Рабочая программа по физике 7-9 класс
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Муратова Мария Сергеевна

Рабочая программа по физике 7-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizike_po_fgos_7-9.docx109.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа по физике для 7-9 классов разработана в соответствии:

  • с требованиями к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17)
  • с авторской программой  «Рабочие программы Физика 7-9 классы» (А.В. Перышкина, Е.М. Гутник  М., «Дрофа», 2015 г.);
  • с возможностями линии УМК по физике для 7–9 классов системы учебников «Вертикаль». ( А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса);
  • на основании основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Силинская основная школа».

Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.


Планируемые результаты изучения предмета «Физика»

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся личност результатыные, универсальные (метапредметные) результаты и предметные результаты.

Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты изучения курса являются:

  • умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Механические явления

Выпускник научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления

Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.


Содержание учебного предмета

7 класс

  1. ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

Фронтальная лабораторная работа

1.Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Определение цены деления измерительного прибора.

2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (5 ч)

Строение вещества. Молекулы. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Фронтальная лабораторная работа

2. Измерение размеров малых тел.

  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука.

Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Фронтальные лабораторные работы

3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

4. Измерение массы тела на рычажных весах.

5. Измерение объема тел.

6. Определение плотности твердого тела.

7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

8. Определение центра тяжести плоской пластины.

9. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

4. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (22 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

10. Измерение давления твердого тела на опору.

11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (14 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

13. Выяснение условия равновесия рычага.

14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

8 класс

  1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ  (14 ч)

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразование энергии в  тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

  1.  ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (10 Ч)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления. Удельная теплота плавления. Расчет количества теплоты с учетом уд. теплоты плавления. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение (выделение) энергии при испарении (конденсации). Кипение. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха и способы её определения. Расчет количества теплоты с учетом удельной теплоты парообразования. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Фронтальные лабораторные работы

4. Изменение относительной влажности воздуха

  1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (27 Ч)

Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и непроводники. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники тока. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Электрическая цепь. Направление тока. Сила тока. Амперметр. Электрическое сопротивление проводников. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Нагревание проводников током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами

Фронтальные лабораторные работы

5. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

7. Регулирование силы тока реостатом.

8. Исследование зависимости силы тока в проводни-ке от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопро-тивления проводника.

9. Измерение мощности и работы электрического тока.

  1. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (7 Ч)

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитное поле тока. Магнитные линии. Электромагниты и их применение. Действие магнитного поля на проводник с током.

Фронтальные лабораторные работы

10. Сборка электромагнита и испытание его действия.

11. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

  1.  СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (10 Ч)

Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Построение изображений линзы. Оптические приборы. Построение изображений линзы.

Фронтальные лабораторные работы

12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображения.

9 класс

  1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (26 Ч)

Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  2. Измерение ускорения свободного падения.
  1. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (10 Ч)\

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

  1. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (17 Ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.  Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальные лабораторные работы

5. Изучение явления электромагнитной индукции.

6. Наблюдение сплошного и линейчатых спекторов испускания.

4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА (11 Ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звёзд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.

Фронтальные лабораторные работы

7. Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром

5.СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ.

Повторение пройденного материала. Повторение.

Учебно-тематический план

Количество часов, отведенных на изучение физики в основной школе

Тема(раздел)/класс

7 класс

8 класс

9 класс

всего по факту

1

Физика и физические методы изучения природы

4

-

-

4

2

Механические явления

58

38

96

3

Тепловые явления

6

25

-

31

4

Электрические и магнитные явления

-

34

-

34

5

Электромагнитные колебания и волны

-

9

14

23

6

Квантовые явления

-

-

16

16

7

Лабораторные работы

14

14

9

37

8

Контрольные работы

6

6

6

18

9

Итоговое повторение

2

2

2

6

10

Резерв

0

0

0

0

11

Всего

68/70

68/70

68/70

204/210


Тематическое планирование, 7 класс, 68 часов (2 ч в неделю)

п/п

Тема

Вид деятельности (УУД)

Введение (4 ч)

1/1

ТБ в кабинете физики. Физика - наука о природе.

Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики

2/2

Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин.

Измерять расстояния, промежутки времени, температуру; обрабатывать результаты измерений; определять цену деления шкалы измерительного цилиндра; научиться пользоваться измерительным цилиндром, с его помощью определять объем жидкости; переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения. Записывать результат измерения с учетом погрешности

3/3

Лабораторная работа № 1 «Измерение физических вели-чин с учетом абсолютной по-грешности. Определение цены деления измерительного прибора»

Находить цену деления любого Измерительного прибора, Представлять результаты измерений в виде таблиц, анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы, работать в группе

4/4

Физика и техника.

 Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых;   определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях, составлять план презентации

Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

5/1

Строение вещества. Молекулы

 Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; схематически изображать молекулы воды и кислорода;  определять размер малых тел; сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;  объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества

6/2

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел, представлять результаты измерений в виде таблиц, выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы; работать в группе

7/3

Лаб.раб. №2 «Измерение размеров малых тел»

Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; приводить примеры диффузии в окружающем мире;  наблюдать процесс образования кристаллов; анализировать результаты опытов по движению и диффузии, проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы

8/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; объяснять опыты смачивания и не смачивания тел; наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии: молекул, проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

9/5

Агрегатные состояния вещества

Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы

Взаимодействие тел (21 ч)

10/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

Определять траекторию движения тела. Доказывать относительность движения тела;  переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; различать равномерное и неравномерное движение; определять тело относительно, которого происходит движение; использовать межпредметные связи физики, географии, математики: проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы.

11/2

Скорость. Единицы скорости

Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении; выражать скорость в км/ч, м/с; анализировать таблицы скоростей; определять среднюю скорость движения заводного автомобиля; графически изображать скорость, описывать равномерное движение. Применять знания из курса географии, математики

12/3

Расчет пути и времени движения

 Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;  определять путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; оформлять расчетные задачи

13/4

Явление инерции. Решение задач. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Изменение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости»

Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; приводить примеры проявления явления инерции в быту; объяснять явление инерции; проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции. Анализировать его и делать выводы

14/5

Взаимодействие тел.

Описывать явление взаимодействия тел; приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению скорости; объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы

15/6

Масса тела

Устанавливать зависимость изменение скорости движения тела от его массы; переводить основную единицу массы в т, г, мг; работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать, полученные сведения о массе тела, различать инерцию и инертность тела

16/7

Инструктаж по ТБ.  Лабораторная работа. № 4 "Измерение массы на рычажных

Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела; пользоваться разновесами; применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами. Работать в группе

17/8

Плотность вещества

Определять плотность вещества; анализировать табличные данные; переводить значение плотности из кг/м в г/см3; применять знания из курса природоведения, математики, биологии.

18/9

Инструктаж по ТБ.  Лабораторная работа № 5 «Измерение объема тел» Ла-бораторная работа № 6 «Определение плотности твердого тела»

Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра;  измерять плотность твердого тела и жидкости с помощью весов и измерительного цилиндра; анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;  составлять таблицы; работать в группе

19/10

Расчет массы и объема тела по его плотности

Определять массу тела по его объему и плотности; записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности веществ. Работать с табличными данными.

20/11

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема. Анализировать результаты, полученные при решении задач.

21/12

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

Применять знания к решению задач.

22/13

Сила. Сила тяжести.

Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения; Определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы. Анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы.

23/14

Сила упругости. Закон Гука.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жестко-сти пружины»

Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире. Находить точку приложения и указывать направление силы тяжести. различать изменение силы тяжести от удаленности поверхности Земли; Выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства); самостоятельно работать с текстом, систематизировать и обобщать знания о явлении тяготения и делать выводы.

24/15

Вес тела.

 Отличать силу упругости от силы тяжести; графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия;  объяснять причины возникновения силы упругости.  приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту, делать выводы

25/16

Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести. Сила тяжести на  других планетах

 Графически изображать вес тела и точку его приложения;  рассчитывать силу тяжести и веса тела;  находить связь между силой тяжести и массой тела;  определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести

26/17

Динамометр 

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.

 Градуировать пружину;  получать шкалу с заданной ценой деления; измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра; различать вес чела и его массу, представлять результаты в виде таблиц; работать в группе.

27/18

Центр тяжести тела. Инструктаж по ТБ.  Лабораторная работа №8 «Определение центра тяжести плоской пла-стины»

Экспериментально находить равнодействующую двух сил; анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы;  рассчитывать равнодействующую двух сил

28/19

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Инструктаж по ТБ

Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

Измерять силу трения скольжения; называть способы увеличения и уменьшения силы трения; применять, знания о видах трения и способах его изменения на практике, объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения анализировать их и делать выводы

29/20

Решение задач по теме «Силы. Равнодействующая сил»

Объяснять влияние силы трения в быту и технике;  приводить примеры различных видов трения; анализировать, делать выводы. Измерять силу трения с помощью динамометра.

30/21

Контрольная работа № 2 по теме "Сила. Равнодействующая сил"

Применять знания из курса математики, физики, географии. Биологии к решению задач. Отработать навыки устного счета. Переводить единицы измерения.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)

31/1

Давление Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору»

Приводить примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления; выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы

32/2

Давление газа

Приводить примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления; выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы

33/3

Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля

Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы

34/4

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково.анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

35/5

Сообщающиеся сосуды

Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; работать с текстом параграфа учебника, составлять план проведение опытов

36/6

Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе»

Отработка навыков устного счета, Решение задач на расчет давления жидкости на дно сосуда

37/7

Контрольная работа №3 «Давление в жидкости и газе»

Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы

38/8

Вес воздуха. Атмосферное давление

Вычислять массу воздуха; сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы. Применять знания, из курса географии: при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления.

39/9

Измерение атмосферного давления. Барометры

Вычислять атмосферное давление;  объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы

40/10

Манометры

Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида; Объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; применять знания из курса географии, биологии

41/11

Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина

Измерять давление с помощью манометра; различать манометры по целям использования; определять давление с помощью манометра;

42/12

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

Приводить примеры из практики применения поршневого насоса и гидравлического пресса; работать с текстом параграфа учебника,

43/13

Архимедова сила

Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводить примеры из жизни, подтверждающие существование выталкивающей силы;  применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике

44/14

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"

Выводить формулу для определения выталкивающей силы;  рассчитывать силу Архимеда; указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; работать с текстом, обобщать и делать выводы, анализировать опыты с ведерком Архимеда.

45/15

Плавание тел

 

Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; определять выталкивающую силу; работать в группе.

46/16

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 12 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»

Объяснять причины плавания тел; приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; конструировать прибор для демонстрации гидростатического явления; применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел

47/17

Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия плавания тел»»

Рассчитывать силу Архимеда. Анализировать результаты, полученные при решении задач

48/18

Плавание судов.

На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; работать в группе.

49/19

Воздухоплавание

Объяснять условия плавания судов; Приводить примеры из жизни плавания и воздухоплавания; объяснять изменение осадки судна; Применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания.

50/20

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Приводить примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления; выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы

51/21

Решение задач по теме «Плавание тел. Воздухоплавание»

Применять знания из курса математики, географии при решении задач.

52/22

Контрольная работа №4 по теме "Давле-ние твердых тел, жидкостей и газов"

Применять знания из курса математики, физики, географии. Биологии к решению задач. Отработать навыки устного счета. Переводить единицы измерения.

Работа и мощность. Энергия (14 ч)

53/1

Механическая работа

Вычислять механическую работу; определять условия, необходимые для совершения механической работы

54/2

Мощность

Вычислять мощность по известной работе; приводить примеры единиц мощности различных технических приборов и механизмов; анализировать мощности различных приборов; выражать мощность в различных единицах; проводить самостоятельно исследования мощности технических устройств, делать выводы

55/3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил

Применять условия равновесия рычага в практических целях: поднятии и перемещении груза; определять плечо силы; решать графические задачи

56/4

Момент силы. Рычаги в технике, быту, и природе.

Приводить примеры, иллюстрирующие как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; работать с текстом параграфа учебника, обобщать и делать выводы об условии равновесия тел.

57/5

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 13 "Выяснение условия равновесия рычага"

Проверить опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверять на опыте правило моментов; применять практические знания при выяснении условий равновесия рычага, знания из курса биологии, математики, технологии. Работать в группе.

58/6

Блоки. «Золотое правило" механики

Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; работать с текстом параграфа учебника, анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы

59/7

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел

Применять навыки устного счета, знания из курса математики, биологии: при решении качественных и количественных задач. Анализировать результаты, полученные при решении задач

60/8

Коэффициент полезного действия.

Находить центр тяжести плоского тела; работать с текстом; анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы

61/9

Лабораторная работа № 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;  приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту; работать с текстом, применять на практике знания об условии равновесия тел.

62/10

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия

Опытным путем установить, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализировать КПД различных механизмов; работать в группе

63/11

Превращения энергии

Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; работать с текстом параграфа учебника

64/12

Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия"

Приводить примеры превращения энергии из одного вида в другой, тел обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; работать с текстом

65/13

Работа и мощность. Энергия

Отработка навыков устного счета, Решение задач на расчет работы, мощности, энергии

66/14

Контрольная работа №5 по теме "Работа и мощность. Энергия"

Демонстрировать презентации. Выступать с докладами. Участвовать в обсуждении докладов и презентаций


Тематическое планирование, 8 класс, 68 часов (2 ч в неделю)

п/п

Тема

Вид деятельности

Тепловые явления (14 ч)

1/1

ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура. Термометр.

Объяснять тепловые явления, характеризовать тепловое явление, анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул. Наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах. Приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, его падении. Давать определение внутренней энергии тела как суммы кинетической энергии движения его частиц и потенциальной энергии их взаимодействия

2/2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело совершает работу. Перечислять способы изменения внутренней энергии. Приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи. Проводить опыты по изменению внутренней энергии.

3/3

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.

Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории. Приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности. Проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы.

4/4

Теплопроводность.

Приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения. Анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи. Сравнивать виды теплопередачи.

5/5

Конвекция.

Находить связь между единицами, в которых выражают количество теплоты Дж, кДж, кал, ккал. Самостоятельно работать с текстом учебника.

6/6

Излучение.

Объяснять физический смысл удельной теплоемкости веществ. Анализировать табличные данные. Приводить примеры, применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ.

7/7

Применение теплопередачи в природе и технике.

Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении.

8/8

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Разрабатывать план выполнения работы. Определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене. Объяснять полученные результаты, представлять их в табличной форме, анализировать причины погрешностей.

9/9

Расчет количества теплоты необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Разрабатывать план выполнения работы. Определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением. Объяснять полученные результаты, представлять их в табличной форме, анализировать причины погрешностей.

10/10

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее. Приводить примеры экологически чистого топлива.

11/11

Энергия топлива. Теплота сгорания топлива.

Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода энергии от одного тела к другому. Формулировать закон сохранения механической энергии и приводить примеры из жизни, подтверждающие этот закон. Систематизировать и обобщать знания закона сохранения и превращения энергии на тепловые процессы.

12/12

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Применять теоретические знания к решению задач

13/13

Закон сохранения и превращения энергии в тепловых и механических процессах.

Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее. Приводить примеры экологически чистого топлива.

14/14

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления».

Применять теоретические знания к решению задач

Изменение агрегатных состояний вещества (10 ч)

15/1

Инструктаж по ТБ. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Приводить примеры агрегатных состояний вещества. Отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел. Использовать межпредметные связи физики и химии для объяснения агрегатного состояния вещества. Отличать процессы плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов.

16/2

График плавления и отвердевания кристаллических тел.

Проводить исследовательский эксперимент по изучению удельной теплоты плавления, делать отчет и объяснять результаты эксперимента. Анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания. Рассчитывать количество теплоты, выделившееся при кристаллизации. Объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений.

17/3

Удельная теплота плавления.

Определять по формуле количество теплоты, выделяющееся при плавлении и кристаллизации тела. Получать необходимые данные из таблиц. Применять теоретические знания при решении задач.

18/4

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара

Объяснять понижение температуры жидкости при испарении. Приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара. Выполнять исследовательское задание по изучению испарения и конденсации, анализировать его результаты и делать выводы.

19/5

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Работать с таблицей 6 учебника. Приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы. Самостоятельно проводить эксперимент по изучению кипения воды, анализировать его результаты, делать выводы.

20/6

Решение задач по теме «Плавление и отвердевание тел. Парообразование».

Находить в таблице необходимые данные. Рассчитывать количество теплоты, полученное (отданное) телом, удельную теплоту парообразования

21/7

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха».

Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека. Определять влажность воздуха. Работать в группе.

22/8

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

Объяснять принцип работы и устройство ДВС, применение ДВС на практике.

23/9

Паровая турбина. КПД тепловых двигателей.

Рассказывать о применении паровой турбины в технике. Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины. Сравнивать КПД различных машин и механизмов.

24/10

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

Применение теоретических знаний к решению задач

Электрические явления (27 ч)

25/1

Инструктаж по ТБ. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов заряда.

26/2

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

Обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле. Пользоваться электроскопом. Определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу.

27/3

Делимость электрического заряда. Строение атома.

Объяснять опыт Иоффе —Милликена. Доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд. Объяснять образование положительных и отрицательных ионов. Применять межпредметные связи химии и физики для объяснения строения атома.

28/4

Объяснение электрических явлений.

Объяснять электризацию тел при соприкосновении. Устанавливать зависимость заряда при переходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованное при соприкосновении. Формулировать закон сохранения электрического заряда.

29/5

Электрический ток. Источники электрического тока.

На основе знаний строения атома объяснять существование проводников, полупроводников и диэлектриков. Приводить примеры применения проводников, полупроводников и диэлектриков в технике, практического применения полупроводникового диода. Наблюдать и исследовать работу полупроводникового диода.

30/6

Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток в металлах.

Объяснять устройство сухого гальванического элемента. Приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение.

31/7

Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах и электролитах. Действие электрического тока.

Собирать электрическую цепь. Объяснять особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи. Различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи. Работать с текстом учебника.

32/8

Направление электрического тока. Сила тока.

Приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике. Показывать магнитное действие тока.

33/9

Измерение силы тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

Определять направление силы тока. Рассчитывать по формуле силу тока, выражать в различных единицах силу тока.

34/10

Электрическое напряжение.

Включать амперметр в цепь. Определять силу тока на различных участках цепи. Определять цену деления амперметра и гальванометра. Чертить схемы электрической цепи.

35/11

Измерение напряжения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Выражать напряжение в кВ, мВ. Анализировать табличные данные. Рассчитывать напряжение по формуле

36/12

Зависимость силы тока от напряжения.

Определять цену деления вольтметра, подключать его в цепь, измерять напряжение. Чертить схемы электрической цепи.

37/13

Электрическое сопротивление.

Строить график зависимости силы тока от напряжения. Объяснять причину возникновения сопротивления. Анализировать результаты опытов и графики. Собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром и вольтметром. Разрабатывать план выполнения работы, делать выводы

38/14

Закон Ома для участка электрической цепи.

Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника. Записывать закон Ома в виде формулы. Использовать межпредметные связи физики и математики для решения задач на закон Ома. Анализировать табличные данные.

39/15

Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

Устанавливать соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Определять удельное сопротивление проводника

40/16

Реостаты. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Регулирование силы тока реостатом».

Чертить схемы электрической цепи с включенным в цепь реостатом. Рассчитывать электрическое сопротивление.

41/17

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».

Пользоваться реостатом для регулировки силы тока в цепи. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока с помощью амперметра, напряжение, с помощью вольтметра.

42/18

Решение задач по теме «Электрические явления».

Собирать электрическую цепь. Измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.

43/19

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления».

Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении проводников.

44/20

Последовательное соединение проводников.

Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении.

45/21

Параллельное соединение проводников.

Рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление при параллельном и последовательном соединении проводников. Применять знания, полученные при изучении теоретического материала

46/22

Работа электрического тока.

Применение теоретических знаний к решению задач

47/23

Мощность электрического тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Измерение мощности и работы электрического тока».

Рассчитывать работу и мощность электрического тока. Выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока.

48/24

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.

Выражать работу тока в Вт ч.; кВт ч. Определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы.

49/25

Лампа накаливания. Электрически нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.

Объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества. Рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля-Ленца.

50/26

Повторение темы «Постоянный ток».

Объяснять для чего служат конденсаторы в технике, Объяснять способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора. Рассчитывать электроемкость конденсатора, работу, которую совершает электрическое поле конденсатора, энергию конденсатора.

51/27

Контрольная работа №4 по теме «Постоянный ток».

Применение теоретических знаний к решению задач

Электромагнитные явления (7 ч)

52/1

Инструктаж по ТБ. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Выявлять связь между электрическим током и магнитным полем. Показывать связь направления магнитных линий с направлением тока с помощью магнитных стрелок. Приводить примеры магнитных явлений.

53/2

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

Перечислять способы усиления магнитного действия катушки с током. Приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту.

54/3

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работ №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия». Решение задач.

Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа. Получать картину магнитного поля дугообразного магнита. Описывать опыты по намагничиванию веществ.

55/4

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

Объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения. Перечислять преимущества электродвигателей в сравнении с тепловыми. Ознакомиться с историей изобретения электродвигателя. Собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели).

56/5

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

Применение теоретических знаний к решению задач

57/6

Устройство электроизмерительных приборов. Динамик и микрофон. Повторение темы «Электромагнитные явления».

Определять основные детали электрического двигателя постоянного тока (подвижные и неподвижные его части): якорь, индуктор, щетки, вогнутые пластины.

58/7

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления».

Применение теоретических знаний к решению задач

Световые явления (10 ч)

59/1

Инструктаж по ТБ. Источники света. Распространение света.

Формулировать закон прямолинейного распространения света. Объяснять образование тени и полутени. Проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени.

60/2

Отражение света. Законы отражения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».

Находить Полярную звезду созвездия Большой Медведицы. Используя подвижную карту звездного неба определять положение планет.

61/3

Плоское зеркало.

Формулировать закон отражения света. Проводить исследовательский эксперимент по изучению зависимости угла отражения от угла падения.

62/4

Преломление света. Закон преломления света. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».

Применять законы отражения при построении изображения в плоском зеркале. Строить изображение точки в плоском зеркале.

63/5

Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

Формулировать закон преломления света. Работать с текстом учебника, проводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делать выводы по результатам эксперимента.

64/6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».

Различать линзы по внешнему виду. Определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение. Проводить исследовательское задание по получению изображения с помощью линзы.

65/7

Повторение темы «Световые явления».

Строить изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей), различать какие изображения дают собирающая и рассеивающая линзы

66/8

Контрольная работа №6 по теме «Световые явления».

Применять знания о свойствах линз при построении графических изображений. Анализировать результаты, полученные при построении изображений, делать выводы.

67/9

Повторение пройденного материала за 8 класс.

Применять законы отражения при построении изображения в плоском зеркале. Строить изображение точки в плоском зеркале.

68/10

Итоговый урок.


Тематическое планирование, 9 класс, 68 часов (2 ч в неделю)

п/п

Тема

Вид деятельности

Законы движения и взаимодествия тел (26 ч.)

1/1.

ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчёта.

Наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей; определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки; обосновывать возможность замены тележки её моделью  (материальной точкой) для описания движения

2/2

Перемещение.

Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершен-

ное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь

3/3

Определение координаты движущегося тела.

Определять модули  и  проекции векторов на координатную ось; записывать уравнение для определе-

ния координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, исполь-

зовать его для решения задач

4/4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Записывать формулы: для нахождения  проекции  и модуля  вектора  перемещения  тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени;  доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости; строить графики зависимости  vx = vx(t)

5/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; применять формулы для расчета скорости тела и его ускорения в решении задач, выражать любую из входящих в формулу величин через остальные.  

6/6.

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

Записывать формулы для расчета начальной и конечной скорости тела; читать и строить графики зависимости скорости тела от времени и ускорения тела от времени;  решать расчетные и каечтсвенные задачи с применением формул

7/7.

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Решать расчетные задачи с применением формулы.

8/8.

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Наблюдать движение тележки с капельницей;делать выводы о характере движения тележки; вычислять модуль вектора перемещения, совершенного прямолинейно и равноускоренно движущимся телом за

n-ю секунду от начала движения, по модулю перемещения, совершенного им за k-ю секунду

9/9.

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Решение задач.

Пользуясь метрономом, определять промежуток времени от начала равноускоренного движения шарика до его остановки; определять ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр; представлять результаты измерений

и вычислений в виде таблиц и графиков; по графику определять скорость в заданный момент времени; работать в группе

10/10.

Контрольная работа №1 «Законы движения тел» (по материалу § 1-8).

Наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно отно-сительно земли; сравнивать траектории, пути, пере-

мещения, скорости маятника в указанных системах отсчета; приводить примеры, поясняющие относительность движения

11/11

Относительность движения.

Наблюдать проявление инерции; приводить примеры проявления инерции;  решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона

12/12

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Записывать второй закон Ньютона в виде формулы;

решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона

13/13.

Второй закон Ньютона.

Наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона;

записывать третий закон Ньютонав виде формулы;

решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона

14/14.

Третий закон Ньютона.

Наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и в разреженном пространстве;делать вывод о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них

только силы тяжести

15/15.

Свободное падение тел. Невесомость.

Наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел; сделать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости; измерять ускорение свободного падения;  работать в группе

16/16.

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

Записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения

17/17.

Решение задач на свободное падение тел и тела брошенного вертикально вверх.

Применять знания к решению задач

18/18

Закон всемирного тяготения.

Из закона всемирного тяготения выводить формулу для расчета ускорения свободного падения тела

19/19.

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения».

Решать расчетные и качественные задачи; слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта «Экспериментальное подтверждение справедливости

20/20.

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел; называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно; вычислять модуль центростремительного ускорения.

21/21.

Решение задач.

Применять знания к решению задач

22/22.

Искусственные спутники Земли.

условия криволинейного движения тел»; слушать доклад «Искусственные спутники Земли», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы

23/23

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Давать определение импульса тела, знать его единицу;  объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы; записывать закон сохранения импульса.

24/24

Реактивное движение. Ракеты.

Наблюдать и объяснять полет модели ракеты

25/25

Решение задач.

Решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения энергии; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»

26/26

Контрольная работа №2 «Законы взаимодействия тел» (по материалу § 9-23).

Применять знания к решению задач

Механические колебания и волны. Звук (10 ч.)

27/1

Инструктаж по ТБ. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

Определять колебательное движение по его признакам;  приводить примеры колебаний; описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников;  измерять жесткость пружины или резинового шнура

28/2

Величины, характеризующие колебательное движение. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины»..

Называть величины, характеризующие колебательное движение; записывать формулу взаимосвязи пе-

риода и частоты колебаний; проводить экспериментальное исследование зависимости периода колебний пружинного маятника от m и k

29/3

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

Проводить исследования зависимости периода (частоты) колебаний маятника от длины его нити; представлять результаты измеренийи вычислений в виде таблиц; работать в группе; слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта «Определение качественной зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения»

30/4

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

Объяснять причину затухания свободных колебаний;

называть условие существования незатухающих колебаний

31/5

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

Объяснять, в чем заключается явление резонанса; приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних

32/6

Длина волны. Скорость распространения волн.

Различать поперечные и продольные волны; описывать механизм образования волн;  называть характеризующие волны физические величины

33/7

Источники звука. Звуковые колебания. Решение задач.

Называть величины, характеризующие упругие волны; записывать формулы взаимосвязи между ними

34/8

Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

Называть диапазон частот звуковых волн; приводить примеры источников звука;  приводить обоснования того, что звук является продольной волной; слушать доклад «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы

35/9

Отражение звука. Эхо. Решение задач.

На основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости — от амплитуды колебаний источника звука

36/10

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».

Применять знания к решению задач

Электромагнитное поле (17 ч.)

37/1

Инструктаж по ТБ. Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током

38/2

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика; определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля

39/3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Применять правило левой руки;  определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле;  определять знак заряда и направление движения частицы

40/4

Индукция магнитного поля.

Записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции B, магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной l, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока I в проводнике; описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции

41/5

Магнитный поток.

Наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля, делать выводы

42/6

Явление электромагнитной индукции.

Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции;  анализировать результаты эксперимента и делать выводы;

работать в группе

43/7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с магнитом; объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его; применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока

44/8

Получение переменного электрического тока. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Наблюдать и объяснять явление самоиндукции

45/9

Электромагнитное поле.

Рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока;  называть способы уменьшения потерь электроэнергии передаче ее на

большие расстояния;  рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия трансформатора и его применении

46/10

Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Наблюдать опыт по излучению и приему электромагнитных волн; описывать различия между вихре-

вым электрическим и электростатическим полями

47/11

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

Наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре;  делать выводы; решать задачи на формулу Томсона

48/12

Принципы радиосвязи и телевидения.

Рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения; слушать доклад «Развитие средств и способов передачи информации надалекие расстояния с древних времен и до наших дней»

49/13

Электромагнитная природа света.

Называть различные диапазоны электромагнитных волн

50/14

Преломление света. Показатель преломления.

Наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы; объяснять суть и давать определение явления дисперсии

51/15

Дисперсия. Типы спектров. Происхождение линейчатых спектров. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания; называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания; работать в группе;

слушать доклад «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике»

52/16

Подготовка к контрольной работе.

Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора; работать с заданиями, приведенны-

ми в разделе «Итоги главы»

53/17

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле».

Применять знания к решению задач

Строение атома и атомного ядра (11 ч.)

54/1

Инструктаж по ТБ. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

— Описывать опыты Резерфорда: по об-

наружению сложного состава радиоак-

тивного излучения и по исследованию с

помощью рассеяния α-частиц строения

атома

55/2

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях; применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций

56/3

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона.

Измерять мощность дозы радиационного фона дозиметром; сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением; работать в группе

57/4

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

Применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций

58/5

Энергия связи. Дефект масс.

Объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа

59/6

Деление ядер урана. Цепная реакция. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7«Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

 Объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс

60/7

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

Описывать процесс деления ядра атома урана; объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса; называть условия протекания управляемой цепной реакции

61/8

Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

 Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия; называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами  электростанций

62/9

Термоядерная реакция.

Называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада; слушать доклад «Негативное воздействие радиации на живые организмы и

способы защиты от нее»

63/10

Обобщение материала темы. Подготовка к контрольной работе.

Называть условия протекания термоядерной реакции;  приводить примеры термоядерных реакций; применять знания к решению задач

64/11

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра».

Строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени; оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона;  представлять результаты измерений

в виде таблиц; работать в группе

Строение и эволюция Вселенной (4 час)

65/1

Повторение пройденного материала за 9 класс.

Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»

66/2

Итоговая контрольная работа.

Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»

67-68/3-4

Повторение

Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике ФГОС 7 класс + внеурочная деятельность "Творческая мастерская по физике"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  7 класса  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2013) и ориентирована на учащихся 7 кл....

Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

Рабочая программа по физике для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев ,Б.Б.Буховцев Физика 10

Рабочая программа по физике  для 10 класса по учебнику Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев 10 класс...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...