Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся при изучении физики
статья по физике на тему

Гудова Галина Николаевна

Статья, посвященная использованию ИКТ в проектной деятельности учащихся при изучении физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся при изучении физики

Гудова Г.Н. e-mail: GNGud@yandex.ru,

МБОУ Калачеевская СОШ №1

В результате внедрения ФГОС и принятия нового закона «Об образовании» происходит переход современного российского образования на инновационный путь развития, а также переоценка взглядов на содержание школьного обучения.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указано, что целью школьного обучения в данный момент должно быть самостоятельное определение и достижение учащимися поставленных учебных целей. Предполагается, что к моменту окончания школы подросткам необходимо научиться организовывать себя и свою деятельность, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, своевременно и адекватно решать практические и теоретические задачи в различных жизненных ситуациях на протяжении всей жизни. При этом они должны уметь оперативно принимать решения, анализировать полученные результаты, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения.

На мой взгляд, эффективным средством достижения задач, поставленных в образовательной инициативе, служит использование на уроках и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий.

ИКТ – технология, направленная на преобразование и обработку информации различными способами. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением, а также прочие средства коммуникации с размещенной на них информацией.

В связи с этим возникают новые для образования задачи: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Поиск новых средств и методов познания приводит педагогов к пониманию того, что необходимы деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих вопросов играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность.

В современных условиях проектная деятельность практически невозможна без использования ИК-технологий. В частности, они применяются при совместной работе учащихся с использованием компьютера; поиске информации в Интернете; обработке полученной информации, подготовке таблиц, графиков, диаграмм, создании интеллект-карт, презентаций, видеороликов. Поэтому учащиеся должны быть уверенными пользователями ПК, как минимум владеть следующими программами: Word, PowerPoint, Excel [1].

План проведения проекта включает следующие моменты:

  • формулировка темы;
  • определение целей и задач;
  • обсуждение плана работы;
  • формирование групп;
  • выдвижение гипотез решения проблем;
  • самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий;
  • подготовка презентации, буклета, инструкций, памяток;
  • защита полученных результатов;
  • подведение итогов, рефлексия.

Проекты можно выполнять как во время урока, так и во внеурочное время.

Например, на уроке можно выполнять мини-проекты (таблица1).

Большой интерес представляет участие в сетевых проектах.

Сетевой проект – это совместная удаленная учебно-познавательная, исследовательская или творческая деятельность партнеров, основанная на виртуальной коммуникации и объединенная общей целью.

При работе над сетевым проектом должны быть согласованы методы работы и способы взаимодействия, направленные на достижение совместного результата. Так же большое значение имеет информационная культура педагогов, позволяющая свободно ориентироваться в информационном образовательном пространстве [2].

Сетевые проекты могут быть организованы сторонними образовательными организациями и рассчитаны на большой круг участников.  Можно реализовать сетевые проекты в рамках одной школы или даже одного класса.

В своей работе я организую работу над сетевыми проектами на платформе Google Диска. Приведу примеры:

Пример 1. 11 класс. Формула тонкой линзы. Урок одной задачи.

После изучения формулы тонкой линзы создается Google документ с таблицей, к нему дается доступ по ссылке (таблица 2).

Таблица 1

        Примеры типов проектов

Класс

Тип проектов

Предметное содержание, темы уроков мини проектов

Использование ИКТ

7 класс

Информаци-онно-практические

Плавание тел. Воздухоплавание.

Найти дополнительную информацию  в интернете.

Изготовить модели, описанные в Интернете.

8 класс

Практико-исследова-тельские

Работа и мощность электрического тока.

Дефекты зрения

Рассчитать потребление электрической энергии в быту.

Определить способы экономного расходования энергии.

Найти дополнительную информацию, сформировать памятки по профилактике дефектов зрения.

9 класс

Исследова-тельские

 Физика и музыка.

Найти информацию  в интернете, представить в виде презентации

Класс делится на группы, каждой группе задается параметр d. Дети рассчитывают расстояние от линзы до изображения и увеличение, даваемое линзой, делают чертежи. Если позволяют ИКТ-мощности класса, это можно организовать в рамках урока, если нет – то, как домашнюю работу.

В ходе обсуждения полученных результатов можно вывести электронную формулу в программе Excel, построить графики зависимостей. В результате выполнения этого мини-проекта хорошо прослеживаются причинно-следственные связи, а сама задача является хорошим подспорьем при решении серии задач исследовательского характера ЕГЭ.

Таблица 2

        Проектная задача

Фокусное расстояние собирающей линзы 20 см. Определить расстояние от линзы до изображения и увеличение, даваемое линзой, если расстояние от линзы до предмета d=

группа

d=

f=

Г=

Рисунок

1

2

Пример 2. 11 класс. Развитие средств связи.

По завершении темы: «Электромагнитные волны и физические основы радиотехники» дети знают, что представляют собой электромагнитные волны, какими свойствами обладают, на каких принципах основана работа коммуникационных систем, развитие которых сейчас проходит очень стремительно. Поэтому итоговый урок целесообразно провести в формате конференции, посвященной этой проблеме.

Сбор материала для конференции предлагаю провести в виде сетевого проекта. Создаю Google презентацию и даю доступ по ссылке. Класс делю на группы, которые ведут поиск информации по следующим направлениям: Радио, Телевидение, Интернет, Сотовая связь, Телефон, Телеграф и оформляют ее в режиме online на Google диске. На уроке каждая группа защищает свою часть общей работы.

Совместная деятельность позволяет детям сдружиться, получить представление о дистанционных формах работы и сотрудничества. У ребят формируются такие качества личности, как ответственность за принятые решения и выполненную работу, гибкость мышления, умение решать проблемы, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах. Дети познают основы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, формулировать собственные выводы. Проектные работы учащихся могут быть представлены на конкурсах, конференциях различного уровня.

Метод проектов выступает в современных условиях не только эффективным средством реализации ФГОС второго поколения, но и средством повышения качества обучения, формирования системных знаний, подтвержденных и апробированных на практике. Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно- познавательную деятельность учащихся, помогает им осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации, закладывает основы информационной культуры.

Литература

  1. Практикум по информатике: учебное пособие / А.П. Курносов. - М.: КолосС, 2008. - 415 с.  
  2. Курносов А.П. Экономическая информатика: Учебное пособие / А.П. КурносовА.С. КулевА.В. Улезько и др. - Воронеж: ВГАУ, 2012. - 319 с.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся при изучении иностранного языка.

Проектная методика-эфективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроках иностранного языка. Ученическое проектирование становится популярной формой организации   творческой...

Статья "О проектной деятельности учащихся при изучении геометрии в старших классах"

В варианты Единого государственного экзамена по математике, являющегося обязательным для всех выпускников школ, включены геометрические задания. Однако количество заданий, требующих глубоких гео...

Проектная деятельность учащихся при изучении иностранного языка на уроках

презентация: "Проектная деятельность учащихся при изучении иностранного языка на уроках"...

Проектная деятельность учащихся при изучении иностранного языка

Проектная деятельность учащихся при изучении иностранного языка цель §развитие познавательных,  творческих навыков учащихся; § умений самостоятельно конструировать...

Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии. Из опыта работы.

Организация проектной деятельности на уроках химии и во внеурочное время....

Проектная деятельность учащихся при изучении физики и математики

  Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети вк...