Конспекты занятий к элективному курсу
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Стелянидий Наталья Владимировна

Часть вторая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_elektivnogo_kursa_po_fizike_chast_2.docx357.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме: «Физика – наука о природе»

Тема занятия: Физика – наука о природе

Класс: 9 (время 2 час)

Вид занятия: комбинированный

Цели и задачи занятия:

  1. Знакомство с классом, выявление их интересов и уровня знания физики. Это нужно для того чтобы в дальнейшем работа в классе была продуктивной и организованной.
  2. Повторение и обобщение ранее изученного материала на уроках физики по теме «Физика – наука о природе».
  3. Вызвать интерес к дальнейшему посещению элективного курса «Физика на кухне»

 Оборудование: Проектор с компьютером и возможностью выхода в интернет, опорные конспекты.

Ход занятия

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы начинаем знакомиться с новым для вас элективным курсом, который называется «Физика на кухне». Нам предстоит на занятиях узнать много нового и интересно. Но прежде чем приступить к рассмотрению нашего элективного курса, давайте вспомним некоторые понятия, которые вы изучали на уроках физики. В дальнейшем они нам пригодятся и мы будем с ними работать. Чтобы наше занятие не было похоже на обычный урок, я вам предлагаю прослушать сказку, в завершении которой вы мне ответите на некоторые вопросы. Внимательно слушаем.

Сказка:  «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был человек. Имя тому царству – Природа, а королевой в царстве Природы была, несмотря на свой почтенный возраст, гордая, мудрая красавица Физика. Из столетия в столетия она училась хорошо разбираться в своем хозяйстве, умению управлять и распоряжаться в нем.

Человек не сразу признал власть королевы. Было время, когда человеком владел страх перед Природой. Но страх еще никогда не был ни хорошим советчиком, ни другом в жизни. Полыхали молнии, громыхал гром, мороз сковывал Землю, бушевали бури и шторма, а люди не знали, почему это происходит и часто погибали. И это очень сильно огорчало королеву. Тогда - то она стала собирать свое войско из самых любознательных, самых терпеливых людей и показала им, что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молний, а пробовать использовать их на пользу себе.

Армия королевы все увеличивалась, в ней появились свои сержанты и командиры, а среди них и колоссы – это ученые–гиганты, плечи которых послужили надежной опорой в пополнении кладовых знаний во дворце королевы. Число их было легион, а имена некоторых гигантов вам хорошо знакомы (демонстрирую портреты): Архимед, Аристотель, Г. Галилей, И. Ньютон, Леонардо да Винчи, М. Ломоносов, Д. Менделеев, К. Циолковский и другие и, конечно же, имя легендарного Эйнштейна. Он как никто другой похож на сказочного волшебника, опрокинувшего многие привычные для человека представления о мире. Судите сами, Эйнштейн не без помощи королевы Физики заметил, что есть законы природы, которые справедливы только в определенных границах царства» [2].

И так, вы прослушали интересную историю, а теперь ответьте мне на следующие вопросы:

  1. Что такое природа?
  2. Что изучает физика?
  3. Явления природы это?
  4. Какие физические явления вы знаете?

Ученики: быстро дают ответы.

1. Природа - окружающий нас материальный мир. Живая природа – может рождаться, расти и развиваться самостоятельно.

2. Физика – наука о природе.

3. Явления природы – изменения, происходящие в природе.

4. В физике изучают – физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные, звуковые и световые.

Учитель: Верно ребята. Вы молодцы. Мы с вами вспомнили теоретический материал, который вы изучали в школе. А теперь перейдем к теме занятия «Физика – наука о природе». Давайте посмотрим вокруг нас, что вы видите?

Ученики: отвечают.

Учитель: В окружающем нас мире все время происходят различные изменения или, как говорят, явления. Таяние льда, гром, свечение раскаленных предметов, образование тени или эха – все это примеры физических явлений в неживой природе.

В живой природе каждый день происходят физические явления. Кровь течет по сосудам в теле животного, влага поднимается из земли к листьям по стеблю растения, морская рыба скат наносит ощутимые удары электрическим током, животное хамелеон способно изменять цвет своего тела, а некоторые бактерии или насекомые могут даже светиться.

Все эти явления и изучает физика. Так как тема нашего занятия «Физика – наука о природе», то мы рассмотрим процессы, которые происходят в природе с точки зрения физики. Начнем мы с такого интересного вопроса [42]:

Как медуза узнает о приближении шторма?

Описание: Картинка 4 из 114954

Ученики: Дает предположения, высказывают свое мнение.

Учитель: Мне нравится, что вы рассуждаете и в ваших словах есть правильный ответ.

Рассмотрим же подробнее строение медузы. Вы наверняка по биологии проходили и видели в учебнике картинки, как выглядят медузы. Так вот, на краю купола медузы размещены примитивные глаза, статоцисты и слуховые колбочки. Объемы их сравнимы с объемами булавочной головки.

Это, так называемое инфраухо, которое воспринимает труднодоступные слуху человека инфразвуковые колебания частотой 8-13 Гц.

Захлопывание воды на гребне волны порождает акустический удар, создаются инфразвуковые колебания, расходящиеся на сотни километров, их воспринимает медуза. Купол медузы увеличивает инфразвуковые колебания как рупор, и передаёт на слуховые колбочки.

Данные колебания отлично распространяются в воде и появляются на 10–15 часов раньше шторма. Восприняв данный сигнал, медузы уходят на днище за несколько часов до начала шторма на этой территории.

Учёные создали технику, предвещающию бури, работа которых основана на механизме работы инфрауха медузы. Такое устройство сможет предупреждать о готовящейся буре за 15 часов, а не за два, как обычный морской барометр.

Учитель: рассмотрим теперь такой вопрос: звуки в живой природе.

Вспомните какие вы слышите звуки вокруг себя

Ученики: дают ответы.

Учитель: Некоторые животные действительно хорошо ощущают инфра - и ультразвуковые колебания. Летучие мыши испускают ультразвуковые колебания в интервале 45—90 кгц, мотыльки же, которыми они питаются, имеют органы, восприимчивые к таким волнам. Совы также имеют «приёмник ультразвука» для обнаружения летучих мышей.

А вот еще одно вам явление, над которым мы поразмыслим. Частенько в больницах или на отдыхе предлагают пройти процедуру с пиявками, которые, как говорят, оказывают лечебный эффект. А вот кто-нибудь из вас задумывался, как это они присасываются.

Ученики: пытаются что-то сказать

Описание: Картинка 1 из 53598

Учитель: Рассмотрим действие присосок, которыми обладают пиявки, головоногие и другие подробнее.

Пиявка – кольчатый червь, протяженность которого достигает примерно от 12 до 15 сантиметров. Она имеет зеленую расцветку спины с оранжевыми полосками и черными точками.

Строение пиявки представлено так – это пищеварительная трубка, которая покрыта чувствительной кожей. Через кожу пиявка дышит, и кожа оберегает ее от наружных раздражителей и повреждений. Кожа является так же и  органом чувств пиявки. На голове у пиявки пять пар глаз. У пиявки всё тело состоит из кольцевых мышц, которые образуют ее присоски.

Объясним с точки зрения физики, работу присосок у пиявки.

Края их прилипают к добыче, либо к опоре, потом размер присоски при помощи мускул возрастает, а давление внутри ее падает, вследствие этого атмосферное давление (или давление воды) сильно прижимает присоску к поверхности.  

Абу Али Ибн Сина, узнаваемый под именем Авиценна, в своем классическом труде «Каноны врачебной науки», обосновывая действие на организм пиявок и банок в качестве «средств извлечения дурной крови», писал: «Если тело чисто, то очищать следует только больной орган с помощью банок или припускания пиявок». Таким образом, пиявки используют в медицине для лечения определенных болезней.

Многие удивительные явления происходят с птицами. Понятия «физика» и «птица» тесно взаимосвязаны – с одной стороны, процессы в организме птицы, поведение птиц объясняются законами физики, а с другой – птицы помогают человеку решать научно-технические вопросы.

Как объяснить тот факт, что водоплавающие птицы недостаточно погружаются в воду? Каким законом физики описывается это явление?

Ученики: делают свои предположения и дают правильный ответ. Это проявление закона Архимеда.

Выталкивающее действие жидкости (величина силы Архимеда) находится в зависимости от объема тела – чем больше объем тела, тем больше выталкивающая сила.

У водоплавающих птиц имеется толстый, не пропускающий воды слой перьев и пуха, в котором находится существенное количество воздуха. Благодаря данному своеобразному воздушному пузырю, окружающему всё тело птицы, её объем возрастает, а средняя плотность оказывается небольшой.

Водоплавающие птицы из воды выходят практически сухими. Как объясняется данное явление?

Ученики: Дают версии ответов.

Учитель: Давайте вспомним поговорку «Как с гуся вода».  Данное явление как раз и является несмачиваемость. Перья и пух водоплавающих птиц практически постоянно обильно смазаны жировыми выделениями особых желез. Молекулы жира и воды не взаимодействуют, поэтому жирная поверхность остается сухой.

А вот давайте рассмотрим такой вопрос. Почему утки, и гуси ходят, переваливаясь с ноги на ногу?

Оказывается, ответ заключается в том, что у гусей и уток лапы расставлены широко, поэтому, чтобы сберечь равновесие при ходьбе, им приходится переваливать тело так, чтобы вертикальная линия, проходящая через центр тяжести, проходила через точку опоры, то есть лапу.

Еще интересный вопрос есть. Почему мы не воспринимаем как звук те колебания воздуха, которые создаются крыльями пролетающей птицы?

Ученики: пробуют отвечать. Частота колебания, создаваемая крыльями птицы, ниже нашего порога слышимости, поэтому полёт птицы как звук мы не воспринимаем.

Учитель: Молодцы ребята. Вот видите, оказывается многие явления,  которые нас окружают мы может обосновать благодаря физики. А теперь ответьте мне на такой вопрос. Почему птицы обладают очень острым зрением, превосходящим зрение животных? Почему сокол может видеть на громадном расстоянии?

Ученики: Отвечают на поставленный вопрос (если учащиеся затрудняются на него ответить, то на помощь приходит учитель). В любом глазу есть фокусирующий аппарат (хрусталик) и аппарат светоизоляции. У птиц глазное яблоко довольно больших размеров и своеобразного строения, благодаря, которому возрастает поле зрения. У птиц, имеющих особенно острое зрение (грифы, орлы), глазное яблоко удлиненной «телескопической» формы. Глаз орла устроен таким образом, что хрусталик может стать почти плоским, вследствие этого изображение отдаленных предметов падает на сетчатку [46].

Учитель: Вот такой удивительный мир физики нас окружает. Наше занятие подходит к завершению, поэтому у вас на дом будет творческое задание, попробуйте найти в окружающем нас мире вещи или явления. Которые можно объяснить, описать с точки зрения физики. Что-то подобное,что мы разбирали сегодня на занятии.

Ну конечно в завершении нашего занятия выполним небольшое задание. Для этого мы воспользуемся программой LearningApps.org, в которой можно найти различные задания к данному занятию. Мы предлагаем воспользоваться следующим заданием: http://learningapps.org/1822930, которое так же помогает проверить, насколько хорошо ребята изучили физические явления.

Методические рекомендации

В конце урока подводиться итог того, что проделано на уроке. И учитель в конце должен заинтересовать учеников в дальней посещении элективного курса «Физика на кухне». Например, такими словами, сегодня ребята мы с вами только познакомились с нашим элективным курсом. Самое интересное и увлекательное ждет нас впереди, поэтому я не говорю вам до свидание, а говорю до новых встреч.

 

Конспект занятия по теме: «Физические явления на кухне»

Тема занятия: Занимательные и интересные опыты по физике

Класс: 9 (время 2 час)

Вид занятия: комбинированный

Цели и задачи занятия:

  1. Вспомнить определение физических процессов: теплопроводность, кипение, испарение, диффузия.
  2. Связать данные процессы с кухней.

 Оборудование: три жидкости: молоко, растительное масло и вода; весы; мерный стакан; спиртовка; секундомер; чай.

Учитель: Наш дом  – настоящая физическая лаборатория, в которой человек обязан быть активным наблюдателем, способным хотя бы приближенно разъяснить наблюдаемые им физические явления и действия. В нашей ежедневной жизни мы не найдём другого такого места, где происходило бы столько необычного, удивительного, таинственного и загадочного, как на кухне. Кухня – одно из самых комфортных и функциональное помещение в наших домах: там хранятся продукты, готовится еда, там мы завтракаем и обедаем, там ведутся беседы и делимся секретами. Некоторые люди большую часть своего свободного времени проводят именно на кухне.

На кухне можно наблюдать много процессов, которые объясняются с точки зрения физики. Разберем некоторые из них.

Начнем с теплопроводность металлов. Что же такое теплопроводность?

Ученики: Теплопрово́дность — это явление передачи внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при их непосредственном контакте[33, с. 10.]. Такой теплообмен может происходить в любых телах с неоднородным распределением температур, но механизм переноса теплоты будет зависеть от агрегатного состояния вещества.

Учитель: Правильно. Давайте подробнее остановимся на теплопроводности металлов. Металлы  обладают хорошей теплопроводностью, поэтому стремительно нагреваются.    Рассмотрим  особенности теплопроводности  материалов, из которых сделана кухонная посуда.  Это очень важный показатель, по которому можно сравнить разную посуду по применимости её на кухне. На диаграмме  приведено сравнение теплопроводностей разных материалов, из которых изготавливается различная посуда.

Из диаграммы видно, что теплопроводность алюминия выше всех остальных. Многие годы алюминиевая посуда устраивала большинство людей. Она легкая (плотность всего 2,7 г/см3), долговечная, и раньше эта посуда была очень дешевая. А главное положительное качество в том, что алюминий — хороший проводник тепла, вода закипает в такой кастрюле очень быстро. Вторым по величине теплопроводности является чугун. Благодаря массивности  посуды из чугуна тепло распределяется более или менее равномерно и долго сохраняется. Поэтому чугунки  хороши для блюд, которые требуют длительного приготовления. Опытные повара из-за равномерности нагрева предпочитают применять посуду из чугуна.

«Материалом века» называют сегодня нержавеющую сталь, которая широко применяется для кухонной посуды. Недостатком данной посуды является, то, что она плохо реагирует на соль. Могут появиться пятна. В прилагаемых к стальной посуде инструкциях не рекомендуется даже класть соль в холодную воду. Крупинки соли оседают на дно и стенки посуды, так как она не сразу растворяется, тем более, когда мы добавляем соль в холодную воду. Они успевают воздействовать на нержавеющую сталь, оставляя на ней некрасивые темные пятна.

Посуда из меди преобладала на кухне многие века. Вплоть до начала XX века из нее повсеместно делали котлы, кастрюли, ковши. Сегодня из медной и латунной посуды чаще всего можно встретить турки для варки кофе. Чтобы избежать вредного воздействия оксидов меди, турки изнутри покрывают слоем пищевого олова.

Медь, бронзу и латунь сейчас тоже используют в производстве кухонной посуды, но в сочетании с нержавеющей сталью, придавая стали качества, которых ей недостает.

Сталь из-за своей теплопроводности применялись для кухонной посуды меньше всего. Это означает, что полученное от плиты тепло будет слишком медленно передаваться внутрь кастрюли. А еще оно не будет успевать равномерно, распределяться по всему дну, из-за этого образуются очаги перегрева, и пища будет подгорать.

Таким образом, в зависимости от теплопроводности применяют различную посуду. Если говорить о теплопроводности жидкостей и газов, то она очень мала, нагревание происходит за счёт конвекции. Поэтому жидкости и  газы нагревают снизу. Кто мне скажет, что такое конвекция?

Ученики: Конвекция - это перенос энергии струями жидкости или газа [33, с. 15]. Конвекция может быть естественной и вынужденной. Так вот при естественной холодные слои под действием силы тяжести опускаются вниз, а теплые - более легкие, под действием архимедовой силы поднимаются вверх(отопление жилых помещений батареями). При вынужденной - перемешивание слоев происходит искусственно(вентилятор, перемешивание кофе ложкой, чая).

Учитель: Вы все сказали верно. При конвекции энергия переносится самими струями газа или жидкости.  Жидкости и  газы  нагревают снизу. Нагретые слои не могут опуститься ниже холодных, более тяжелых.

А теперь давайте проведем небольшой опыт, и вы мне скажите, о каком процессе идет речь и что мы наблюдали в данном опыте.

Будем нагревать три жидкости, которые пронумеруем цифрами от 1 до 3, а какие мы узнаем позже. Объем жидкостей одинаковый по 0,5 литра. Массу и объем определите с помощью весов и мерного стакана. Условия проведения эксперимента одинаковые для всех жидкостей. Как же нам узнать. Какие мы используем жидкости?

Ученик: Определим плотности исследуемых жидкостей, а уже по плотностям узнаем, с какими жидкостями мы имеем дело.

Учитель: Правильно. Мы установили, что в нашем опыте используются молоко, вода и подсолнечное масло. Под номером 1 – вода; 2 – масло; 3 – молоко. Что же мы наблюдаем в данном опыте?

Ученики: Температура нагревания и кипения жидкостей зависит от их плотностей. Чем больше плотность, тем быстрее нагревается жидкость, а температура кипения меньше. Жидкость с меньшей плотностью (подсолнечное масло) имеет температуру кипения выше остальных жидкостей. Результаты своего исследования занесите в таблицу 1.

Таблица 1.

Исследуемая жидкость

Масса, кг

Объем, м3

Плотность, кг/м3

Табличная величина,кг/м3

Вода

0,5

5.10-4

p = m / V = 0,5/5.10-4= 1000кг/м3

1000

Масло

0,5

5.10-4

p = m/V = 0,465/5.10-4= 930кг/м3

930

Молоко

0,5

5.10-4

p =m/V = 0,517/5.10-4= 1032кг/м3

1032

Учитель: Правильно. А явление, которые мы здесь наблюдаем

Ученики: Кипение и потом испарение.

Учитель: Вы молодцы ребята. Дадим определения этим явлениям

Ученики: Кипение жидкости – это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре [33,с.44].

Учитель: Все верно ребята

Ученики: Испарение - парообразование, происходящее с поверхности жидкости, это ещё один процесс, который можно обнаружить на кухне [33, с.39]. Скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости, площади ее свободной поверхности, температуры, скорости удаления паров,  наличия ветра.

Учитель: Еще одно понятие, которое мы с вами рассмотрим, но для начала проведем опыт.

Возьмем три стакана. В первый нальем кипяток, во второй теплую и в третий холодную воду. В каждый стакан бросила щепотку гранулированного чая. Что происходит?

Ученики: Наблюдала за процессом диффузии между гранулами чая и водой. Скорость хаотического движения молекул увеличивается при повышении температуры, в стакане с горячей водой происходит интенсивное окрашивание. В стакане с холодной водой диффузия мало заметна.

Учитель: Правильно. Мы можем сделать вывод, что диффузия между твердым телом и жидкостью зависит от температуры жидкости. Чем выше температура жидкости, тем быстрее происходит диффузия и скорость хаотического движения молекул. Дадим определение диффузии

Ученики: Диффузия – это явление самопроизвольного проникновения одного вещества в другое вещество, обусловленное тепловым движением атомов, молекул, ионов и других частиц [32, с.28]. Быстрее всего диффузия происходит в газах, чуть медленнее в жидкостях, для твердых тел нужно гораздо больше времени.

Учитель: Молодцы ребята мы с вами повторили теоретическую часть и даже провели эксперименты. Теперь давайте выполним небольшое задание http://learningapps.org/1655901

Обязательно в конце урока надо подвести итог проделанной работы во время занятия. Проговорить с ребятами, что они узнали нового и интересного для себя. В конце занятия можно дать небольшое домашнее задание в виде докладов об электроприборах, которые применяются на кухне, причем ребята самостоятельно распределяют, о каком приборе они будут рассказывать. Тогда следующий урок будет построен именно на работе всего класса и связан с докладами приготовленными учениками.

Конспект занятия по теме: «Электрические приборы»

Тема занятия: Электрические приборы, применяемые на кухне

Класс: 9 (время 2 час)

Вид занятия: комбинированный

Цели и задачи занятия:

  1. Ознакомить с видами, принципом действия и правилами эксплуатации кухонной плитой с духовым шкафом; микроволновой печи; холодильником; кухонной вытяжкой; электрическим чайником.
  2. Научить определять потребность в бытовых электрических приборах для кухни.
  3. Способствовать приобретению знаний об истории бытовых электрических приборов.

Оборудование: Проектор с компьютером и возможностью выхода в интернет, опорные конспекты, презентация.

Ход урока

Данный урок может быть построен в следующем виде.

Учитель: Ребята, сегодня наше занятие будет посвящено электроприборам. Которые мы используем на кухне. Какие приборы вы можете назвать?

Ученики: Дают ответ на поставленный вопрос.

Учитель: Хорошо. Рассмотрим несколько приборов подробнее. Прежде чем перейти к рассмотрению первого электроприбора отгадайте небольшую загадку

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины

До завтра солнца не нужны (Газовая плита)

Ученики: Это плита.

Учитель: Правильно ребята. А теперь поговорим с вами о кухонной плите подробнее.

  1. Кухонная плита с духовым шкафом

Кухонная плита — нагревательное устройство, предназначенное для приготовления пищи. Состоит из варочной поверхности, духового шкафа и дополнительных отделений. В зависимости от типа используемого топлива бывают: газовые, электрические, индукционные, комбинированные (газоэлектрические), на твердом топливе.

Слово «плита» получило смысл кухонного прибора благодаря чугунным варочным поверхностям дровяных печей: изначально это и была металлическая плита, размещённая вместо кирпичного свода над топкой, на которой размещались кастрюли и сковороды. Позже в плите стали проделывать отверстия различного размера для лучшего теплообмена. Чтобы предотвратить проникновение через эти отверстия дыма, они закрывались металлическими крышками, выполненными в виде набора концентрических колец различного диаметра. Установка определённого их количества позволяла ставить посуду различного размера непосредственно на пламя.

По виду кухонные плиты бывают сделаны в виде отдельного блока или встроенные. Встроенные плиты обычно имеют раздельные варочную поверхность и духовой шкаф.

Варочная поверхность кухонной плиты состоит из нескольких конфорок для установки на них посуды. В газовых и электрических плитах каждая конфорка управляется отдельной ручкой. Обычно конфорки имеют различную максимальную мощность и разный диаметр. Это связано с тем, чтобы устанавливать на них посуду разных размеров, не опасаясь значительных потерь энергии и повреждения частей посуды, не рассчитанных на высокую температуру [23].

Духовой шкаф представляет собой теплоизолированный муфель, в котором установлены нагревательные элементы: газовые горелки или электрические нагреватели. В духовом шкафу поддерживается необходимая для приготовления пищи (выпечки) температура. Обычно нагревательные элементы, расположены сверху и снизу. Если нижний нагреватель обеспечивает конвекцию, то верхний нагревает приготовляемую пищу за счет излучения.

В духовой шкаф могут быть помещены противни, решётки и вертела, для размещения приготавливаемых продуктов.

Ребята давайте выделим преимущества и недостатки электрической плиты.

Ученики:

Электрическая плита        

  • Преимущества:

- не сжигает кислород, не выделяет углекислого или угарного газа;

- не требуется проведение газопровода;

- нет опасности взрыва. Тем не менее, правила пожарной безопасности соблюдать необходимо.

  • Недостатки:

- в зависимости от типа нагревательного элемента может долго разогреваться, или требовать специальной посуды;

- требуется специальная розетка на большой ток;

- при отключении электроэнергии возникает затруднения, что бы плита заработала;

- самая главная проблема, что стоимость электроэнергии больше, чем газа.

Учитель:   

Стоит у нас на кухне

Волшебная коробка.

Сегодня на обед нам

В ней греется похлебка

 (Микроволновая печь)

Давайте теперь перейдем к следующему электрическому прибору.

2)  Микроволновая печь. Как микроволны нагревают пищу?

Для разогрева пищи в микроволновой печи необходимо присутствие  н дипольных молекул, то есть таких, на одном конце которых имеется положительный электрический заряд, а на другом — отрицательный. Таких молекул в пище много — это молекулы жиров, сахаров и воды. В электрическом поле они выстраиваются строго по направлению силовых линий поля, «плюс» в одну сторону, «минус» в другую. Стоит полю поменять направление на противоположное, как молекулы тут же переворачиваются на 180°. Поле волны, в котором находятся эти молекулы, меняет полярность 4 900 000 000 раз в секунду.
Под действием микроволнового излучения молекулы поворачиваются с большой частотой и трутся одна о другую. Пища разогревается в результате выделяющегося тепла. Нагрев продуктов происходит за счёт прогрева микроволнами поверхностного слоя и дальнейшего проникновения тепла в пищу благодаря теплопроводности.

Как же происходит процесс кипения воды. Конечно же, он будет отличаться от закипание воды в чайнике. Микроволновый нагрев идет со всех сторон, а в чайнике только снизу. В микроволновке вода дойдёт до температуры кипения, но пузырьков не будет. Но когда вы достанете стакан из печи, и немного пошевелите воду, то вода в стакане забурлит.

Меры предосторожности при пользовании микроволной печью.

Нельзя включать пустую печь. Это связано с тем, что, не встречая на своём пути никаких препятствий, микроволны будут многократно отражаться от внутренних стенок полости печи, а сконцентрированная энергия излучения может вывести печь из строя. В качестве минимальной загрузки необходимо ставить в неё хотя бы стакан воды [23].

     Приготовление пищи при помощи микроволн требует очень небольшого количества жиров, поэтому приготовленная с помощью микроволн пища полезнее для здоровья и не представляет для человека никакой опасности.
Конструкцией печи предусмотрены жёсткие меры для предотвращения выхода излучения наружу. Хотя непосредственное воздействие микроволн может вызвать ожог, риск при правильном использовании исправной микроволновой печи полностью отсутствует. Микроволны очень быстро затухают в атмосфере. И уже на расстоянии полуметра от микроволновки излучение становится в 100 раз слабее. Достаточно отойти от печи на расстояние вытянутой руки, и можно чувствовать себя в полной безопасности.

Учитель:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела:

Пейте чай, вода вскипела!(Чайник)

3) Электрический чайник.

В каждом дому имеется на заменимы прибор такой как чайник. Чайник может быть как электрический, так и нет. Поговорим об электрических чайниках. У первых электрочайников нагреватели находились под донышком. Вода не вступала в контакт с нагревателем и закипала очень долго. В 1923 г. Артур Лардж сделал подлинное открытие: он поместил нагреватель в особую медную трубку и вставил её внутрь чайника. Вода быстро закипала [23].

Учитель: А вот такое четверостишие, о чем нам говорит.

Полюбуйся, посмотри –

Плюс северный внутри.

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина [44].

Ученики: Холодильник

Учитель: Верно. А теперь мы прослушаем сообщение.

4) Холодильник

Холодильник — электрическое устройство, поддерживающее низкую температуру в теплоизолированной камере, применяется обычно для хранения пищи. Работа холодильника основана на использовании теплового насоса, переносящего тепло из рабочей камеры холодильника наружу, где оно рассеивается во внешнюю среду.

Хотя помещения для хранения продуктов, наполняемые льдом, появились ещё несколько тысяч лет назад, первое бытовое охлаждающее устройство появилось только в середине XIX века. Работало оно при заполнении льдом, периодически требующим замены.

В 1856 году австралиец Джеймс Харрисон создал первый холодильник, работающий с использованием компрессора. Он использовался для охлаждения пива. В 1857 году был создан первый железнодорожный вагон-холодильник.

Первый бытовой холодильник был создан в 1913 году. Как и промышленные холодильники, он работал с использованием принципа теплового насоса. Первая получившая широкое распространение модель холодильника была произведена фирмой Дженерал Электрик в 1927 году.

Учитель: Рассмотрим теперь такой важный и незаменимый элемент на каждой кухне, как кухонная вытяжка.

5) Кухонная вытяжка

Чистый воздух в доме обеспечивает вытяжка. Этот предмет кухонного интерьера - жизненно необходимый элемент жилища и одно из древнейших изобретений человечества. Он возник вместе с первым домашним очагом. Над тлеющими углями очага - в чуме, вигваме, глинобитной постройке или курной избе - обязательно располагалось отверстие, через которое вытягивались продукты сгорания, копоть, угарный газ.

Современные воздухоочистители способны удалять до 96 процентов загрязнений и запахов и могут очистить воздух на кухне в течение 6-8 минут. В оформлении многих моделей часто используются полированная нержавеющая сталь и закаленное тонированное стекло.

Сегодня вытяжка присутствует практически в каждом доме. Но теперь она более усовершенствована. Представляет она из себя  красивое, снабженное бесшумным электромотором устройство, способное за считанные минуты очистить воздух от копоти, разбрызгивающихся микроскопических частичек жира и удалить запахи [23].

Учитель: Давайте поблагодарим выступающих за такие хорошие доклады. И в конце, нашего занятия давайте составим инструкцию по технике  безопасности с электроприборами. Надо организовать работу таким образом, чтобы дети самостоятельно разработали инструкцию. Примерно должно получиться следующее [47], [48]:

Требования безопасности перед работой

  1. Очистить прибор от пыли сухой чистой тканью.
  2. Проверить исправность гибкого электрошнура, вилки, подводящих кабелей.
  3. Проверить исправность электрической розетки.

Требования безопасности во время работы

  1. Вытереть насухо руки, включить электробытовой прибор в сеть.
  2. Загрузить прибор в соответствии с требованиями инструкции.
  3. Не оставлять включенный прибор без присмотра.
  4. Включить вентиляцию.
  5. Не допускать к работе с электробытовыми приборами посторонних лиц и детей.
  6. Электробытовые приборы должны устанавливаться на устойчивую огнестойкую, диэлектрическую подставку.

Требования безопасности по окончанию работы

  1. Отключить прибор от электросети, не дергать за электрошнур.
  2. После полной остановки электродвигателя произвести очистку прибора.
  3. Не допускать падения электробытовых приборов.
  4. Не допускать воздействия на подводящие кабели, электрошнуры горячих жидкостей, падения тяжелых предметов.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

  1. В случае возгорания, короткого замыкания отключить сухими руками электробытовой прибор из электросети.
  2. О случаях травматизма сообщить в скорую.

Конспект занятия по теме: «Молекулярная кухня»

Тема занятия: Знакомство с молекулярной кухней

Класс: 9 (время 3 час)

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с таким понятием как молекулярная кухня, посредствам рассказа об истории создании данной кухни
  2. Рассмотреть какие существуют технологии и техники в молекулярной кухне, посредствам показа презентации и пояснения к слайдам.
  3. Рассказать о представителях, которые занимаются молекулярной кухней, возможны сообщения самих учеников.

Планируемые результаты:

  • Ученики должны иметь представления о молекулярной кухне
  • Знать техники молекулярной кухни и их представителей

Что касается структуры урока, то она может быть произвольной, здесь будет все зависеть от преподавателя. В данном случае, я ее представляю следующим образом.

Структура урока:

1. Организационный момент.(2минуты)

2. Изучение и разбор материала (75 минут)

3. Закрепление нового материала  (4-6 минут)

4. Подведение итогов занятия (2-3минуты)

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; словесный (фронтальная беседа).

Достижение результатов обучения:

Предметные:

  • Общие представления о иолекулярной кухни

Личностные:

  • Открытие для себя что-то нового

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор
  • Презентация
  • Видео по приготовлению блюд

Ход урока

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем изучать и узнавать что-то новое для себя на нашей кухне. И сегодня мы с вами поговорим об очень интересных процессах, которые содержатся в таком словосочетании как молекулярная кухня. Кто-нибудь может дать мне определение или хотя бы сказать, как он понимает данное словосочетание, и о чем у нас будет идти речь на сегодняшнем занятии.

Ученики: в классе начинается обсуждение, и ученики делают свои предположения и дают ответы.

Учитель: Вы молодцы, в ваших словах есть здравый смысл. Давайте вспомним, что когда вы ходили в начальную школу, да и сейчас вы видите, как младшие классы пьют кислородные коктейли. У вас никогда не было интереса узнать, а как же получается данный коктейль. Вот сегодня на занятии мы и познакомимся и рассмотрим подробно технологию приготовления данного коктейля, и вообще что же такое вы пьете и есть ли этому название. Хотелось бы начать свой урок с такого понятия как молекулярная кухня. Что вы можете сказать про данные слова

Ученики: делают предположения. Если рассмотреть первое слово, то можно сказать, что она образовано от слова молекула и тогда можно сделать предположение, что молекулярная кухня – это есть не что иное, как преобразование и приготовление блюд, из каких либо молекул веществ.

Учитель: Очень хорошо. Вы частично правы. Когда люди слышат, о молекулярной кухне у них возникает ассоциация с превращением привычных продуктов в необычные формы и текстуры, которые могут даже напугать человека. Главная задача и отличительная особенность данной кухни состоит в том, что она предназначена не для того что бы накормить людей, а для того чтобы удивить их невероятными вкусами и текстурами блюд. Молекулярная кухня – это некий обман органов чувств. Вам могут принести блюдо, которое по виду и не скажешь что оно уникально и восхитительно, но уже по запаху и тем более попробовав, его вы поменяете свое мнение. Данный эффект достигается благодаря применению специальной технике, различных приспособлений и технологий в приготовлении еды. Что же это за технологии, может кто-нибудь сможет назвать хотя бы одну из них

Ученики: Пытаются ответить и даже есть правильные ответы

Учитель: Вы правильно сказали про замораживание, но это не то замораживание, которое может происходить в нашем холодильнике.

- В молекулярной кухне используется жидкий азот, у которого собственная температура минус 196 градусов по Цельсию. Такая температура позволяет замораживать любое блюда практически мгновенно, причем свойства, цвет и вкус остается неизменный. А сам азот просто испаряется.

Жидкий азот в молекулярной кухне

- Следующая технология это эмульсификация, которая представляет собой взбивание любой жидкости в пену с помощью специальной добавки – соевого лецитина, который добывается из предварительно отфильтрованного соевого масла. Помните в начале занятия, я вам говорила про кислородные коктейли, так вот благодаря данной технологии они и получаются.

Эмульсификация - взбивание эспумы (пены)

- Еще одна технология, котору вы так же назвали – это вакуумизация. Из самого названия можно понять, что речь идет о вакууме. Суть состоит в том, что происходит тепловая обработка продуктов на водяной бане. Все что необходимо закладывается в специальный пакет, в котором и происходит приготовление пищи на водяной бане при температуре около 60 градусов несколько часов. А иногда и несколько дней [24].

- Желатинизация. С желатинов все знакомы, в приготовлении некоторых блюд ваши родители бывают иногда используют желатин. Так вот в чем же особенность данной технологии в молекулярной кухне. Молекулярная кухня предполагает приготовление обычных блюд из необочных продуктов: икра из меда, спагетти из апельсина и т.д. Для это используются добавки, такие как, агар-агар и каррагинат. Оба компонетна являются загустителями и приготовлены на основе натуральных водорослей.

- Сферизация. Одна из самых необычных и захватывающих техник молекулярной кухни, когда блюдо подается в виде сферы, в которой  заключен весь вкус этого блюда. Для этого берется альгинат натрия и разводится в жидкости – получается загуститель, а при контакте с лактатом кальция получается вещество, которое может иметь один вид, а на вкус представляет совершенно другой продукт [24].

- Поверхностная карамелизация – это стандартные прием, которые позволяет с помощью газовой горелки сделать красивую корочку на мясе, если оно готовилось при низкой температуре.

Таким образом, существует много различных технологий которые из самых обычных продуктов могут сделать произведения искусства.

Перейдем теперь ко второй части нашего урока и рассмотрим представителей, которые занимаются молекулярной кухней.

Парижский гастроном-физик Эрве Тис начал свой физико-химические эксперименты над едой еще в 80-х годах ХХ века. С помощью различных пищевых добавок, техник и инструментов он придавал типичным блюдам нетипичный вкус, вид и текстуру. В итоге всех этих изысканий и родилась молекулярная гастрономия, которая получила свое развития и до сих пор остается на вооружении лучших ресторанов в мире.

Эрве Тис - отец молекулярной кухни

Безусловно, ярким представителем молекулярной гастрономии является Ферран Андриа (ресторан ElBulli в Испании). Он открыл также лабораторию при ресторане, где проводил множество экспериментов. Он удостоился 3-х звезд Мишлен и его ресторан ElBulli – звание лучшего в мире [25].

Ферран Андриа молекулярная кухня

Еще один яркий представитель и последователь Эрве Тиса – Хестон Блюменталь. Открыв в 1995 году свой первый ресторан «TheFatDuck» («Жирная утка», Англия), через 9 лет он получил 3 звезды Мишлен, а еще через 1 год был признан лучшим рестораном в мире, оставаясь на протяжении 5-ти лет в тройке лучших. Сам Блюменталь говорит, что его кулинария – это научный подход к приготовлению пищу и использование инноваций, чтобы пробудить в публике необыкновенные чувства и эмоции (например, подача морепродуктов, когда играют звуки моря).

Хестон Блюменталь - один из величайших шеф-поваров современности молекулярной кухни

Что касается России, то у нас тоже нашлись последователи молекулярной кухни в лице Анатолия Комма, который открыл ресторан «Варвары», в котором подавались блюда классической русской кухни в «молекулярном» исполнении. По состоянию на 2014 год ресторан закрылся по объективным экономическим причинам.

Анатолий Комм

Помимо каких-то лабораторий молекулярную кухню можно готовить и в домашних условиях

Возросшая популярность молекулярной кухни привела к появлению множества ресторанов. Но это еще не все. В наше время можно не просто сходить в ресторан и попробовать блюда молекулярной кухни, а и приготовить их самостоятельно в домашних условиях. Молекулярная кухня в домашних условиях требует использования тех же агрегатов, что и на профессиональной кухне, но только разработанных для домашнего использования:

  • кремер;
  • центрифуга;
  • сухой лед;
  • прочее.

Но, как оказалось, можно обойтись и без специальных приспособлений. Конечно, так как в ресторане не получится, но приготовить нечто интересное, проявив немного фантазии, вполне реально[24].

Рецепты блюд в домашних условиях

Для приготовления следующих блюд Вам не понадобится специальных агрегатов или глубоких знаний молекулярной кухни. Достаточно просто немного приловчиться и совсем немного пофантазировать.

Молекулярное яйцо

Начать можно с самого простого – приготовления яйца. Для этого Вам необходимо взять яйцо или несколько яиц, только не больше трех, и положить их в кастрюлю с водой. Воды налить столько, сколько наливаем при варке просто яиц. Затем вместо плиты, поставьте кастрюлю с яйцами в духовку на два часа при температуре в 64 градуса. За счет такого способа приготовления у Вас получится совершенно другое блюдо, которое будет отличаться нежностью и вкусом [24].

Томатный суп

Можно попробовать приготовить томатный суп, который конечно на несколько порядков сложнее в приготовлении яиц. Для его приготовления потребуется:

  • нежирный куриный бульон – 350 мл;
  • средняя морковь – 1 шт;
  • стебель лука-порей – 0,5 шт;
  • помидоры – 3 шт;
  • зубчики чеснока – 3 шт;
  • густая томатная паста – 2ст.л;
  • агар-агар – 20 гр.

Овощи необходимо порезать кружочками и залить бульоном. После чего добавить к ним томатную пасту и выдавить чеснок. Приправы и соль можно подобрать по вкусу. Потом кастрюлю стоит поставить на огонь и, доведя до кипения проварить смесь на протяжении 20 минут. Когда суп сварился, снимете его с пламени и дайте немного остынуть.

После того как он охладился его необходимо взбивать в блендере до получения однородной массы. Затем процедите пюре через марлю назад в кастрюлю, добавьте в него агар-агар, и постоянно помешивая на медленном огне, доведите его до кипения. После этого снимите его, разлейте по формочкам, дав ему немного остынуть, отправляйте в холодильник до полного застывания.

Таким образом, у нас получился томатный суп, в виде желе. Что очень необычно для супа. Аналогичным способом можно в домашних условиях сварить любой другой суп или придумать какое-то свое блюда. Ведь молекулярная кухня тем и отличается от обычной, что на ней можно экспериментировать, удивлять и придумать вещи которые на первый взгляд кажутся несовместимыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

План занятия "Advent" элективного курса "Праздники в Германии"

Методическая разработка занятия элективного курса для старших классов профильного обучения немецкому языку....

Открытое занятие по элективному курсу по алгебре для 9 классов «Функции и их графики»

Кунспект к открытому занятию по элективному курсу по алгебре для 9 класса "Функции и их графики" содержит материал по повторению графиков различных  функций, помогает глубже рассмотреть график фу...

Занятие интегрированного элективного курса "Словом, цветом, звуком..." ("Обед довольно прихотливый" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")

Занятие интегрированного элективного курса посвящено анализу "кулинарных" глав романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

План-конспект занятия по элективному курсу "Профориентация" на тему: "Профессиональные и жизненные планы"

Данный план-конспект может быть использован для проведения занятий по элективным курсам "Профессиональное самоопределение", "Мир профессии", "Профориентация"....

конспект занятия на элективном курсе «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС...