Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Ченцова Галина Николаевна

Рабочая программа с учетом современных требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_8ag.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______ /_______________/

протокол №__ от ______

«Согласовано»

заместитель директора

______ /________________/

«___» ___________ 20  

«Утверждено»

директор

МБОУ «СОШ №12»

_________/М.С. Ресслер/

приказ №____ от _____

 

Рабочая программа

учителя высшей квалификационной категории

Ченцовой Галины Николаевны

«ФИЗИКА»

основное общее образование, 8 классы

(базовый уровень)

2018/2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  1. Рабочая  программа  учебного  предмета  «физика»  составлена  в соответствии  с  требованиями: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 6 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
  3. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации (департамент государственной политики в сфере общего образования) от 28 октября 2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
  4. Учебного плана МБОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» на учебный год.
  5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №12».
  6. Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №12».
  7. Авторской программы Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, методическими рекомендациями  Н.В. Филонович

Актуальность изучения учебного предмета, курса

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические  законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.

Цели и задачи изучения учебного предмета, курса

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
  • систематизация  знаний  о  многообразии  объектов  и  явлений  природы,  о  закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
  • формирование  убежденности  в  познаваемости  окружающего  мира  и  достоверности  научных методов его изучения;
  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
  • развитие  познавательных  интересов  и  творческих  способностей  учащихся,  а  также  интереса  к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение  учащимися  знаний  о  механических,  тепловых,  электромагнитных  и  квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  •  формирование   у   учащихся   умений   наблюдать   природные   явления   и   выполнять   опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  •  овладение  учащимися  такими  общенаучными  понятиями,  как  природное  явление,  эмпирически установленный   факт,   проблема,   гипотеза,   теоретический   вывод,   результат   экспериментальной проверки;
  •  понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной   информации,   ценности   науки   для   удовлетворения   бытовых,   производственных   и культурных потребностей человека.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Физика является одним из звеньев в формировании естественнонаучных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса — объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а непростому заучиванию фактов.

Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний:

молекула — атом; строение атома — электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления.

В 8 классе продолжается использование знаний о молекулах при изучении тепловых явлений. Сведения по электронной теории вводятся в разделе"Электрические явления". Далее изучаются электромагнитные и световые явления.

           

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

обучающихся МБОУ «СОШ №12» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным   предметам в МБОУ «СОШ №12» .

Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:

- разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов в знаниях;

- дифференцированное домашнее задание;

- консультационная поддержка и помощь;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание ситуации успеха.        

Коррекционная работа

При организации обучения предмету  с ребёнком с ОВЗ,  учитываются методические рекомендации, которые даются для преподавания в общеобразовательных классах. Однако для успешного усвоения материала  учащимися необходимо учитывать их характерные особенности и соблюдать определенные принципы и требования при проведении уроков.

Характерными особенностями учащихся с ОВЗ являются:

- недостаточно развитое произвольное внимание, особенно такое его свойство, как устойчивость, поэтому во время урока учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы или вообще не включаются в неё;

- сниженный объём слухоречевого запоминания, т.е. дети затрудняются запоминать материал на слух;

- слабо развитое мышление, в результате чего учащиеся не могут  выполнить многие  мыслительные операции;

- медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность;

- неумение самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение (необходим внешний контроль со стороны).

Всё это учитывается при организации и проведении уроков.

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

  • совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
  • коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
  • развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
  • развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать; умения выделять сходство и различие понятий; умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умения планировать деятельность;
  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
  • коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Сроки реализации рабочей программы

По авторской программе объем учебного времени: 70 ч.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты освоения учебного курса

  • сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты освоения учебного курса

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты освоения учебного курса

Предметные результаты освоения учебного курса физика в основной школе представлены в содержании курса по темам.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

№ урока

Содержание

Характеристика видов деятельности обучающихся

 (для ФГОС)

Тепловые явления (23 ч)

1-23

Тепловое движение. Особенности движения молекул. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Движения молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Превращение энергии тела в механических процессах. Внутренняя энергия тела.  Увеличение внутренней энергии тела путем совершения  работы над телом или ее уменьшение при совершении  работы телом. Изменение внутренней энергии тела путем теплопередачи. Теплопроводность. Различие теплопроводностей различных веществ. Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение конвекции. Передача энергии излучением. Особенности видов теплопередачи.

 Количество теплоты. Единицы количества теплоты.  Удельная теплоемкость вещества. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Устройство и применение калориметра.

Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания топлива. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива.

Закон сохранения механической энергии. Превращение механической энергии во внутреннюю. Превращение внутренней  энергии в механическую. Сохранении энергии в тепловых процессах.

 Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и отвердевание. Температура плавления. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе  знаний МКТ. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела или выделяющегося при его кристаллизации.

Парообразование и испарение. Скорость испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Особенности процессов испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации.  

Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Физический смысл удельной теплоты парообразования и конденсации.

Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно – кинетических представлений. Влажность воздуха. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. Гигрометры: конденсационный и волосяной. Психрометр.

Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях. Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания. Экологические проблемы при  использовании  двигателя внутреннего сгорания. Устройство и принцип действия паровой турбины. КПД теплового двигателя.

Контрольные работы

 по теме " Тепловые явления"

по теме "Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловой двигатель"

Лабораторные работы:

1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

2.  Измерение удельной теплоемкости твердого тела

3.  Измерение влажности воздуха

 Темы проектов

«Теплоемкость веществ, или Как сварить яйцо в бумажной кастрюле», «Несгораемая бумажка, или Нагревание в огне медной проволоки, обмотанной бумажной полоской», «Тепловые двигатели, или Исследование принципа действия тепловой машины на примере опыта с анилином и водой в стакане», «Виды теплопередачи в быту по изучению плавления, испарения и конденсации, кипения воды; и технике (авиации, космосе, медицине)», «Почему

оно все электризуется, или Исследование явлений электризации тел»

  • Различать тепловые явления, агрегатные состояния вещества
  • анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул, табличные данные, график плавления и отвердевания;
  • наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах;
  •  приводить примеры: превращение энергии при подъеме тела и при его падении, механической энергии во внутреннюю; изменение внутренней энергии тела путем совершении  работы и  теплопередачи; теплопередача путем  теплопроводности, конвекции и излучения; применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ; экологически чистого топлива; подтверждающие закон сохранения механической энергии; агрегатных состояния вещества; явлений природы, которые объясняются конденсацией пара; использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара; влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека; применения ДВС на практике; применения паровой турбины в технике; процессов плавления и кристаллизации веществ;
  • объяснять: изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело совершает работу; тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории; физический смысл: удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты парообразования; результаты эксперимента; процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений; особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел; понижение температуры жидкости при испарении; принцип работы и устройство ДВС;
  • экологические проблемы использования ДВС и пути их решения; устройство и принцип работы паровой турбины;
  • классифицировать: виды топлива по количеству теплоты, выделяемой при сгорании; приборы для измерения влажности воздуха;
  • перечислять способы изменения внутренней энергии;
  • проводить опыты по изменению внутренней энергии;
  • проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ;
  •  сравнивать виды теплопередачи; КПД различных машин и механизмов;
  • устанавливать зависимость между массой тела и количеством теплоты; зависимость процесса плавления от температуры тела;
  • рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении, выделяющееся при кристаллизации, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы;
  • применять знания к решению задач;
  • определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене;
  • определять удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением;
  • измерять влажность воздуха;
  • представлять результаты опытов в виде таблиц;
  • анализировать причины погрешностей измерений;
  • работать в группе;
  • выступать с докладами, демонстрировать презентации

Электрические явления (29 ч)

10-32

  Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел. Устройство электроскопа. Понятия об электрическом поле. Поле как особый вид материи. Делимость электрического заряда. Электрон — частица с наименьшим

электрическим зарядом. Единица электрического заряда. Строение атома. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Модели атомов водорода, гелия, лития. Ионы. Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому. Закон сохранения электрического

заряда. Деление веществ по способности проводить электрический ток на проводники, полупроводники

и диэлектрики. Характерная особенность полупроводников.

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. Природа электрического тока в металлах. Скорость распространения  электрического тока в проводнике. Действия электрического тока. Превращение энергии

электрического тока в другие виды энергии.

Направление электрического тока. Сила тока. Интенсивность электрического тока. Формула для определения силы тока. Единицы силы тока. Назначение амперметра. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Электрическое напряжение, единица напряжения. Формула для определения напряжения.  Измерение напряжения вольтметром. Включение вольтметра в цепь. Определение цены

деления его шкалы. Электрическое сопротивление. Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении. Природа электрического сопротивления. Зависимость силы тока от сопротивления при постоянном напряжении. Закон Ома для участка цепи. Соотношение

между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление проводника. Принцип действия и назначение реостата. Подключение реостата в цепь. Последовательное соединение проводников. Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока и напряжение в цепи

при последовательном соединении. Параллельное соединение проводников. Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Сила тока и напряжение в цепи при параллельном соединении. Работа электрического тока. Формула для расчета работы тока. Единицы работы тока.

Мощность электрического тока. Формула для расчета мощности тока. Формула для вычисления работы электрического тока через мощность и время. Единицы работы тока, используемые на практике. Расчет стоимости израсходованной электроэнергии. Формула для расчета

количества теплоты, выделяемого проводником

при протекании по нему электрического тока.

Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Электрjемкость конденсатора. Работа электрического поля конденсатора. Единица электроемкости конденсатора. Различные виды ламп, используемые в освещении. Устройство лампы накаливания. Тепловое действие тока. Электрические нагревательные приборы. Причины перегрузки в цепи и короткого замыкания. Предохранители.

ления проводников; значении силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников; о работе и мощности электрической лампочки;

Кратковременная контрольная работа

по теме «Электризация тел. Строение атома».

Контрольные работы

по темам «Электрический ток. Напряжение»,

«Сопротивление. Соединение проводников»;

по темам «Работа и мощность электрического

тока», «Закон Джоуля—Ленца», «Конденсатор».

Лабораторные работы

4. Сборка электрической цепи и измерение силы

тока в ее различных участках.

5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

6. Измерение силы тока и его регулирование

реостатом.

7. Измерение сопротивления проводника при

помощи амперметра и вольтметра.

8. Измерение мощности и работы тока в электрической

лампе.

Темы проектов

«Почему оно все электризуется, или Исследование явлений электризации тел», «Электрическое поле конденсатора, или Конденсатор и шарик от настольного тенниса в пространстве между пластинами конденсатора», «Изготовление  конденсатора», «Электрический ветер», «Светящиеся слова», «Гальванический элемент»,

«Строение  атома, или Опыт Резерфорда» используемые для освещения, предохранители  в современных приборах;

  • Объяснять: взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электрических зарядов; опыт Иоффе—Милликена; электризацию тел при соприкосновении; образование положительных и отрицательных ионов; устройство сухого гальванического элемента; особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи; тепловое, химическое и магнитное действия тока; существование проводников, полупроводников и диэлектриков на основе знаний строения атома; зависимость интенсивности электрического тока от заряда и времени; причину возникновения сопротивления; нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества; способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора; назначение источников электрического тока и конденсаторов в технике;
  • анализировать табличные данные и графики; причины короткого замыкания;
  • проводить исследовательский эксперимент по взаимодействию заряженных тел;
  • обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле;
  • пользоваться электроскопом, амперметром, вольтметром, реостатом;
  • определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу; цену деления шкалы амперметра, вольтметра;
  • доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд;
  • устанавливать перераспределение заряда при переходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованное при соприкосновении; зависимость силы тока от напряжения и сопротивления проводника, работы электрического тока от напряжения, силы тока и времени, напряжения от работы тока и силы тока;
  • приводить примеры: применения проводников, полупроводников и диэлектриков в технике, практического применения полупроводникового диода; источников электрического тока; химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике; применения последовательного и параллельного соединения проводников;
  • обобщать и делать выводы о способах электризации тел; зависимости силы тока и сопротивления
  • рассчитывать: силу тока, напряжение, электрическое сопротивление; силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников; работу и мощность электрического тока; количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля—Ленца; электроемкость конденсатора; работу, которую совершает электрическое поле конденсатора, энергию конденсатора;
  • выражать силу тока, напряжение в различных единицах; единицу мощности через единицы напряжения и силы тока; работу тока в Вт · ч; кВт · ч;
  • строить график зависимости силы тока от напряжения;
  • классифицировать источники электрического тока; действия электрического тока; электрические приборы по потребляемой ими мощности; лампочки, применяемые на практике;
  • различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи; лампы по принципу действия,
  • исследовать зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала проводника;
  • чертить схемы электрической цепи;
  • собирать электрическую цепь;
  • измерять силу тока на различных участках цепи;
  • анализировать результаты опытов и графики;
  • пользоваться амперметром, вольтметром; реостатом для регулирования силы тока в цепи;
  • измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра; мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы;
  • представлять результаты измерений в виде  таблиц;
  • обобщать и делать выводы о зависимости силы тока и сопротивления проводников;
  • работать в группе;
  • выступать с докладом или слушать доклады, подготовленные с использованием презентации: «История развития электрического освещения», «Использование теплового действия электрического тока в устройстве теплиц и инкубаторов», «История создания конденсатора», «Применение аккумуляторов»; изготовить лейденскую банку

Электромагнитные явления (5 ч)

33-53

Магнитное поле. Установление связи между электрическим током и магнитным полем. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. Магнитное поле катушки с током. Способы изменения

магнитного действия катушки с током. Электромагниты и их применение. Испытание действия электромагнита. Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле. Магнитное поле Земли.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока.

Контрольная работа

по теме «Электромагнитные явления».

Лабораторные работы

9. Сборка электромагнита и испытание его действия.

10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Темы проектов

«Постоянные магниты, или Волшебная банка»,

«Действие магнитного поля Земли на проводник

с током (опыт с полосками металлической фольги)»

  • Выявлять связь между электрическим током и магнитным полем
  • объяснять: связь направления магнитных линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике; устройство электромагнита; возникновение магнитных бурь, намагничивание железа; взаимодействие полюсов магнитов; принцип действия электродвигателя и области его применения;
  • приводить примеры магнитных явлений, использования электромагнитов в технике и быту;
  • устанавливать связь между существованием электрического тока и магнитным полем, сходство между катушкой с током и магнитной стрелкой;
  • обобщать и делать выводы о расположении магнитных стрелок вокруг проводника с током, о взаимодействии магнитов;
  • называть способы усиления магнитного действия катушки с током;
  • получать картины магнитного поля полосового и дугообразного магнитов;
  • описывать опыты по намагничиванию веществ;
  • перечислять преимущества электродвигателей по сравнению с тепловыми;
  • применять знания к решению задач;
  • собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели);
  • определять основные детали электрического двигателя постоянного тока;
  • работать в группе

Световые явления (10 ч)

54-67

Источники света. Естественные и искусствен-

ные источники света. Точечный источник света

и световой луч. Прямолинейное распространение

света. Закон прямолинейного распространения

света. Образование тени и полутени. Солнечное

и лунное затмения.

Явления, наблюдаемые при падении луча света

на границу раздела двух сред. Отражение света.

Закон отражения света. Обратимость световых

лучей. Плоское зеркало. Построение изображения

предмета в плоском зеркале. Мнимое

изображение. Зеркальное и рассеянное отраже-

ние света. Оптическая плотность среды. Явле-

ние преломления света. Соотношение между

углом падения и углом преломления. Закон

преломления света. Показатель преломления

двух сред.

Строение глаза. Функции отдельных частей

глаза. Формирование изображения на сетчатке

глаза.

Кратковременная контрольная работа

по теме «Законы отражения и преломления

света».

Лабораторная работа

11. Изучение свойств изображения в линзах.

Темы проектов

«Распространение света, или Изготовление

камеры-обскуры», «Мнимый рентгеновский

снимок, или Цыпленок в яйце»

  • Наблюдать прямолинейное распространение света, отражение света, преломление света;
  • объяснять образование тени и полутени; восприятие изображения глазом человека;
  • проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени; по изучению зависимости угла отражения света от угла падения; по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду;
  • обобщать и делать выводы о распространении света, отражении и преломлении света, образовании тени и полутени;
  • устанавливать связь между движением Земли, Луны и Солнца и возникновением лунных и солнечных затмений; между движением Земли и ее наклоном со сменой времен года с использованием рисунка учебника;
  • находить Полярную звезду в созвездии Большой Медведицы;
  • определять положение планет, используя подвижную карту звездного неба; какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение;
  • применять закон отражения света при построении изображения в плоском зеркале;
  • строить изображение точки в плоском зеркале; изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей) для случаев: F > d; 2F < d; F < d < 2F; изображение в фотоаппарате;
  • работать с текстом учебника;
  • различать линзы по внешнему виду, мнимое и действительное изображения;
  • применять знания к решению задач;
  • измерять фокусное расстояние и оптическую силу линзы;
  • анализировать полученные при помощи линзы изображения, делать выводы, представлять результат в виде таблиц;
  • работать в группе;
  • выступать с докладами или слушать доклады, подготовленные с использованием презентации: «Очки, дальнозоркость и близорукость», «Современные оптические приборы: фотоаппарат, микроскоп, телескоп, применение в технике, история их развития»

        

68-70

Резервное время (3 ч)

1 Возможные формы выполнения: доклад, сопровождаемый презентацией, компьютерная анимация, таблица, реферат, кроссворд, фотоальбом, изготовление модели, макета, приспособления, подготовка ролевой игры, викторины, демонстрация опытов.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

1. Тепловые явления  (23 ч )

1

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия

2

Способы изменения внутренней энергии

3

Виды теплопередачи. Теплопроводность

4

Конвекция. Излучение

5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты

6

Удельная теплоемкость вещества

7

 Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

8

Лабораторная работа 1 "Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры"

9

Лабораторная работа 2 "Измерение удельной теплоемкости твердого тела"

10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива

11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

12

Контрольная работа по теме " Тепловые явления"

13

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание

14

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления

15

Решение задач

16

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при ипарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

17

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

18

Решение задач

19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа 3 "Измерение влажности воздуха"

20

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

21

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

22

Контрольная работа по теме "Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловой двигатель"

23

Зачет по теме "Тепловые явления"

2. Электрические явления (29 ч)

24

Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел

25

Электроскоп. Электрическое поле

26

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов

27

Объяснение электрических явлений

28

Проводники, полупроводники и непроводники электричества

29

Электрический ток. Источники электрического тока

30

Электрическая цепь и ее составные части.  Электрический ток в металлах.  

31

Действия электрического тока. Направление электрического тока

32

Сила тока. Единицы сила тока

33

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа 4 "Сборка электрической цепи. Измерение силы тока в ее различных участках"

34

Электрическое напряжение. Единицы напряжения

35

Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения

36

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа 5 "Измерение напряжения на различных участках электрической цепи"

37

Закон Ома для участка цепи

38

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление

39

Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения

40

Реостаты. Лабораторная работа 6 "Регулирование силы тока реостатом"

41

Лабораторная работа 7 " Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра"

42

Последовательное соединение проводников

43

 Параллельное соединение проводников

44

Решение задач

45

Контрольная работа по теме " Сила тока, напряжение, сопротивление"

46

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.

47

 Лабораторная работа 8 "Измерение мощности и работы тока в  электрической лампе"

48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

49

Конденсатор

50

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители

51

Контрольная работа по темам"  Работа и мощность электрического тока", " Закон Джоуля-Ленца", "Конденсатор"

52

Зачет

3. Электромагнитные явления (5ч)

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа 9 "Сборка электромагнита и испытание его действия"

55

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

56

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа 10" Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)"

57

Контрольная работа по теме "Электромагнитные явления"

5. Световые явления (13 ч)

58

Источники света. Распространение света

59

Видимое движение светил

60

Отражение света. Закон отражения света.

61

Плоское зеркало

62

Преломление света. Закон преломления света

63

Линзы. Оптическая сила линзы

64

Изображения, даваемые линзой

65

Лабораторная работа 11 "Получение изображения при помощи линзы"

66

Решение задач. Построение изображений, полученных с  помощью линз

67

Глаз и зрение

68

Повторение

69

Итоговая контрольная работа

70

Обобщение

ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 70


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольные работы

1. «Физика. 8 класс»: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 11 изд.,- М.: Дрофа, 2013, стр. 89 – 112.

.2. Физика. 8 кл. Методическое пособие / Н.В.Филанович. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2017

№ уроков

Сборник контрольных и самостоятельных работ

Контрольная работа по теме "Тепловые явления"

Контрольная работа по теме "Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловой двигатель"

22

С.93-96

Контрольная работа по теме " Сила тока, напряжение, сопротивление"

45

С.97-100

Контрольная работа по темам "Работа и мощность электрического тока", " Закон Джоуля-Ленца", "Конденсатор"

51

С.101-104

Контрольная работа по теме "Электромагнитные явления" 

57

С.105-108

Итоговая контрольная работа

69

Лабораторные работы

 «Физика. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / Перышкин А.В.-М.:Дрофа, 2018.

Лабораторная работа

№ уроков

Страница

Лабораторная работа  1 " Сравнение количества теплоты при смешивании воды различной температуры"

8

№ 1, стр. 169

Лабораторная работа  2  Измерение удельной теплоѐмкости твердого тела

9

№ 2, стр. 170

Лабораторная работа 3 "Измерение влажности воздуха"

19

Утверждена на заседании МО

Лабораторная работа 4 "Сборка электрической цепи. Измерение силы тока в ее различных участках"

33

№ 3, стр. 171

Лабораторная работа 5 "Измерение напряжения на различных участках электрической цепи"

36

№ 4, стр. 172

Лабораторная работа 6 "Регулирование силы тока реостатом"

40

№ 5, стр. 173

Лабораторная работа 7 " Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра"

41

Лабораторная работа 8 "Измерение мощности и работы тока в  электрической лампе"

47

№ 7, стр. 175

Лабораторная работа 9 "Сборка электромагнита и испытание его действия"

54

№ 8, стр. 175

Лабораторная работа 10" Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)"

56

№ 9, стр. 176

Лабораторная работа 11 "Получение изображения при помощи линзы"

65

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Филонович  Н. В.Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е.М. Гутник.-М.: Дрофа, 2017.-76. (2)с.
  2. Перышкин А. В.  Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин. – стереотип. –  М.: Дрофа, 2018. -191,(1) с.: ил.
  3. Филонович , Н.В. Физика. 8 кл. Методическое пособие /Н.В. Филонович.-2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 208 с.
  4. Марон А.Е.Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 11-е изд., стереотип. - М.:  Дрофа, 2013. – 125,(3) с.: ил. – (Дидактические материалы).

Учебно - лабораторное оборудование в соответствии с паспортом кабинета


ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№ п\п

Класс

Дата и тема по рабочей учебной программе

Дата и тема с учетом корректировки

Причина корректировки

Форма корректировки

Согласование с курирующим заместителем директора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...