Рабочая программа учебной дисциплины "Физика" для профессий технического профиля
рабочая программа по физике (11 класс) на тему

Андриянова Людмила Александровна

Рабочая программа учебной дисциплины "Физика" является частью основной профессиональной образовательной программы профессий СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_fizika_2017g.doc490 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Саратовской области

 «Саратовский политехнический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЗИКА»

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

для профессий технического профиля

09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»,

15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ»,

15.01.30 «Слесарь», 29.01.05 «Закройщик»,

 15.01.25 «Станочник (металлообработка)»

на базе основного общего образования

2017


УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

_________________________________

 _______________/_Султанова М.К./

 «_______»_____________2017 г.

_______________ /_________________/

«_______»_____________2018 г.

_______________ /_________________/

«_______»_____________2019 г.

_______________ /_________________/

«_______»_____________2020 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.

ОДОБРЕНО на заседании  предметно-цикловой комиссии  естественно-математических дисциплин

Протокол № 1, дата     « 28  » августа 2016 г.

Председатель комиссии _______/Антропова/

Протокол №__, дата «___»________2017 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2018 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2019 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2020 г.

Председатель комиссии ________/________/

ОДОБРЕНО методическим советом колледжа

Протокол №___ от «_____» __________2016 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2017 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2018 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2019 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2020 г.

Председатель _____________/______________/

Составитель  (автор): Андриянова Людмила Александровна

                 

Рецензенты:

Султанова Марина Каиржановна - заместитель директора по учебной работе

Михайлова Ирина Евгеньевна - методист:

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………..4                                                  

                                                                 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………7

               

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …….  25        

                     

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ                              

ДИСЦИПЛИНЫ  «ФИЗИКА»  ……………………………………………………...…….30         

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

  1. Область применения программы 

Рабочая  программа учебной дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы профессий СПО технического профиля  09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации», 15.01.29 «Контролер станочных и слесарных работ»,

15.01.30 «Слесарь», 15.01.25 «Станочник (металлообработка)»,           29.01.05. «Закройщик»  и ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего (полного) общего образования по физике на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учётом профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

 «Физика» является профильной дисциплиной общеобразовательного цикла и направлена на формирование у студентов естественнонаучного мировоззрения.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы учебной дисциплины «Физика» направлено на достижение следующих целей:

      - освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность технической и научной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем технического и научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;

- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотезы, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;

- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

- сформированность умения решать физические задачи;

- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

1.4   Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 270 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 180 час;

самостоятельной работы студента 90 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

270

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180

в том числе:

     лабораторных работ

12

     практических работ

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

90

в том числе:

подготовка докладов, рефератов, сообщений

завершение и оформление отчётов по лабораторным и практическим работам;

решение задач;

составление таблиц, схем, построение графиков;

подготовка презентаций;

подготовка конспекта

Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме  экзамена


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Физика – фундаментальная наука о природе. Естественно – научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении специальностей СПО.

2

2

Раздел 1.Механика

38+13с/р

Тема 1.1. Кинематика.

Содержание учебного материала:

14+4с/р

1.

Механическое движение. Характеристики механического движения: перемещение, путь, скорость.

Равномерное прямолинейное движение.

1

1

2

2.

Практическая работа №1 Решение задач «Равномерное движение.

Графическое представление движения»

1

1

2

3.

Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение.

 Свободное падение тел.

1

1

2

4.

Практическая работа №2 Решение задач «Равноускоренное движение.

 Свободное падение тел»

1

1

2

5.

Движение тела, брошенного вертикально вверх, горизонтально.

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

1

1

2

6.

Практическая работа №3 Решение задач «Движение тела, брошенного вертикально вверх, горизонтально.

Движение тела, брошенного под углом к горизонту»

1

1

2

7.

Равномерное движение по окружности.

Центростремительное ускорение

1

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: 

№ 1 Решение задач «Прямолинейное равномерное движение»

№2 Решение задач «Равноускоренное движение»

№3 Реферат «Значение открытий Галилея»

1

1

2

2

Тема 1.2.

Законы механики Ньютона

Содержание учебного материала:

12+6с/р

1.

Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики.

Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона.

1

1

2

2.

Практическая работа №4  Решение задач "Законы Ньютона",

 «Законы Ньютона».

1

1

2

3.

 Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести.

 Вес. Невесомость. Способы измерения массы тел.

1

1

2

4.

Практическая работа №5 Решение задач " Закон всемирного тяготения.

Вес тела. Движение под действием силы тяжести"  

1

1

2

5.

Силы в механике. Сила  упругости. Закон Гука.                                                                        Силы трения. Виды сил трения.

1

1

2

6.

Практическая работа №6 Решение задач «Применение законов динамики», «Силы в природе»

1

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: 

№4 Составление таблицы «Силы в природе».                                                                                

№5 Реферат «Исаак Ньютон – создатель классической физики»

№6 Составить конспект «Виды сил трения и их проявление»

2

2

2

2

2

2

Тема 1.3.

Законы сохранения в механике

Содержание учебного материала:

12 +3с/р

1.

Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Работа силы. Работа потенциальных сил.

1

1

2

2.

Мощность. Энергия. Кинетическая энергия.

 Потенциальная энергия.

1

1        

2

3.

Закон сохранения энергии в механике.

Применение закона сохранения энергии .

1

1

4.

Практическая работа №7 Решение задач "Закон сохранения импульса"

2

2                              

5.

Практическая работа №8 Решение задач «Закон сохранения механической энергии»

2

2

Лабораторная работа: № 1. «Сохранение механической энергии при движении тела под

действием сил тяжести и упругости».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: 

№7,8,9 Реферат на одну из тем «Законы сохранения в механике», «Роль К.Э. Циолковского в развитии космонавтики», «Сергей Павлович Королев – конструктор и организатор производства ракетно-космической техники», «Движение тела переменной массы».

3

2

Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика.

24+18с/р

Тема 2.1.

Основы молекулярно - кинетической теории.

Идеальный газ.

Содержание учебного материала:

10+6с/р

1.

 Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов.

 Броуновское движение. Диффузия.

1

1

2

2

Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Скорости движения молекул и их измерение.

1

1

2

3

Идеальный газ. Давление газа в МКТ. Основное уравнение МКТ идеального газа (без вывода).

Температура и ее измерение. Термодинамическая шкала температуры.

1

1

2

4

Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева – Клапейрона).    

Газовые законы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

1

1

2

5

Практическая работа №9 Решение задач «Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы»

1

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: 

№10 Реферат по теме: «Атомистика греков».

№11 Реферат на одну из тем «Михаил Васильевич Ломоносов – ученый энциклопедист», «Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов».

№12 Решение задач «Основное уравнение МКТ»  

2

2

2

2

2

2

Тема 2.2.

Основы термодинамики

Содержание учебного материала:

7+6с/р

1.

Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа  в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса.

1

2

2.

Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики.

1

2

3.

Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. Роль и значение тепловых двигателей в народном хозяйстве. Холодильные машины.Охрана окружающей среды.

1

2

4.

 Практическая работа №10 Решение задач по теме: «Первый закон термодинамики. Применение 1го закона т/д к различным процессам»

1

1

2

5.

Практическая работа №11 Решение задач «КПД тепловых двигателей,

работы и мощности с учетом КПД»

1

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: 

№13 Составление таблицы «Применение первого начала термодинамики к «изопроцессам»»;

№14 Составить презентации по темам: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды», «Пути повышения КПД тепловых двигателей», «Нетрадиционные источники энергии», «Газовые законы в повседневной жизни».

№15 Реферат на одну из тем «Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин», «Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины»

2

2

2

2

2

2

Тема 2.3

Свойства паров

Содержание учебного материала:

3+2с/р

1.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства.

1

2

2.

Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.

1

2

3.

Лабораторная работа №2 «Измерение влажности воздуха»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

№16 Сообщение «Перегретый пар и его использование в технике»

2

2

Тема 2.4

Свойства жидкостей

Содержание учебного материала:

1+2с/р

1.

Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

№17 Сообщение «Капиллярные явления»

2

2

Тема 2.5

 Свойства твердых тел

Содержание учебного материала:

3+2с/р

1.

Характеристика твердого состояния вещества Упругие свойства твердых тел. Закон Гука.

1

2

2.

Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.

1

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

№18 Реферат на одну из тем «Влияние дефектов на физические свойства кристаллов», «Жидкие кристаллы», «Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой», «Применение жидких кристаллов в промышленности».

2

2

Раздел 3 Электродинамика 

54+25с/р

Тема 3.1.

Электрическое поле

Содержание учебного материала:

14+7с/р

1.

Электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

1

2

2.

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля.

1

2

3.

Практическая работа №12 Решение задач «Закон Кулона»

2

2

4.

Практическая работа №13 Решение задач «Напряженность электрического поля. Работа электрического поля»

1

1

2

5.

Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля.

1

2

6.

Проводники и  диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.

1

2

7

Электроемкость. Конденсаторы.

1

2

8

Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

1

2

9.

Практическая работа №14 Решение задач «Электроёмкость.

Конденсаторы, их соединение»

1

1

2

11.

Зачет по теме: Электрическое поле

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

№19 Решение задач «Закон Кулона»,

№20 Решение задач «Характеристики электрического поля. Конденсаторы»

№21     Подготовка рефератов по теме: « Их имена будут жить вечно (ОМ, Ампер, Вольта,  Кулон, Фарадей)» 

2

2

3

2

2

2

Тема 3.2

Законы постоянного тока

Содержание учебного материала:

20+10с/р

1

Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи.

Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость сопротивления проводников от температуры. Соединение проводников.

1

1

2

2

Практическая работа №15 Решение задач «Закон Ома для участка цепи.

Соединение проводников».

1

1

2

3.

 ЭДС источника. Закон Ома для полной цепи.

Соединение источников электрической энергии в батарею.

1

1

2

4.

Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие электрического тока.

Закон Джоуля - Ленца. Решение задач.

1

1

2

5.

Лабораторная работа №3 «Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников»

2

2

6.

Лабораторная работа № 4 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения»

2

2

7.

Лабораторная работа № 5 «Определение  КПД электрического чайника»

2

2

8.

Практическая работа №16 Решение задач «Закон Ома для полной цепи,

вычисление тока короткого замыкания»

1

1

2

11

Практическая работа №17 Решение задач «Законы постоянного тока».

2

2

12

Зачет по теме «Законы постоянного тока»

2

2

Самостоятельная работа   обучающихся:

№22 Решение задач «Закон Ома для полной цепи»

№23 Оформление отчета по лабораторным работам.

№24 Реферат на одну из тем «Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость», «Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости», «Законы Кирхгофа для электрической цепи»,

№25 Сообщение на одну из тем «Использование электроэнергии на транспорте», «Молния – газовый разряд в природных условиях»

2

3

3

2

2

2

2

2

Тема 3.3

Электрический ток в полупроводниках

Содержание учебного материала:

4+3с/р

1

Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников и ее зависимость от освещенности и температуры.

1

2

2

Свойство р-п перехода

1

2

3

Полупроводниковые приборы. Диод, его применение.

Транзисторы.

1

1

2

Самостоятельная работа  обучающихся:                                    

№26  Реферат на одну из тем «Акустические свойства полупроводников», «Биполярные транзисторы», «Криоэлектроника (микроэлектроника и холод)», «Полупроводниковые датчики температуры», «Пьезоэлектрический эффект и его применение»                            №27 Составление сравнительной таблицы «Электрический ток в различных средах».

2

1

2

2

Тема 3.4

Магнитное поле

Содержание учебного материала:

7+3с/р

1.

Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера.

1

2

2.

Взаимодействие токов. Магнитный поток.

1

2

3.

Работа по перемещению в магнитном поле проводника с током.

1

2

4.

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

1

2

5.

Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц.

1

2

6.

Практическая работа №18 Решение задач «Сила Ампера.

Сила Лоренца».

1

1

2

Самостоятельная работа  обучающихся:                    

№28 Реферат на одну из тем «Андре Мари Ампер – основоположник электродинамики», «Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции)», «Ускорители заряженных частиц», «Ханс Кристиан Эрстед – основоположник электромагнетизма»

№29 Решение задач «Сила Ампера. Сила Лоренца»

2

1

2

2

Тема 3.5

Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала:

9+2с/р

1.

Электромагнитная индукция.

1

2

2.

Вихревое электрическое поле.

1

2

3.

Самоиндукция.

1

2

4.

Энергия магнитного поля.

1

2

5.

Зачет по теме: «Электромагнитная индукция»

1

2

6.

 Практическая работа №19 Решение задач «Электромагнитная индукция»,

«ЭДС индукции в движущихся проводниках»

1

1

2

7.

 Практическая работа №20 Решение задач «ЭДС самоиндукции. Индуктивность. Энергии магнитного поля»

1

1

2

 Самостоятельная работа  обучающихся:  

№30 Реферат на одну из тем «Майкл Фарадей – создатель учения об электромагнитном поле», «Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия», «Природа ферромагнетизма», «Эмилий Христианович Ленц – русский физик»                   

2

2

2

Раздел 4. Колебания и волны          

26+13с/р

Тема 4.1

Механические колебания

Содержание учебного материала:

7

1.

Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы.

Превращение энергии при колебательном движении. 

1

1

2

2.

Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1

1

2

3.

Лабораторная работа №6 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити»

2

2

4.

Аттестация проводится в виде «Другие формы контроля» (средний бал по текущим оценкам успеваемости).

1

2

                                                                                                                      Итого за 1 курс

125+56с/р

2 курс            Раздел 4. Колебания и волны  (продолжение)

Тема 4.2

Упругие волны

Содержание учебного материала:

3+5с/р

1.

Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн.

1

2

2.

Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

1

2

3.

Практическая работа №21 Решение задач по теме «Механические волны»

1

2

Самостоятельная работа  обучающихся:

№32 Сообщения и презентации на тему «Влияние шума на здоровье человека», «Ультразвук и его применение», «Шумопоглощающие материалы и их применение».               

№33 Реферат на одну из тем «Ультразвук (получение, свойства, применение)», «Физика и музыка», «Дифракция в нашей жизни»

2

3

2

2

Тема 4.3

Электромагнитные колебания

Содержание учебного материала:

10+3с/р

1.

Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания.

1

2

2.

Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный электрический ток. Действующее значение силы тока и напряжения.

1

2

3.

Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для цепи переменного тока Активное сопротивление. Мощность в цепи с резистором.

2

2

4.

Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока.

2

2

5.

Трансформаторы и их применение. Токи высокой частоты.

1

2

6.

Получение, передача и распределение электроэнергии. Проблемы энергосбережения.

1

2

7.

Практическая работа №22 Решение задач «Переменный ток»

2

2

Самостоятельная работа  обучающихся:

№34 Сообщение на одну из тем «Переменный электрический ток и его применение», «Производство, передача и использование электроэнергии», «Трансформаторы», «Альтернативная энергетика»

3

2

Тема 4.4

Электромагнитные волны

Содержание учебного материала:

6+5с/р

1.

Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур.

2

2

2.

Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи.

2

2

3.

Применение электромагнитных волн. Радиолокация.

1

2

4.

Практическая работа №23 Решение задач «Электромагнитные волны»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

№35 Реферат на одну из тем «Александр Степанович Попов – русский ученый, изобретатель радио», «Развитие средств связи и радио», «Современные средства связи», «Современная спутниковая связь»

№36 Подготовка презентаций «Двойное лучепреломление электромагнитных волн».

2

3

2

2

Раздел 5 Оптика

14+7с/р

Тема 5.1

Природа света.

Содержание учебного материала:

6+4с/р

1.

Скорость распространения света.

1

2

2.

Законы отражения и преломления света. Полное отражение света.

1

2

3.

Линзы.

1

2

4.

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

1

2

5.

Практическая работа №24  Решение задач «Преломление света. Формула тонкой линзы»

1

2

6.

Лабораторная работа № 7 «Изучение изображения предметов в тонкой линзе».

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

№37 Подготовка презентаций по теме «Глаз как оптическая структура», «Развитие представлений о природе света», «Миражи», «Оптические иллюзии», «Свет и цвет в природе», «Влияние света и цвета на здоровье человека».    

№38 Сообщение «Свет – электромагнитная волна», «Оптические явления в природе»

2

2

2

2

Тема 5.2

Волновые свойства света.

Содержание учебного материала:

8+3с/р

1.

Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках.

 Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике.

1

1

2

2.

Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах.

Дифракционная решетка. Понятие о голографии.

1

1

2

3.

Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды.

1

2

4.

Дисперсия света. Виды спектров.  Спектры испускания и поглощения.

1

2

5.

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений.

1

2

6.

Практическая работа №25  Тест «Световые волны»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

№39 Реферат на одну из тем «Голография и ее применение», «Рентгеновские лучи. История открытия. Применение», «Шкала электромагнитных волн».

3

2

Раздел 6. Элементы квантовой физики.

14+10с/р

Тема 6.1

Квантовая оптика

Содержание учебного материала:

4+2с/р

1

Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэффект и его законы.

1

2

2

Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.

1

2

3.

Практическая работа №26 Решение задач «Формула Эйнштейна для фотоэффекта»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

№40 Реферат на одну из тем «Александр Григорьевич Столетов – русский физик», «Макс Планк», «Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики», «Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта»

2

2

Тема 6.2

Физика атома

Содержание учебного материала:

4+2с/р

1

Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода.

1

2

2

Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда.

1

2

3

Модель атома водорода по Н. Бору.

1

2

4

Квантовые генераторы. Лазер. Принцип действия лазера.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

№41 Реферат на одну из тем «Лазерные технологии и их использование»,  «Конструкция и виды лазеров», «Модели атомов. Опыт Резерфорда», «Нильс Бор – один из создателей современной физики»

2

2

2

Тема 6.3

Физика атомного ядра

Содержание учебного материала:

6+6с/р

1.

Естественная радиоактивность. α, β, γ- излучения. Закон радиоактивного распада.

1

2

2.

Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц.

1

2

3.

Эффект Вавилова – Черенкова.

1

2

4.

 Строение атомного ядра. Радиоактивные превращения. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер.

1

2

5.

Ядерные реакции.  Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер.  Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Термоядерные реакции.

1

2

6.

Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

№42 Сообщение на одну из тем «Применение радиоактивных изотопов», «Метод меченых атомов», «Применение ядерных реакторов»

№43 Подготовка и проведение беседы  «Послесловие к Чернобыльской катастрофе» со слайдовым сопровождением.

№44 Реферат на одну из тем «Игорь Васильевич Курчатов – физик, организатор атомной науки и техники», «Классификация и характеристики элементарных частиц»,  «Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц»

2

2

2

2

2

2

Раздел 7. Эволюция Вселенной

8+4с/р

Тема 7.1

Строение и развитие  Вселенной.

Содержание учебного материала:

4+2с/р

1

Наша звездная система – Галактика. Другие галактики.

1

1

2

Понятие о космологии. Бесконечность Вселенной.

1

1

3

Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной.

1

1

4

Строение и происхождение Галактик.

1

1

Тема 7.2 Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.

1

Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд.

1

1

2

Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

2

1

Самостоятельная работа:                                      

№45 Реферат на одну из тем «Реликтовое излучение», «Астрономия наших дней», «Вселенная и темная материя»

№46  Реферат на одну из тем «Солнце – источник жизни на Земле», «Управляемый термоядерный синтез»,  «Черные дыры», «Рождение и эволюция звезд», «Происхождение солнечной системы», «Астероиды»

2

2

2

2

7.

Зачет

1

2

Всего за 2  курc

Итого:

55+34с/р

180+90с/р

Всего: Аудиторных – 180

Максимальных - 270

Теоретических занятий - 120

Практических занятий - 48

Лабораторных занятий – 12

Самостоятельных работ – 90


ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности

Введение

Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этой деятельности, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Проведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.

Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.

Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.

Умение предлагать модели явлений.

Указание границ применимости физических законов.

Изложение основных положений современной научной картины мира.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.

Использование Интернета для поиска информации.

1 Механика

Кинематика

Представление механического движения уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекцией скорости от времени. Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений. Указание использования поступательного и вращательного движений в технике. Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей. Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин. Представление информации о видах движения в виде таблицы.

Законы сохранения в механике

Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указание границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения

2 Основы молекулярной физики и термодинамики

Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ

Выполнение экспериментов, служащих для обоснования МКТ. Решение задач с применением основного уравнения МКТ. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости p(T), V(T), p(V). Экспериментальное исследование зависимости p(T), V(T), p(V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного, изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ.

Основы термодинамики

Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики. Расчет работы, совершаемой газом, по графику зависимости p(V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния газа по замкнутому циклу. Объяснение принципа действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики»

Свойства паров, жидкостей, твердых тел

Измерение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе и технике. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера.

Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов.

3 Электродинамика

Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного или нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного или нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов. Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора.

Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества

Проведение сравнительного анализа гравитационного и электрического полей.

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчета  силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком – в режиме потребителя. Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона. Снятие вольтамперной характеристики диода. Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов.

Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.

Установка причинно-следственных связей.

Магнитные явления

Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на движущийся в магнитном поле электрический заряд. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя. Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека.

Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств. Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей. Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину.

4 Колебания и волны

Механические колебания

Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины.

Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний

Упругие волны

Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека.

Электромагнитные колебания

Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивности катушки. Исследование электрического резонанса в последовательной цепи. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитные колебательную системы. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии.

Электромагнитные волны

Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях вселенной.

5 Оптика

Природа света

Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа.

Волновые свойства света

Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.

Приведение примеров проявления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений.

6 Элементы квантовой физики

Квантовая оптика

Наблюдение фотоэффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэффекте. Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона. Перечисление приборов установки, в которых применяется безинерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики.

Физика атома

Наблюдение линейчатых спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов Исследование линейчатого спектра. Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера.

Физика атомного ядра

Наблюдение треков α- частиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии, выделяющейся при радиоактивном распаде. Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление энергии, выделяющейся при протекании ядерной реакции. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.). Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности.

7 Эволюция Вселенной

Строение и развитие Вселенной

Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях. Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т.д.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы

Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю. Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы.

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

        Для реализации программы дисциплины «Физика» имеется учебный кабинет и лаборатория физики.

         Оборудование учебного кабинета:

- стенд «МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА ЕДИНИЦ»;

- стенд «ФИЗИЧЕСКИЕ ПОСТОЯННЫЕ»;

        Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- экран;

- электронные презентации;

        Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- лабораторная посуда; - спиртовки;

- лабораторное оборудование;

- коллекции образцов твердых тел, жидкостей

- методические пособия по проведению лабораторных работ.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основные источники: для студентов

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

2.Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

3.Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2014.

4.Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, А.В. Коржуев, О.В. Муртазина. — М., 2015.

5. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т.И.Трофимовой. — М., 2014.

Дополнительные источники

1.Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

2.Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

3.Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М.,2013.

4.Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2013.

5.Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Сборник задач. — М., 2013.

6.Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2015.

7.Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2013.

Для преподавателей

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — 4. — Ст. 445.

2.Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

3.Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

4.Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

5.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

6.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред.от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

7.Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.

Интернет- ресурсы

www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).

www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека). www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).

www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).

www.ru/book (Электронная библиотечная система). www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).

www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике). www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете). www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).

www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).


3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

        В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: практико-ориентированные технологии (лабораторные работы), информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения,  технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий ( групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия).

        Для проведения текущего контроля знаний  проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также просмотр и оценка отчётных работ по лабораторным занятиям.

        Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме  экзамена.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

темы рефератов (докладов), индивидуальных  проектов.

  • Александр Григорьевич Столетов — русский физик.

  • Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.
  • Альтернативная энергетика.
  • Акустические свойства полупроводников.
  • Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.
  • Асинхронный двигатель.
  • Астероиды.
  • Астрономия наших дней.
  • Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
  • Бесконтактные методы контроля температуры.
  • Биполярные транзисторы.
  • Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.
  • Величайшие открытия физики.
  • Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
  • Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
  • Вселенная и темная материя.
  • Галилео Галилей — основатель точного естествознания.
  • Голография и ее применение. Движение тела переменной массы.
  • Дифракция в нашей жизни.
  • Жидкие кристаллы.
  • Законы Кирхгофа для электрической цепи.
  • Законы сохранения в механике.
  • Значение открытий Галилея.
  • Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.
  • Исаак Ньютон — создатель классической физики.
  • Использование электроэнергии в транспорте.
  • Классификация и характеристики элементарных частиц.
  • Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
  • Конструкция и виды лазеров.
  • Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).
  • Лазерные технологии и их использование.
  • Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.

  • Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).
  • Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.
  • Макс Планк.
  • Метод меченых атомов.
  • Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.
  • Методы определения плотности.
  • Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.
  • Модели атома. Опыт Резерфорда.
  • Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
  • Молния — газовый разряд в природных условиях.

  • Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.
  • Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
  • Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.
  • Нильс Бор — один из создателей современной физики.
  • Нуклеосинтез во Вселенной.
  • Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.
  • Оптические явления в природе.
  • Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости. 
  • Переменный электрический ток и его применение.
  • Плазма — четвертое состояние вещества.
  • Планеты Солнечной системы.
  • Полупроводниковые датчики температуры.
  • Применение жидких кристаллов в промышленности.
  • Применение ядерных реакторов.
  • Природа ферромагнетизма.
  • Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
  • Производство, передача и использование электроэнергии.
  • Происхождение Солнечной системы.
  • Пьезоэлектрический эффект его применение.
  • Развитие средств связи и радио.
  • Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
  • Реликтовое излучение.
  • Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
  • Рождение и эволюция звезд.
  • Роль К.Э.Циолковского в развитии космонавтики.
  • Свет — электромагнитная волна.

  • Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.
  • Силы трения.
  • Современная спутниковая связь.
  • Современная физическая картина мира.
  • Современные средства связи. 
  • Солнце — источник жизни на Земле.
  • Трансформаторы.
  • Ультразвук (получение, свойства, применение).
  • Управляемый термоядерный синтез.
  • Ускорители заряженных частиц.
  • Физика и музыка.
  • Физические свойства атмосферы.
  • Фотоэлементы.
  • Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.
  • Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.
  • Черные дыры.
  • Шкала электромагнитных волн.
  • Экологические проблемы и возможные пути их решения.
  • Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
  • Эмилий Христианович Ленц — русский физик.


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения  занятий и лабораторных работ, устного и письменного опросов, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.

Результаты обучения

(предметные результаты)

Формы и методы контроля и оценки

результатов  обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Физика":

-  сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

Входной контроль: собеседование

- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

Оперативный контроль:

- просмотр и обсуждение докладов, рефератов;

- коллоквиум ;

- проверка и оценка презентаций

- сформированность умения решать физические задачи;

- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

- сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности

Оперативный контроль:

- в устной или письменной форме;

- тестирование;

- просмотр и оценка отчётов по лабораторным работам

- сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;

- владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

- владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

Оперативный контроль:

- в устной или письменной форме;

- тестирование;

- просмотр и оценка отчётов по лабораторным работам

Итоговый контроль – экзамен



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты

(личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- проявление гражданственности, патриотизма;

- знание истории своей страны;

- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- проявление активной жизненной позиции;

- проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;

- уважение общечеловеческих и демократических ценностей

- демонстрация готовности к исполнению воинского долга

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Своевременность постановки на воинский учет

Проведение воинских сборов

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;

- проявление общественного сознания;

- воспитанность и тактичность;

- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности

Успешное прохождение учебной практики.

Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- демонстрация желания учиться;

- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- умение ценить прекрасное;

Творческие и исследовательские проекты

Дизайн-проекты по благоустройству

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- готовность вести здоровый образ жизни;

- занятия в спортивных секциях;

- отказ от курения, употребления алкоголя;

- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;

- оказание первой помощи

Спортивно-массовые мероприятия

Дни здоровья

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-  демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач 

Занятия по специальным дисциплинам

Учебная практика

Творческие проекты

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- экологическое мировоззрение;

- знание основ рационального природопользования и охраны природы

Мероприятия по озеленению территории.

Экологические проекты

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- уважение к семейным ценностям;

- ответственное отношение к созданию семьи

Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.

Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»

метапредметные результаты 

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 

- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;

- умение планировать собственную деятельность;

- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;

- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей

Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- демонстрация коммуникативных способностей;

- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;

- умение разрешить конфликтную ситуацию

Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- использование различных методов решения практических задач

Семинары

Учебно-практические конференции

Конкурсы

Олимпиады

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- эффективный поиск необходимой информации;

- использование различных источников информации, включая электронные;

- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;

- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.

Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.

- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.)

Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной

программы

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы