:"Дифференциация звуков ч, щ в словах и словосочетаниях"

Логопедическое занятие для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VIII вида...

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Конспект и презентация к уроку.Сфрмулированы цель и задачи урока, тип урока - комбинированный....

Конспект урока физики в 9 классе по теме: «Источники звука. Звуковая волна»

Изучение данной темы является не только знакомство с учебным материалом по теме звуковые волны, но и в большей степени, осмысление учащимися значение звука в природе, технике, искусстве, жизни человек...

Конспект урока по теме "Фонетика.Звуки речи".

Конспект урока по теме "Фонетика.Звуки речи" предназначен для учителей, работающих в пятом классе по программе Разумовской М.М. Материал, предлагаемый в данной разработке, помогает повторить...