Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики.
статья по физике (7 класс) на тему

Федотова Зинаида Ивановна

Каков смысл понятия "наука"? Ведь именно так мы начинаем урок в 7 классе : " Физика - это наука о природе ".

Физика - это эспериментальная наука и следовательно без исследовательской деятельности не обойтись.Применение в своей работе исследовательской деятельности обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся. В своей работе я делюсь опытом  как можно  организовать это в школьном курсе по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyat.statya.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

        Учитель физики ГБОУ СОШ 420

        Г.Санкт - Петербурга

        З. И. Федотова.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики.

«Знакомство учащихся с физикой в 7 классе начинаю с простого определения : «Физика – это наука о природе». Каков смысл понятия « наука»?

Физика – это прежде всего исследовательская деятельность , направленная на получение новых знаний о природе. Для формирования прочных знаний , понимания механизмов конкретных явлений необходимо  также изучение физических теорий , основных законов физики т. к  без этого не обойтись.

       Использование исследовательской деятельности станет понятно после перечисления : ФГОС , системно- деятельностный подход , ключевые компетентности. Из опыта своей деятельности скажу, что применение практики исследовательской деятельности как метода обучения обеспечивает  « активную учебно-познавательную деятельность учащихся».

      Как организовать такую работу при изучении школьного курса физики?

Этап первый-формирование умений проводить измерения.

Приобретение навыков работы с простейшими измерительными приборами :Линейка, мензурка, весы, динамометр…

Оцениваются границы погрешностей результатов, соблюдение правил ТБ, а это возможно в ходе заданий и ЛР в 7 классе.

Этап второй – формирование умений по технике эксперимента.

Лабораторные работы могут дополняться заданиями из копилки « от учителя»

Определение плотности картофелины , мыла ,  тела человека…На предыдущих уроках Применение учащиеся берут опережающие задания , придумывают ход работы, а во время ЛР выполняют измерения и составляют отчет.

Этап третий – формирование « культуры» оформления полученных результатов.

Умение представлять результаты в виде таблиц , рисунков …

Делают выводы из результатов, соблюдая правила оформления отчетов.

Этап четвертый – развитие наблюдательности , освоение научных приемов и методов.

Мне помогает постановка вопросов при проведении эксперимента во время урока: Что будет , если…? « Как добиться , чтобы …? « Где это можно использовать ?...

Реализуется при выполнении учащимися  лабораторных работ в классе.

Этап пятый – формирование коммуникативных умений. Кратко и точно отвечать на вопросы , использовать справочную литературу и другие источники…

Я использую для этого такие формы : выполнение мини-проектов с их защитой, либо в форме стендовых докладов.

Демонстрация занимательных опытов ребятами с их коммент ированием по ходу выполнения, подготовка и защита рефератов.

      Самое сложное, как известно  это начать дело. Я при выполнении домашних экспериментальных заданий и поделок часто обращаюсь к помощи родителей. Они с удовольствием мастерят сообщающиеся сосуды – фонтаны ,простые механизмы рычаги , колодцы с использованием ворота и ..… Мы – учителя должны заинтересовать ребенка уже на начальных этапах изучения физики . Темы  предлагаю детям на стенде уже с самого начала учебного года. Например « Исследование физических свойств зимней обуви», « Изучение КПД наклонной плоскости от угла ее наклона и где это используется в жизни?». Естественно в старших классах тематика должна быть более « научна». Это зависит от экспериментальной базы каждой школы индивидуально.

В ходе выполнения исследовательской работы я придерживаюсь роли консультанта , подсказывая источники информации и помогаю выбрать направление поиска при выполнении экспериментальной части.

     Эта формы работы необходима, « если даже результаты творчества не имеют высокой общественной значимости в виде созданного продукта деятельности». Эта значимость – прежде всего в развитии способностей учащихся».

        Литература:

1.М. : Большая Российская энциклопедия, 1998.- 944с.

2.Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9классы.

    Просвещение, 2010.-160с.

3.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова.-5-е изд.Политиздат, 1987. -944 с.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего ( полного ) общего образования, утвержденный приказом № 413 от 17 мая 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...

Как организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках физики

Рекомендации для учителя и учащихся по вопросу организации, планирования и осуществления проектной деятельности на уроках физике и во внеурочной деятельности.Приведены примеры такой деятельности....

Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. ...

статья "Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики"

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей - повышения качества и эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, форм...

презентация "Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики"

Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики в 7-8 классах...

"Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики"

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей - повышения качества и эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, форм...