Конспект урока на тему:"Дифференциация звуков ч, щ в словах и словосочетаниях"
план-конспект по теме

Логопедическое занятие для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема :    Дифференциация звуков [ч]  [щ] в словах и словосочетаниях.

Цель :    закреплять умение дифференцировать звуки [ч]  [щ]  в словах и фразах, правильно обозначать их соответствующими буквами

Задачи :  

  1. закрепить знания детей о характеристике звуков, правописание ча – ща, чу – щу, чк – чн ; формировать навыки работы с обобщениями, словами – паронимами и антонимами ;
  2. развивать фонематические представления, слуховую и зрительную память, внимание, логическое мышление, орфографическую зоркость,  активизировать словарь детей;
  3. воспитывать добросовестное отношение к урокам, положительные черты характера людей.

Оборудование: профили артикуляции звуков [ч] [щ], изображение букв ч щ, предметные картинки, карточки с заданиями для работы у доски, маркеры, индивидуальные карточки с заданиями, рабочие тетради        

                                                    Ход занятия

I. Оргмомент

1) Приветственное слово логопеда.

2) Послушайте слова. Какое из них лишнее?

  1. Груша, чеснок, киви, мандарин.

- Почему?

  1. Тапочки, плащ, туфли, ботинки.

- Почему?

     - Выделите первый звук в слове чеснок

                         последний звук в слове плащ

3) – Какова же тема нашего занятия?

       ( Различение [ч] [щ] – тема нашего урока )

II. Основная часть

1) Уточнение артикуляции и характеристика звуков[ч] [щ].

(Вывешиваются профили артикуляции).

Давайте вспомним, что мы знаем об этих звуках.

Произнесите [щ]                                        

Какой он согласный или гласный? Почему?      

Звонкий или глухой? Почему?                                

Твёрдый или мягкий?

Аналогичная работа проводится со звуком [ч].

Чем же отличаются эти звуки?

Как произносится [щ]: долго или кратко? ( А [ч] )?                                                                                                

(Разница показывается дактильно).

Какими буквами мы обозначаем звуки [ч] [щ]? Изображение букв закрепляется на доске.                                              

  1. Вывод : У звуков [ч] – [щ]  много общего, но путать их нельзя, и буквы, которыми их обозначают тоже нужно употреблять правильно.

2) Работа со словами – паронимами.

    ( К доске прикрепляются таблички с недописанными словами: пла…, …ёлочка, горя…чий, …адить.

  Выполним такое задание :

Посмотрите на карточку. Слово на ней не дописано. Добавим букву ч. Прочитаем полученное слово. Обращаем внимание на орфограммы. Добавим букву щ – читаем. (Сравниваем слова парами)

- Чем различаются эти слова на письме?

- По звучанию?

- По смыслу? (Значение слов объясняют дети, при затруднениях помощь оказывает логопед).

  1. Вывод : Одна неправильно записанная буква, один неверно произнесённый звук может изменить смысл целого слова!

3) Разгадывание ребуса ( почтовый ящик )

4) У меня в почтовом ящике оказались картинки.

 – Кто это? ( Чебурашка, Дюймовочка,  Русалочка, Кощей, Горыныч, Чипполино, Щелкунчик).

    – Как назвать их вместе?

    – Почему именно эти герои оказались здесь?

    – На какие группы можно их разделить? 

Затем первый  ребёнок  выбирает картинку, определяет какой изучаемый звук содержится в этом слове, закрепляет букву и картинку на доске. Остальные проделывают аналогичную работу, закрепляют картинки под  соответствующей буквой.

  1. Вывод: Посмотрите, ребята, что у нас получилось.( Щелкунчик оказался один)

    Но это слово ни единственное на свете, которое содержит  в своём составе и ч и щ. ( Каждое последующее задание предлагается от имени определённого героя).

5)  Работа в тетрадях.

Записать слова под диктовку, подчеркнуть только те, которые содержат и букву ч и букву щ : удача, час, щавель, щучий, вращать, дощечка, часовщик, щенок, щипчики, щука, чаща, роща, щекочущий.    

( Проверяем, зачитывая слова по цепочке, аргументируя выбор слов ).

  1. Вывод : Молодцы! С заданием справились!

6) Развитие зрительной памяти

Посмотрите внимательно на картинки и запомните в каком порядке они расположены. (Затем картинки переворачиваются, предлагается назвать указанную) .

Физминутка « Бравый солдат и тряпичная кукла».

7) Развитие зрительного внимания и логического мышления.

    Задание в виде тестов: Слева даны слова с пропущенными буквами. Справа столбики с буквами в таком порядке, в котором их нужно вставить в слова. Нужно выбрать правильный вариант, обвести кружочком номер столбика с буквами.                                    

Физминутка на внимание ( «Ухо – нос»).

8) Работа со словосочетаниями.

Развитие орфографической зоркости.

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

(Речевой материал: нощной хичник, чёрный плащ, прощальный вещер, мощный луч, горящие щи, птичье чебетанье, учёный  ченок, щистое помещение, молощная пища, овочная начинка, чудесное угощение)

 - Что написано на карточке?

 - Правильно ли оно написано?

  (Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь. Образец выполнения задания показываем на доске, затем работаем самостоятельно).

 - Составьте предложения с некоторыми из словосочетаний.

9) Детям предлагаются маленькие индивидуальные карточки. Нужно вставить пропущенные слоги (ча – ща, чу – щу) и, расположив правильно словосочетания, составить пословицы и чистоговорки.  

Щетковой чи_      я щенка,      щеко_      ему бока.

Я по улице ска_   ,   я веревочку вер_

Мол_ние гнев укро_ет.  Делу время, а потехе _с.      

10) Прочитайте стихотворение, затем выразительно вслух (читает один из детей, другие внимательно слушают, подмечая неточности произношения товарищей).

Месяц заблудился                                                                

У косматой чащи.

Рогом зацепился

За сучок торчащий.

Понял, что попался

И над спящим лугом

До утра качался ,

Бледный от испуга.

Чёрные чернила, чёрные чулки,

Чёрные перчатки, чёрные очки.

Бабочка ночная с чёрненьким крылом,

Белочка ручная над чёрненьким дуплом.

Грач чернее ночи, чёрненький жучок,

Чёрный клюв у птички, чёрный червячок.

Трещать и пищать, помещать и вращать,

 Выращивать, щёлкать и щупать,

А также ещё навещать, угощать –

Здесь  щ можно сразу нащупать.

- Какой звук встречается  часто в вашем стихотворении?

- А части речи?

11) Работа с антонимами.

Детям предлагается выбрать билет со стола учителя, прочитать слово и подобрать к нему антоним. ( Предварительно вспоминаем что такое антонимы).

Предлагаемый речевой материал: чумазый, скупой, лживый, молчаливый.

- Какие слова вы назвали? Это хорошие качества человека или нет?

Молодцы, ребята. Вы сегодня работали очень хорошо

III. Итог урока.

 Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведём итог.

- Чему мы учились сегодня?

Нужно быть очень внимательными, один неверно произнесённый звук, одна неправильно записанная буква, может изменить смысл целого слова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Дифференциация звуков С-Ц в словах, предложениях у старших дошкольников"

Целью непосредственно образовательной деятельности является дифференциация звуков С-Ц в словах и предложениях путем совершенствования фонематических процессов, формирования практических обобщений о зв...

Конспект занятия по теме:"Дифференциация звуков [б]-[бь] в слогах и словах"

В конспекте занятия представлен материал по коррекции нарушений письменной речи с группой ОНР 2 класс. Увлекательный материал создает условия для успешного овладения материалом и развития умения диффе...

Конспект занятия по логопедии "Дифференциация звуков с-з в словах и словосочетаниях".

Занятие направлено на различение звуков с-з в устной и письменной речи....

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей группы с нарушением зрения и общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах и словосочетаниях»

Тема урока, контингент: Коррекционно-развивающее занятие для детей дошкольного возраста с ОНР, III ур.р.р., амблиопией (старшая группа) «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах ...

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.

Концепция использования интернет-ресурса: Возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В ...

Презентация на тему: "Дифференциация звуков б-п в словах и предложениях" 2 класс

Уточнение и сравнение артикуляции звуков б-п, соотнесение звука и буквы; развитие простых форм фонематического анализа....