«От компетентного учителя английского языка к формированию компетентного ученика по средствам современного технологического коммуникативно – ориентировнного обучения.»
презентация по теме

В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, обусловленной глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире и требующими новых подходов к построению общеобразовательной подготовки учащихся. Одним из направлений модернизации образования является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bokova_a.v._mbousoshno13.ppt2.36 МБ
Microsoft Office document icon celi_obrazovaniya_21_veka.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Доклад к семинару

«От компетентного учителя английского языка к формированию компетентного ученика по средствам современного технологического коммуникативно – ориентировнного обучения.»

Учитель английского языка МБОУСОШ№13

Боковой Анны Васильевны

2012г.

Формирование ключевых компетентностей учащихся

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

В настоящее время система образования России находится в состоянии модернизации, обусловленной глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире и требующими новых подходов к построению общеобразовательной подготовки учащихся. Одним из направлений модернизации образования является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях.

Компетентностный подход широко распространен в странах Западной Европы и США.

Совет Европы рекомендовал использовать набор так называемых ключевых компетенций (познавательные, общественные, информационные и другие) как основу для построения учебных планов и программ общего образования для всей Европы.

Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. Но наше образование всегда выбирало “свой путь”, связанный со спецификой отечественных тенденций и процессов. Не будет исключением и тенденция усиления роли компетенции в образовании. Например, одна из ключевых компетенций “по-европейски” - компетенция в сфере культурно – досуговой деятельности, предполагающая в частности, освоение способов использования свободного времени. Очевидно, что для нашего человека это отнюдь не ключевая компетенция. Гораздо более значима компетенция в сфере общекультурной, духовной жизни и деятельности. Проблема свободного времени – не причина, а следствие наличия или отсутствия у человека общекультурной компетенции, действительно ключевой и крайне актуальной для современного казахстанского образовании.

Вместе с тем следует отметить, что теория компетентностей (в иной транскрипции – компетентности) в целом еще недостаточно оформлена и является объектом пристального изучения исследователей разных стран.

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

  1. научиться познавать;
  2. научиться делать;
  3. научиться жить вместе;
  4. научиться жить”
    определил по сути основные глобальные компетентности.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования..

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий..

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

  1. Технологий;
  2. Содержания образования;
  3. Стиля жизни ОУ;
  4. Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

 Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием , опытом.

Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

И. Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.

Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

Модель охватывает все звенья и виды образования: дошкольную, базовую и полную среднюю, профессиональную и высшую, внешкольную, последипломную и дистанционную с выходом на беспрерывное образование, на способность личности учиться на протяжении всей жизни.

Субъектами деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода являются – прежде всего, это ученик, родители и государственные структуры, которые, как прямо, так и косвенно, через государственную политику образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического процесса в системе образования – воспитатель, психолог, учитель.

Субъекты деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода:

Ученик

Родители

Государственные структуры

Субъекты педагогического процесса в системе образования –

Воспитатель

психолог

учитель

Основные группы компетентностей в значительной степени связаны между собой. Поэтому каждый субъект системы может влиять на развитие и социальной, и мотивационной, и функциональной компетентностей.

Графическое разделение субъектов было выполнено по признаку приоритетностей влияния: семья и начальное образование мотивируют на обучение и развитие (мотивационная компетентность), школьное и высшее образование создают условия для развития и способствуют обретению знаний (функциональная компетентность), другие субъекты системы оказывают содействие социальному становлению личности (социальная компетентность). Диалектика развития в этом плане может быть обозначена так:

Мотивация  Функциональные умения  Социализация  Мотивация

Эту схему можно рассматривать как путь от мотивов через приобретение необходимого функционального багажа к социализации; в процессе социализации формируются новые мотивы, цепочка преобразований осуществляется на более высоком уровне. Поэтому основные компетентности обязательно связаны между собой.

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

1. Познавательная компетентность:

– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.

Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.

Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:

  1. Ценностно-смысловая компетенция.
  2. Общекультурная компетенция.
  3. Учебно-познавательная компетенция.
  4. Информационная компетенция.
  5. Коммуникативная компетенция.
  6. Социально-трудовая компетенция.
  7. Компетенция личностного самоусовершенствования

Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей

С этой точки зрения цели школьного образования в следующем:

  1. научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
  2. научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
  3. научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
  4. научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
  5. научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
  6. научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
  7. научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Потенциал, например, продуктивных методик и технологий очень высокий, и реализация его влияет на достижение такого результата обучения, как компетентность.

Выделяют основные задачи:

– создание условий для развития и самореализации учеников;
– усвоение продуктивных знаний, умений;
– развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

  1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. .
  4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.
  9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская , экспериментальная деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  6. Обобщение собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  1. самоанализ и осознание необходимости;
  2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  3. самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга , к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.

Широкое применение терминов компетенция, компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: “…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия “компетентный” в словарях трактуется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию “Толковый словарь русского языка” определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

  1. управленческий аспект : как учитель анализирует, планирует, организует ,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
  2. психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;
  3. педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.

Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.

Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает не только формирование таких личностных качеств как общительность, открытость во взаимодействии с другими людьми, но и развитие у учащихся практических умений ,способности управлять своей учебной деятельностью. В своей педагогической деятельности стараюсь создать условия для проявления самостоятельности и творчества учащихся в решении коммуникативных задач, тем самым, позволяя учащимся увидеть свой рост, свои достижения. Рефлексивная компетенция – характеристика реальных учебных возможностей ученика; способность определить учителем тип урока в соответствии с поставленными задачами и содержанием учебного материала, обосновать отбор его содержания и оптимальность выбранных методов и приемов обучения ; т. е. умело соотнести теорию обучения с практикой, способностью проецировать полученные данные на индивидуальные возможности конкретной личности учащегося и конкретные условия обучения.

Одним из инструментов компетенции самосовершенствования учителя иностранного языка является самоанализ урока. Именно он дает возможность формировать и развивать творческую сознательность ,которая проявляется в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников.

Схема самоанализа урока.

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Связь его с предыдущими, опора на них. Как этот урок работает на последующие уроки.
  2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока. Была ли опора на диагностику общеучебных, специальных умений.
  3. Какие задачи я решаю на уроке, были ли они решены:
    а) Общеобразовательные
    б) Воспитательные
    в) Развивающие
    Какие задачи были главными, стержневыми и как при этом учитывались особенности класса и отдельных групп школьников.
  4. Рациональность выбранной структуры урока. Рациональность распределения времени для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания. Логическая связь между различными этапами урока.
  5. На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли ясно и четко объект прочного усвоения, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?
  6. Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала.
  7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся. В каких нормах, и какими методами он осуществлялся.
  8. Как использовался на уроке учебный кабинет и его возможности. Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства наглядности.
  9. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока.
  10. Как на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура общения учителя с классом.
  11. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки.
  12. Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. Были ли предусмотрены методические варианты проведения урока.
  13. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи. Если не удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?

Для успешной работы на уроке компетентный учитель иностранного языка должен придерживаться требований к содержанию и методике проведения урока.

Требования к содержанию урока.

  1. Научность.
  2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока.
  3. Осуществление связи с жизнью, теории с практикой.
  4. Содержание коллективных форм работы учащихся с групповыми и индивидуальными.
  5. Организация активной познавательной деятельности учащихся.
  6. Сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике.
  7. Оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся.

Требования к методике проведения урока.

  1.  Применяемые на уроке методы и приемы обучения должны способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность в знаниях
  2.  Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.
  3.  Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся на уроке, педагогический такт.
  4.  Необходимо создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда.
  5.  Чередовать по возможности виды деятельности учащихся, сочетать разнообразные методы и приемы обучения.
  6.  Большую часть урока учащиеся должны активно работать над овладением знаниями и умениями.
  7.  Всем учебным процессом на уроке управляет учитель.

Успешность деятельности ученика на уроке иностранного языка будет зависеть от того, насколько у него заложена учителем мотивационная основа для обучения и самообучения. Информационно-технологическая компетенция учителя иностранного языка призвана в этом сыграть большую роль. Показатели этой компетенции- овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации ,владение современными технологиями обучения.

В настоящее время существует достаточно много классификаций по оценке профессиональной компетенции учителя иностранного языка.

Методист З.М. Цветкова предлагает такую модель:

  1.  Учитель начинает видеть, что его не понимают.
  2.  Учитель видит, что именно не понимают.
  3.  Учитель осознает, почему его не понимают.
  4.  Учитель видит , что нужно сделать, и делает так, чтобы его поняли.
  5.  Учитель способен добиться понимания за минимальное время.
  6.  Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно развивает творческие возможности учащихся.

Рассмотрим классификацию, разработанную И.А. Зимней.

Компетенции

Содержание компетенции

Социокультурная компетенция

  1. межкультурное взаимодействие;
  2. языковое и речевое развитие, овладение культурой родного и иностранного языков;

Компетенция личностного самосовершенствования и саморазвития

  1. самосовершенствование, саморегулирование и саморазвитие;
  2. социальная, личностная и деятельностная рефлексия;

Информационно-технологическая компетенция

  1. овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации;
  2. применение современных информационных технологий в учебно-познавательной деятельности учителя иностранного языка

Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил:
первое
 – определение целей урока;
второе – уточнение типа урока;
третье – уточнение вида урока;
четвертое – выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями;
пятое – определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний.

Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

– воспитание патриотизма;
– воспитание интернационализма;
– воспитание гуманности;
– воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
– воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
– воспитание дисциплинированности;
– воспитание эстетических взглядов.

Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся:

интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

Типы уроков:

первый тип – уроки изучения нового учебного материала;
второй тип – уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
третий тип – уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
четвертый тип – комбинированные уроки;
пятый тип – уроки контрольные (уроки учета и оценки знаний и умений)

В своей практической деятельности мы можем пользоваться такими видами уроков, как:

а) урок-лекция;
б) урок-беседа;
в) киноурок;
г) урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
д) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);
е) ) урок практических работ;
з) урок-экскурсия, виртуальная экскурсия;
и) урок-семинар;
к) дидактическая игра;
л) анализ ситуаций;
м) устный опрос;
н) письменный опрос;
о) контрольная работа;
п) зачет.

Четвертое правило – это выбор методов и приемов обучения. В рамках теории развивающего обучения разработана система методов, построенная на основе принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого), принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия деятельности учителя и учащегося) и принципа проблемности (отражающего наличие противоречия в учебном процессе и предмете). К таким методам относятся:

  1. Метод монологического изложения (монологический метод).
  2. Метод диалогического изложения (диалогический метод).
  3. Метод эвристической беседы (эвристический метод).
  4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод).
  5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод).
  6. Метод программированных исследований (программированный метод).

Следующее правило организации урока – это определение структуры урока. Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока. Поскольку в основе структуры традиционного урока лежит цель деятельности только самого преподавателя (опросить, объяснить, закрепить и дать учащимся задание), то не возникает достаточных условий для реализации идей и принципов развивающего обучения. Главное – традиционная структура урока не дает преподавателю возможности применять разнообразные формы, методы и средства обучения.

Известно, что всякое формирование новых знаний идет на базе актуализации новых знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности.

Исходя из этого, можно использовать такую структуру урока:

  1. Актуализация прежних знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действия.
  3. Формирование умений и навыков.

Чтобы сделать учение привлекательным, нужно проводить уроки в интересной форме. А это достигается применением интересных средств обучения, созданных самим преподавателем в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебно-познавательных заданий, слайдовых презентаций, проектов

Компетентный подход к профессиональной подготовке учителей как условие качественного образования учащихся

В настоящее время имеется ряд попыток определить понятие “компетенция” с образовательной точки зрения. Например, концептуальная группа проекта “Стандарт общего образования”, руководители В.Д. Шадриков, Э.Д. Днепров, сформировало следующее рабочее определение понятия “компетенция”: “готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач”.

Родовое понятие здесь – “готовность” ученика. В словаре С.И. Ожегова под готовностью понимается “согласие сделать что-нибудь или состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь”. Понятие “состояние” характеризует компетентность ученика, готового использовать “усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности”. Но в данном случае не учитывается личностное смысловое отношение ученика к предстоящей деятельности, к предмету этой деятельности, а также не конкретизируется, какие именно “практические и теоретические задачи” будут решаться при реализации компетенции.

В другом документе под компетенцией понимается “способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи”.

Способность как индивидуально-психологическая особенность личности - это действительно условие успешного выполнения определенной деятельности. Но можно ли считать компетенцию лишь “индивидуально-психологической особенностью” ? Скорее, нет. Поскольку компетенция характеризует и круг деятельностей (Причем не только практических), а также круг объектов (предметов), по отношению к которым эта компетенция задается. То есть – компетенция - не только индивидуально-психологическая особенность, но и общее качество, стандартизированное для многих индивидов, вводимое в качестве общей нормы. Кроме того, компетенция включает в себя круг реальных объектов, по отношению к которым она задается.

Одна из основных проблем компетентностного подхода – создание системы подготовки учителя, который является основным проводником компетентностного подхода в учебный процесс, и определение адекватных средств ее реализации.

Чтобы разделить общее и индивидуальное в содержании компетентностного подхода, мы будем отмечать синонимически используемые понятия “компетенция” и “компетентность”.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности учителя, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность – овладение, обладание учителем соответствующей компетенцией, включающей его профессиональное отношение к ней и предмету деятельности.

Мы выделяем следующие компетенции, освоение которых повышает профессиональную грамотность учителя и позволяет ему формировать ключевые образовательные компетенции у обучаемых:

  1. мобилизационная (как интеграция управленческой, менеджеральной, организационной, конструктивной компетенций);
  2. информационная
  3. моделирующая (как универсальная исследовательская)
  4. культурно-ценностная (включая взгляд на профессию учителя как на служение, на процесс освоения культурных и интеллектуальных ценностей, призванная реализовать гуманистический принцип в образовании)
  5. коммуникативная (способствующая реализации каждого учителя в открытом образовательном пространстве, каковым является Лицей – как городская базовая школа)
  6. контрольно-оценочная, гностическая (качественные и количественные оценки, самооценка, кейс-метод)

Определив ключевые компетенции в профессиональной подготовке учителя, остановимся более подробно на каждой из них. Интеграция управленческой, менеджеральной, организационной, компетентности позволяют направить управленческий процесс в Лицее на моделирование среды, создание условий и возможностей для проявления и развития индивидуальности каждого. Как за счет официальных структур (кафедры), так и за счет придания официального статуса неформальным творческим объединениям. Возможность попробовать себя в роли линейного менеджера есть у всех. Естественно, что у кого – то получается лучше, но разветвленная система управления Лицеем дает право каждому найти свою нишу и раскрыть свои способности, в том числе и управленческие.

Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки учителей в школе строится на этических и научных принципах в форме сетевой многоуровневой структуры, похожей на кружева. Как в кружеве каждый узелок и стежка имеют свой особый смысл, свою особую роль и место, так и в управленческой системе образовательным пространством Лицея каждое звено наделено своей собственной неповторимой миссией, своей конкретной функцией.

Примером профессиональной компетентности, может быть участие и победа (2 и 3 места) заместителя директора по методической работе Гладышевой Г.А. в городском и областном конкурсе учителей химии, выступление с опытом работы на научно-практической конференции в Карагандинском государственном университете; Тен К.Б. – заместителя директора по учебной работе - получившей Гран При на городском конкурсе знатоков государственного языка, победителя дней Франкофонии в Караганде.

Конструктивная компетентность в Лицее отражает деятельность, направленную на подготовку содержания планирования (учитель – кафедра – творческая группа – лаборатория – школа) и разработку методики проведения занятий постоянных и ключевых (открытых ) для всех предметов (метапредметная), для цикла предметов или образовательных областей (межпредметная), для каждого учебного предмета (предметное). Мониторинг как конструктивная компетенция отслеживает как количественно-результативную, так и качественно-процессуальную (инструментальную) сторону деятельности школы.

Информационная компетентность связана с деятельностью учителя в условиях локальной сети лицейского информационно-вычислительного комплекса:

  1. реальные объекты (телевизоры, факс, компьютеры, принтеры)
  2. информационные технологии (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)
  3. мультимедийные технологии

Моделирующая компетентность как универсальная исследовательская определяет информационно – учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность учителя по контролю и самоконтролю, тренингу умений, самостоятельную деятельность по получению, обработке и представлению информации.

Культурно-ценностная компетентность связана с организацией особой духовно-насыщенной среды жизнедеятельности школы. Это особенности создания и сохранения традиций, духовно-нравственные основы жизни взрослых и детей, сотрудничество и сопричастность ко всему, что происходит в общем Доме, особый подход к сохранению национальной и общечеловеческой культуры.

Интегративная функция культурно-ценностной компетентности весьма привлекательно реализуется на уровне совместных праздников, например Дне Рождения школы. К нему готовятся задолго до праздника. Пространство школы – комнаты, залы, коридоры заполняются историей жизни школы, ее детей и сотрудников в прозе, стихах, рисунках, фотографиях.

Речевая компетенция – термин, взятый из современной лингвистики. В дни подготовки ко Дню рождения и во время его проведения становится не только главным инструментом деятельности, но и образом, который сознательно или бессознательно, но всегда в той или иной степени воспринимается школьниками и сотрудниками, а значит, неизбежно тиражируется и распространяется.

Коммуникативная компетентность представляет способность каждого учителя работать в открытом образовательном пространстве, как внутри школы, так и в рамках открытой школы. Включает знание способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе любого состава, владение различными социальными ролями в коллективе.

Талант надо ценить – с этим, наверное, согласится каждый директор школы. Можно пойти путем создания особых условий для конкретных талантливых учеников и учителей.

О контрольно-оценочной, гностической компетентности уже упоминалось в связи с мониторингом деятельности школы. Здесь необходимо добавить, что гностический компонент определяет деятельность учителя по анализу возможности и целесообразности применения новых педагогических технологий, а также различные виды деятельности учителя и учащихся. Учителя учатся оценивать психолого-педагогические цели и эффективность их использования в рамках конкретной модели обучения (развитие мышления, формирование деятельности, информационной культуры учащихся); степень интерактивности (возможность организации необходимого режима диалогового взаимодействия, наличие разнообразных средств ведения диалога возможность реализации “индивидуальной траектории обучения”); возможность обеспечения обратной связи (в том числе и рефлексии), готовность доступа к учебной информации.

Применение в обучении проективного метода, эффективно лишь при развитии и интенсификации уже известных методов и внедрения принципиально новых видов деятельности учителя, ориентированных на развитие ключевых компетенций.

Очевидно, что соответствующие изменения в образовательной подготовке учащихся вряд ли возможны без создания обязательной методики формирования ключевых компетенций и определения адекватных средств ее реализации. Основная трудность заключается в том, что компетентность является многофункциональным понятием, для ее формирования нужна определенная учебная среда, позволяющая моделировать ту или иную реальную ситуацию, а так же эффективное средство контроля за деятельностью обучаемого в этой контрольной среде.Позволит ли компетентностный подход к подготовке учителя преодолеть отчуждение ученика от содержания образования и выделить в нем личностно-значимую основу покажет время. С этим понятием связано на наш взгляд, одно из направлений выхода из кризиса образования, поскольку компетенции связывают воедино личностный и социальный смысл образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ-компетентность учителя английского языка

В презентации представлена краткая методическая разработка, руководство по использованию ИКТ в обучении английскому языку....

Деятельность МО учителей английского языка по формированию УУД на основе их диагностики.

МО учителей английского языка активно работает по формированию универсальных учебных действий. Предлагаю презентацию, в которой отражены некоторые аспекты этой работы....

Индивидуальный образовательный план повышения уровня профессиональной компетентности учителя английского языка

индивидувальный образовательный  план повышения профессиональной компетентности учителя...

Выступление на методобъединении учителей английского языка "Формы и методы контроля как средство оптимизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"

Данный материал раскрывает возможности использования различных типов контроля для эффективной организации деятельности учителя  на уроке английского языка...

Доклад на тему: «Повышение профессиональной компетентности учителя английского языка в условиях ФГОС»

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное  - умение ориенти...

Профессиональная компетентность учителя английского языка в условиях реализации введения ФГОС НОО, ООО и введении ФГОС СОО

Переход на новые стандарты поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи.  И какие бы реформы не происходили в системе образования в итоге они так или иначе замыкаются на конк...