Конференция на тему: "Первые шаги в освоении космического пространства".
методическая разработка по физике (10 класс) на тему

Проказина Ольга Александровна

Конференция на тему: "Первые шаги в освоении космического пространства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiyanatemu.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конференция на тему: "Первые шаги в освоении космического пространства".

Цели и задачи:

ознакомить учащихся с достижениями современной науки в области космонавтики и космологии ;

воспитание патриотизма и интернационализма, положительного отношения к знаниям ;

 развитие самостоятельности

 

Материалы и оборудование:

1.Компьютер, проектор

2.Фильм "Реактивное движение"

3.Вырезки из газет: "Мы пионеры космоса" за 1961 – 1967 гг.

4.Портреты космонавтов.

 5.Выставка книг и рисунков, посвященных космосу.

6. Доклады учащихся по темам:

  • "Закон сохранения импульса и реактивное движение"',
  • "Полет Ю. А . Гагарина",' "Значение космических исследований "Космические скорости и межзвездные полеты"I
  • "Проблемы внеземных цивилизаций",
  • сообщения-справки по биографиям и творческой деятельности
  • К.Э.Циолковского,
  • Р.Годдарда.
  • Н.Кибальчича,
  • Ф.А.Цандера
  • С.П Королева.

 7.Кроссворд "Первые".

8. Плакаты " Ко всем, кто интересуется  проблемой межпланетных сообщений!", " Вперед на Марс !"

Оформление доски:

1. План урока:

  1. Закон сохранения импульса и реактивное движение.
  2. Развитие ракетной техники.
  3. …. лет со дня первого полета человека в космос.
  4. Научное и практическое значение космических исследований.
  5. Космические скорости и межзвездные полеты
  6. Мы не одни?

2.Сетка кроссворда.

3. "Первые шаги в освоении космоса":

  • 1864 г. К.И.Константинов  "О боевых ракетах".
  • 1881 г. Н.И. Кибальчич "Проект воздухоплавательного прибора".
  • 1903 г. К.Э.Циолковский " Исследование мировых пространств реактивными приборами".
  • 1929г. Ю.В.Кондратюк  "Завоевание межпланетных пространств"
  • 1930 г. ГИРЛ   Ф.А. Цандер  и С.П.Королев.
  • 4.10.1957 г. ИСЗ
  • 12.04.1961 г.  "Восток"  Ю.А.Гагарин.

Листы с сеткой и вопросами кроссворда раздаются на столы учащимся до мероприятия

Ход конференции :

 Звучат позывные "Родина слышит, Родина знает...".

Учитель:  Эту песню пел при спуске космического корабля человек, первым побывавший в космосе. А звучала она потому, что тема нашей сегодняшней конференции "Первые шаги в освоении космического пространства .

"Перед вами на доске план, по которому мы будем работать.

И начнём мы с того ,что вспомним, что мы знаем о законе

сохранения импульса и реактивном движении.

Сообщение ученика( примерно такого плана):

Физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость ,называется импульсом тела. Для импульса справедлив фундаментальный закон природы, называемый законом сохранения импульса /или количества движения/.Открывший этот закон Декарт в одном из своих писем  написал: "Я принимаю, что во Вселенной, во всей созданной материи есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает."

В наиболее простом случае ЗСИ может быть сформулирован так: "При взаимодействии двух тел их общий импульс остается неизменным. Этот закон позволяет объяснить очень важное механическое явление - реактивное движение. Так называют движение тела, возникающее при отделении от него с какой-либо скоростью некоторой его части.

По принципу реактивного движения передвигаются некоторые представители животного мира, например кальмары и осьминоги Периодически выбрасывая вбираемую в себя воду, они способны развивать скорость до 60-70км/ч. Аналогичным образом перемещаются медузы, каракатицы и некоторые другие животные.

Примеры реактивного движения можно обнаружить и в мире растений. Например, созревшие плоды "бешеного" огурца при самом легком прикосновении отскакивают от плодоножки и из отверстия, образовавшегося на месте отделившийся ножки, с силой выбрасывается горькая жидкость с семенами; сами огурцы  при этом отлетают в противоположном направлении .

В технике реактивное движение используется на речном транспорте /катер с водометным двигателем/,в автомобилестроении /гоночные автомобили/,в авиации, военном деле.

На принципе реактивного движения основаны полеты ракет. Современная космическая ракета представляет собой очень сложный летательный аппарат, состоящий из сотен тысяч и миллионов деталей. Масса ракеты огромна. Она складывается из массы рабочего тела/топлива/и как говорят, "сухой "массы ракеты, остающейся после выброса из ракеты рабочего тела.

Когда реактивная газовая струя с большой скоростью выбрасывается из ракеты сама ракета устремляется в противоположную сторону.

Формула

является приближенной .В ней не учитывается, что по мере сгорания топлива масса летящей ракеты становится все меньше и меньше. Точная формула для скорости ракеты впервые была получена Циолковским и носит его имя :


Учитель: «Открылась бездна, звезд полна,

звездам числа нет, бездне – дна»

так писал М.В.Ломоносов о звездном небе. Но кто только не увлекал нас в воображаемое путешествие по небесным светилам: Вольтер в «Микромегасе», Жюль Верн в «Путешествии на Луну», Г.Уэллс в «Первых людях на Луне» и многие другие осуществили интересные путешествия на небесные светила, но …. Конечно же, только в мечтах.

Существует много легенд о появлении ракет. Хотя достоверно неизвестно имя первого создателя ракеты, но …

(Демонстрируется кадр из д/ф «Реактивное движение»)

«Творцом русской боевой ракеты был ученый – артеллерист К.И. Константинов. При весе 80 кг дальность полета ракеты Константинова достигала 4 км. " ПЕРВЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ труд " О БОЕВЫХ РАКЕТАХ" ОН ОПУБЛИКОВАЛ В 1864 году.

/Кадр №…    /. "Идея применения реактивного двигателя в летательном аппарате принадлежит народовольцу Н.И.Кибальчичу. Узник Петропавловской крепости накануне казни составил завещание, в котором изложил принцип действия реактивного летательного аппарата".

/сообщение ученика о Кибальчиче/.

 Учитель: История развития космонавтики и ракетной техники знает немало славных имен, но основоположником научной космонавтики считается великий русский ученый К.Э.Циолковский.

/Кадры №№…  /

и сообщение ученика о жизнедеятельности Циолковского.

 (Можно сообщение заменить текстом кадров фильма: "В  1900 году наш знаменитый соотечественник У.Э.Циолковский научно доказал возможность полета в межпланетном пространстве и разработал проект первого ракетоплана с жидкостно-реактивным двигателем.

Мечтая о космических полетах, Циолковский выдвинул идею космического ракетного поезда, составленного из ряда ракет, работающих поочередно и отпадающих по мере израсходования горючего.")

Учитель: Важный вклад в развитие теории реактивного движения внес современник Циолковского русский ученый И.В.Мещерский./Кадр №   /

"При полете ракеты масса ее непрерывно изменяется. Новый раздел науки -механику тела с переменной массой - основал выдающийся ученый -теоретик И.В.Мещерский."

Учитель: В 1929 году издает свою книгу "Завоевание межпланетных пространств" еще один самоучка Ю.В.Кондратюк. С работами Циолковского  Кондратюк познакомился уже после того ,как сделал свои изобретения .

Но теория без практики мертва. И это понимали многие. Несколько десятков патентов на изобретение в области ракетной техники получает в 20-30 гг  XX века американский ученый Роберт Годдард.

/сообщение ученика о Р. Годдарде/

Учитель: Напряженно работают над воплощением теории в жизнь и на Родине  Циолковского.12 декабря 1930 гола в газете "Вечерняя Москва" появилось объявление: "Ко всем, кто интересуется проблемой межпланетных сообщений!!!".Это объявление ознаменовало создание ГРУППЫ  ИЗУЧЕНИЯ  РЕАКТИВНОГО  ДВИЖЕНИЯ. Ее руководителями стали Цандер и Королев. "Вперед на Марс!"-вот слова, символизирующие цель жизни Ф.А.Цандера.

/сообщение ученика/

Учитель:  Ф.А.Цандер не увидел старта первой ракеты на этиловом спирте, которая пролетев 150 м упала на землю. Но руководитель запуска С.П. Королев не огорчился - ведь это был еще один шаг в освоении ракетной техникой.        /Кадр №      /


/сообщение ученика о Королеве /

Учитель:  4 октября 1957 года ракета-носитель  "Спутник" вывела на орбиту первое искусственное тело неба - ИСЗ -шар диаметром 58 см и массой 83,6 кг.

 /Кадр №     /. 97 дня летал он вокруг планеты. А еще через месяц 3 ноября в космический полет на ИСЗ отправилась собака Лайка.

12 апреля 1961 года в 9ч.07 мин по московскому времени космический корабль "Восток-1" с человеком на борту поднялся в космос и совершив полет вокруг земного шара вернулся на Землю. Пионером освоения космоса был Ю.А.Гагарин. /Кадр №..  /

Доклад "Полет Гагарина."

Учитель(или специально подготовленный ученик):

Любопытный факт-

•••С 1957 года на околоземную орбиту выведено более 3000 космических аппаратов и вместе с ними появились около 20 000 "сопровождающих " их предметов. Если считать только предметы более десяти сантиметров длиной, то это:

последние ступени ракет-носителей,

части от распадающихся спутников и

 предметы, потерянные космонавтами в открытом космосе.

Учитель: Придет время, и человек прочно обоснуется в пространстве, окружающем нашу планету, в плане работ намеченном К.Циолковским еще в 1926 году, это пункт десятый: «Вокруг Земли устраиваются обширные поселения." Но для чего человеку нужно поселяться  в космосе? О научном и практическом значении космических исследований  расскажет следующий ученик.

Доклад" Значение космических исследований»

Любопытный факт - Первыми промышленным изделиями, произведенными в  условиях невесомости, оказались  миллиарды крохотных пластмассовых  шариков, синтезированных на борту "Спейс Шаттла» Поскольку они  имеют идеально круглую форму, их стоимость  в 2000 раз выше, чем стоимость золота того веса.

Учитель;  "Ракета для меня только способ,  только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцель… Будет иной способ передвижения в Космос, приму и его», - сказал как-то Циолковский в одной из бесед

Доклад "Космические скорости и межзвездные полеты".

Учитель: Один американец решил построить в своем городе космодром для НЛО. Он объяснил свое решение тем, что гуманоиды непрочь установить с нами контакт ,но скромность и воспитанность их вынуждает ожидать приглашения с нашей стороны. Таким приглашением и станет будущий космодром. Но есть ли кого ждать в гости этому американцу? Что говорит наука? 0дни ли мы или не одни в бесконечном космическом пространстве?

Доклад "Проблемы внеземных цивилизаций".

Любопытный факт-

Если другие цивилизации существуют, они узнают онас из посланий отправленных в межзвездное пространство на космической станции' "Пионер-10" .        .0на унесла с собой в глубины космоса пластинку с изображением мужчины, женщины и самой станции в одном масштабе. На нем же закодирована информация о планете Земля, на случай, если аппарат обнаружат разумные существа, принадлежащие внеземной цивилизации. Станция должна достичь окрестностей звезды Альдебаран в созвездии Тельца через 1 700 000 лет.

В завершение конференции  нам остается решить кроссворд

( его можно дать и в качестве домашнего задания).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция "Первые шаги в освоении космического пространства"

Материал находится по адресу:http://zmisuda.jimdo.com в разделе  "Портфель учителя"...

космическое пространство

Внеклассное мероприятие, посвященное дню космонавтики...

Доклад на тему :" Человек и Космос. Научные исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства."

В данной работе рассматриваются такие вопросы: Человек и Космос , исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства и другие вопросы....

Презентация к проекту "Космические корабли-ступени для познания свойств космического пространства"

В этой презентации освещается такой знаменательный праздник как День космонавтики, отмечаемый всем миром 12 апреля в виде проекта. «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели....

Открытый урок. Тема: "Первые шаги в мире звуков"

Известно, что детские годы - это период интенсивного музыкального восприятия, накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние как на дальнейшее музыкальное развитие ребёнка, так...

Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.

Конспекта урока по физике в 10 классе:Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. Тема урока: Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.Тип урока:Объя...

Внеклассное мероприятие "Освоение космического пространства"

Внеклассное мероприятие "Освоение космического пространства"...