Конспекты занятий к элективному курсу часть 2
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Стелянидий Наталья Владимировна

Часть 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_elektivnogo_kursa_chast_3.docx43.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме: «Физика в приготовлении блюд»

Тема занятия: Физика в приготовлении блюд

Класс: 9 (время 2 час)

Вид занятия: практическое занятие

Цели занятия:

  1. Расширить представления о физике и о применения законов физики
  2. Заинтересовать учеников в дальнейшем изучении предмета

Планируемые результаты:

  • Ученики должны уметь разложить приготовление блюда на стадии и связать их с процессами, которые объясняются с точки зрения физики.

Что касается структуры урока, то она может быть произвольной, здесь будет все зависеть от преподавателя. В данном случае, я ее представляю следующим образом.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; словесный (фронтальная беседа), наглядный.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор
  • Презентация
  • Видео по приготовлению блюд
  • Подготовленный набор продуктов

Ход урока

Учитель: Физика всегда считалась одним из трудных предметов: исследование каких-либо явлений, заучивание названий, определений, единиц измерений физических величин, формулы, нахождение связей между явлениями и т.д. Если заниматься только этим, становится скучно. Необходимо все время обращаться к жизненному опыту, ведь практические все веще которые нас окружают можно объяснить с точки зрения физики. И если проводить аналогию с теми вещами, с которыми мы сталкиваемся повсеместно, то физика будет не такой уж и скучной.

Например, важными для повара разделами физики являются молекулярная физика и термодинамика.

Сегодня на уроке мы свами займемся приготовлением блюд, но не просто будем готовить, а постараемся анализировать и обосновывать свои действия с точки зрения физики и опираясь на физические законы .

Поэтому переодевайтесь и начнем работу. И так для начала мы приготовим простенький салат, который вы можете назвать на своем усмотрение [45, с. 44]. Нам понадобятся следующие ингредиенты:

Красная фасоль, консервированная в собственном соку, лук, куриное филе, майонез.

Приборы:

Нож, сковорода, разделочная доска.

Самое первое и главное при начале приготовления любого блюда – это подготовка рабочего места. В ходе приготовления салата нам потребуется нарезать продукты, поэтому выбираем подходящий нож. Наиболее подходящим и удобным будет являться нож с тонким и длинным лезвием. Как вы считаете почему?

Ученики: Пытаются ответить, связав с физикой.

Учитель: Хорошо, вы правильно сказали, что данный нож имеет маленькую площадь лезвия, следовательно, при помощи даже малой силы создается большое давление и таким инструментом будет легко работать

Длинное лезвие позволяет делать надрезы большей длины, т. е. нарезку можно делать быстрее. Ломтики мяса и лука получились ровными, не мятыми.

Теперь выберем разделочную доску. У меня есть две доски. Одна из дерева, а вторая из стекла. Какая на ваш взгляд будет лучше?

Ученики: Стеклянная разделочная доска. Это связано с тем, что при работе на деревянной доске сок, который испускают продукты, будет впитываться в саму разделочную доску. А вот если мы возьмем стеклянную досточку то весь сок останется на поверхности доски и мы сможем его отправить в салат без потерь. Тем самым салат будет более сочным.

Учитель: Выбираем теперь сковороду, на которой будем жарить лук. Ваши предложения, из какого материала мы возьмем сковороду?

Ученики: Дают ответы.

Учитель: Здесь нам необходимо вспомнить, тот материал, который мы уже прошли и, конечно же, вы оказались правы. Нам нужно взять чугунную сковороду. Так как  дно такой сковороды прогревается более равномерно, чем у сковородок из других металлов. У алюминиевых и стальных сковородок те участки дна, которые располагаются непосредственно над огнем, прогреваются особенно сильно. И на них пища часто пригорает.

Ну, вот и все.  Куриное филе у нас было сварено заранее. Таким образо, мы подготовили с вами все ингредиенты салата, а теперь нам необходимо все смешать.

Все продукты смешиваем в большой миске, солим и заправляем майонезом. Благодаря явлению диффузии и смачиванию, наш салат пропитался всеми соками и выглядит очень аппетитно.

Мы с вами приготовили салат теперь перейдем к приготовлению первого блюда – борща [45, с.144].

Нам понадобятся следующие ингредиенты:

Свекла, капуста, картофель, лук, морковь, мясо, соль, приправа

Приборы и инструменты:

Кастрюля, разделочная доска, нож, тёрка, сковорода.

Учитель: Рассмотрим технологию приготовления борща. Опять же нам необходимо подготовить все продукты. Начнем со свеклы. Нам нужно ее очистить, нарезать соломкой или натереть на крупную терку и затем тушить на сковороде с небольшим количеством масла. Во время тушения необходимо добавить немного уксуса или щепотка лимонной кислоты, чтобы наша свекла не потеряла цвет. Периодически свеклу помешиваем и подливаем бульон, чтобы она не подгорела.

Нам так же необходимо обжарить лук в течение 5 минут, потом добавляем нарезанные морковь, корень петрушки и сельдерея, потом кладем томат-пюре и тушим еще 10-15минут.  

Переходим непосредственно к варке самого борща. Сначала в кипящий бульон засыпаем свежую нашинкованную капусту и картофель, и доводим до кипения. Опускаю в кастрюлю обжаренные овощи, затем добавляем тушеную свёклу, ждем, пока бульон снова закипит. За 5-10 минут до того, как борщ будет готов, заправляем, специями, солью, сахаром. все добавляется по вкусу. Одновременно можно положить нарезанный чеснок.

Описание физических процессов

Для приготовления первых блюд подходят большие кастрюли с высокими стенками. Существует большое разнообразие кухонных кастрюль. Даже у вас дома, если вы посмотрите, то имеются кастрюли разных размеров и из разного материала: алюминиевые, эмалированные, никелированные.

Мы же будем использовать кастрюлю из железа с эмалированным покрытием и двойным дном. Это влияет на теплоемкость и теплопроводность кастрюли. Суп в ней не бурно кипит, а медленно варится и количество жидкости при этом не уменьшается.

Когда поставили воду на плиту, то наблюдаем за процессом кипения. Сначала появляются пузырьки, их размеры постепенно растут. Это пузырьки воздуха, который растворен в воде. При нагревании излишки воздуха, выделяются из воды в виде пузырьков. По мере дальнейшего нагревания воды пузырьки становятся крупнее и многочисленнее. С ростом размеров пузырьков возрастает и сила Архимеда, выталкивающая их из воды, и они всплывают. В этот момент бывает, слышен шум, предшествующий обычно кипению. При определенной температуре с приближением к поверхности жидкости объем пузырьков резко возрастает. На поверхности они лопаются, и находившийся в них пар выходит в атмосферу - вода кипит.

Прогревание жидкости в кастрюле объясняется процессом конвекции. Нагретые слои жидкости - менее плотные и поэтому более легкие - вытесняются более тяжелыми, холодными слоями. Холодные слои жидкости, опустившись вниз, в свою очередь нагреваются от источника тепла и вновь вытесняются менее нагретой водой. Благодаря такому движению вся вода равномерно прогревается.

При приготовлении борща можно также увидеть такие явления, как изменение агрегатных состояний воды, диффузия, испарение и конденсация.

Оставьте место в своих тетрадях и дома вы самостоятельно опишите, в чем же заключаются эти явления. 

Рассмотрим теперь приготовление второго блюда -  рагу.

Нам понадобится:

Помидоры, картофель, куриные окорочка, лук, вода.

Приборы и инструменты:

Мультиварка, нож, разделочная доска

Мультиварка — многофункциональный бытовой кухонный электроприбор с программным управлением, предназначенный для приготовления широкого спектра блюд в автоматическом режиме.

Мультиварка состоит из следующих элементов корпуса с электрическим нагревательным элементом, емкости для приготовления с антипригарным покрытием, парового клапана и системы герметичного закрытия крышки, микропроцессора.

Конечно, данное блюдо можно готовить и на газовой плите, но для тех у кого очень мало времени мультиварка очень хороший вариант. Ведь в нее закладываются все необходимые ингридиенты, выставляется время приготовления и нам остается только ждать готовое блюдо.

Какие же происходят физические процессы в приготовлении данного блюда.

Все продукты закладываем в мультиварку одновременно, т. к. открывать в процессе варки кастрюлю нельзя. Герметично закрытая крышка обеспечивает давление горячего пара на жидкость и температура кипения жидкости увеличивается. Это ускоряет приготовление пищи, позволяет сэкономить энергию и самое главное сохраняет питательные свойства продуктов, которые при долгой варке уменьшаются.

На мой взгляд, это самое простое блюдо, которое можно приготовить.

Одним из самых вкусных и важным блюдом на любом столе является, конечно же мясо. Мы рассмотрим с вами приготовления мяса с точки зрения поверхностного натяжения.

Если вы посетите мастер класс по приготовлению мяса или даже занятия по кулинарии, то вам любой преподаватель скажет, что для приготовления сочного бифштекса или мяса, необходимо положить мясо на разогретую сковороду. Как вы думаете почему?

Ученики: Пытаются ответить.

Учитель: Вы молодцы, что рассуждаете и высказываете свои мысли. Так вот связано это все с тем, что мясо для приготовления вторых блюд должно содержать мало влаги, отсюда следует, что мясо должно быть охлажденным, иметь комнатную температуру. Начинать жарить мясо следует на очень горячей сковороде с небольшим количеством жира или растительного масла, чтобы соки остались внутри, нужно увеличить поверхностное натяжение. А как же его увеличить? На самом деле очень легко, достаточно только знать некоторые хитрости. Мы привыкли, что при приготовлении любово блюда мы его солим, так вот в данном случае соль уменьшает поверхностное натяжение. Поэтому солить мясо не стоит, мы же наоборот осыпям его сахарной пудрой. Вы спросите как так?  На самом деле все просто, сахар увеличивает поверхностное натяжение. При соприкосновении с горячей сковородой (или с горячим маслом) сахарная пудра кармелизуется, образуя золотисто – коричневую красивую корочку. А это значит, что сок не выйдет на сковороду. Если этого не сделать, то горячее масло (если не добавлять сахарной пудры) будет закупоривать отверстия в мясе (холодное масло позволит выйти сокам). Поверхность мяса, соприкасаясь с горячей сковородой, нагревается сильнее, чем внутренние слои. Тепловой обмен самопроизвольно всегда протекает от горячего тела к холодному (второй закон термодинамики), следовательно, соки будут перемещаться в центр куска мяса и останутся внутри бифштекса. Посолить бифштекс нужно и можно незадолго до готовности блюда.

Вот видите ребята, с какими хитростями мы сегодня с вами знакомимся.

Ну и напоследок рассмотрим физику приготовления чая. Я вам даю 7 минут и вы самостоятельно попробуете рассказать о том какие же процессы или явления происходят при приготовлении чая.

Ученики: Выполняют работу.

Пусть у нас имеются листья земляники, кипятком, кладу пакетик чая, добавляю сахар и лимон.

В стакан кладу листья земляники, заливаю кипятком, кладу пакетик чая, добавляю сахар и лимон. И мы сразу можем пронаблюдать с вами несколько явлений.

Аромат земляники и лимона быстро разносится по кухне из-за явления диффузии в газах. Окрашивание воды и сладкий вкус чая в стакане происходит из-за явления диффузии в жидкости. Чем горячее вода, тем интенсивней окрашивание, т. к. скорость хаотического движения молекул увеличивается при повышении температуры.

Учитель: Вот видите, ребята вы уже самостоятельно можете объяснить технологию приготовления блюда с точки зрения физики.

Давайте подведем небольшой итог нашего занятия. В ходе данного занятия были приобретены следующие навыки: исследовательские, поисковые, аналитические, осознание своих возможностей. На основе приготовления  данных блюд было продемонстрировано, что практически любой процесс, происходящий на кухне можно объяснить с помощью физики. Теперь вы не только можете быть помощниками своим родителям в приготовлении обеда, но и сами что-то приготовить и порадовать своих родителей.

Методические рекомендации

В ходе данного занятия можно воспользоваться следующими книгами:

  1. Кузнецова Т. Ф. Готовлю и пеку сама. Лучшая книга для девочек [22].
  2. Узун О. В. Русский народ. Русская кухня [45].
  3. Зимина М. Блюда на праздничном столе. [15].

Конспект занятия по теме: «Итоги курса»

Тема занятия: Итоги курса «Физика на кухне»

Класс: 9 (время 1 час)

Вид занятия: комбинированный

Цели занятия:

  1. Подвести итог изученного и пройденного в элективном курсе «Физика на кухне»
  2. Развить самостоятельные навыки в демонстрации экспериментов посредством самостоятельной работы и подготовки дома

Планируемые результаты:

  • Ученики должны не бояться самостоятельно проводить опыты
  • Должны понимать и объяснять то что они делают

Весь урок построен на самостоятельной работе учеников. Роль учителя состоит в том, что он только направляет и следит за работой ребят.

Структура урока:

1. Организационный момент.(2минуты)

2. Изучение и разбор материала (80 минут)

3. Закрепление нового материала  (4-6 минут)

4. Подведение итогов занятия (2-3минуты)

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный; словесный

Достижение результатов обучения:

Предметные:

  • Общие представления о занимательной физике

Личностные:

  • Открытие для себя что-то нового
  • Можно сказать пробуют себя в роли учителя

Ход урока

Учитель: вот мы и подошли к заключительному этапу нашего элективного курса «Физика на кухне». На сегодняшнем занятии вам предстоит защитить свои проекты, которые вы выполняли в течение нашего курса, а в конце занятия мы подведем итоги наших занятий.

Ученики: Выступают с проектами. В ходе выступления могут возникать вопросы, которые разбираются и даются ответы.

Учитель: После выступления ребят можно продемонстрировать опыт, который будет являться заключительный в данном разделе. Раздается материал на парту, который состоит из 250 г крахмала; 100 г воды и тарелка, в которой будет происходить смешивание. Начинается выполнение опыта, учитель демонстрирует ребятам, а потом они самостоятельно должны повторить его.

Инструкция:

Крахмал высыпаем в тарелку и добавляем воду. Хорошо все перемешиваем до однородной массы. После того как все смешали можно попробовать скатать маленький шарик и увидеть, что если катать шарик быстро, то он будет тверже и прочнее, а если прекращаем его скатывать, то он растекается. Дальше можно предложить опустить палец в ньютоновскую жидкость и спросить, что ребята наблюдают

Ученики: видят, что без проблем палец войдет в нее.

Учитель: А теперь предложить классу ударить по данной жидкости и пронаблюдать за происходящим

Ученики: жидкость не разбрызгивается, а наоборот встречается отпор.

Учитель: Вот видите, какую мы создали с вами удивительную жидкость, которая получила название – ньютоновской.

Ньютоновская жидкость – это особенная, чрезвычайно непонятная и удивительная субстанция. Загадочность такой жидкости заключается в том, что при сильном воздействии на нее, она сопротивляется словно твердое тело, в то же время, при медленном – приобретает жидкие свойства.

Вообще, было бы правильным называть такую жидкость неньютоновской, так как в отличие от однородной ньютоновской, она имеет неоднородную структуру и состоит из крупных молекул.

Учитель: Наше занятие подходит к концу, поэтому на этом мы остановимся. И так по завершению курса «Физика на кухне» вы узнали много нового и интересного о применении физики, о том, что физика сопровождает нас в повседневной жизни везде и даже на кухне. Надеюсь, мне удалось заинтересовать вас изучать физику ведь как еще много интересного и нового она хранит в себе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранников А. В. Элективные курсы в профильном обучении / А. В. Баранников // Журнал “Первое сентября”. - 2004. - № 102. – с. 1-2.
  2. Бастрыкина О. И. Притча о красавице физики.

URL:http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/11/21/pritcha-o-krasavitse-fizike (дата обращения: 25.04.2016)

  1. Берюмова О. Н. Элективный курс «Физика на кухне». URL: http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/04/06/elektronnyy-uchebno-metodicheskiy-kompleks-umk-fizika-kukhni (дата обращения 18.04.2016)
  2. Буданова В. Г. Элективный курс «Физика и спорт». URL: http://refdb.ru/look/1363697.html (дата обращения: 18.04.2016)
  3. Валовень С. А. Программа элективного курса по физике «Живая физика». URL: http://refdb.ru/look/3385220.html (дата обращения: 18.04.2016)
  4. Варнавская О. А. Элективный курс «Физика. Человек. Окружающая среда». URL: http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/11/11/kurs-po-vyboru-fizika-chelovek-okruzhayushchaya-sreda (дата обращения: 18.04.2016)
  5. Волшебная еда. URL: http://volshebnaya-eda.ru/kulinarnyj-klass/enciklopedii/molekulyarnaya-kuxnya/ (дата обращения: 30.04.2016).
  6. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. / О. С. Габрилян // Химия в школе. - 2006. - № 4. – С.2–4.
  7. Гальперштейн Л. Я. Занимательная физика. - М.: Росмэн, 2000. - 115 с.
  8. Гальперштейн Л.Я Забавная физика. – М.: Детская литература, 1994.-255с.
  9. Гладкая И. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: учебно-методическое пособие / И. В. Гладкая, С. П. Ильина. - СПб.: КАРО, 2006. - 128 с.
  10.  Голуб Г. Б. Предпрофильная подготовка учащихся: рекомендации по организации и проведению / Г. Б. Голуб, А. В. Великанова. – Самара.: Учебная литература, 2006. - 160 с.
  11.  Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе / А. М. Егорова // Теория и практика образования в современном мире: материалы международная научная конференция. - СПб.: Реноме, 2012. – С. 173-179.
  12.  Ермаков Д.С. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения / Д. С. Ермаков, Т. И. Рыбкинаю. – М.: Профильная школа, 2004. - №3. – С.6-11.
  13.  Зимина М. Блюда на праздничном столе. -  М.: Эксмо, 2008. - 320с.
  14.  История развития элективных курсов. URL: http://aplik.ru/shkolniku/8-klass/istoriia-razvitiia-elektivnykh-kursov/ (дата обращения: 10.04.2016).
  15.  Кабардина С. И. Измерения физических величин. Элективный курс/ О. Ф. Кабардина,  Шефер Н. И.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004. – 135с.
  16.  Каспаржак А. Г. Элективные курсы: типология и задачи  / А. Г. Каспаржак // Директор школы. – 2004. – М.: Новая школа - №3. – с.53-57.
  17.   Качур E. « Увлекательная физика». – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 80с.
  18.  Коровин В. А. Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение. – М.: Дрофа, 2007.- 125с. URL: http://www.labirint.ru/books/195189/]/ (дата обращения: 10.04.2016).
  19.  Кривых С. В. Предпрофильная подготовка школьников // Журнал “Биология”.  – М.: Первое сентября. – 2007. - № 2.

URL: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200700203 (дата обращения 18.04.2016)

  1.  Кузнецова Т. Ф. Готовлю и пеку сама. Лучшая книга для девочек. – М.: Эксмо, 2008. – 144с.
  2.  Маринина С. Г. Исследовательская работа «Физика на кухне». URL: http://nenuda.ru/исследовательская-работа-физика-на-кухне-выполнил.html (дата обращения: 30.04.2016)
  3.   Молекулярная кухня. URL: http://svistanet.com/eda_i_

kulinariya/molekulyarnaya-kuxnya.html (дата обращения: 30.04.2016)

  1.  Молекулярная кухня: связь науки с кулинарией. URL: http://estet-portal.com/articles/diety-i-pitanie/molekulyarnaya-kuhnya-svyazi-nauki-s-kulinariey (дата обращения: 30.04.2016)
  2.  Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 78 Калининского района г. Чулябинска // Положение об элективных курсах предпрофильного и профильного обучения в МОУ № 78. – 2016. URL: http://chel-school78.narod.ru/documents/courses.htm (дата обращения: 30.04.2016)
  3.  Никитин А. В. Компьютерное моделирование физических процессов / Слободянюк А. И., Шишаков М. Л. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 610с.
  4.  Орлов В. А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2003. - 368 с.
  5.  Орлов В. А. Элективные курсы по физике и их роль в организации профильного и предпрофильного обучения / В. А. Орлов // Журнал “Физика в школе”. – М.: Школьная пресса. – 2003. - №1. – С.17-19.
  6.   Орлов В. А. Равновесная и неравновесная термодинамика. Элективный курс : учебное пособие / В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 120с.
  7.  Перельман Я. И. Занимательная физика. – М.: АСТ, Аванта+. 2015.- 320 с.
  8.  Перышкин А. В. « Физика» 7 класс . – М.: Дрофа, 2013. – 189 с.
  9.  Перышкин А. В. « Физика» 8 класс . – М.: Дрофа, 2013. – 189 с.
  10.  Петракова В. В. Разработка программ элективных курсов в предпрофильной подготовке / В. В. Петракова // Журнал “Физика в школе”. – М.: Школьная пресса. – 2003. - № 6. - С.46-48.
  11.  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендация по реализации элективных курсов» от 4 марта. – 2010. - № 03-413. URL:

 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=505578 (дата обращения: 18.03.2016)

  1.  Попова В. А. Физика. 10-11 классы. Сборник элективных курсов. - М.: Учитель, 2007.- 246с. URL: http://my-shop.ru/shop/books/193888.html (дата обращения: 10.04.2016).
  2.  Попова В. А. Физика. 8-9 классы. Сборник программ элективных курсов. – М.: Учитель, 2007.- 192с.

URL:

http://www.char.ru/books/1037150_Fizika_ 8- 9_klassy_Sbornik

_programm_elektivnyh_kursov (дата обращения: 10.04.2016).

  1.  Предпрофильное и профильное обучение в современной образовательной системе. URL: http://www.neudov.net/4students/otvety-po-pedogogike/predprofilnoe-i-profilnoe-obuchenie-v-sovremennoj-obrazovatelnoj-sisteme/ (дата обращения: 30.04.2016)
  2.  Приказ Министерства образования РФ «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» от 18 июля, 2002. - № 2783. URL: http://suvagcentr.ru/userfiles/files/links/konz_prof.pdf (дата обращения 18.03.2016)
  3.  Профильное обучение: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2006, - 96 с.
  4.  Рогова Г. А. Элективные курсы как содержательная основа профильного обучения.

URL: http://vio.uchim.info/Vio_58/cd_site/articles/art_4_7.htm (дата обращения: 18.04.2016)

  1.  Смелтер М. А. Информационный проект по физике «Физика в живой природе». URL: http://pandia.ru/text/78/559/38401.php (дата обращения: 25.04.2016).
  2.  Сорокин А. В. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс : учебное пособие / Торгашина Н. Г., Ходос Е. А., Чиганов А. С. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. – 199с.
  3.  Урок беседа «Бытовые электроприборы».

URL: http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_obj/2403-urok-beseda-po-bezopasnosti-dlya-nachalnyx.html (дата обращения: 30.04.2016).

  1.  Узун О. В. Русский народ. Русская кухня/ О. В. Узун. – М.: ОЛМА Медиа Группа, 2008. – 383с.
  2.  Физика в живой природе. URL: http://www.docme.ru/doc/509527/fizika-v-zhivoj-prirode. (дата обращения: 25.04.2016).
  3.  Филимонов А. А. Элективный курс «Физика в сельском хозяйстве». URL: http://festival.1september.ru/articles/213041/ (дата обращения: 18.04.2016).
  4.  Техника безопасности при работе с электроприборами.

 URL: http://svetnew.ru/index.php?route=information/article&id=2_3 (дата обращения: 30.04.2016).

  1.  Техника безопасности при работе с электроприборами.

URL: http://www.studfiles.ru/preview/5921091/page:3/ (дата обращения: 30.04.2016).

  1. Требования к содержанию и оформлению элективных курсов профильного обучения.

    URL: http://www.vipkro.wladimir.ru/do/protected/5628435/6.htm (дата обращения: 19.04.2016).

  1.  Харавдина В. В. Элективный курс «Физика вокруг нас». URL: http://pandia.ru/text/79/297/37690.php (дата обращения 18.04.2016)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

План занятия "Advent" элективного курса "Праздники в Германии"

Методическая разработка занятия элективного курса для старших классов профильного обучения немецкому языку....

Открытое занятие по элективному курсу по алгебре для 9 классов «Функции и их графики»

Кунспект к открытому занятию по элективному курсу по алгебре для 9 класса "Функции и их графики" содержит материал по повторению графиков различных  функций, помогает глубже рассмотреть график фу...

Занятие интегрированного элективного курса "Словом, цветом, звуком..." ("Обед довольно прихотливый" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")

Занятие интегрированного элективного курса посвящено анализу "кулинарных" глав романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

План-конспект занятия по элективному курсу "Профориентация" на тему: "Профессиональные и жизненные планы"

Данный план-конспект может быть использован для проведения занятий по элективным курсам "Профессиональное самоопределение", "Мир профессии", "Профориентация"....

конспект занятия на элективном курсе «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС...