презентация "Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики"
презентация к уроку по физике

Тюлькина Лариса Александровна

Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики в 7-8 классах

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики ГКОУ «Школа для детей, нуждающихся в длительном лечении» учитель физики Тюлькина Л.А .

Слайд 2

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров

Слайд 3

Цели исследовательского обучения Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и применять новые способы в любой сфере деятельности. Исследовательское обучение - особый подход, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Слайд 4

Основные этапы исследовательской задачи Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Эта задача предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (выделение основополагающего вопроса); изучение теории, связанной с выбранной темой; выдвижение гипотезы исследования; подбор методик и практическое овладение ими; сбор материала, его анализ и обобщение; выводы.

Слайд 5

Основные этапы исследования : • ориентировка и проблематизация (выделение и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования); • определение методов (подбор и обоснование методов и методик исследования, выбор принципа отбора материалов исследования); • планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования); • сбор материалов и проведение эксперимента (постановка и проведение эксперимента, систематизация полученных данных); • анализ (обобщение, сравнение, интерпретация данных); • рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными в процессе проведения исследования, с имеющимися знаниями).

Слайд 6

Применение исследовательского метода обучения на уроках физики Организацию исследовательской деятельности школьников на уроках физики нужно осуществлять через: уроки изучения нового материала; уроки решения задач; лабораторные и практические работы, которые преобразованы в уроки-исследования ;

Слайд 7

Использование исследовательского метода при изучении нового материала В ходе исследовательского урока (фрагмента урока) присутствуют все этапы, характерные для реализации любого исследовательского проекта: В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся цели и задачи работы. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или может быть сформулирован учителем . Далее же проблему выбора метода учащиеся должны научиться решать самостоятельно .

Слайд 8

Использование исследовательского метода при изучении нового материала Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, применяя выбранный метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе. Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма. Каждая группа или учащийся представляет результаты своей работы в виде устного сообщения. Подводятся итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы или учащегося. Рефлексия (беседа, самооценка )

Слайд 9

Общая структура деятельности по решению задач Анализ условия . Ученик должен не только запомнить условие, но и осознать его, выделить главные элементы. Поиск . Ученик должен вспомнить физические законы, определения и составить план решения, правильно подобрав методы решения. Решение . Ученик должен преобразовать записанные формулы, осуществить намеченный план решения. Проверка результата - прикидка достоверности решения. Исследование решения . Ученик должен изменить немного задачу, поразмышлять, проанализировать , как ещё можно было бы её решить.

Слайд 10

В инструкциях исследовательских лабораторных работ может быть написана только цель работы, а этапы исследования (план работы) школьники разрабатывают сами. Хорошо, если учащиеся могут сами сформулировать цель работы. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, аккуратность , сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым явлениям и процессам. Лабораторные и практические работы, которые преобразованы в уроки-исследования

Слайд 11

Оценивание исследовательской деятельности учащихся Оценивается: степень самостоятельности при выполнении различных этапов работы; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; степень осмысления полученной информации; формулирование цели исследования ; способ решения задачи; ч еткость выводов, обобщающих исследования; грамотность оформления и защита результатов исследования.

Слайд 12

Функции исследовательской работы - обучающая функция проявляется при получении учащимися новых знаний, содействует пониманию различных процессов, явлений, формирует новые умения, закрепляет умения, полученные ранее; - развивающая функция заключается в том, что вызывает интерес к науке, предмету; развивает способности к изобретательству и творчеству; - воспитательная функция позволяет выработать внимательность, аккуратность в работе, настойчивость, самостоятельность; - закрепляющая функция направлена на повторение и закрепление полученных знаний, отработку умений; - контролирующая функция позволяет учителю судить о качестве усвоенных знаний, приобретенных и выработанных умений и навыков, применении этих умений на практике, о развитии интереса к исследованию, предмету.

Слайд 13

Систематическая и целенаправленная работа по формированию исследовательских умений учащихся дает возможность уже на начальном этапе изучения физики приобщить их к научному поиску, научить отстаивать собственные выводы, вести публичную дискуссию . Это сделает обучение более эффективным и отвечающим современным требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология – как одна из основ активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках физики

Представлена  статья, в которой рассматривается вопрос о проведении уроков физики с использованием игровой технологии. В качестве примера рассмотрена, разработанная автором игра  "Физич...

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент является важнейшим элементом процесса обучения физике. Он выполняет несколько дидактических функций: повышает интерес к предмету, активизирует внимание учащихся, способствует политехническ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке физики.

Все для того чтобы дети старательно, внимательно учились. И могли применять свои знания....

Примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики.

В работе прописаны примерные нормы оценки деятельности учащихся на уроках физики....

Научно - исследовательская работа: Эксперимент - как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики.

Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физикиПопова Л.Л. учитель физикиМБОУ  «СОШ № 14» имени А.М. Мамоноваг. Старый Оскол, Белгородской Области....

Мотивация деятельности учащихся на уроках физики в 7 классе и создание условий для формирования ощущения успешности при изучении физики

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности – это разработка более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить,...