Конспект занятия для 8 класса по теме "Проводники, полупроводники, диэлектрики"
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему

Стелянидий Наталья Владимировна

Во время занятия обучающиеся становятся исследователями, которые открывают для себя новые знания. На их основе ребята ответят на следующие вопросы, которые каждый задавал себе в детстве: «Почему при расчёсывании волос пластмассовым гребнем, волосы как бы «прилипают» к нему (иногда слышно лёгкое потрескивание; в темноте проскакивают маленькие искорки)?», «Почему поглаживая кошку ладонью, можно заметить в темноте небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Какова причина возникновения искр?» Таким образом, обучающиеся в течение всего занятия находят нужный материал для объяснения данных явлений. Все свои теоретические знания, обучающиеся проверят с помощью проведения опытов. Исследователи делятся на четыре группы, которым предлагается выполнить и объяснить один из экспериментов: «Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов», «Изучение поведения тела в электрическом поле», «Исследование электризации различных тел», «Изучение взаимодействия заряженных тел». Дополнительно всем желающим предоставляется возможность выполнить творческую работу в виде сочинения-рассуждения на тему: «Проявление электризации тел в жизни» или «Электризация в жизни человека». К концу занятия все полученные результаты, оформленные в виде индивидуальных рабочих листов и творческой работы, сдаются учителю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_8_klass.docx67.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия
ФИЗИКА (8 класс)

Общая информация

Название занятия

«Какой же праздник без электрического тока?»

Возрастная группа обучающихся (класс)

8 класс

Группа предметных областей (предметная область)

Физика

Разработчик занятия

Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики

Цель занятия

Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении темы: «Проводники, полупроводники и непроводники электричества»

Задачи занятия

  1. Рассмотреть особенности проводников, полупроводников и непроводников электричества.
  2. Создать условия для изучения понятий: диэлектрики, проводники, полупроводники, электронная проводимость проводника, дырочная проводимость, полупроводники n-типа, полупроводники р-типа.
  3. Предоставить обучающимся возможность экспериментальным путем определить способность вещества передавать электрический заряд и тем самым сделать вывод к какому классу оно относится: проводники, полупроводники или диэлектрики.
  4. Способствовать развитию у обучающихся умений проектировать, планировать и проводить эксперимент.
  5. Развивать навыки рефлексии в отношении собственной деятельности, способности к самооценке личностных результатов.
  6. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

Педагогические технологии

  • Обучение в сотрудничестве.
  • Творческая лаборатория.
  • Разноуровневое обучение

Используемые площадки проведения

  1. Школа (кабинет физики или лаборатория)

Краткое описание (аннотация) занятия

Во время занятия обучающиеся становятся исследователями, которые открывают для себя новые знания. На их основе ребята ответят на следующие вопросы, которые каждый задавал себе в детстве: «Почему при расчёсывании волос пластмассовым гребнем, волосы как бы «прилипают» к нему (иногда слышно лёгкое потрескивание; в темноте проскакивают маленькие искорки)?», «Почему поглаживая кошку ладонью, можно заметить в темноте небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Какова причина возникновения искр?» Таким образом, обучающиеся в течение всего занятия находят нужный материал для объяснения данных явлений. Все свои теоретические знания, обучающиеся проверят с помощью проведения опытов. Исследователи делятся на четыре группы, которым предлагается выполнить и объяснить один из экспериментов: «Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов», «Изучение поведения тела в электрическом поле», «Исследование электризации различных тел», «Изучение взаимодействия заряженных тел». Дополнительно всем желающим предоставляется возможность выполнить творческую работу в виде сочинения-рассуждения на тему: «Проявление электризации тел в жизни» или «Электризация в жизни человека». К концу занятия все полученные результаты, оформленные в виде индивидуальных рабочих листов и творческой работы, сдаются учителю.

Воспитательная – 1.Формировать материалистическое мировоззрение, способы безопасной жизнедеятельности. Соблюдать технику безопасности на рабочем месте (воспитание безопасного поведения при работе с устройствами, накапливающими электрические заряды).

2. Содействовать профориентации учащихся – выбору будущей профессии.

Дидактические единицы (единицы содержания)

  • Физика: электрический заряд, электризация, положительный и отрицательный ион, электроскоп, деление заряда, электрическое поле, строение атома, закон сохранения электрического заряда

Темы занятий в рамках занятия

Блок общего образования

  1. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.
  2. Электроскоп.
  3. Электрическое поле
  4. Делимость электрического заряда. Электрон.

Строение атомов. Объяснение электрических явлений

Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты)

1.

Продукты, созданные обучающимися

  • Заполненные обучающимися оценочные листы учебно-исследовательской деятельности.
  • Творческая работа в виде сочинения-рассуждения на тему: «Проявление электризации тел в жизни» или «Электризация в жизни человека»

2.

Эффекты занятия

Достижение обучающимися таких образовательных результатов, как знать/уметь:

  • Знание и понимание смысла понятий и процессов (электрический заряд, электризация, электроскоп, электрическое поле, ионы, строение атома).
  • Ознакомление и знание принципа работы электроскопа и электрометра.
  • Овладение навыками самостоятельной работы, умению самостоятельно ставить цель, искать пути ее достижения, отбирать нужную информацию и анализировать ее.
  • Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; нахождение взаимосвязи изученного материала с жизнью и дальнейшее использование и применение полученных знаний

Сопровождение занятия

Перечень

Назначение

Кол-во

1. Материально-техническое сопровождение

1.

Таблицы по физике

Усвоение нового материала

2 шт

2.

Таблица Менделеева

Выполнения эксперимента

13 шт

3.

Мультимедийный экран

Демонстрация презентации

1 шт

4.

Фломастеры/карандаши/мелки восковые

Оформление творческой работы

4 уп

5.

Точилка

4 шт

6.

Ластик

4 шт

7.

Бумага белая А4/ ватман

10, 2 шт

8.

Белая офисная бумага А4

Раздаточный материал.

2 уп.

9.

Ноутбуки с выходом в интернет

Поиск информации, проведение исследования

10

2. Транспортное обеспечение

1.

-

-

-

3. Информационно-техническое обеспечение

1.

Библиотекарь

Предоставление литературы, доступа к учебной и вне учебной литературы


Блок общего образования

Предмет

Физика

Реализатор(ы)

Учитель физики Стелянидий Н.В.

Тема занятия в рамках занятия

«Воображение правит миром»

Кол-во часов данного блока в рамках занятия

2

Цель занятия в рамках занятия

Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися

такого явления, как электризация тел при соприкосновении, и экспериментально пронаблюдать взаимодействие заряженных тел

Место проведения

Школа (кабинет физики, лаборатория)

Дидактические единицы (единицы содержания)

  • Физика: электрический заряд, электризация, положительный и отрицательный ион, электроскоп, деление заряда, электрическое поле, строение атома, закон сохранения электрического заряда

Модель занятия и хронометраж

Ход этапов занятия

Формы взаимодействия/обучения детей

Площадки проведения обучения

Примерное время

  1. Оргмомент

Знакомство с классом. Проведение инструктажа по ТБ в кабинете физики:

№ 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики.

Кабинет физики

3 мин

  1. Мотивация и актуализация

Фронтально:

На основе примеров из жизни заинтересовать обучающихся новой темой «Электризация тел при соприкосновении». Создание проблемной ситуации: в VI веке до н. э. греческий философ Фалес Милетский обнаружил, что янтарь, потёртый о мех, приобретает свойство притягивать пушинки, соломинки.

Легенда гласит, что дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Уронив его однажды в воду, стала обтирать его шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу, тот не замедлил провести эксперимент с различными изделиями из янтаря и обнаружил, что все они после натирания вели себя одинаково. О каком явлении узнал уже в VI веке до н. э. греческий философ Фалес Милетский!?

7 мин

  1. Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения целя

Постановка цели занятия: познакомиться с явлением электризации тел и на практике установить, как взаимодействуют заряженные тела.

Планирование действий по достижению цели:

1.Найти необходимый теоретический материал в разных источниках (учебник, Интернет, библиотека).

2. Провести экспериментальную часть.

3. Найти примеры из жизни, где используется данное явление

7 мин

  1. Изучение нового материала

Первая часть работы по группам.

Получение рабочих (оценочных) листов.

Поиск и обработка дополнительной информации, понятий и определений, которые помогут выполнить исследовательскую деятельность по «Взаимодействию заряженных тел».

Выполнение 1 задания в виде кейса

Кабинет физики

25 мин

Вторая часть работы. Выполнение исследования по группам. Каждой группе предлагается определенный набор оборудования, с помощью которого они выполняют свою работу. Полученный результат каждая группа представляет перед классом

Кабинет физики (лаборатория)

Третья часть работы (индивидуально). Необходимо заполнить пропуски нужными словами по смыслу

Кабинет физики (лаборатория)

5 мин

Четвертая часть (по группам).

Игра ЛОТО «Строение атома». Необходимо каждому предложенному элементу из определенного числа карточек сопоставить число протонов, электронов и нейтронов

Кабинет физики (лаборатория)

7 мин

Выводы о проделанной работе

Кабинет физики (лаборатория)

15 мин

  1. Закрепление

Индивидуально Написание сочинения-рассуждения на тему: «Проявление электризации тел в жизни» или «Электризация в жизни человека».

Если время остается, то решение разноуровневых задач или небольшого теста по основным разобранным понятиям

Кабинет физики

12 мин

  1. Итоги

Фронтально. Подведение итогов – обобщение результатов, проведенного эксперимента и работы на занятии

5 мин

  1. Рефлексия

Индивидуально. Заполнение листа рефлексии в индивидуальном рабочем листе

Кабинет физики

3 мин

  1. Блок оценивания

Самооценка индивидуальной работы выставление от 1-5 в своем индивидуальном листе

1 мин

Ожидаемые результаты

  • Заполнение индивидуальных оценочных листов;
  • Создание творческой работы:
  • сочинения-рассуждения на тему: «Проявление электризации тел в жизни» или «Электризация в жизни человека»

Критерии оценки результатов

В соответствии со следующими критериями выставляются отметки (по шкале от «3» до «5»):

  • Правильность проведенных обучающимися лабораторных исследований и расчётов.
  • Выполнение проектной деятельности или творческой работы, ее создание и защита.
  • Заполнения листа рефлексии с закрепляющими заданиями

Формы контроля результатов

За занятие обучающиеся получают 2-3 отметки по следующим формам контроля результатов:

  • Устные ответы обучающихся.
  • Проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся.
  • Проверка творческой работы, обучающихся: 
  • сочинения-рассуждения на тему: «Проявление электризации тел в жизни» или «Электризация в жизни человека»

Рабочий (оценочный) лист обучающихся

Заполни

  1. Для меня открытием стало ___________________________________________________________________________________
  2. Я вспомнил(а) ____________________________________________________________________________________
  3. Были трудности при ____________________________________________________________________________________

 

4.У меня получалось ____________________________________________________________________

5.Мне понравилось__________________________________________________________

6.Я предлагаю ____________________________________________________________________________________________

Самооценка (от1 до 5) ________

Творческое задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Электризация в жизни человека»

Исследовательская работа

Участник(ца) экспериментариума по физике

Фамилия, имя _______________________________________________

Класс, лагерь, отряд___________________________________________

Поток: I или II, смена: 1 или 2

КЕЙС №1

Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине нити при электризации друг о друга и о детали станка путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы к кейсу:

- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? __________________

___________________________________________________________________

- Могли ли быть последствия при трении нитей и несоблюдении влажностного режима более серьёзными? _______________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Исследование электризации различных тел.

Оборудование: полиэтиленовая пленка, бумажная полоска, шелковая ткань, пластмассовая ручка, штатив, нити, карандаш.

1.  Закрепите карандаш с помощью нитей в штативе.

2.  Полиэтиленовую пленку натрите на столе шелковой тканью, поднесите сначала пленку, а затем шелк к концу подвешенного карандаша. Запишите результат наблюдения.

3.  Проделайте то же с пластмассовой ручкой и бумажной полоской, натирая их о полиэтилен или шелк.

4.  Бумажную и полиэтиленовую полоски сильно прижмите к столу и проведите несколько раз рукой. Взаимодействуют ли они между собой?

Вопросы:

1)  Какими способами можно наэлектризовать тело? _______________________________________________________________

2)  Оба ли тела электризуются при соприкосновении? _________________

3)  Как обнаружить, наэлектризовано тело или нет? ___________________

4)  Когда про тело можно сказать, что оно наэлектризовано или что ему сообщен электрический заряд? ____________________________________

5)  Какие тела можно наэлектризовать? _____________________________

6)  С какими телами взаимодействует наэлектризованное тело?__________________________________________________________

Вставьте нужные слова вместо пропусков

  1. Электризация тел происходит при их ______________________.
  2. Наэлектризованные тела или _____________друг от друга, или____________.
  3. Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк, условились называть _____________________. Заряд эбонитовой палочки, потертой о мех, - _______________________.
  4. _______________ - это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.
  5. Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется ______________   __________.
  6. Частица, имеющая самый маленький заряд, называется ___________.
  7. В составе ядра находятся положительно заряженные частицы, которые называются ____________.
  8. Частицы, не имеющие заряда, называются ____________.  
  9. Строение атома следующее: в центре атома находится______, состоящее из _____________ и _____________, а вокруг ядра движутся ________________.
  10. Атом, потерявший один или несколько электронов, называют ______________  _________. А когда лишний электрон присоединяется к атому, то он становится _______________  _________.

Строение атома

Хим. элемент

Порядковый номер

Ar

Кол-во протонов

Кол-во электронов

Кол-во нейтронов

He

Al

Ca

F

Вывод_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

КЕЙС №2

Комиссия, проверяющая работу в типографии, была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.

Вопросы к кейсу:

- Кто прав: Иван Иванович или комиссия? __________________________________________________________________________________________________________________________

- Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции? ____________________________________________________

Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Оборудование: два детских воздушных шарика, газета, эбонитовая палочка, шерсть, штатив.

1) Наэлектризуйте два шара о газету. Подвесьте их на длинных нитях рядом.

2) Объясните наблюдаемое явление.

3) Наэлектризуйте один шар о газету, а второй - о кусок шерстяной материи. Подвесьте их на некотором расстоянии друг от друга.

4) Объясните наблюдаемое явление.

5) Что будет происходить, если оба шара положить на столе?

Вопросы:

1) Как взаимодействуют шары в 1 и в 3 случаях? ___________________

2) Как можно объяснить различие взаимодействия? _________________

_____________________________________________________________

3) Какие два рода зарядов существуют в природе?

_____________________________________________________________

4) Как взаимодействуют одноименно и разноименно заряженные тела?

_____________________________________________________________

Вставьте нужные слова вместо пропусков

  1. Электризация тел происходит при их ______________________.
  2. Наэлектризованные тела или _____________друг от друга, или____________.
  3. Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк, условились называть _____________________. Заряд эбонитовой палочки, потертой о мех, - _______________________.
  4. _______________ - это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.
  5. Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется ______________   __________.
  6. Частица, имеющая самый маленький заряд, называется ___________.
  7. В составе ядра находятся положительно заряженные частицы, которые называются ____________.
  8. Частицы, не имеющие заряда, называются ____________.  
  9. Строение атома следующее: в центре атома находится______,

состоящее из _____________ и _____________, а вокруг ядра движутся ________________.

  1. Атом, потерявший один или несколько электронов, называют ______________  _________. А когда лишний электрон присоединяется к атому, то он становится _______________  _________.

Строение атома

Хим. элемент

Порядковый номер

Ar

Кол-во протонов

Кол-во электронов

Кол-во нейтронов

Li

O

P

Mg

Вывод_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________


КЕЙС №3

Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицыну Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицын самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицын был лишён водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы к кейсу:

- Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? __________________________

____________________________________________________________________

- Прав ли был механик автоколонны? ____________________________________

- Не слишком ли суровое наказание понёс Синицын? _______________________

____________________________________________________________________

Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов.

Оборудование: полиэтиленовая пленка, бумажная полоска, пластмассовая ручка, штатив.

1) Небольшой кусочек полиэтиленовой пленки подвесьте на нити. Потрите пленку (осторожно!) куском бумаги.

2) На бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. Обе полоски должны наэлектризоваться.

3) Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу. Наблюдайте их взаимодействие.

4) Поднесите сначала бумажную, а затем полиэтиленовую полоску к пленке, висящей на нити. Обратите внимание на их поведение.

5) Поднесите к заряженной пленке на нити пластмассовую ручку, натертую сначала о бумагу, а затем о полиэтилен. Какие заряды возникали на ручке в обоих случаях?

Вопросы

1) Как взаимодействует каждая полоска с пленкой? __________________

_______________________________________________________________

2) Как можно объяснить различные взаимодействия? _________________

______________________________________________________________

3) Какие два рода зарядов существуют в природе? ___________________

4) Как взаимодействуют одноименно и разноименно заряженные тела?

_______________________________________________________________

Вставьте нужные слова вместо пропусков

  1. Электризация тел происходит при их ______________________.
  2. Наэлектризованные тела или _____________друг от друга, или____________.
  3. Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк, условились называть _____________________. Заряд эбонитовой палочки, потертой о мех, - _______________________.
  4. _______________ - это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.
  5. Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется ______________   __________.
  6. Частица, имеющая самый маленький заряд, называется ___________.
  7. В составе ядра находятся положительно заряженные частицы, которые называются ____________.
  8. Частицы, не имеющие заряда, называются ____________.  
  9. Строение атома следующее: в центре атома находится______,

состоящее из _____________ и _____________, а вокруг ядра движутся ________________.

  1. Атом, потерявший один или несколько электронов, называют ______________  _________. А когда лишний электрон присоединяется к атому, то он становится _______________  _________.

Строение атома

Хим. элемент

Порядковый номер

Ar

Кол-во протонов

Кол-во электронов

Кол-во нейтронов

K

B

S

Si

Вывод_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

КЕЙС №4

Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль, не доехав немного до автозаправки, остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую симпатичную пластиковую канистру с бензином.

- Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.

Вопросы к кейсу:

- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна? __________________________

- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?

____________________________________________________________________

- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге? _____________________________________________________________

Изучение поведения тела в электрическом поле.

Оборудование: эбонитовая палочка, шерсть, комочек ваты, диск от разборного конденсатора.

1) Хорошо натрите эбонитовую палочку о шерсть.

2) Распушите очень маленький комочек ваты и положите его на палочку.

3) Осторожно сдуйте с палочки пушинку вверх.

4) Быстро переместите палочку под ватку, наблюдайте за парением ватки в электрическом поле заряженной палочки. (Если пушинка прилипнет к палочке, сдуйте ее и снова повторите опыт, пока не добьетесь парения пушинки).

5) Наэлектризуйте металлический диск и возьмите его за изолированную ручку. Опустите на него ватку. Сверху к ватке поднесите эбонитовую палочку. Объясните наблюдаемое явление.

Вопросы

1) Какой заряд получила пушинка относительно заряда палочки: одноименный или разноименный? _________________________________

_______________________________________________________________

2) Какие силы действуют на пушинку во время ее парения?

3) Почему пушинка не падает в электрическом поле? _________________

______________________________________________________________

4) Почему ватка начинает прыгать от диска к палочке? _______________

_______________________________________________________________

5) От чего зависит сила взаимодействия заряженных тел?

_______________________________________________________________

Вставьте нужные слова вместо пропусков

  1. Электризация тел происходит при их ______________________.
  2. Наэлектризованные тела или _____________друг от друга, или____________.
  3. Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк, условились называть _____________________. Заряд эбонитовой палочки, потертой о мех, - _______________________.
  4. _______________ - это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.
  5. Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется ______________   __________.
  6. Частица, имеющая самый маленький заряд, называется ___________.
  7. В составе ядра находятся положительно заряженные частицы, которые называются ____________.
  8. Частицы, не имеющие заряда, называются ____________.  
  9. Строение атома следующее: в центре атома находится______,

состоящее из _____________ и _____________, а вокруг ядра движутся ________________.

  1. Атом, потерявший один или несколько электронов, называют ______________  _________. А когда лишний электрон присоединяется к атому, то он становится _______________  _________.

Строение атома

Хим. элемент

Порядковый номер

Ar

Кол-во протонов

Кол-во электронов

Кол-во нейтронов

H

Ar

C

Ti

Вывод_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

КЕЙС №5

Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине нити при электризации друг о друга и о детали станка путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы к кейсу:

- Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

- Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? ___________________

___________________________________________________________________

- Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными? ___________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Изучение поведения тела в электрическом поле.

Оборудование: эбонитовая палочка, шерсть, комочек ваты, диск от разборного конденсатора.

1) Хорошо натрите эбонитовую палочку о шерсть.

2) Распушите очень маленький комочек ваты и положите его на палочку.

3) Осторожно сдуйте с палочки пушинку вверх.

4) Быстро переместите палочку под ватку, наблюдайте за парением ватки в электрическом поле заряженной палочки. (Если пушинка прилипнет к палочке, сдуйте ее и снова повторите опыт, пока не добьетесь парения пушинки).

5) Наэлектризуйте металлический диск и возьмите его за изолированную ручку. Опустите на него ватку. Сверху к ватке поднесите эбонитовую палочку. Объясните наблюдаемое явление.

Вопросы

1) Какой заряд получила пушинка относительно заряда палочки: одноименный или разноименный? _________________________________

_______________________________________________________________

2) Какие силы действуют на пушинку во время ее парения?

3) Почему пушинка не падает в электрическом поле? _________________

______________________________________________________________

4) Почему ватка начинает прыгать от диска к палочке? ________________

_______________________________________________________________

5) От чего зависит сила взаимодействия заряженных тел?

_______________________________________________________________

Вставьте нужные слова вместо пропусков

  1. Электризация тел происходит при их ______________________.
  2. Наэлектризованные тела или _____________друг от друга, или____________.
  3. Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк, условились называть _____________________. Заряд эбонитовой палочки, потертой о мех, - _______________________.
  4. _______________ - это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.
  5. Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется ______________   __________.
  6. Частица, имеющая самый маленький заряд, называется ___________.
  7. В составе ядра находятся положительно заряженные частицы, которые называются ____________.
  8. Частицы, не имеющие заряда, называются ____________.  
  9. Строение атома следующее: в центре атома находится______,

состоящее из _____________ и _____________, а вокруг ядра движутся ________________.

  1. Атом, потерявший один или несколько электронов, называют ______________  _________. А когда лишний электрон присоединяется к атому, то он становится _______________  _________.

Строение атома

Хим. элемент

Порядковый номер

Ar

Кол-во протонов

Кол-во электронов

Кол-во нейтронов

Sc

Na

Fe

N

Вывод_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

КЕЙС №6

Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль, не доехав немного до автозаправки, остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую симпатичную пластиковую канистру с бензином.

- Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше.

Вопросы к кейсу:

- Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна? __________________________

- Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться?

____________________________________________________________________

- Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге? _____________________________________________________________

Исследование: «Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов».

Оборудование: полиэтиленовая пленка, бумажная полоска, пластмассовая ручка, штатив.

1) Небольшой кусочек полиэтиленовой пленки подвесьте на нити. Потрите пленку (осторожно!) куском бумаги.

2) На бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. Обе полоски должны наэлектризоваться.

3) Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу. Наблюдайте их взаимодействие.

4) Поднесите сначала бумажную, а затем полиэтиленовую полоску к пленке, висящей на нити. Обратите внимание на их поведение.

5) Поднесите к заряженной пленке на нити пластмассовую ручку, натертую сначала о бумагу, а затем о полиэтилен. Какие заряды возникали на ручке в обоих случаях?

Вопросы

1) Как взаимодействует каждая полоска с пленкой? __________________

_______________________________________________________________

2) Как можно объяснить различные взаимодействия? _________________

______________________________________________________________

3) Какие два рода зарядов существуют в природе? ___________________

4) Как взаимодействуют одноименно и разноименно заряженные тела?

_______________________________________________________________

Вставьте нужные слова вместо пропусков

  1. Электризация тел происходит при их ______________________.
  2. Наэлектризованные тела или _____________друг от друга, или____________.
  3. Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк, условились называть _____________________. Заряд эбонитовой палочки, потертой о мех, - _______________________.
  4. _______________ - это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.
  5. Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется ______________   __________.
  6. Частица, имеющая самый маленький заряд, называется ___________.
  7. В составе ядра находятся положительно заряженные частицы, которые называются ____________.
  8. Частицы, не имеющие заряда, называются ____________.  
  9. Строение атома следующее: в центре атома находится______,

состоящее из _____________ и _____________, а вокруг ядра движутся ________________.

  1. Атом, потерявший один или несколько электронов, называют ______________  _________. А когда лишний электрон присоединяется к атому, то он становится _______________  _________.

Строение атома

Хим. элемент

Порядковый номер

Ar

Кол-во протонов

Кол-во электронов

Кол-во нейтронов

Sc

Ne

Zn

B

Вывод_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

КЕЙС №7

Комиссия, проверяющая работу в типографии, была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара.

Вопросы к кейсу:

- Кто прав: Иван Иванович или комиссия? ______________________________________________________________________________________________________________________________

- Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции? ____________________________________________________

Исследование «Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов».

Оборудование: два детских воздушных шарика, газета, эбонитовая палочка, шерсть, штатив.

1) Наэлектризуйте два шара о газету. Подвесьте их на длинных нитях рядом.

2) Объясните наблюдаемое явление.

3) Наэлектризуйте один шар о газету, а второй - о кусок шерстяной материи. Подвесьте их на некотором расстоянии друг от друга.

4) Объясните наблюдаемое явление.

5) Что будет происходить, если оба шара положить на столе?

Вопросы:

1) Как взаимодействуют шары в 1 и в 3 случаях? ____________________

2) Как можно объяснить различие взаимодействия? __________________

_______________________________________________________________

3) Какие два рода зарядов существуют в природе?

______________________________________________________________

4) Как взаимодействуют одноименно и разноименно заряженные тела?

______________________________________________________________

Вставьте нужные слова вместо пропусков

  1. Электризация тел происходит при их ______________________.
  2. Наэлектризованные тела или _____________друг от друга, или____________.
  3. Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк, условились называть _____________________. Заряд эбонитовой палочки, потертой о мех, - _______________________.
  4. _______________ - это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов и приблизительного определения их величины.
  5. Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется ______________   __________.
  6. Частица, имеющая самый маленький заряд, называется ___________.
  7. В составе ядра находятся положительно заряженные частицы, которые называются ____________.
  8. Частицы, не имеющие заряда, называются ____________.  
  9. Строение атома следующее: в центре атома находится______,

состоящее из _____________ и _____________, а вокруг ядра движутся ________________.

  1. Атом, потерявший один или несколько электронов, называют ______________  _________. А когда лишний электрон присоединяется к атому, то он становится _______________  _________.

Строение атома

Хим. элемент

Порядковый номер

Ar

Кол-во протонов

Кол-во электронов

Кол-во нейтронов

Be

Ar

Cu

Se

Вывод_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".

Презентация  к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями"  создана в л...

Конспект занятия. 5 класс "My collection"

Цель урока:Предметные:-применение на практике речевых знаний, умений, навыков.-формирование и активизация навыков работы с прослушиваемой информацией.Метопредметные:-развитие общих познавательных спас...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект занятий 8 класс. "Искусство в нашей жизни".

Конспект занятий "Искусство в нашей жизни" для учителей МХК....

План-конспект занятия (4 класс) на тему: Занятие педагога-психолога «Что рассказали нитки и пуговицы о моем настроении»

Цели: - развитие и гармонизация эмоциональной сферы учащихся; - понижение уровня психоэмоционального напряжения детей. Задачи: - снять эмоциональное  и мышечное...

Конспект занятия 3 класса « В гостях у доктора Пилюлькина».

Формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека....