Рабочая программа по элективному курсу «Основы технического моделирования» 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Элективный курс предназначен для приобретения практических навыков в выполнении экспериментальных работ. Программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающий характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 им. Ю.А. Гагарина»
МО «Котлас»
Рабочая программа
по элективному курсу
«Основы технического моделирования»
7 класс
2017 - 2018 учебный год
учитель физики
высшей квалификационной категории
Зорин Альберт Валерьевич
п. Вычегодский
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вклад элективного курса в общее образование
Элективный курс предназначен для приобретения практических навыков в выполнении экспериментальных работ. Программа имеет техническую направленность, соответствует начальному общему уровню образования и носит развивающий характер.
Общие цели элективного курса
создание условий для развития творческих способностей средствами технической деятельности.
Задачи курса:
познакомить учащихся с различными материалами, используемыми в начальном техническом моделировании;
обучить приемам и навыкам технического моделирования;
сформировать устойчивый интерес к техническому творчеству;
развивать у детей элементы изобретательности художественного воображения, технического мышления и творческой инициативы;
развивать глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;
воспитывать у детей чувство гражданственности, стремление к здоровому образу жизни;
способствовать воспитанию высокой культуры общения.
Данная программа разработана на основе книг: Брагин В.П. «Техническое творчество», издательство ЦК ВЛКСМ, 1955, Иванов Б.С. Энциклопедия самоделок юного мастера – М.: Мол.гвардия, 1992., Негримовский М.И. «Инженер начинается в школе», М.: «Дет.лит.», 1974, Честмир Барта 200 работ для умелых рук, Москва 1991.
Элективный курс имеет чётко выраженную практическую направленность. Эксперимент здесь выступает как метод обучения, выполняя при этом все функции: побуждающую, обучающую, развивающую, контролирующую.
Особенности курса
- вносит существенный вклад в развитие мышления учащихся;
- совершенствует экспериментальные умения;
- придает положительную эмоциональную окраску, вызывает повышенный интерес учащихся к физике и объектам техники;
- формирует умения работы с книгой (справочником, учебником).
Курс позволяет формировать такие важные для современности качества человека, как стремление к успеху, самостоятельно решать проблемы, работать с информацией, анализировать поставленную задачу. Расширяет представления учащихся о технике, знакомит с историей возникновения технических изобретений, с именами выдающихся конструкторов и ученых, но и даёт элементарные навыки в области математики, геометрии, физики, трудового обучения в доступной и увлекательной форме.
Дети могут применять полученные навыки и практический опыт при дальнейшем изучении естественных наук: физики, математики, а также трудового обучения в общеобразовательной школе.
Структура программы
Рабочая программа состоит из: пояснительной записки; описания места элективного курса в учебном плане; содержания элективного курса; тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности; планируемых результатов изучения; описания учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися
В качестве основных методов обучения используются исследовательский и эвристический.
Приоритетные виды и формы контроля
По итогам курса учащиеся решают проверочную работу.
Работа каждого учащегося в рамках курса оценивается комплексно по следующим компонентам:
- включенность ученика в учебную деятельность;
- умение подобрать оборудование, спланировать эксперимент;
- умение проанализировать результаты и оценить погрешности.
Срок реализации программы
Программа элективного курса рассчитана на один учебный год.
2.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
7 класс (17 часов, 0.5часа в неделю)
I. Введение 1 час
Моделирование. Инструменты.
II.Основы конструирования 15 часов
Плоскостные модели. Летающая тарелка.
Объёмные модели. Ракета с парашютом. Парашюты.
Модели, движущиеся за счёт потенциальной энергии. Модель корабля.
Конструирование динамической игрушки. Создание эскиза. Выбор материалов. Сборка модели. Апробация работы.
III. Презентация моделей 1 час
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план МОУ «СОШ № 4 им. Ю.А. Гагарина» отводит 17 часов для изучения элективного курса на ступени основного общего образования в VII классе из расчета 0.5 учебных часа в неделю. Тематическое планирование элективного курса в 7 классе рассчитано на 17 часов в год – 0.5 часа в неделю. Планирование составлено на 17 часов.
В рабочей программе отводится 15 часов для выполнения практических работ.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Дата | Тема урока. Тип урока | Элементы содержания | Практическая часть программы | Формы и методы контроля | Основные виды деятельности на основе универсальных учебных действий | |
Раздел 1. Введение 1 час | |||||||
1 | Моделирование. Инструменты. Урок открытия нового знания | Процесс моделирования. Инструменты и материалы. | Знакомство с инструментами. | Фронтальный опрос. | Знать понятие моделирования. Виды моделирования. | ||
Раздел 2. Основы конструирования 15 часов | |||||||
2.1 | Плоскостные модели. Летающая тарелка. Комбинированный. | Плоскостные модели. Сборка изделия. | Создание модели летающей тарелки | Фронтальный опрос, | Знать основные виды и типы моделей. Составлять план по созданию моделей. Объяснять принцип работы моделей. | ||
3.2 | Объёмные модели. Ракета с парашютом. Комбинированный. | Объёмные модели. Ракеты. | Сборка корпуса ракеты по шаблону. | Самостоятельная работа. | |||
4.3 | Парашюты. Комбинированный. | Парашюты. | Чертёж парашюта. | Самостоятельная работа. | |||
5.4 | Сборка и испытание изделия. Комбинированный. | Дефекты и способы их устранения. | Сборка изделия. | Самостоятельная работа. | |||
6.5 | Модели, движущиеся за счёт потенциальной энергии. Комбинированный. | Виды энергии. Переход одного вида энергии в другой. | Изучение перехода потенциальной энергии в кинетическую. | Самостоятельная работа. | |||
7.6 | Модель корабля. Комбинированный. | Модель корабля. Свойства древесины. | Чертёж корабля. | Самостоятельная работа. | |||
8.7 | Сборка изделия. Передача вращения. Комбинированный. | Способы передачи вращения. | Сборка изделия. | Самостоятельная работа. | |||
9.8 | Сборка изделия. Отделка. Комбинированный. | Лак, краска. | Покрытие лаком. | Самостоятельная работа. | |||
10.9 | Конструирование динамической игрушки. Комбинированный. | Динамические игрушки. | Изучение динамических игрушек. | Самостоятельная работа. | |||
11.10 | Создание эскиза. Выбор материалов. Комбинированный. | Эскиз. Свойства материалов. | Эскиз изделия. | Самостоятельная работа. | |||
12.11 | Сборка модели. Работа ручным инструментом. Комбинированный. | Инструмент. Свойства материалов. | Работа ручным инструментом. | Самостоятельная работа. | |||
13.12 | Сборка модели. Передача движения. Комбинированный. | Виды передач. | Сборка модели. | Самостоятельная работа. | |||
14.13 | Сборка модели. Соединение разнородных материалов. Комбинированный. | Виды соединения. Паяние. | Соединение разнородных материалов. | Самостоятельная работа. | |||
15.14 | Апробация работы. Комбинированный. | Виды дефектов и способы их устранения. | Устранение дефектов. | Самостоятельная работа. | |||
16.15 | Сборка модели. Отделка изделия. Комбинированный. | Лак, краски. | Самостоятельная работа. | ||||
Раздел 3. Презентация моделей 1 час | |||||||
17.1 | Представление моделей. Урок развивающего контроля. | Представление моделей. |
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Изучение элективного курса «Решение экспериментальных задач по физике» должно обеспечить:
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
По окончании курса учащиеся должны знать:
терминологию при чтении специальной литературы;
свойства различных материалов;
виды соединения и способы их крепления;
возможности разных инструментов при изготовлении изделий из различных материалов;
технику безопасности.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
использовать в практической деятельности по техническому моделированию грамотную терминологию;
пользоваться специализированной литературой;
самостоятельно осуществлять выбор модели и планировать её изготовление;
самостоятельно выполнять изготовление отдельных деталей модели и их монтаж;
устранять недостатки в изделии;
использовать знания, полученные на других занятиях, в практической деятельности по техническому моделированию.
По итогам курса обучающиеся представляют действующие модели.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для качественной реализации данной программы созданы благоприятные условия. Все учащиеся обеспечены справочниками, электронными образовательными ресурсами. Преподавание осуществляется в кабинете физики, который соответствует требованиям Сан ПиН 2.4.2.2821 – 10 от 29 декабря 2010 года № 189.
Материально-техническая база кабинета соответствует требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, что позволяет реализовать программу основного общего образования по физике в полном объеме.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект демонстрационного оборудования; комплект лабораторного оборудования для проведения фронтальных лабораторных работ и лабораторного практикума; действующие модели для демонстрации физических явлений; комплект плакатов и таблиц; комплект раздаточного дидактического материала по каждой теме; технические средства обучения (компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор и интерактивная доска.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся
- Автомобили. М.: Астрель-Аст, 2002.
- Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. Большая энциклопедия изобретений / научно - популярное издание для детей. - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс», 2007.
- Балдина Н.А., Козлов Б.И., Майоров А.А. Техника вокруг нас / научнопопулярное издание для детей - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс», 2005.
- Барта Ч. 200 моделей для умелых рук. - СПб: Сфинкс,1997.
- Большая детская энциклопедия. - М.: Астрель-Аст,2003.
- Брандербург Т. Автомобили. Пер. с нем. - М.:ООО «Астрель-Аст», 2002.
- Данилов А.В., Золотов А.В., Шугуров Л.М. Легковые автомобили. - М,: «Росмэн», 2007.
- Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. - 2-е изд., - М.: Просвещение, 1980.
- Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. - М.: Патриот, 1990.
10.Заворотов В.А. От идеи до модели. Кн. для учащихся. - 2 изд-е., переработанное и дополненное - М.: Просвещение, 1988.
- Карпинский А., Смолис С. Модели судов из картона. Пер. с польского. - Л.: Судостроение,1990.
- Кузнецова О.С. Самоделки. Учебно-методическое пособие. - М.: «Карапуз-дидактика», 2005.
- Маркуша А.М. Все цвета радуги.- Минск: Народная асвета, 1993.
- Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия развития, 2001.
- Столярова С.В. Я машину смастерю, папе с мамой подарю. - Ярославль: Академия - Холдинг, 2000.
- Твори, выдумывай, пробуй! Сборник бумажных моделей. Книга для учащихся./ Сост. М.С. Тимофеева. - М.: просвещение, 1981.
- Транковский С.Д. Техника будущего / научно-популярное издание для детей. - М.: ЗАО «Ростэн-Пресс. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/14/picture-239266-1710397912.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу "Основы правовой культуры", 10-11 классы
Данная программа разработана для углубленного изучения раздела "Право" в рамках преподавания обществознания....
Рабочая программа по элективному курсу "Основы потребительских знаний"
Экономика и право должны стать уделом каждого члена общества, так как каждый участвует в экономическом обороте, совершая разного рода покупки, заключая те или иные договоры - письм...
рабочая программа элективного курса "Основы бизнес-планирования" 11 класс
календарно-тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313354-1381435778.jpg)
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс
Программа составлена на основе авторской программы по предмету Основы безопасности и жизнедеятельности для 5-9 классов общеобразовательных учреждений: В. Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-112950-1420202764.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу Основы проектирования
Класс 10 Уровень среднее общее образование Учитель Дорн Л.Н.Количество часов по учебному плану всего 17 часов; в неделю 1 часПланирование составлено на основе а...
Рабочая программа по элективному курсу "Основы смыслового чтения"
Рабочая программа поможет учителю выбрать направление работы, правильно сделать акценты при подготовке к урокам, подобрать дидактический материал...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/11/picture-1314288-1613067417.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу "Основы менеджмента" 11 класс
Рабочая программа по элективному курнсу "Основы менеджмента" 11 класс...