Главные вкладки

    Технологическая карта урока "Взаимодействие тел"
    учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

    Технологическая карта урока "Взаимодействие тел", 7 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Любимовская СОШ» Большесолдатского района Курской области

    Технологическая  карта урока

    По физике в 7 классе

    ( урок № 15)

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                        Составил: учитель физики

                                                                                                                                                                               Лукьянцева М.А.

    2017

    Технологическая карта урока

    Предмет  Физика 7 класс

    Дата  21.11.2017

    Тема урока: Взаимодействие тел

    Тип урока:  Урок открытия нового знания (ОНЗ)

    Цели урока: Проверить усвоение знаний по теме инерция; показать, что взаимодействие- необходимое условие изменения скорости тел.

    Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: Мультимедиапроектор.Рабочие тетради.Учебники.Презентация.

    Формы работы с учащимися: Фронтальная.Групповая. Индивидуальная.Парная

    Основные понятия скорость, деформация, взаимодействие тел

    Методы работы с учащимися: практические; методы самостоятельной работы;         

    Содержание этапов урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Приветствие учащихся, психологический настрой на занятие.

    Самостоятельная работа по теме «Скорость, путь, инерция» (методическое пособие к учебнику А.И. Перышкина Физика, автор Н.В. Филонович).

    Выполняют тест

    Личностные: понимание нравственного содержания поступков окружающих людей

    Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Познавательные:1) Общеучебные: умение структурировать знания;  

      2) Универсальные логические действия: подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.                             

    1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Учитель предлагает проблемный эксперимент, для объяснения которого необходимо знать причины изменения скорости тела, таким образом, ставится учебная проблема.

    Резко толкнём стальной шарик, лежащий на столе. Какое это движение?

    Что можно сказать о скорости в этом движении? Выскажите предположение, почему изменяется скорость при неравномерном движении.

     Рассмотрим различные случаи неравномерного движения и попробуем выяснить причины изменения скорости, т.е. подтвердить или опровергнуть гипотезу экспериментально.

    Лабораторный эксперимент организуется по рядам.

    Отвечают на вопросы. Формулируют гипотезу

    Неравномерное.

    Гипотеза: тело изменяет свою скорость из-за действия на него других тел.

    Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    Познавательные:1) Общеучебные: умение структурировать знания;  

      2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

     3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные:  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    3. Выявление места и причины затруднений.

    Задание: выясните причины изменения скорости.

    Способ выполнения задания:

    1. Установите, сколько тел участвовало в эксперименте.
    2. Определите, что произошло со скоростью их движения.
    3. Выясните, одинаково ли изменились скорости тел?
    4. Сделайте вывод о том, что является обязательным условием изменения скорости тел.

    1 ряд. Оборудование: 2 шара, подвешенных на тонких нитях

    1. Шары отвести в стороны и отпустить.
    2. Один из шаров находится в положении равновесия, второй отвести в сторону и отпустить.

    2 ряд. Оборудование:2 цилиндра.

    1. Один из цилиндров находится в покое на столе,
    2. второй отвести в сторону и покатить в сторону

    первого.

    1. Покатить оба цилиндра навстречу друг к другу.

    3 ряд. Выполняют эксперимент на демонстрационном столе. 

    Оборудование: 2 легкоподвижные тележки.

    1. Одна из тележек находится в покое на столе, вторую отвести в сторону и покатить в сторону первой.
    2. Покатить обе тележки навстречу друг к

         другу.

    Обсуждение результатов экспериментов, выводы:

    - Для изменения скорости тела необходимо действие второго тела или нескольких тел. Действие тела на другое тело не может быть односторонним. Тела взаимодействуют. Наблюдали явление взаимодействия (записывают тему урока).

    -Причина изменения скорости – взаимодействие.

    -При взаимодействии изменяются скорости обоих взаимодействующих тел.

    Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

    Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

    Познавательные:1) Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 

         2) Универсальные логические действия: подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

     3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные:  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

    Явление взаимодействия часто встречается в повседневной жизни. Приведите примеры. Рисунки в учебнике. ЦОР №205883.

    Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

    Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    Познавательные: 1) Общеучебные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  

       2) Универсальные логические действия: подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

     Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    5. Реализация построенного проекта

    На бруски, находящиеся на расстоянии 20 – 25см, кладём металлическую линейку, на неё цилиндр (гирю). Что произошло с линейкой? Изменила свою форму – деформировалась. В результате чего произошла деформация? В результате взаимодействия тел.

    Разными способами измените форму стирательной резинки. Укажите, какие тела взаимодействуют.

    В результате взаимодействия происходит деформация тела, то есть изменяется скорость не всего тела, а отдельных его частей.

    Смотрят эксперимент, отвечают на вопросы,

    Вывод: причина деформации – взаимодействие.

    Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

    Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    Познавательные:  1) Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;  

       2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

      3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    2 легкоподвижные тележки, одна из которых с металлической пластиной. Пластина согнута и перевязана нитью.

    В каком состоянии находится тележка относительно стола?

    Придёт ли в движение тележка, если нить пережечь? Объясните результат эксперимента.

    По другую сторону согнутой пластины ставим вторую тележку. Что произойдёт, если сейчас нить пережечь?

    Что произошло со скоростью первой, второй тележки?

    Почему изменились скорости тележек?

    В какой момент происходит изменение скорости первой тележки? Второй тележки? (Всё время пока идёт взаимодействие).

    Одинаково ли изменились скорости обеих тележек?

    По какому признаку вы судите о том, что скорости тележек изменились одинаково или не одинаково?

    ЦОР №205883

    Зарисовывают схему в тетрадях

    Смотрят эксперимент, объясняют результаты

    Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников

    Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    Познавательные:1) Общеучебные: умение структурировать знания;  2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные:  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    7. Включение в систему знаний и повторение.

    Выполняют тест: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b044b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

    Запишите задание на дом: учебник §19, предлагает учащимся создать катапульту.

       

    Выполняют тест

    Записывают в дневники

    Личностные: понимание причин успеха в учебе

    Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    Познавательные:  1) Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;  

     2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

     Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    8. Рефлексия УД на уроке

    Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

    Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

    Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

     2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;                                Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

    Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

    Технологические карты для школьного питания (62 карты)

    Технологическая карта № 1 Наименование кулинарного издел...

    Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

    В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

    Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

    Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

    Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

    Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

    «Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

    «Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

    Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

    Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...