КОМПЕТЕНТНО − ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
учебно-методический материал по физике на тему

КОМПЕТЕНТНО − ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koz.doc418 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНТНО − ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ЗАДАНИЯ  ПО  ФИЗИКЕ

ВЫПОЛНИЛА:

преподаватель физики

ГБПОУ ВО «ВТПСТ»

Сысоева Ольга Ивановна

         Концепция модернизации среднего профессионального образования направлена на переход к новой системе в условиях современного рынка труда.
Новая программа, согласно этой концепции, ставит перед учреждениями СПО задачу воспитать нового человека, способного войти в рыночные отношения,  развивать и двигать научно-технический прогресс.
Превращение науки в производительную силу привело к тому, что знания по многим общеобразовательным предметам (в том числе по физике) нужны не только для формирования научного мировоззрения, но и для овладения специальными знаниями, связанными с будущей профессией. Такие знания становятся важным квалификационным требованием к рабочим многих современных профессий, они необходимы для успешной трудовой деятельности.
          Главные особенности преподавания физики в техникуме - это профессиональна направленность предмета. Профилирование предмета решает проблему активизации мыслительной деятельности обучающихся, помогает развитию самостоятельного логического мышления при любых традиционных и нетрадиционных методах и приемах ведения уроков.
        Цель профессиональной направленности и межпредметных связей – расширить и углубить знания, показать их практическое применение в жизни,  пробудить у обучающихся стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать у них умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко изложить и суметь применить в будущей профессии.
В ходе любого урока при объяснении нового материала, проведении различного вида опросов и контрольных работ можно постоянно задавать обучающимся нестандартные вопросы и качественные задачи производственного характера.
         Использование качественных задач формирует творческую личность обучающегося, способствует более глубокому пониманию физической теории и законов. Особое место отводится тем качественным задачам, которые позволяют обучающимся применять полученные теоритические знания, как на производстве, так и в быту.

         Чтобы развить устойчивый интерес к профессии и показать, связь профессии с физикой необходимо вести подборку задач по разделам физики (темам) для каждой профессии, которые предназначены для закрепления, углубления, конкретизации знаний.

          В данной работе приведены примеры заданий по физике для профессий, реализуемых в техникуме: «Мастер отделочных строительных работ», «Повар, кондитер», «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования».

Профессия  Мастер отделочных строительных работ

Задание № 1

Тема «Дисперсия света»

  1. Закрасить поверхность нужным цветом
  2. Для полученного цвета построить гармонический треугольник (триаду)

Решение:

1.

2. 

Задание № 2

Тема «Дисперсия света»

 В малярных работах различают теплые и холодные цвета, тяжелые и легкие цвета

1. Какие цвета относятся к теплым, а какие к холодным?

    Как выбирают цвет краски (окрас обоев) для помещения?

Решение: Теплые – красные, оранжевые, желтые; холодные – синие, голубые, зеленые.

Помещения с окнами, выходящими на север, принято окрашивать в теплые тона; помещения с окнами, выходящими на юг, – в холодные тона.

2. Какие цвета считаются тяжелыми, а какие легкими?

    Как это свойство учитывается при выборе цвета для окраски поверхностей фасадов или стен помещений?

Решение: Тяжелыми принято считать темные цвета, а легкими – светлые.

Цоколь фасада окрашивают темнее этажей, а нижние этажи – темные верхних. Такое же правило и для окраски стен помещений.

Задание № 3

Тема «Свойства жидкостей и твердых тел»

Чтобы стены зданий не были сырыми, фундамент покрывают толем (листами картона, пропитанного смолой). Почему это позволяет избавится от сырости?

Решение: Смола препятствует проникновению воды.

Задание № 4

Тема «Виды электромагнитных излучений»

С использованием какого вида излучения лучше всего происходит сушка оштукатуренных и окрашенных помещений ?

Решение: Инфракрасное излучение.

Профессия Повар, кондитер

Задание № 1

Тема «Агрегатные состояния вещества»

Замороженное мясо в холодильнике с течением времени “худеет” на несколько процентов. Для борьбы с этим явлением предложено замораживать продукты в автоклаве при повышенном давлении. Почему при этом потеря веса сводится почти к нулю?

Решение: Мясо “худеет” вследствие возгонки (перехода вещества из твердого состояния в газообразное). Под большим давлением процесс испарения (возгонки) замедляется.

Задание № 2

Тема «Давление»

Почему острым ножом легче резать, чем тупым?

Решение: Острый нож передает давление рук на меньшую площадь разрезаемого предмета. Давление от этого увеличивается и легче разрушает материал.

Задание № 3

Тема «Основы МКТ

Почему овощи нужно варить в закрытой кастрюле?

Решение: Когда кастрюля закрыта крышкой, то к овощам, варящимся в ней, поступает меньше кислорода, который способствует растворению витамина С.

Задание № 4

Тема «Основы термодинамики»

В какой посуде пища подгорает легче: в медной или чугунной?

Решение: Теплопроводность меди в 8 раз больше теплопроводности чугуна. Отсюда видно, что в медной посуде, поставленной на огонь, пища должна подгорать легче, чем в чугунной.

Профессия Сварщик  (электросварочные и газосварочные работы)

Задание № 1

Тема «Диффузия»

Если под колпаком, из которого откачен воздух, плотно прижать две хорошо обработанные металлические поверхности, то происходит их сварка даже при низкой температуре. Какое физическое явление используется при таком способе сварки металлов?

Решение: Явление диффузии. В обычных условиях поверхности металлов покрыты оксидами, препятствующими сварке.

Задание № 2

Тема «Звуковые волны»

Каким преимуществом обладает ультразвуковая сварка по сравнению с обычной сваркой плавлением?

Решение: Эту сварку применяют при сварке металлов, чувствительных к нагреву; пластичных металлов; неметаллических материалов.

Задание № 3

Тема «Электростатика»

При электронно-лучевой сварке используется энергия электронов, прошедших ускоряющее электрическое поле с разностью потенциалов 40 кВ. Определить энергию электронов.

Решение:  W = e U       W = 1,6 ∙10-19 Кл ∙ 4∙104 В = 6,4∙10-15Дж

Задание № 4

Тема «Магнитное поле»

Для контроля сварных швов применяют магнитографический метод, который состоит в следующем: на поверхность шва накладывают ферромагнитную пленку, а вдоль шва перемещают магнит. На пленке фиксируется магнитная запись сварного шва. Как выявляются дефекты шва?

Решение: Полученную на пленке магнитограмму считывают (расшифровывают) с помощью специальных воспроизводящих устройств магнитографических дефектоскопов. При записи на магнитной ленте фиксируются поля рассеивания, возникающие над дефектами при намагничивании. При считывании на экране осциллографа (при наличии дефектов) возникают вертикальные импульсы различной формы. По величине и форме импульсов на экране осциллографа определяют величину и характер дефекта.

Профессия Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

Задание № 1

Тема «Плавление»

Почему в плавких предохранителях используется свинцовая проволочка, а в лампах накаливания – вольфрамовая нить?

Решение: Температура плавления свинца почти в 10 раз меньше температуры плавления

                   вольфрама

Задание № 2

Тема «Закон Ома для участка цепи»

Цепь состоит их источника тока, потребителя (лампы), соединительных проводов и выключателя. На каком участке цепи совершается большая работа по перемещению электронов? Какие силы совершают эту работу? Как называют величину, численно равную работе, совершаемой при прохождении заряда 1 Кл по спирали электролампы?

Решение: Большая работа совершается на участке, где выделяется больше энергии, т.е. в потребителе электроэнергии (лампе).

                  Эту работу совершают силы электрического поля: химическая энергия, которая вырабатывается в источнике тока и преобразуется в электрическую.

                  Напряжение на концах спирали.

Задание № 3

Тема «Работа и мощность тока»

Плавкий предохранитель рассчитан на силу тока 6 А. Можно ли при наличии такого предохранителя включить в сеть с напряжением 220 В потребитель энергии мощностью 2,4 кВт?

Решение:  Нет, т.к. сила тока равна почти 11 А

Задание № 4

Тема «Работа и мощность тока»

На что указывает сильное нагревание выключателей, штепсельных розеток, вилок, клем и другой электрической арматуры? Какие последствия может иметь это явление?

Решение:  На наличие плохих контактов или перегрузку сети. Может стать причиной пожара

Задание № 5

Тема «Проводники и диэлектрики в электрическом поле»

Почему при возникновении пожара в электрических установках необходимо немедленно отключить рубильник? Почему нельзя гасить огонь, вызванный электрическим током, водой или обычным огнетушителем, а следует применять только песок или пескоструйный огнетушитель?

Решение:  Необходимо обесточить установку.

                   Вода является отличным проводником электрического тока

Задание № 6

Тема «Электромагнитные волны»

Почему работающие электрические звонки, пылесосы, лампы дневного света могут быть источниками радиопомех?

Решение:  При работе этих электроприборов могут происходить электрические разряды, создающие электромагнитные волны - помехи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«От компетентного учителя английского языка к формированию компетентного ученика по средствам современного технологического коммуникативно – ориентировнного обучения.»

В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, обусловленной глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире и требующими новых подходов к постро...

Развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя как составляющей его профессиональной компетентности.

Автор знакомит коллег со своим опытом развития своей профессиональной компетенции. Внедряя ИКТ в свою преподавательскую деятельность автор развивается и становится интересным ученикам....

«От компетентного педагога к компетентному обучающемуся». Методический семинар.

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе, а в дополнительном образовании – педагоге дополнительного обра...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителя

ИКТ–компетентность – одна из ключевых компетентностей современного учителяСегодня Россия живет в эпоху информационного общества. Ключевым фактором структурных изменений в обществе является информатиза...