Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс
рабочая программа по обж (5 класс) на тему

Шилохвостова Люция Комилевна

Программа составлена на основе авторской программы по предмету Основы безопасности и жизнедеятельности для 5-9 классов общеобразовательных учреждений: В. Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. Н. Вангородского, М. А. Ульяновой, ФГОС для обучающихся с УО (ИН), примерной АООП, вариант 1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа по ОБЖ 5 класс147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа коррекционного курса ОБЖ, 5 класса

Пояснительная записка(5-9 классы)

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 5 - 9 классов обучающихся с УО (ИН) составлена в соответствии с требованиями Федеральных законов России: Об образовании, О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Об охране окружающей природной среды, О пожарной безопасности, О безопасности дорожного движения, О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, О гражданской обороне,  Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Программа составлена на основе авторской программы по предмету Основы безопасности и жизнедеятельности для 5-9 классов общеобразовательных учреждений: В. Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. Н. Вангородского, М. А. Ульяновой, ФГОС для обучающихся с УО (ИН), примерной АООП, вариант 1.

В своей предметной ориентации предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей:

– усвоение обучающимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

– понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;

– уяснение и принятие обучающимися достижений гражданского общества: права человека, семейные ценности, справедливость и ответственность;

–антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение обучающихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;

–отрицательное отношение обучающихся к приему наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;

–готовность и стремление обучающихся к нравственному самосовершенствованию.

Организация и проведение занятий по предлагаемой программе позволяют эффективно использовать образовательный и воспитательный потенциал образовательной организации, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития обучающихся с УО, обеспечивают формирование важнейших компетенций школьников для их дальнейшей адаптации в обществе.

Предмет ОБЖ предназначен для решения следующих задач:

– освоение обучающимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;

– развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

– воспитание у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

– формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Структурно в 5 и 6 классах курс представлен двумя разделами:

– раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»;

– раздел 2 «Оказание первой помощи и здоровый образ жизни».

Личностные, метапредметные, предметные результаты   освоения предмета ОБЖ

Личностные результаты:

– усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;

– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;

–воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед родиной;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору;

– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;

– развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;

– формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

– формирование антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;

– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;

– овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;

–умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;

– умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;

– освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

–умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

–умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;

– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;

– формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

– формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;

– понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;

– понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

– формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;

– формирование антитеррористической личностной позиции;

– понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

– знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая терроризм, их последствий для личности, общества и государства;

– знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;

– умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;

– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;

– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

В результате освоения обязательного минимума содержания программы ОБЖ выпускники школы должны:

  1. Знать:
  • Правила безопасного поведения на улицах и дорогах
  • Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре
  • Правила безопасного поведения на воде
  • Возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения
  • Правила поведения в криминогенных ситуациях
  • Правила поведения на природе
  • Правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания
  • Возможные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятных для нашей области, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения
  • Основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС
  • Основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма.
  1. Владеть навыками:
  • Безопасного поведения на дорогах
  • Использования первичных средств пожаротушения
  • Оказания помощи терпящим бедствие на воде
  • Определения сторон горизонта, разведения костра и приготовлению пищи на костре
  • Выполнения мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, по использованию индивидуальных средств защиты
  • Оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах.
  1. Иметь представление:
  • Об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях
  • О ЧС природного и техногенного характера, возникающих на территории России, их последствиях и мерах, принимаемых по защите населения, а также о правилах безопасного поведения
  • Об основах здорового образа жизни.

Тематическое планирование по ОБЖ 5 класс

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения материала

Информационное  оснащение

1

2

Город как источник опасности.

Особенности города как среды обитания человека.

Системы обеспечения безопасности города (населенного пункта)

2

1

1

Знатьисточники и зоны опасности в современном городе; службы, входящие в систему обеспечений безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове.

Уметь сообщать по телефону об аварии или опасной ситуации.

Знать: службы обеспечения безопасности в соответствии с их предназначением; алгоритм вызова экстренных служб; действия по сигналу оповещения «Внимание всем!»

Презентация «Город как среда обитания»

Плакат «Телефоны экстренных служб»

Дидак.материал «Какие бывают службы помощи»

Презентация «Службы защиты населения»

3

4,5

6

7

8

9

10

11

Опасные ситуации в доме (квартире).

Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)

Пожар.

Затопление квартиры.

Электричество.

Опасные вещества и продукты питания.

Взрыв и обрушение дома.

Безопасность в нестандартных условиях. Захлопнулась дверь.

Обобщающий урок по разделу «Опасные ситуации в жилище»

8+1

1

2

1

1

1

1

1

1

Знать: источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные опасные ситуации в доме и их причины.

Знать: основные причины и последствия пожара, правила поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.

Уметь правильно действовать в случае пожара в доме, эвакуироваться из горящего здания

Знать: порядок подачи воды в квартиру. Устройства, через которые она поступает для обеспечения бытовых потребностей. Причины затопления.

Знать: почему опасно электричество и в чем это заключается; как уберечь себя от поражения электрическим током.

Иметь представление об электротравмах.

Знать: в чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека; какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления.

Уметь: правильно обращаться с опасными веществами; грамотно действовать в случае появления запаха.

Знать: почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях.

Уметь: действовать при взрыве в квартире (доме).

Знать: как поступить ели захлопнулась дверь, потерялся или сломался ключ. Кого звать на помощь.

Знать: возможные опасные ситуации в жилище, службы помощи, алгоритмы действий в зависимости от происшествия.

Презентация «Опасности в доме»

Плакаты«Причины пожара в доме»

«Эвакуация из задымленного помещения»

Ролик «Примеры неотложных и обязательных действий при пожаре »

Презентация «Затопление жилища»

Ролики «Водопровод», «Причины затопления квартиры»

Ролик «Удар электротоком»

Презентация «Электротравма»

Презентация «Пищевые отравления»

«Разбился ртутный градусник»

«Бытовая химия»

Презентация «Опасности в доме»

Ролик «Пожары и взрывы»

Плакат «Телефоны экстренных служб»

Презентация «Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище»

12

Опасные ситуации на улице.

Опасность толпы.

Безопасное поведение с животными.

1

1

Знать: правила безопасного поведения в толпе; правила безопасного поведения при встрече с собакой.

Уметь: правильно вставать при падении в толпе, двигаться в толпе; правильно действовать в случае нападения собаки.

Ролики «Опасности толпы», «Как себя вести, чтобы уцелеть в толпе?»

13

14

15

16

17

18

19

ЧС на транспорте.

Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно- транспортных происшествий.

Безопасное поведение пешеходов и пассажиров.

Безопасность в общественном транспорте и автомобиле.

Железнодорожный транспорт.

Авиационный транспорт.

Морской и речной транспорт.

7

1

2

1

1

1

1

Знать: основные положения Правил дорожного движения.

Знать: понятие о пешеходах и пассажирах. Правила безопасного движения пешеходов по дорогам. Правила поведения пассажира в транспорте.

Знать: правила безопасного поведения при аварийных ситуациях в автобусе, троллейбусе, автомобиле, метро.

Знать: правила безопасного поведения при аварийных ситуациях на ж/д транспорте.

Знать: правила безопасного поведения пассажиров при следовании авиационным транспортом.

 Знать: основные причины катастроф и системы безопасности на морском и речном транспорте. Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях во время плаванья.

Презентация «История возникновения ПДД»

ПДД Российской Федерации официальный текст с иллюстрациями.

Презентация «Дорожные знаки для пешеходов» «Движение пешеходов по загородной дороге»

Ролик «Безопасность в наземном транспорте, в метро»

Ролик «Безопасность в железнодорожном транспорте»

Ролик «Безопасность в авиатранспорте»

Презентация «Безопасность в транспорте»

20

21

22

23

Опасные ситуации социального характера.

Психологические основы самозащиты.

Ситуация криминогенного характера в доме (квартире) и подъезде.

Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства.

Правила безопасного поведения при захвате в заложники.

4

1

1

1

1

Знать: правила поведения в опасных ситуациях.

Уметь: правильно действовать при возникновении ситуаций криминогенного характера в доме, квартире, подъезде.

Знать: опасные и безопасные зоны в городе. Правила безопасного поведения на улице. Как избежать опасных домогательств и насилия.

Знать: правила безопасного поведения при захвате в заложники и меры по предотвращению таких захватов.

Ролик «Ситуации, провоцирующие преступление»

Ролики «Личная безопасность в подъезде», «Правила поведения в лифте»

Ролики «Одна на улице»,  «Тёмная улица»

Презентация «Опасный незнакомец»

Ролики «Захват заложников»

«Освобождение заложников»

24

25

26

Загрязнение среды обитания.

Загрязнение воды.

Загрязнение воздуха.

Загрязнение почвы.

3

1

1

1

Знать: причины загрязнения воды, воздуха, почвы.

Уметь: оценивать состояние окружающей среды, выполнять мероприятия по защите здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Видеоролик «Источники ухудшения экологического состояния»

«Основные источники загрязнения воды»

«Воздух и его охрана»

27

28

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

Фильтрующие гражданские противогазы. Пользование противогазом.

Практическая работа «Надевание противогаза».

2

1

1

Знать: назначение и принцип действия фильтрующих гражданских противогазов (ГП – 7) и детских противогазов (ПДФ –2Ш).

Уметь: пользоваться противогазом в соответствии с ситуацией.

Презентация «Гражданские противогазы»

29

30

31

Основы медицинских знаний и правила оказания ПМП.

Виды ранений, их причины, первая помощь.

Общая характеристика кровотечений.

Первая помощь при кровотечении.

3

1

1

1

Знать: общие признаки ранений, ПМП при незначительных открытых ранах.

Знать: виды кровотечений и их основные характеристики.

Уметь: останавливать кровотечение, применяя различные способы в зависимости от вида и места травмы.

Презентация «ПМП при травмах»

Видеоролик «Первоначальная обработка раны»

Видеоролик «Носовое кровотечение»

Презентация «Виды кровотечений»

Видеоролик «Остановка кровотечения»

32

33

34

35

Основы ЗОЖ.

Движение и здоровье.

Виды нарушения осанки и причины их возникновения.

Телевизор и компьютер -друзья или враги?

резерв

Физическое и нравственное взросление человека.

4

1

1

1

1

Знать: роль двигательной активности для укрепления здоровья.

Знать:  причины, виды и последствия нарушения осанки; способы предупреждения нарушений.

Знать: правила безопасности при просмотре телепередач и при пользовании компьютером.

Уметь: правильно выполнять гигиенические мероприятия по уходу за своим телом.

Презентация «Основы ЗОЖ»

Плакат «Нарушение осанки»

Памятка «Медиабезопасность» «Телезависимость»

Методическое обеспечение

Автор

Наименование

Год издания

В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий, М.И. Хабнер

ОБЖ: Методика преподавания предмета: 5-11 классы.  

М.:ВАКО, 2010.

В.Н.Латчук, С.К.Миронов, М.А.Ульянова

Методическое пособие к учебнику В.В.Полякова, М.И.Кузнецова, В.В.Маркова, В.Н.Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс»/ В.Н.Латчук, С.К.Миронов, М.А.Ульянова

М., Дрофа, 2014

С.К.Миронов

ОБЖ 8 класс: методическое пособие к учебнику С.Н.Вангородского, М.И.Кузнецова, В.Н.Латчука/ С.К.Миронов, В.Н.Семагин

М., Дрофа, 2015

С.К.Миронов

ОБЖ 9 класс: методическое пособие к учебнику С.Н.Вангородского, М.И.Кузнецова, В.Н.Латчука/ С.К.Миронов, М.А.Ульянова

М., Дрофа, 2016

В.Н.Латчук

ОБЖ . 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Полякова, М.И.Кузнецова, В.В.Маркова, В.Н.Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс»/ В.Н.Латчук, С.К.Миронов, Т.В.Бурдакова

М., Дрофа, 2015

В.Н.Латчук

ОБЖ . 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Полякова, М.И.Кузнецова, В.В.Маркова, В.Н.Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс»/ В.Н.Латчук, С.К.Миронов, Т.В.Бурдакова

М., Дрофа, 2015

В.Н.Латчук

ОБЖ . 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Полякова, М.И.Кузнецова, В.В.Маркова, В.Н.Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»/ В.Н.Латчук, С.К.Миронов, Т.В.Бурдакова

М., Дрофа, 2016

Газета

Добрая дорога детства. Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей.

2015-16 год

А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников

М.В.Маслов

ОБЖ. Рабочая тетрадь 5 класс под ред. А.Т.Смирнова

М., Просвещение, 2011

А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников

М.В.Маслов

ОБЖ. Рабочая тетрадь 6 класс под ред. А.Т.Смирнова

М., «Просвещение», 2012

В.Н.Латчук

Тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ. 7 класс/ В.Н.Латчук, С.К.Миронов

М., Дрофа, 2010

Л.В. Попова

Поурочные разработки  по ОБЖ, 5 класс.

Москва , «ВАКО», 2008

С.К.Миронов

С.Н.Вангородский

Справочник.  ОБЖ. 1-4 классы. ФГОС.

М., «Экзамен»,2015

Е.Р. Никитина

Дорожная грамота: начальная школа.

М., «ВАКО», 2014

Г.Н.Шевченко

ОБЖ: поурочные планы. 5, 6, 7, 8  класс

 «Учитель», 2007,2011,2012

В.А.Шкенёв

ОБЖ: поурочные планы. 9 класс.

Волгоград, «Учитель», 2008

Г.П.Попова

Формирование УУД в курсе ОБЖ 5 – 9 классы.

Волгоград, Учитель, 2014

Г.П.Попова

ОБЖ. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками.

Волгоград, Учитель, 2006

А.Г. Маслов

ОБЖ на уроках географии 6-9 класс

М., «Дрофа», 2009

А.Т.Смирнов

Б.И.Мишин

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 классы: методическое пособие для учителя.

М., Вентана – Граф, 2007

В.Н.Суслов

ОБЖ. Тесты. 4-5 классы: учебно – методическое пособие.

Ростов н/Д, Легион, 2011

В.В.Шумилов

Е.Ф.Таркова

Профилактика ДДТТ в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями.

Волгоград, «Учитель», 2008

А.Г.Маслов

В.В.Марков

В.Н.Латчук

М.И.Кузнецов

Основы безопасности жизнедеятельности. 5, 6  класс: учеб. для общеобразоват.учреждений

М., Дрофа, 2013

С.Н.Вангородский

В.В.Марков

В.Н.Латчук

М.И.Кузнецов

Основы безопасности жизнедеятельности. 7, 8, 9 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений

М., Дрофа, 2013