Рабочая программа дисциплины ОДП.17. Физика для специальности 34.02.01 Сестринское дело
рабочая программа по физике на тему

Рабочая программа содержит паспорт программы, структуру и содержание дисциплины, условия реализации рабочей программы дисциплины, контроль и оценка результатов освоения дисциплины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odp.17_fizika.docx141.87 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения

Воронежской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Борисоглебский медицинский колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.17. Физика

для специальности 34.02.01 Сестринское дело

 

2017 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), а также государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказами Минобразования России от 09.03.2004. № 1312 и от 05.03.2004 № 1089, примерной программы дисциплины «Физика», предназначенной для изучения физики в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.

        

ОДОБРЕНА

Цикловой методической комиссией

математических и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол  № 1 от « 4 »   09    2017 г.

Председатель ЦМК _____________

                               /Перегудова Н.М./

«

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебной работе

« 4 »   09    2017 г.

___________/ Ким А. Ю.

Составитель:

Оболенская Н.С,  преподаватель БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

39

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

41

 


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 

ОДП.17. Физика

  1. Область применения программы

Рабочая программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к профильным дисциплинам общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей: 

– освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

– овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

– воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

– использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий;
  • делать выводы на основе экспериментальных данных;
  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
  •  применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
  • измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 236 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 158 часов;

самостоятельной работы обучающегося 78 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

236

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

158

в том числе:

теоретические занятия

128

лабораторные занятия

20

практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

78

в том числе:

работа с учебником, дополнительной и справочной литературой, ответ на вопрос

13

написание опорных конспектов

7,5

составление систематизирующих и обобщающих таблиц, схем

11

решение физических задач

7,5

подготовка сообщений

7,5

составление глоссария

3,5

составление кроссворда

1,5

создание мультимедийных презентаций по учебной теме

13

написание синквейна

3

подготовка к лабораторной и практической работе

7,5

подготовка к контрольной работе

2

подготовка к выполнению зачетной работы

1

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОДП.17 Физика

Наименование тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Тема 1.

Физика – наука о природе

Содержание учебного материала:

Представления о мироздании. Системы построения мира. Вселенная и её масштабы. Вселенная как бесконечно развивающийся во времени и пространстве процесс эволюции материи. Единство в строении материи, взаимодействия и законы сохранения. Философские категории в физике и астрономии.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Лекция

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой. Ответить на вопрос: «Какова роль физики в медицине».

0,5

Тема 2.

Научные методы познания окружающего мира.

Содержание учебного материла:

Основные этапы развития физической картины мира: механическая картина мира. Электромагнитная картина мира. Революция в физике на рубеже XIX-XX вв.. Основные черты современной физической картины мира. Незавершённость единой научной картины мира. Теория познания.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Лекция

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой. Ответить на вопрос: «На какие методы познания опирается физика как наука».

0,5

Тема 3.

Механическое движение. Характеристики механического движения.

Содержание учебного материла:

Механическое движение и основная задача механики. Различные виды движения (поступательное, вращательное, колебательное, прямолинейное и криволинейное, равномерное и равноускоренное). Основные характеристики движения тел (материальная точка, траектория, путь, перемещение, скорость). Системы отсчета. Относительность движения.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление сравнительной таблицы для физических величин «путь» и «перемещение».

0,5

Тема 4.

Равномерное и равноускоренное движения.

Содержание учебного материла:

Равномерное прямолинейное движение , его основные уравнения.

Равноускоренное прямолинейное движение его основные уравнения.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей таблицы.

0,5

Тема 5.

Графическое описание равномерного и равноускоренного движения.

Содержание учебного материла:

Равномерное прямолинейное движение, его графическое описание.

Равноускоренное прямолинейное движение, его графическое описание.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей таблицы.

0,5

Тема 6.

Свободное падение.

Содержание учебного материла:

Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.

Различные случаи свободного падения:

– тело падает вниз с начальной скоростью;

– тело падает вниз без начальной скорости;

– тело, брошенное вверх, не достигло высшей точки;

– тело, брошенное вверх, достигло высшей точки;

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей таблицы.

0,5

Тема 7.

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Содержание учебного материла:

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Изучение баллистического движения.

- понятие баллистического движения;

- особенности баллистического движения;

- график баллистического движения;

- закон баллистического движения

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорного конспекта

0,5

Тема 8.

Равномерное движение по окружности

Содержание учебного материла:

Основные характеристики равномерного движения тела по окружности: угловая скорость, центростремительное ускорение, период, частота. Связь угловой скорости с линейной. Связь периода, частоты и центростремительного ускорения с радиусом обращения.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление глоссария

0,5

Тема 9.

Решение задач по теме «Равномерное и равноускоренное движения»

Содержание учебного материла:

Аналитическое и графическое решение задач для тел, движущихся равномерно и равноускоренно

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление обобщающей схемы по теме «Кинематика».

0,5

Тема 10.

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил

Содержание учебного материла:

Взаимодействие тел. Инертность. Масса тела.

Равнодействующая сила. Принцип суперпозиции сил.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач

0,5

Тема 11.

Законы динамики. Законы Ньютона

Содержание учебного материла:

Инерция. Инерциальная система отсчета.

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей таблицы.

0,5

Тема 12.

Силы в природе. Закон всемирного тяготения

Содержание учебного материла:

Классификация сил в природе. Закон всемирного тяготения.

Гравитационная постоянная. Пределы применимости ЗВТ. Применение ЗВТ.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей таблицы.

0,5

Тема 13.

Сила тяжести. Невесомость.

Содержание учебного материла:

Сила тяжести. Зависимость ускорения свободного падения от высоты над Землей и от формы Земли.

Вес тела. Невесомость. Перегрузки.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей схемы на тему «Условия изменения веса тела»

0,5

Тема 14.

Сила упругости.

Содержание учебного материла:

Деформация. Виды деформации. Сила упругости.

Закон Гука. Коэффициент жесткости.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 15.

Сила трения.

Содержание учебного материла:

Трение. Виды трения. Сила трения. Коэффициент трения.

4,5

Аудиторные учебные занятия:

3

Теоретическое занятие:

Урок

1

Лабораторная работа:

Измерение коэффициента трения скольжения.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации  по теме «Трение – это друг или враг».

Подготовка к лабораторной работе.

1,5

Тема 16.

Решение задач по теме

«Силы в природе»

Содержание учебного материла:

Задачи на закон всемирного тяготения, силу тяжести, невесомость, силу упругости и силу трения.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач.

0,5

Тема 17.

Закон сохранения импульса.

Содержание учебного материла:

Импульс тела. Импульс силы. Второй закон Ньютона в импульсном виде.

Замкнутая система тел. Абсолютно упругий и абсолютно неупругий удары.

Центральный и нецентральный удары. Закон сохранения импульса.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач.

0,5

Тема 18.

Реактивное движение.

Содержание учебного материла:

Практическое использование закона сохранения импульса.

Примеры реактивного движения в живой и неживой природе.

Применение реактивной силы для летательных аппаратов.

Формула связи скорости ракеты, скорости истечения газов, массы ракеты и массы горючего.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «Реактивное движение в природе и технике»

0,5

Тема 19.

Механическая работа и мощность.

Содержание учебного материла:

Механическая работа. Формула для вычисления механической работы.

Частные случаи для вычисления механической работы. Мощность.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить синквей на тему «Мощность»

0,5

Тема 20.

Закон сохранения механической энергии.

Содержание учебного материла:

Механическая энергия.

Виды механической энергии: кинетическая и потенциальная энергии.

Полная механическая энергия.

Примеры проявления закона сохранения энергии:

– при движении тела, брошенного вертикально вверх,

– при движении тела, подвешенного на нити (нитяной маятник)

4,5

Аудиторные учебные занятия:

3

Теоретическое занятие:

Урок

1

Практическое занятие:

Практическое применение законов механики.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации по теме «Законы сохранения в механике».

Подготовка к лабораторной работе.

1,5

Тема 21.

Механические колебания.

Содержание учебного материла:

Колебание. Механические колебания, (демонстрация).

Гармонические колебания.

Закон движения (зависимость координаты тела от времени).

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить синквей на тему «Механические колебания»

0,5

Тема 22.

Колебательное движение. Характеристики колебательного движения.

Содержание учебного материла:

Свободные и вынужденные колебания.

Условия существования свободных колебаний.

Амплитуда колебаний.

Период и частота. Циклическая частота.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление глоссария

0,5

Тема 23.

Колебательные системы.

Содержание учебного материла:

Математический маятник.

Пружинный маятник.

7,5

Аудиторные учебные занятия:

5

Теоретическое занятие:

Урок

1

Лабораторные работы:

1. Измерение ускорения свободного падения.

2. Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации  на тему «Механические колебания в природе и технике»

Составление кроссворда.

Подготовка к лабораторной работе.

2

Тема 24.

Решение задач по теме «Механические колебания»

Содержание учебного материла:

Задачи на нахождение периода, частоты, циклической частоты, амплитуды колебания математического и пружинного маятников.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач.

0,5

Тема 25.

Механические волны.

Содержание учебного материла:

Волновой процесс. Упругая (механическая волна).

Продольные и поперечные волны. Примеры.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой.

0,5

Тема 26.

Свойства механических волн.

Содержание учебного материла:

Основные характеристики волн: скорость волны, длина волны

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление обобщающей схемы по теме «Механические колебания и волны».

0,5

Тема 27.

Звуковые волны.

Содержание учебного материла:

Звуковая волна. Диапазон частот звуковых волн.

Интенсивность, громкость и высота звука.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой.

0,5

Тема 28.

Ультразвук в медицине.

Содержание учебного материла:

Диапазон частоты ультразвука. Источники ультразвука.

Применение ультразвуковых излучений.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «Ультразвук и его использование в медицине и технике»

0,5

Тема 29.

Решение задач по теме «Механика».

Содержание учебного материла:

Задачи

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач.

0,5

Тема 30.

Контрольная работа по теме «Механика».

Содержание учебного материла:

Решение задач на кинематику и динамику материальной точки, на законы сохранения в механике и колебательное движение.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к контрольной работе

0,5

Тема 31.

Гидростатика. Закон Паскаля.

Содержание учебного материла:

Давление в жидкости и газе. Формулировка закона Паскаля.

Гидравлический пресс. Гидростатическое давление.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «Легочное давление»

0,5

Тема 32.

Гидростатика. Закон Архимеда.

Содержание учебного материла:

Закон сообщающихся сосудов. Закон Архимеда.

Условие плавания тел.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщение на тему «История открытия закона Архимеда»

0,5

Тема 33.

Гидродинамика.

Содержание учебного материла:

Уравнение неразрывности струи.

Действие медицинских приборов на основе уравнения неразрывности струи.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорного конспекта

0,5

Тема 34.

Уравнение Бернулли.

Содержание учебного материла:

Движение жидкости по трубам. Уравнение Бернулли

Действие медицинских приборов на основе уравнения Бернулли.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорного конспекта

0,5

Тема 35.

Применение законов гидростатики и гидродинамики.

Содержание учебного материла:

Применение:

– основных законов гидромеханики;

– основного закона гидростатики – закон Паскаля;

– уравнения неразрывности струи;

–уравнения Бернулли.

Решение качественных и расчетных задач.

4,5

Аудиторные учебные занятия:

3

Теоретическое занятие:

Урок

1

Практическое занятие:

Изучение принципа действия медицинских приборов на основе законов гидростатики и гидродинамики.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации на тему «История изобретения медицинских приборов».

Подготовка к практическому занятию

1,5

Тема 36.

Решение задач по теме  «Гидростатика и гидродинамика»

Содержание учебного материла:

Задачи на основные законы  гидромеханики, закон Паскаля, уравнение неразрывности струи, уравнения Бернулли.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач

0,5

Тема 37.

Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул.

Содержание учебного материла:

Основные положения МКТ. Атом. Молекула. Количество вещества. Моль.

Постоянная Авогадро. Молярная масса вещества.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление глоссария

0,5

Тема 38.

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Содержание учебного материла:

Три состояния вещества.

Строение и свойства вещества в различных агрегатных состояниях.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей схемы

0,5

Тема 39.

Тепловое движение.

Содержание учебного материла:

Температура. Температурные шкалы. Термометры

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «Физические основы теплолечения»

0,5

Тема 40.

Абсолютная температура.

Содержание учебного материла:

Шкала Кельвина. Абсолютный нуль Кельвина.

Соотношение температур по шкале Цельсия и шкале Кельвина.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание синквейна на «Температура»

0,5

Тема 41.

Идеальный газ.

Содержание учебного материла:

Модель идеального газа.

Границы применимости.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей схемы.

0,5

Тема 42.

Основное уравнение МКТ идеального газа.

Содержание учебного материла:

Средняя сила давления. Среднее значение квадрата скорости.

Концентрация. Основное уравнение МКТ идеального газа.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорного конспекта.

0,5

Тема 43.

Уравнение состояния идеального газа.

Содержание учебного материла:

Уравнение Клапейрона. Молярная газовая постоянная.

Уравнение Менделеева-Клапейрона. Постоянная Больцмана.

Уравнение состояния идеального газа.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «История открытия уравнения состояния идеального газа Менделеевым и Клапейроном»

0,5

Тема 44.

Смесь газов. Закон Дальтона.

Содержание учебного материла:

Парциальное давление. Смесь газов.

Закон Дальтона.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорного конспекта.

0,5

Тема 45.

Изопроцессы.

Содержание учебного материла:

Изотермический, изохорный, изобарный процессы.

Закон Бойля-Мариотта. Закон Гей-Люссака. Закон Шарля.

Графическое описание изопроцессов.

4,5

Аудиторные учебные занятия:

3

Теоретическое занятие:

Урок

1

Лабораторная работа:

Изучение изотермического процесса в газе.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей таблицы.

Подготовка к лабораторной работе.

Составление синквейна.

1

Тема 46.

Решение задач по теме «Идеальный газ»

Содержание учебного материла:

Задачи на определение среднего значения квадрата скорости, на нахождение парциального давления.

Графическое описание изопроцессов.

Уравнение Менделеева-Клапейрона. Постоянная Больцмана.

Уравнение состояния идеального газа.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач.

0,5

Тема 47.

Испарение.

Содержание учебного материла:

Парообразование.

Испарение. Кипение

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 48.

Конденсация.

Содержание учебного материла:

Конденсация.

Динамическое равновесие.

Удельная теплота парообразования (конденсации)

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 49.

Насыщенные и ненасыщенные пары.

Содержание учебного материла:

Насыщенный пар. Ненасыщенный пар.

График зависимости давления от температуры для насыщенного пара и идеального газа.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорного конспекта

0,5

Тема 50.

Абсолютная и относительная влажность воздуха.

Содержание учебного материла:

Абсолютная влажность. Относительная влажность.

«Точка росы». Приборы для измерения относительной влажности воздуха.

Значение влажности воздуха в быту, природе, технике и для живых организмов.

4,5

Аудиторные учебные занятия:

3

Теоретическое занятие:

Урок

1

Лабораторная работа:

Определение влажности воздуха.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации на тему «Влажность воздуха и ее влияние на жизнедеятельность человека»

Подготовка к лабораторной работе

1,5

Тема 51.

Решение задач по теме «Абсолютная и относительная влажность воздуха»

Содержание учебного материла:

Задачи на нахождение абсолютной и относительной влажности. Определение точки росы.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач.

0,5

Тема 52.

Поверхностное натяжение и смачивание.

Содержание учебного материла:

Ближний порядок расположения частиц. Межмолекулярное взаимодействие.

Сила поверхностного натяжения. Поверхностное натяжение. Смачивание.

Мениск. Вогнутый и выпуклый мениск.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей схемы

0,5

Тема 53.

Капиллярные явления.

Содержание учебного материла:

Капилляр. Капиллярные явления.

Формула для высоты подъема столба жидкости в капилляре.

Значение капиллярного явления в природе и технике.

4,5

Аудиторные учебные занятия:

3

Теоретическое занятие:

Урок

1

Лабораторная работа:

Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации на тему «Капиллярные явления в природе и технике».

Подготовка к лабораторной работе.

1,5

Тема 54.

Аморфные вещества и жидкие кристаллы

Содержание учебного материла:

Аморфные вещества и их свойства.

Жидкокристаллическое состояние. Жидкие кристаллы и их свойства.

Применение жидких кристаллов.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление сравнительной таблицы.

0,5

Тема 55.

Основные понятия и определения термодинамики.

Содержание учебного материла:

Термодинамика. Термодинамическая система.

Внутренняя энергия термодинамической системы.

Количество теплоты, полученное или отданное термодинамической системой.

Работа системы.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление глоссария.

0,5

Тема 56.

Первое начало термодинамики

Содержание учебного материла:

Первое начало термодинамики,

Применение первого начала термодинамики к изопроцессам.

Адиабатный процесс.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений на темы «Первое начало термодинамики в жизнедеятельности организма» и «Физические основы терморегуляции живого организма»

0,5

Тема 57.

Решение задач по теме «Первое начало термодинамики»

Содержание учебного материла:

Задачи на нахождение количества теплоты при различных изопроцессах.

Определение по графику работы, совершенной газом за цикл.

Применение первого начала термодинамики при адиабатном процессе.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач.

0,5

Тема 58.

Тепловые двигатели.

Содержание учебного материла:

Тепловой двигатель. Нагреватель, холодильник теплового двигателя.

Принцип действия теплового двигателя

Разновидность тепловых машин.

Практическое применение тепловых машин.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление кроссворда

0,5

Тема 59.

КПД тепловых двигателей.

Содержание учебного материла:

Коэффициент полезного действия теплового двигателя.

Цикл Карно.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание синквейна на тему «Двигатели внутреннего сгорания»

0,5

Тема 60.

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Содержание учебного материла:

Виды транспорта

Тепловые двигатели и их значение

Влияние транспорта на окружающую среду. Парниковый эффект.

Пути решения экологических проблем:

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой.

0,5

Тема 61.

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Содержание учебного материла:

Виды транспорта

Тепловые двигатели и их значение

Влияние транспорта на окружающую среду. Парниковый эффект.

Пути решения экологических проблем:

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с дополнительной литературой.

0,5

Тема 62.

Решение задач по теме «Тепловые двигатели»

Содержание учебного материла:

Определение количества теплоты, которое получает от нагревателя или отдает холодильнику за цикл машина.

Определение КПД тепловой машины. Определение полезной работы машины за цикл.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач.

0,5

Тема 63.

Решение задач по теме «Молекулярная физика и термодинамика».

Содержание учебного материла:

Задачи на основы молекулярно-кинетической теории идеальных газов и основы термодинамики.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач

0,5

Тема 64.

Контрольная работа по теме «Молекулярная физика и термодинамика».

Содержание учебного материла:

Решение задач на основы молекулярно-кинетической теории идеальных газов и основы термодинамики.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к контрольной работе.

0,5

Тема 65.

Заряд. Закон сохранения электрического заряда.

Содержание учебного материла:

Электрический заряд. Свойства зарядов.

Электрометр. Элементарный заряд.

Замкнутая система. Закон сохранения заряда.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорных конспектов

0,5

Тема 66.

Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона.

Содержание учебного материла:

Точечный электрический заряд. Закон Кулона.

Электрическая постоянная. Кулоновская сила.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорных конспектов

0,5

Тема 67.

Электрическое поле. Напряженность поля.

Содержание учебного материла:

Электрическое поле. Электростатическое поле.

Теория близкодействия. Пробный точечный положительный заряд.

Напряженность электростатического поля.

Напряженность поля точечного заряда.

Линии напряженности электростатического поля.

Принцип суперпозиции электростатических полей.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорных конспектов

0,5

Тема 68.

Потенциал. Разность потенциалов.

Содержание учебного материла:

Потенциал электростатического поля. Потенциал поля, создаваемого точечным зарядом.

Разность потенциалов. Напряжение.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорных конспектов

0,5

Тема 69.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Содержание учебного материла:

Проводник в электрическом поле.

Электростатическое поле внутри проводника.

Индуцированные заряды. Электростатическая защита.

Диэлектрики. Поляризация диэлектриков.

Диэлектрическая проницаемость вещества.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление сравнительной таблицы

0,5

Тема 70.

Электрическая емкость. Конденсатор.

Содержание учебного материла:

Электрическая емкость. Конденсатор.

Виды конденсаторов. Электрическая емкость плоского конденсатора.

Конденсаторы переменной емкости.

Параллельное и последовательное соединение конденсаторов.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 71.

Энергия электрического поля.

Содержание учебного материла:

Энергия электростатического поля плоского конденсатора.

Объемная плотность энергии

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 72.

Биопотенциалы.

Содержание учебного материла:

Биоэлектрический потенциал.

Потенциал покоя. Потенциал действия.

Электрография.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «Диагностические методы в медицинской практике на основе электрографии»

0,5

Тема 73.

Решение задач по теме: «Электростатика»

Содержание учебного материла:         

Задачи на определение электрического заряда, напряженности и потенциала электростатического поля, на закон сохранения электрического заряда; закон Кулона, принцип суперпозиции электрических полей. Нахождение электрической емкости и энергии плоского конденсатора.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач

0,5

Тема 74.

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение.

Содержание учебного материла:

Постоянный электрический ток и его основные характеристики.

Сила тока и напряжение.

4,5

Аудиторные учебные занятия:

3

Практическое занятие:

Изучение законов постоянного тока

2

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации  на тему «Действие постоянного тока на человека»

Подготовка к практическому занятию

1,5

Тема 75.

Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

Содержание учебного материла:

Электрическое сопротивление проводников.

Удельное электрическое сопротивление.

Резистор. Реостат.

Закон Ома для участка цепи.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорных конспектов

0,5

Тема 76.

Последовательное и параллельное соединение проводников.

Содержание учебного материла:

Последовательное соединение проводников и источника тока

Параллельное соединение проводников и источника тока.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей таблицы

0,5

Тема 77.

Работа и мощность электрического тока.

Содержание учебного материла:

Работа и мощность постоянного электрического тока.

Приблизительные значения работы и мощности тока некоторых приборов.

4,5

Аудиторные учебные занятия:

3

Теоретическое занятие:

Урок

1

Лабораторная работа:

Зависимость мощности лампы накаливания от напряжения

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации на тему «Мощность электрического тока современных бытовых приборов»

Подготовка к лабораторной работе

1,5

Тема 78.

Закон Джоуля - Ленца.

Содержание учебного материла:

Закон Джоуля – Ленца, определяющий тепловое действие тока.

Применение закона Джоуля – Ленца в технике.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «Закон Джоуля – Ленца: история возникновения»

0,5

Тема 79.

ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи.

Содержание учебного материла:

Сторонние силы. Электродвижущая сила источника тока.

ЭДС и напряжение.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорных конспектов

0,5

Тема 80.

Электронная проводимость металлов.

Содержание учебного материла:

Свободные заряды. Средняя скорость упорядоченного движения электронов.

Сверхпроводимость.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорных конспектов

0,5

Тема 81.

Электрический ток в растворах и расплавах электролитов.

Содержание учебного материла:

Электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации.

Ионная проводимость. Законы электролиза Фарадея.

4,5

Аудиторные учебные занятия:

3

Теоретическое занятие:

Урок

1

Практическое занятие:

Определение элементарного заряда методом электролиза

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации на тему «Как Фарадей открыл закон электролиза»

Подготовка к практической работе

1,5

Тема 82.

Электрический ток в газах.

Содержание учебного материла:

Ионизация. Газовый разряд. Самостоятельные и несамостоятельные разряды.

Тлеющий разряд. Искровой разряд. Дуговой и коронный разряды. Плазма.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «Огни Святого Эльма»

0,5

Тема 83.

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников.

Содержание учебного материла:

Полупроводники. Электрический ток в полупроводниках.

Собственная проводимость полупроводников (р-типа). Дырка.

Примесная проводимости полупроводников (n-типа).

Акцепторные и донорные примеси.

Электронно-дырочный переход.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «Применение полупроводников»

0,5

Тема 84.

Решение задач по теме «Законы постоянного тока»

Содержание учебного материла:

Задачи на определение силы тока в проводнике. Расчетные задачи на закон Ома для полной цепи и для участка цепи. Нахождение электрического сопротивления проводников при их последовательном или параллельном соединении.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач.

0,5

Тема 85.

Контрольная работа по теме «Электростатика и законы постоянного тока»

Содержание учебного материла:

Решение задач на закон Кулона, на определение напряженности электрического поля.

Задачи на принцип суперпозиции электростатических полей.

Задачи на законы Ома и определение сопротивления проводника.

Определение общего сопротивления участка цепи при последовательном и параллельном соединении проводников. Задачи на закон Джоуля-Ленца.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к контрольной работе

0,5

Тема 86.

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции.

Содержание учебного материла:

Магнитное взаимодействие. Магниты. Магнитная стрелка. Компас.

Северный и южный магнитные полюса. Опыт Эрстеда. Магнитное поле.

Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 87.

Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость.

Содержание учебного материла:

Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Магнитная постоянная.

Парамагнетики. Диамагнетики. Ферромагнетики.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 88.

Сила Ампера. Закон Ампера. Сила Лоренца.

Содержание учебного материла:

Сила Ампера. Закон Ампера. Правило левой руки для определения направления силы Ампера.

Движение заряженной частицы в магнитном поле. Сила Лоренца.

Правило левой руки для определения направления силы Лоренца.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей таблицы

0,5

Тема 89.

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея.

Содержание учебного материла:

Магнитный поток. Индукционный электрический ток.

Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «История открытия явления электромагнитной индукции»

0,5

Тема 90.

Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

Содержание учебного материла:

Электродвижущая сила электромагнитной индукции.

Закон электромагнитной индукции (закон Фарадея). Правило Ленца.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей таблицы

0,5

Тема 91.

Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Содержание учебного материла:

Самоиндукция. ЭДС самоиндукции. Индуктивность контура.

Пример явления самоиндукции в цепи, состоящей из источника тока и двух параллельных ветвей, в одну из которых включена и электролампа и резистор, в другую – такая же электролампа и катушка с большой индуктивностью.

Энергия магнитного поля.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление глоссария

0,5

Тема 92.

Магнитобиология, биомагнетизм.

Содержание учебного материла:

Магнитобиология. Постоянная магнитотерапия.

Устройства различных типов магнитного воздействия.

Импульсная и высокочастотная магнитотерапия. Биомагнетизм.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «Массажные приборы, основанные на принципе магнитного действия на живой организм»

0,5

Тема 93.

Магнитное поле Земли и его роль в защите биологической жизни.

Содержание учебного материла:

Магнитное поле Земли.

Роль магнитного поля в защите биологической жизни на Земле.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление таблицы на тему «Диапазоны магнитных полей, создаваемых различными источниками»

0,5

Тема 94.

Решение задач по теме «Магнетизм».

Содержание учебного материла:

Определение направления силовых линий магнитного поля.

Задачи на нахождение величины и определение направления силы Лоренца и силы Ампера.

Вычисление значения магнитного потока и ЭДС электромагнитной индукции. Применение правила Ленца.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач.

0,5

Тема 95.

Переменный ток.

Содержание учебного материла:

Переменное напряжение и переменный ток.

Действующее значение напряжения и переменного тока.

Мощность переменного тока.

Коэффициент мощности.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 96.

Трансформатор. Получение, передача и потребление электроэнергии.

Содержание учебного материла:

Взаимная индукция. Трансформатор. Коэффициент трансформации.

Повышающий и понижающий трансформатор.

Получение, передача и потребление электроэнергии.

Проблемы энергосбережения.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание синквейна на тему «Трансформатор»

0,5

Тема 97.

Колебательный контур.

Содержание учебного материла:

Свободные электромагнитные колебания.

Превращение энергии в колебательном контуре.

Свободные незатухающие электромагнитные колебания.

Формула Томсона.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей схемы

0,5

Тема 98.

Вынужденные электромагнитные колебания.

Содержание учебного материла:

Вынужденные электромагнитные колебания.

Генератор переменного тока.

Резистор, конденсатор и катушка в цепи переменного тока

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 99.

Принципы радиосвязи.

Содержание учебного материла:

Радиосвязь. Модулированные радиочастотные колебания.

Передающая и приемная антенна. Детектирование.  Ретрансляция.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «Открытие радио А.С.Поповым.»

0,5

Тема 100.

Электромагнитные волны и их применение.

Содержание учебного материла:

Электромагнитные волны.

Свойства электромагнитных волн.

Скорость электромагнитных волн.

Шкала электромагнитных волн.

Применение электромагнитных волн.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление кроссворда

0,5

Тема 101.

Воздействие электромагнитных волн на организм человека.

Содержание учебного материла:

Волны радиодиапазона, инфракрасное излучение, видимый свет, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение и их воздействие на живой организм.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление таблицы «Интервалы частот электромагнитных волн согласно Физической энциклопедии»

0,5

Тема 102.

Техника безопасности в обращении с электрическим током.

Содержание учебного материла:

Техника безопасности в обращении с электрическими приборами.

Первая медицинская помощь при поражении током

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей таблицы

0,5

Тема 103.

Свет как электромагнитная волна.

Содержание учебного материла:

Оптика. Световые электромагнитные волны.

Оптический диапазон. Световой луч.

Однородная среда.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 104.

Основные законы оптики.

Содержание учебного материла:

Закон прямолинейного распространения света.

Закон отражения света.

Закон преломления света.

4,5

Аудиторные учебные занятия:

3

Теоретическое занятие:

Урок

1

Лабораторная работа:

Определение показателя преломления стекла.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации на тему «История развития оптики».

Подготовка к лабораторной работе

1,5

Тема 105.

Полное внутреннее отражение.

Содержание учебного материла:

Оптически более плотная среда.

Оптически менее плотная среда.

Предельный угол. Полное внутреннее отражение.

Световод.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «Применение явления полного внутреннего отражения в медицине»

0,5

Тема 106.

Линзы. Построение изображения в линзах.

Содержание учебного материла:

Линзы. Виды линз. Тонкая линза.

Главная оптическая ось линзы.

Оптический центр линзы. Фокус линзы.

Фокусное расстояние линзы.

Оптическая сила линзы. Диоптрия.

Формула тонкой линзы.

4,5

Аудиторные учебные занятия:

3

Теоретическое занятие:

Урок

1

Лабораторная работа:

Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации на тему «Применение линз в медицине»

Подготовка к лабораторной работе

1,5

Тема 107.

Глаз как оптическая система.

Содержание учебного материла:

Строение глаза. Упрощенная оптическая система глаза.

Аккомодация. Проверка зрения. Коррекция нарушения зрения.

Миопия. Гиперметропия. Пресбиопия. Астигматизм.

Контактные линзы.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщения на тему «Профилактика органов зрения»

0,5

Тема 108.

Интерференция и дифракция света

Содержание учебного материла:

Когерентность световых волн. Монохроматические волны.

Интерференция световых волн. Оптическая разность хода.

Условия интерференционного максимума и минимума.

Некоторые применения интерференции света.

Дифракция света. Принцип Гюйгенса.

Дифракционный спектр. Дифракционная решетка.

Период дифракционной решетки.

Условие дифракционных максимумов.

4,5

Аудиторные учебные занятия:

3

Теоретическое занятие:

Урок

1

Практическое занятие:

Наблюдение интерференции и дифракции света.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации на тему «Применение явлений интерференции и дифракции в медицине»

Подготовка к практическому занятию

1,5

Тема 109.

Дисперсия света.

Содержание учебного материла:

Спектральные цвета. Призматический (дисперсионный) спектр.

Дисперсия световых волн.

Построение хода луча белового цвета через прозрачную призму.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 110.

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.

Содержание учебного материла:

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.

Естественные и искусственные источники.

Парниковый эффект. Рентгеновское излучение.

Рентгеновская трубка. Рентгеновский анализ.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 111.

Решение задач по теме «Геометрическая и волновая оптика»

Содержание учебного материла:

Задачи на основные законы геометрической оптики.

Построение изображений в тонких линзах.

Нахождение фокусного расстояния по формуле тонкой линзы.

Определение оптической силы линзы.

Задачи на интерференцию и дифракцию света.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач.

0,5

Тема 112.

Контрольная работа по теме «Геометрическая и волновая оптика»

Содержание учебного материла:

По длине электромагнитной волны определить ее частоту и к какому виду излучения она относится.

Решение задач на основные законы геометрической оптики.

Построение изображений в тонких линзах.

Нахождение фокусного расстояния по формуле тонкой линзы.

Определение оптической силы линзы.

Задачи на интерференцию и дифракцию света.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к контрольной работе.

0,5

Тема 113.

Гипотеза Планка о квантах. Фотон.

Содержание учебного материла:

Квантовая гипотеза. Квант. Постоянная Планка.

Квантовая оптика. Фотон. Энергия и импульс фотона.

Корпускулярно-волновой дуализм света.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорного конспекта

0,5

Тема 114.

Фотоэффект и его законы

Содержание учебного материла:

Внешний и внутренний фотоэффект. Фототок.

Задерживающее напряжение.

Первый, второй и третий законы фотоэффекта.

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание опорного конспекта

0,5

Тема 115.

Ядерная модель атома.

Содержание учебного материла:

Модели атома Томсона.

Опыт Резерфорда по рассеиванию α-частиц.

Планетарная модель атома

4,5

Аудиторные учебные занятия:

3

Теоретическое занятие:

Урок

1

Лабораторная работа:

Изучение треков заряженных частиц

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Презентация на тему «Планетарная модель атома: опыт Резерфорда»

Подготовка к лабораторной работе

1,5

Тема 116.

Модель атома водорода по Н.Бору.

Содержание учебного материла:

Постулаты Бора. Ионизация атома.

Радиусы стационарных орбит и энергия атома водорода по теории Бора.

Спектр атома водорода по теории Бора.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 117.

Естественная и искусственная радиоактивность.

Содержание учебного материла:

Радиоактивное излучение. Радиоактивность.

Естественная и искусственная радиоактивность.

-излучение, -излучение, -излучение.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 118.

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции.

Содержание учебного материла:

Радиоактивный распад. Материнское и дочернее атомные ядра.

Закон радиоактивного распада.

Средняя продолжительность жизни радиоактивного ядра.

Период полураспада. Активность радиоактивного распада.

Ядерные реакции. Закон сохранения зарядовых и массовых чисел.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 119.

Изотопы и их применение в медицине.

Содержание учебного материла:

Радиоактивные изотопы химических элементов. Радионуклиды.

Использование радионуклидов в диагностических и терапевтических целях.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 120.

Строение атомного ядра.

Содержание учебного материла:

Нейтрон и его характеристики.

Протон и его характеристики.

Нуклон. Массовое и зарядовые числа.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление глоссария

0,5

Тема 121.

Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика.

Содержание учебного материла:

Ядерные силы. Энергия связи ядра.

Дефект массы. Удельная энергия связи.

Ядерный реактор. Применение ядерной энергии.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 122.

Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

 

Содержание учебного материла:

Доза ионизирующего излучения.

Поглощенная доза излучения.

Мощность поглощенной дозы. Биологическая доза.

Предельно допустимая доза облучения.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 123.

Структура Вселенной. Галактики. Звездные объекты.

Содержание учебного материла:

Галактика. Радиогалактики. Спиральные галактики.

Неправильные и эллиптические галактики. Скопление галактик.

Млечный путь. Большой взрыв.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление систематизирующей схемы

0,5

Тема 124.

Звездные объекты.

Содержание учебного материла:

Красный гигант. Белый карлик. Нейтральная звезда.

Черная дыра. Новая и сверхновые звезды. Пульсары.

Квазары. Гамма-всплески.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление глоссария

0,5

Тема 125.

Образование планетных систем.  Происхождение Солнечной системы.

Содержание учебного материла:

Солнце. Планета. Образование планет.

Гелиоцентрическая система.

Образование планетных систем.

Строение солнечной системы.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 126.

Возможные сценарии эволюции Вселенной.

Содержание учебного материла:

Темная материя. Антитяготение. Темная энергия.

Инфляционная модель Вселенной.

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Урок

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником, дополнительной литературой и справочной литературой

0,5

Тема 127.

Зачетное занятие

Содержание учебного материла:

Итоговый тест

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Дифференцированный зачет

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к выполнению зачетной работы

0,5

Тема 128.

Зачетное занятие

Содержание учебного материла:

Итоговый тест

1,5

Аудиторные учебные занятия:

1

Теоретическое занятие:

Дифференцированный зачет

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к выполнению зачетной работы

0,5

Всего:

236


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличие учебного кабинета.

Технические средства обучения:

  • ноутбук;
  • мультимедиапроектор;
  • экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Федорова В.Н., Фаустов Е.В. Физика учебник для училищ и колледжей  М., издательская группа «ГЕОТАР- Медиа» 2013 г.
  2. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т.И.Трофимовой. – М., 2014.

Дополнительные источники:

  1. Громов С.В., Физика 10 кл. – М., Просвещение 2003.
  2. Громов С.В., Физика 11 кл. – М., Просвещение 2003.
  3. Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика для средних специальных учебных заведений М.; Наука. Главная редакция физико-математической литературы 1984 г.
  4. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. – М., 2010.
  5. Мякишев Г.Я., Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. - 399 с.
  6. Мякишев Г.Я., Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 366 с.
  7. Рымкевич А.П., Задачник: сборник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., «Дрофа» 2008.


Интернет- ресурсы

  1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
  2. wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
  3. www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
  4. www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
  5. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
  6. www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
  7. www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
  8. www.ru/book (Электронная библиотечная система).
  9. www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
  10. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
  11. https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
  12. www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
  13. www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
  14. www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
  15. www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
  16. www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).

    4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, решения физических задач, заполнения таблиц, составления схем, кроссвордов, глоссария.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел

- практические задания;

- лабораторные работы;

- устный опрос;

отличать гипотезы от научных теорий

- письменный опрос;

- практические задания;

- написание синквейна;

делать выводы на основе экспериментальных данных

- письменный опрос;

- практические задания;

- лабораторные работы;

- составление схем и таблиц;

приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий

- практические задания;

- лабораторные работы;

- подготовка сообщений;

приводить примеры практического использования физических знаний

- практические занятия;

- лабораторные работы;

- устный опрос;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ и т. д.

- устный опрос;

- письменный опрос;

- подготовка сообщений;

применять полученные знания для решения физических задач

- решение физических задач;

- практические задания;

- тестирование;

определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле

- практические задания;

- лабораторные работы;

- решение физических задач;

измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей

- лабораторные работы;

усвоенные знания:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

- устный опрос;

- тестирование;

- составление глоссария;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

- письменный опрос;

- практические задания;

- составление кроссворда;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

- тестирование;

- практические задания;

- устный опрос;

- составление схем и таблиц;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

- устный опрос;

- создание презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории для 1 курса специальности 34.02.01. "Сестринское дело"

Рабочая программа учебной дисциплины "История"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат,...

Рабочие программы по истории для специальности "Сестринское дело" очной и очно-заочной форм обучения

Рабочие программы по истории разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат, базовой подготовки сре...

Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный (английский) язык для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Данная рабочая программа дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный (английский) язык предназначена для специальности 34.02.01 Сестринское дело...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский) для специальности 34.02.01 - сестринское дело

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», среднего профессиона...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 «География» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 «География» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО...

Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа учебной дисциплины физическая культура Специальность 34.02.01 Сестринское дело...

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.06. Русский язык и культура профессиональной речи, специальность 34.02.01 Сестринское дело...