Рабочая программа по элективному курсу "Основы смыслового чтения"
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Рабочая программа поможет учителю выбрать направление работы, правильно сделать акценты при подготовке к урокам, подобрать дидактический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_osch_.docx201.28 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Documents\Документы сканера\1.jpg


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа МБОУ Лицея № 8 по учебному предмету «Основы смыслового чтения» разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 28),  (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897)
  • Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". (Зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.)
  • Основная образовательная программа ООО (ФГОС) МБОУ  Лицей № 8 и учебный план МБОУ  Лицей № 8 как часть ООП

с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) (ред. от 28.10.2015)

Программа рассчитана на один год

В соответствии с ФГОС  ОО структура рабочей программы (помимо пояснительной записки) содержит  три основных раздела:

  1. Планируемые результаты .
  2. Содержание образования по предмету.
  3. Тематическое планирование.

В соответствии с ФГОС общими целями реализации основного общего образования   являются:

 — становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;

— обеспечение планируемых результатов достижения выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, общественными, государственными потребностями.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение преемственности начального общего, основного общего  образования;

— обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов освоения программы всеми обучающимися;

— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей;

— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов;

— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, соответствующей целям общего образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательной деятельности по предмету «Основы смыслового чтения»

  1. Печатные пособия:

Антонова, Е. С. А72 Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 7–8 классов / Евгения Станиславовна Антонова. — 2-е изд. — М. : ООО «Кейс» : ООО «Омега-Л», 2012. — 88 с.

Вокруг тебя—Мир…: Книга для ученика. 7 класс/ Авт.-состав. А.Делетроз, В.Ю.Выборнова, М.Р. Савова и др.. – М.: Издательство МАИК «Наука», 2016

     Развитие критического мышления на уроке. Заир-Бек С.И. – М.: Просвещение, 2011.

     Материалы негосударственного образовательного учреждения «Оренбургский центр   непрерывного образования».

  1. Технические средства обучения:

Интерактивная доска.

ПМУ (ПК или ноутбук), телевизор, мультимедийный экран, проектор, МФУ.

  1. Цифровые и электронные образовательные ресурсы:

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

      http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

  1. Демонстрационные пособия:

Карточки, дидактический материал.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации рабочей программы требуется следующая минимальная материально-техническая база:

  • помещение кабинета , его оборудование (мебель и средства ИКТ),  удовлетворяющие требованиям  действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2 .4 .2 .2821-10, СанПиН 2 .2 .2/2 .4 .1340-03) .

Кабинет  должен быть оснащен 15 партами, 30 стульями, 1 компьютерным столом, 1стулом-креслом.

Кабинет русского языка комплектуется следующим периферийным оборудованием:

  • принтер (черно-белой печати, формата А4);
  • мультимедийный проектор (потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
  • интерактивная доска (желательно);
  • устройства для ввода визуальной информации (сканер, web-камера);
  • акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
  • оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Компьютерное оборудование обеспечено операционной системой Windows. Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете , лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.

  • Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Русский язык», представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (набора слайдов мультимедийной презентации).

Имеющиеся в МБОУ Лицее № 8 материально-техническое оснащение преподавания предмета «Основы смыслового чтения», кадровый потенциал, используемые методы работы и образовательные технологии позволяют в полном объеме реализовать требования к результатам образования.

  1. Планируемые результаты

1.Система ведущих целевых установок

Федеральные государственные образовательные стандарты  основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».
Под
смысловым чтением понимается:

- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

-извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

         Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.
         
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

         Программа «Основы смыслового чтения » в основной школе определяет:

цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию навыков смыслового чтения, описание основных подходов, обеспечивающих их эффективное развитие в условиях достижения планируемых результатов;
планируемые результаты освоения обучающимися навыков работы с текстом, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;

основные направления деятельности по развитию навыков работы с текстом

Цели и задачи программы.

Цель – развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы .
Задачи:

       - реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС;

       - обеспечение взаимосвязи содержания учебных предметов и достигаемых в процессе обучения предметных и метапредметных результатов при обучении работе с текстами из различных областей знаний;

       - разработка системы типовых заданий для оценки уровня сформированности смыслового чтения  уч-ся;

        - создание системы образовательных технологий деятельностного типа, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения ООП ООО согласно требованиям ФГОС;

  1. Ожидаемые результаты освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

  1. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

  1. Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации

Система оценки планируемых результатов

Формы и виды контроля:

  • сочинения,
  • тестирования,
  • практические работы,
  • творческие работы

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Итоговая оценка результатов освоения предмета «Основы смыслового чтения» определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

К главным критериям оценки индивидуальных достижений учащихся относятся следующие:

  • усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственной программы и ФГОС;
  • сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
  • развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
  • сформированность познавательной активности и интересов.

Оцениванию не подлежат:

  • темп работы ученика;
  • личностные качества школьников;
  • своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности.

Особенности оценки личностных результатов

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

  • сформированность основ гражданской идентичности личности;
  • готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
  • сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.

Особенности оценки метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах:

«Регулятивные универсальные учебные действия»,

«Коммуникативные универсальные учебные действия»,

«Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

  • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
  • способность к сотрудничеству и коммуникации;
  • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
  • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических и комплексных) по предмету.

Особенности оценки предметных результатов

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.

Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

Повышенный уровень достижения планируемых результатов (отметка «4»).

Высокий уровень достижения планируемых результатов (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»).

Показатели уровня успешности учащихся по предмету «Основы смыслового чтения»

В соответствии с заданным содержанием и объёмом лингвистических и речевых знаний, умений и навыков контролю и оценке подлежат:

— уровень усвоения теоретического материала;

— уровень сформированности учебно-языковых и нормативных  умений и навыков;

— уровень сформированности коммуникативных умений и навыков.

Формы текущего контроля

Основными формами и видами контроля уровня достижения предметных результатов являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов.

Оценка степени сформированности учебно-языковых умений и навыков

Сформированность учебно-языковых умений и навыков проверяется посредством практических заданий на основе языковой теории.

Оценка тестов

Степень усвоения теоретического материала, уровень сформированности языковых и нормативных умений учащихся выявляются посредством выполнения тестов.

Для проверки знаний применяется тест с набором заданий разных типов, которые охватывают основные вопросы темы. Количество заданий по разным темам может быть различным (от 5 и более).

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Отметка «5» ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Отметка «3» ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» ставится, если работа содержит 30%-50% правильных ответов.

Отметка «1» ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.

Оценка устного ответа

Развёрнутый устный ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на предложенную тему и показывать умение учащегося применять определения языковых понятий и соблюдать нормы русского литературного языка.

При оценке ответа прежде всего учитываются:

— степень осознанности изученного;

— подтверждение теоретических сведений примерами;

— полнота ответа;

— фактическая точность;

— правильность речи;

— логичность и точность речи.

Оценка «5» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если дает обучающийся ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если обучающийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных обучающимися на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.

1. Полнота и правильность ответа

2. Степень осознанности и понимания изученного

3. Языковое оформление ответа

отметка

Степень выполнения учащимися общих требований к ответу

«5»

Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применение знаний на практике, приводить примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

Ученик дает ответ удовлетворяющий те же требования , что и для отметки «5»; допускает 1-2 ошибки, которые сам исправляет; допускает 2-3 недочета в последовательном языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но:

-излагает материал неточно, допускает неточности в определении понятий и в формулировке правил;

-не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры;

-излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого;

«2»

Если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала, отказывается отвечать без объяснения причин.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки отводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка коммуникативных умений и навыков учащихся

Проверка умения правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом, уровня речевой подготовки учащихся, т. е. умения использовать языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и задачей высказывания, осуществляется с помощью творческих работ (изложения, сочинения).

В качестве обучающих используются сжатые, выборочные, подробные изложения, изложения с дополнительным заданием и др.

В качестве контрольных используются подробные и сжатые изложения.

Содержание изложения и сочинения оценивается по следующим критериям:

— соответствие работы теме и основной мысли;

— полнота и глубина раскрытия темы;

— правильность изложения фактического материала;

— связность, логичность, последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

— разнообразие словаря и грамматического строя речи;

— стилевое единство и выразительность речи, число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка сочинений

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся

Стратегической целью проектной деятельности как технологии обучения является освоение учащимися целого ряда специфических проектных умений, общеучебных навыков и предметных знаний, формирование у них универсальных компетентностей. Эта цель находит свое отражение в критериях оценивания проектов учащихся.

Критерии оценивания презентаций учащихся

Оценка

5

4

3

2

Содержание

Работа полностью завершена 

Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы

Не все важнейшие компоненты работы выполнены

Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя

Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов 

Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются

Работа демонстрирует понимание, но неполное

Работа демонстрирует минимальное понимание

·   Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика

·   Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.

·   Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно. 

·   Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов

·   Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

·   Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы

·   Ученик иногда предлагает свою интерпретацию

·   Интерпретация ограничена или беспочвенна

·   Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс

·   Почти везде выбирается более эффективный процесс

·   Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса

·   Ученик может работать только под руководством учителя

Дизайн

·   Дизайн логичен и очевиден 

·   Дизайн есть 

·   Дизайн случайный

·   Дизайн не ясен

·   Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

·   Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

·   Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

·   Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Графика

·   Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание

·   Графика соответствует содержанию

·   Графика мало соответствует содержанию

·   Графика не соответствует содержанию

Грамотность

·   Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических

·   Минимальное количество ошибок 

·   Есть ошибки, мешающие восприятию

·   Много ошибок, делающих материал трудночитаемым 

  1. Основное содержание предмета «Основы смыслового чтения» на уровне основного общего образования

Основное содержание учебного предмета

Работа над смысловым чтением предполагает следующие этапы: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.

Стратегии предтекстовой деятельности

Целью ориентировочных предтекстовых  стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации,   формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.

Стратегии текстовой деятельности

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.

Стратегии послетекстовой деятельности

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка  читательской интерпретации авторским смыслом.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  2.  Учебным планом МБОУ Лицея № 8 для 7 классов, являющимся частью Основной образовательной программы (утверждена  решением педагогического совета от 31.08.2016. протокол № 1) отводится 0,5 часа/нед. на изучение данного предмета.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Наименование раздела, темы

1

Введение.

Цели и задачи курса «Основы смыслового чтения»

2

Основные виды чтения.  Типы  текстов (сплошные и несплошные)их буквы.

3

Знакомство с основными приёмами предтексовой стратегии

4

Знакомство с основными приёмами текстовой стратегии

5

Знакомство с основными приёмами послетекстовой стратегии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Смысловое чтение"

Планирование деятельности для формирования навыков смыслового чтения...

Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)

Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию ми...

Рабочая программа стажировочной площадки "Формирование смыслового чтения у обучающихся с ЗПР"

Рабочая программа стажировочной площадки "Формирование смыслового чтения у обучающихся с ЗПР"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки смыслового чтения (русская и зарубежная литература)» 6 класс

Программный материал курса для 6 класса подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решает...

Рабочая программа по курсу основы смыслового чтения и работы с текстом

Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);Рабо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения» для обучающихся 5 классов

АннотацияНастоящая программа курса внеурочной деятельности для 5 класса создана на с учетом требований к предметным и метапредметным результатам усвоения программы основного общего образования Федерал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по смысловому чтению «Читаю. Понимаю. Применяю» для обучающихся 8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по смысловому чтению «Читаю. Понимаю. Применяю» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП ...