Проблемы оценки и оценивания результатов обучения на уроках физики
статья по физике на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_kruglyy_stol.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

С введением Федерального государственного образовательного стандарта, произошла актуализация проблемы оценки и оценивания результатов обучения. Следует отметить, что в последнее время и так происходит выдвижение на передний план индивидуальных особенностей каждого ученика, его личностный рост и развитие, а не равнение на среднего ученика. В реалиях, где знания являются бесконечными и доступ к ним неограниченным, меняются цели преподавания. Важно научить ученика учиться и самостоятельно добывать информацию, изучая и совершенствуя свои навыки, а не снабдить ученика определенным, конечным объемом знаний.

Новая система оценивания способна урегулировать отношение ученика и учителя, снизить тревожность и напряжение, вместо этого повышая внутреннюю мотивацию, позволяя отслеживать усвоение материала, следить за прогрессом. Существенной проблемой российского образования является тот факт, что ученики ориентированы на получение знаний и оценок за данные здания, а не на получение навыков для применения на практике. Также есть значимый пробел в междисциплинарости системы образования и метапредметности знания. Зачастую имеющиеся в рамках одного предмета знания не применяются учеником в других областях.

В практике других стран применяется разная шкала оценок. Дифференциальная система была разработана в противовес телесным наказаниям за неуспеваемость и была призвана ориентировать ученика на успех, мотивировать его на достижения новых целей. Но со временем превратилась в шкалу оценки способностей ученика, а не его знаний. «Отличница» - означает скорее в общем смысле умная, а не выполняющая задания, также, как троечник означает посредственные способности к обучению ученика, не учитывая других важных факторов образовательного процесса. Идеологизированная философия прошлого века постулировала личность строителя коммунизма – как образца во всем, в том числе в обучении.

Мы считаем важным изменить именно данное положение вещей, для чего необходимо отойти от привычной пятибалльной системы. В системе российского школьного образования пятибалльная система применялась давно, но в качестве единой для всех школ была введена в 1935 году. Использовались следующие дифференциальные оценки: «Отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо». В 1944 году вместо словесных оценок использовали цифровую пятибалльную систему. Оценка «5» соответствовала «отлично», «4» - «хорошо», «3» - «удовлетворительно», «2» - «плохо», «1» - «очень плохо».

Но данная система не может дать полного представления об индивидуальности каждого ученика. Возникает необходимость в многобалльной системе оценивания, так в системе оценивания ЕГЭ применяется 100 балльная система, в которой разница в 3-5 баллов может быть решающей. Мы полагаем, что для российских школ должна применяться более привычная для нашей картины мира кратная 5 система оценок, 10 или 100 балльная, в противовес применяемой в некоторых странах 12-балльной. Мы считаем ее неестественной для общества, в котором принято считать десятками, а не дюжинами.

В системе высшего образования давно уже прижилась так называемая балльно-рейтинговая система, в которой шкала оценок градуируется от 1 до 100. Критерии оценивания заранее известны. Безусловным преимуществом БРС является также предсказуемость итогового результата и возможность его моделирования, в зависимости от способностей и возможностей обучающегося. Стоит также отметить важную особенность БРС, в которой ученик получает возможность подобрать стратегию действий. Существует понятие накопления баллов. И при желании, дает возможность ученику не сдавать итоговую контрольную. Незнание не наказывается, стимулируется прогресс.

БРС была введена, когда Россия присоединилась к Болонскому процессу, который предполагает создание единого пространства высшего образования. Ключевым вопросом Болонского процесса является создание общепринятой системы оценивания, которая позволила бы легко сопоставлять результаты в документе об образовании.  

Поскольку законодательство не выставляет требований к единой системе, по статье 28 Закона «Об образовании в РФ», у школ есть возможность самостоятельно выбирать систему оценивания. Что является безусловным преимуществом в опробовании разных методик и выборе наиболее объективной. Правда, стоит обозначить, что итоговый результат в аттестат все же следует переводить в пятибалльный.

Рассмотрим опыт других стран в оценивании уровня и качества знаний учащихся.

Финляндия – ближайшая к нам европейская система образования зарекомендовала себя как лучшая по результатам множества международных исследований. Так, к примеру Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) каждые 3 года тестирует 15-летних по всему миру, проверяя их математические, естественнонаучные и общекультурные способности. По результатам 2000 года Финляндия стала мировой образовательной сверхдержавой при том, что в школу принимают 7-летних, учебный день достаточно короткий, домашних заданий очень мало. При этом, в 2006 году финские школьники заняли 1 место и показали результат 556 баллов по естественнонаучным дисциплинам, второе место и 548 баллов по математике и 527 баллов и 3 место по чтению. Российские школьники получили скромные 479 баллов в том же году за естественнонаучные предметы, обойдя учеников из таких стран, как Италия, Греция и Израиль.

В 2015 году финские школьники показали результаты хуже, так по естественнонаучным дисциплинам набрали только 531 балл, а по чтению – 526, но сохранили свое положение в лучшей пятерке образовательных систем.

Чему же мы можем научиться у финских коллег?!

Во-первых, образование в целом и, в частности школьное, является приоритетом во внутренней политике страны. Главной задачей финского образования является развитие личности ученика, раскрытие его талантов, непрерывность обучения, адаптация к изменениям окружающих реалий. Цель финский школы – научить ученика учиться!

Во-вторых, образование в Финляндии равное и справедливое вне зависимости от географического положения, социального слоя, пола, национальности. Здесь ключевую роль играет система оценивания. Оценивания не столько учеников, как образовательной среды. Оценивание не носит соревновательного характера, не несет в себе цели поощрить или наказать образовательное учреждение. Скорее помочь, поделиться опытом, собрать данные о проблемах, коллективно решать возникающие вызовы. Для этого нужна достоверная и актуальная информация. Результаты и методы оценивания общедоступны и открыты. Результаты учитываются при разработке национального учебного плана и являются фундаментом образовательной политики.

Оценивание происходит по следующим критериям на основании внутреннего:

Собственная рефлексия учебного заведения (по разработанному плану учебное заведение проводит оценивание выполнения поставленных целей на конкретный период развития. Здесь учитываются результаты экзаменов)

Результаты обучения учеников (ученики до 12 лет не оцениваются в баллах. В начальной школе не проводятся экзамены. Вместо бальной системы оценивания используется описание достижений ребенка, которые составляются два раза в год. На этом этапе прививается способность трезвой самооценки, выделения сильных сторон и мобилизации сил для достижения лучших академических результатов. Бальная системы появляется только к 6 классу. Шкала баллов ранжируется от 4 до 10, где 4 означает необходимость повторного изучения материала, а 10 полное овладение. 8 баллов считаются хорошим результатом. В старших классах шкала оценок та же от 4 до 10. Оценивание происходит каждые 6 недель. Ученики пишут тесты в утренние часы на протяжении нескольких дней. Чтобы получить сертификат об окончании средней школы, ученик должен получить положительную оценку за 2/3 объема учебных дисциплин.)

И внешнего оценивания:

Данные о различных видах деятельности учебного заведения (с помощью которых выявляются общие тенденции в системе образования)

Сведения о достижениях в отдельных аспектах образовательного процесса (к которым относятся результаты оценивания как на государственном, так и на международном уровне).

Важно отметить, что критерии, методика и результаты оценки всегда являются открытыми и доступными для всех. Следовательно, оценивание является средством собрать информацию о состоянии системы образования, отразить тенденции развития и выявить результаты, которые в последствии будут использоваться для педагогической коррекции и совершенствования существующей системы.

Важнейшим достижением системы образования в Финляндии мы считаем ориентацию на достижения и способности ученика, формирование его положительного имиджа, что, безусловно влияет на мотивацию и будет стимулировать его достигать поставленные цели. При такой форме оценивания, напряжение сводится к минимуму и высвобождает пространство для достижения главной цели образования – научить учиться.

http://www.compareyourcountry.org/pisa/country/FIN?lg=en

http://www.compareyourcountry.org/pisa/country/rus?lg=en

https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6640

https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/938


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА)

Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов (на два урока)....

Рейтинговая система оценивания результатов обучения литературе (8 класс)

Рейтинговая система оценивания результатов обучения литературе - хороший способ активизации работы на уроке и повышения уровня учебной мотивации по предмету....

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

Выступление на группы учителей на математическом марафоне  в рамках повышения квалификации в Школе учителя математики по реализации личностно ориентированного обучения учащихся , организовнанной ...

Современные методы контроля и оценки результатов обучения на уроках литературы

1. Теоретические основы контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся1.1. Сущность контроля, оценки и проверки как элементов учебного процесса1.2. Функции контроля и оценки1.3. Виды контроля ...

Приемы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках физики.

Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. На мой взгляд, сегодня наиболе...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование метапредметных результатов обучения на уроках физики у будущих специалистов аграрно-промышленного комплекса»

Переход к обучению по новым ФГОСам предусматривает ориентацию на результат образования, переход на деятельностную парадигму образования, смену образовательных технологий, информационное обеспечение ка...