Рабочая программа по элективному курсу «Основы технического моделирования» 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Элективный курс предназначен для приобретения практических  навыков в выполнении экспериментальных работ. Программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающий характер.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Ю.А. Гагарина»

МО «Котлас»

Рабочая программа

по элективному курсу

«Основы технического моделирования»

7 класс

2017 - 2018 учебный год

                    учитель физики

        высшей квалификационной категории

                                        Зорин Альберт Валерьевич

п. Вычегодский

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вклад элективного курса в общее образование

Элективный курс предназначен для приобретения практических  навыков в выполнении экспериментальных работ. Программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающий характер.

Общие цели элективного курса

создание условий для развития творческих способностей средствами технической деятельности.

Задачи курса: 

познакомить учащихся с различными материалами, используемыми в начальном техническом моделировании;

обучить приемам и навыкам технического моделирования;

сформировать устойчивый интерес к техническому творчеству;

развивать у детей элементы изобретательности художественного воображения, технического мышления и творческой инициативы;

развивать глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;

воспитывать у детей чувство гражданственности, стремление к здоровому образу жизни;

способствовать воспитанию высокой культуры общения.

Данная программа разработана на основе книг: Брагин В.П. «Техническое творчество», издательство ЦК ВЛКСМ, 1955, Иванов Б.С. Энциклопедия самоделок юного мастера – М.: Мол.гвардия, 1992., Негримовский М.И. «Инженер начинается в школе», М.: «Дет.лит.», 1974, Честмир Барта 200 работ для умелых рук, Москва 1991.

Элективный курс имеет чётко выраженную практическую направленность. Эксперимент здесь выступает как метод обучения, выполняя при этом все функции: побуждающую,  обучающую, развивающую, контролирующую.

Особенности курса

  • вносит существенный вклад в развитие мышления учащихся;
  • совершенствует экспериментальные умения;
  • придает положительную эмоциональную окраску, вызывает повышенный интерес учащихся к физике и объектам техники;
  • формирует умения работы с книгой (справочником, учебником).

Курс позволяет формировать такие важные для современности качества человека, как стремление к успеху, самостоятельно решать проблемы, работать с информацией, анализировать поставленную задачу. Расширяет представления учащихся о технике, знакомит с историей возникновения технических изобретений, с именами выдающихся конструкторов и ученых, но и даёт элементарные навыки в области математики, геометрии, физики, трудового обучения в доступной и увлекательной форме.

 Дети могут применять полученные навыки и практический опыт при дальнейшем изучении естественных наук: физики, математики, а также трудового обучения в общеобразовательной школе.

Структура программы

Рабочая программа состоит из: пояснительной записки; описания места элективного курса в учебном плане; содержания элективного курса;   тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности;  планируемых результатов изучения; описания учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися

В качестве основных методов обучения используются исследовательский и эвристический.

Приоритетные виды и формы контроля

По итогам курса учащиеся решают проверочную работу.

Работа каждого учащегося в рамках курса оценивается комплексно по следующим компонентам:

  • включенность ученика в учебную деятельность;
  • умение подобрать оборудование, спланировать эксперимент;
  • умение проанализировать результаты и оценить погрешности.

Срок реализации программы

Программа элективного курса рассчитана на один учебный год.

2.СОДЕРЖАНИЕ  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

7 класс (17 часов, 0.5часа в неделю)

I. Введение 1 час

Моделирование. Инструменты.

II.Основы конструирования 15 часов

Плоскостные модели. Летающая тарелка.

Объёмные модели. Ракета с парашютом. Парашюты.

Модели, движущиеся за счёт потенциальной энергии. Модель корабля.

Конструирование динамической игрушки. Создание эскиза. Выбор материалов. Сборка модели. Апробация работы.

III. Презентация моделей 1 час

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный план МОУ «СОШ № 4 им. Ю.А. Гагарина» отводит 17 часов для изучения элективного курса на ступени основного общего образования  в VII классе из расчета 0.5 учебных часа в неделю. Тематическое планирование элективного курса  в  7  классе рассчитано на 17 часов в год  – 0.5 часа в неделю. Планирование составлено на 17 часов.

В рабочей  программе отводится 15 часов для выполнения практических работ.


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Дата

Тема урока.

Тип урока

Элементы содержания

Практическая часть программы

Формы и методы контроля

Основные виды деятельности на основе универсальных учебных действий

Раздел 1. Введение  1 час

1

Моделирование. Инструменты.

Урок открытия нового знания

Процесс моделирования. Инструменты и материалы.

Знакомство с инструментами.

Фронтальный опрос.

Знать понятие моделирования. Виды моделирования.

Раздел 2. Основы конструирования  15 часов

2.1

Плоскостные модели. Летающая тарелка.

Комбинированный.

Плоскостные модели. Сборка изделия.

Создание модели летающей тарелки

Фронтальный опрос,

Знать основные виды и типы моделей. Составлять план по созданию моделей.

Объяснять принцип работы моделей.

3.2

Объёмные модели. Ракета с парашютом.

Комбинированный.

Объёмные модели. Ракеты.

Сборка корпуса ракеты по шаблону.

Самостоятельная работа.

4.3

Парашюты.

Комбинированный.

Парашюты.

Чертёж парашюта.

Самостоятельная работа.

5.4

Сборка и испытание изделия.  Комбинированный.

Дефекты и способы их устранения.

Сборка изделия.

Самостоятельная работа.

6.5

Модели, движущиеся за счёт потенциальной энергии.

Комбинированный.

Виды энергии. Переход одного вида энергии в другой.

Изучение перехода потенциальной энергии в кинетическую.

Самостоятельная работа.

7.6

Модель корабля.

Комбинированный.

Модель корабля. Свойства древесины.

Чертёж корабля.

Самостоятельная работа.

8.7

Сборка изделия. Передача вращения.  Комбинированный.

Способы передачи вращения.

Сборка изделия.

Самостоятельная работа.

9.8

Сборка изделия. Отделка.

Комбинированный.

Лак, краска.

Покрытие лаком.

Самостоятельная работа.

10.9

Конструирование динамической игрушки.

Комбинированный.

Динамические игрушки.

Изучение динамических игрушек.

Самостоятельная работа.

11.10

Создание эскиза. Выбор материалов. Комбинированный.

Эскиз. Свойства материалов.

Эскиз изделия.

Самостоятельная работа.

12.11

Сборка модели. Работа ручным инструментом. Комбинированный.

Инструмент. Свойства материалов.

Работа ручным инструментом.

Самостоятельная работа.

13.12

Сборка модели. Передача движения. Комбинированный.

Виды передач.

Сборка модели.

Самостоятельная работа.

14.13

Сборка модели.  Соединение разнородных материалов. Комбинированный.

Виды соединения. Паяние.

Соединение разнородных материалов.

Самостоятельная работа.

15.14

Апробация работы.

Комбинированный.

Виды дефектов и способы их устранения.

Устранение дефектов.

Самостоятельная работа.

16.15

Сборка модели. Отделка изделия. Комбинированный.

Лак, краски.

Самостоятельная работа.

Раздел 3. Презентация моделей  1 час

17.1

Представление моделей.

Урок развивающего контроля.

Представление моделей.


5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Изучение элективного курса «Решение экспериментальных задач  по физике»  должно обеспечить:

формирование целостной научной картины мира;

понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

овладение  научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

По окончании курса учащиеся должны знать:

терминологию при чтении специальной литературы;

свойства различных материалов;

виды соединения и способы их крепления;

возможности разных инструментов при изготовлении изделий из различных материалов;

технику безопасности.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

использовать в практической деятельности по техническому моделированию грамотную терминологию;

пользоваться специализированной литературой;

самостоятельно осуществлять выбор модели и планировать её изготовление;

самостоятельно выполнять изготовление отдельных деталей модели и их монтаж;

устранять недостатки в изделии;

использовать знания, полученные на других занятиях, в практической деятельности по техническому моделированию.

По итогам курса обучающиеся  представляют действующие модели.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для качественной реализации данной программы созданы благоприятные условия. Все учащиеся обеспечены справочниками, электронными образовательными ресурсами. Преподавание осуществляется в кабинете физики, который соответствует требованиям Сан ПиН 2.4.2.2821 – 10     от 29 декабря 2010 года № 189.

Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям к оснащению образовательного    процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, что позволяет реализовать программу основного общего образования по физике в полном объеме.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект демонстрационного оборудования; комплект лабораторного оборудования для проведения фронтальных лабораторных работ и лабораторного практикума; действующие модели для демонстрации физических явлений; комплект плакатов и таблиц; комплект раздаточного дидактического материала по каждой теме; технические средства обучения (компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор и интерактивная доска.

Дополнительная литература для учителя и обучающихся

  1. Автомобили. М.: Астрель-Аст, 2002.
  2. Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. Большая энциклопедия изобретений / научно - популярное издание для детей. - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс», 2007.
  3. Балдина Н.А., Козлов Б.И., Майоров А.А. Техника вокруг нас / научнопопулярное издание для детей - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс», 2005.
  4. Барта Ч. 200 моделей для умелых рук. - СПб: Сфинкс,1997.
  5. Большая детская энциклопедия. - М.: Астрель-Аст,2003.
  6. Брандербург Т. Автомобили. Пер. с нем. - М.:ООО «Астрель-Аст», 2002.
  7. Данилов А.В., Золотов А.В., Шугуров Л.М. Легковые автомобили. - М,: «Росмэн», 2007.
  8. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 1980.
  9. Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. - М.: Патриот, 1990.

10.Заворотов В.А. От идеи до модели. Кн. для учащихся. - 2 изд-е., переработанное и дополненное - М.: Просвещение, 1988.

  1. Карпинский А., Смолис С. Модели судов из картона. Пер. с польского. - Л.: Судостроение,1990.
  1. Кузнецова О.С. Самоделки. Учебно-методическое пособие. - М.: «Карапуз-дидактика», 2005.
  1. Маркуша А.М. Все цвета радуги.- Минск: Народная асвета, 1993.
  2. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия развития, 2001.
  3. Столярова С.В. Я машину смастерю, папе с мамой подарю. - Ярославль: Академия - Холдинг, 2000.
  4. Твори, выдумывай, пробуй! Сборник бумажных моделей. Книга для учащихся./ Сост. М.С. Тимофеева. - М.: просвещение, 1981.
  5. Транковский С.Д. Техника будущего / научно-популярное издание для детей. - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс. 2000.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы

Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....

Рабочая программа по элективному курсу "Основы потребительских знаний"

   Экономика и право должны стать уделом каждого члена общества, так как каждый участвует в экономическом обороте, совершая разного рода покупки, заключая те или иные договоры - письм...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс

Программа составлена на основе авторской программы по предмету Основы безопасности и жизнедеятельности для 5-9 классов общеобразовательных учреждений: В. Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. ...

Рабочая программа по элективному курсу Основы проектирования

Класс 10 Уровень среднее общее образование Учитель Дорн Л.Н.Количество часов по учебному плану всего  17 часов; в неделю   1   часПланирование составлено на основе а...

Рабочая программа по элективному курсу "Основы смыслового чтения"

Рабочая программа поможет учителю выбрать направление работы, правильно сделать акценты при подготовке к урокам, подобрать дидактический материал...

Рабочая программа по элективному курсу "Основы менеджмента" 11 класс

Рабочая программа по элективному курнсу "Основы менеджмента" 11 класс...