Урок изучения новой темы в 8 классе:«Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Кривокора Алла Семеновна

Тип урока – урок усвоения новых знаний.   Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк. Оборудование  для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc50 КБ
Файл otsenochnyy_list.docx18.04 КБ
Файл sam_rab.docx510.34 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Автор: Кривокора Алла Семеновна

Место работы: МБОУ СОШ №32 города Ставрополя

Должность: учитель физики и математики

Физика 8 класс

  • Урок изучения новой темы в 8 классе
  • Метод обучения - проблемное обучение, который побуждает ученика размышлять о способах решения поставленной задачи.
  • Результат: значительно повышается эффективность обучения, повышается учебная активность.

Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.                                      Два рода зарядов»

 Цели урока :  

Образовательные -  ученик сможет описать способ сообщения электрического заряда, назвать род зарядов, объяснить, как взаимодействуют заряженные тела.

Развивающие – ученик сможет проанализировать проблему и аргументировать свой ответ.

Воспитательные – ученик сможет  задуматься о роли электризации.                                                                          

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк.

   для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги

План урока

1.    Организационный момент (1 мин)

2.    Подготовка к усвоению нового материала (5 мин)

      3.    Освоение нового материала (15 мин)

4.    Первичная проверка понимания и закрепление знаний (6 мин)

5.     Самостоятельная работа (10 мин)

6.    Подведение итогов урока (рефлексия) (2 мин)

7.    

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Подготовка к усвоению нового материала

а) Мотивация

Ребята, мне приходят на электронную почту письма с просьбой ответить на них.

[- Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела ее одеть, а она уже серая , грязная какая-то. Не знаю почему?

-  А , я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему?

-Я работаю в типографии. При печати книг и газет бумага в печатных машинах трется друг о друга и закручивается, рвется и портится; много ее идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой?

-А у меня беда. Шло испытание нового заправочного агрегата для самолетов. Он представлял собой облегченную конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолет взорвались. Что же было  причиной этого взрыва?]

б) Формулировка темы урока

Сегодня мы будем изучать явление, которое поможет объяснить процессы, о которых мы услышали в рассказах и ответить на поставленные вопросы в конце урока.

Начнем изучать это явление с примеров из нашего повседневного опыта.

-Кто гладил кошку? А против шерсти? А ночью?

-Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление?

  Начиная с этого урока, мы начнем изучать электрические явления. Запишите тему урока.(тема записана на закрытой доске)

в) Постановка цели урока

Рассказы и приведенные примеры являются фактами того, что электрические явления и в частности электризация тел, широко представлены в природе и в быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явление электризации тел. Тогда какова цель нашего урока?

- Изучить явление электризации тел.

  1. Освоение нового материала.

       а) Экспериментальная работа в парах.

Вначале проводим фронтальный опыт, используя [полоски из бумаги и полиэтиленовой пленки]. Взяв их за концы, учащиеся сближают полоски. Затем, потерев их дуг о друга, размещают их на прежнее расстояние и наблюдают притяжение . Результат зарисовывают.

ДО                                ПОСЛЕ             СОПРИКОСНОВЕНИЯ

 

Подводим итоги опытов:

-В результате чего изменились свойства полосок?(Соприкосновения)

Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (Способностью притягиваться)

Греческий философ Фалес Милетский (из города Милета), живший в 640-550 гг до н.э., открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать к себе мелкие предметы. Это свойство в течение  ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово « электричество» (греч. Elektron-янтарь) Рождение учения о электрических явлениях связано с именем английского ученого Уильяма Гильберта(1544-1603), который показал, что при соприкосновении , способностью притягивать, обладает не только янтарь, но и многие другие вещества . Эти явления в начале 17 века были названы электрическими. Стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщили электрический заряд.

Итак, ребята, после услышанного ,  как бы вы ответили на вопрос?

 Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (полоски наэлектризованы или заряжены.)

. Потом сближают одинаковые полоски из полиэтилена и наблюдают отталкивание, и из бумаги и наблюдают отталкивание. Результат зарисовывают в тетрадь.

 

   

       Б            Б                             П          П

-Какая  из полосок получила заряд? (обе)

-Как взаимодействуют наэлектризованные тела?(притягиваются или отталкиваются)

Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?

-Почему они отталкиваются? Какой заряд у бумажных полосок (у двух полиэтиленовых) одинаковый или разный?(одинаковый)

-Какой заряд у бумажной и полиэтиленовой полоски?(разный)

И действительно, тщательное изучение этих явлений подтверждает наличие разного рода зарядов

Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке , потертой о шелк, условились называть положительный , а заряд эбонитовой палочки, потертой о мех,- отрицательным. Одни тела электризуются так, как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая палочка, -отрицательно. Положительные заряды обозначают знаком «+» , отрицательные- знаком - «-«.(Потому что так назвал американец В.Франклин(1706-1790)

Проделанные нами опыты что показывают?  (Что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.

  1. Первичная проверка понимания и закрепление знаний

Изучив явление электризации давайте ответим на вопросы, которые прозвучали в начале урока.

-почему синтетическая шуба быстро загрязняется?

-почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры?

-что происходит с бумагой в печатных машинах?

-почему произошел взрыв?

  1. Самостоятельная работа

Домашнее задание: §§ 25, 26,

По желанию подготовить сообщения «Электризация трением на производстве и в быту», « Способы борьбы с накоплением электрических зарядов»

  1. Подведение итогов урока (рефлексия)

     

     Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить? К какому выводу мы пришли?

Какой новый опыт приобрели и чему научились?

Достигли ли цели урока?



Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ

Фамилия имя:___________________________

Учебные элементы

Оценка действия

1. Работа на уроке

 

2. Самостоятельная работа

 

Итоговая оценка:



Предварительный просмотр:

https://data3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/737000/736483-aae77de40b5de1e2.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электрические явления

Слайд 2

«Отыщи всему начало и ты многое поймешь» Козьма Прутков

Слайд 3

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Тема урока: Узнать: - что такое электризация, - какие виды зарядов существуют в природе, - как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.

Слайд 4

Из истории От слова «янтарь» (по-гречески -электрон) явления притяжения натёртых тел назвали электрическими Фалес VI до н. э.

Слайд 5

Экспериментальная работа в парах Вначале проводим фронтальный опыт, используя [полоски из бумаги и полиэтиленовой пленки]. Взяв их за концы, разъединить и потереть ручкой учащиеся сближают полоски. Затем, размещают их на прежнее расстояние и наблюдают притяжение или отталкивание. Результат зарисовывают.

Слайд 6

Результаты эксперимента

Слайд 7

Явление, в результате которого тело, после соприкосновения с другим телом приобретает свойство притягивать к себе различные предметы, называют электризацией . Тело при натирании наэлектризовалось, и ему был сообщен электрический заряд

Слайд 8

Наэлектризовать тело можно трением. При трении оба тела электризуются.

Слайд 9

Электрический заряд наэлектризованной эбонитовой палочки, потёртой о мех, назвали отрицательным. Электрический заряд наэлектризованной стеклянной палочки, потёртой о шёлк, назвали положительным

Слайд 10

Как взаимодействуют между собой электрические заряды?

Слайд 11

Заряды одного знака (оба положительные или оба отрицательные) называют одноимёнными, а заряды разных знаков - разноимёнными. Таким образом, одноимённо заряженные тела отталкиваются, а разноимённо заряженные - притягиваются. .

Слайд 12

Взаимодействие зарядов Одноименные заряды отталкиваются, разноименные – притягиваются (учебник, стр.60). Задание : определить виды зарядов на взаимодействующих телах, изображенных на рисунках.

Слайд 13

Как можно наэлектризовать тело? 2. Оба ли тела электризуются при трении? 3. Какие виды зарядов существуют в природе? 4. Какой электрический заряд принят за положительный, а какой — за отрицательный? 5. Как взаимодействуют между собой электрические заряды?

Слайд 14

Самостоятельная работа

Слайд 15

Изучив явление электризации ответим на вопросы: Почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры? Что происходит с бумагой в печатных машинах? Где используется электризация?

Слайд 16

Окрашивание машин Увелечение производительности труда, 50 % экономия краски

Слайд 17

Копчение С большим успехом электризацию используют и в копчении. Рыбу заряжают отрицательно, а дым положительно, тогда частички дыма будут устремляться к отрицательно заряженной тушке рыбы, тем самым ускоряя процесс копчения.

Слайд 18

Электризация используется В хлебовыпечке Разными зарядами электризуется крупинки муки и капельки воды и присмешивании образуется однородное тесто

Слайд 19

Изучив явление электризации ответим на вопросы: Где используется электризация? -почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры? -что происходит с бумагой в печатных машинах?

Слайд 20

Домашнее задание. §25, 26, Домашнее экспериментальное задание : 1 вариант . Исследуйте в домашних условиях синтетическую и натуральную одежду. Какая электризуется сильнее? Напишите отчет. 2 вариант . Потрите пластмассовую линейку о шерсть и поднесите линейку к тонкой струе воды из крана. Объясните письменно полученное явление. По желанию подготовить сообщения « Электризация трением на производстве и в быту », « Способы борьбы с накоплением электрических зарядов ».

Слайд 21

я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… занятия дали мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 22

СПАСИБО ЗА УРОК! До свидания!

Слайд 23

Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицину Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицин самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицин был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы: - Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? - Прав ли был механик автоколонны? - Не слишком ли суровое наказание понёс Синицин?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока на тему"Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"

Конспект урока по физике в 8 классе на тему "Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов"...

Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Урок изучения новой темы в 8 классеМетод обучения - проблемное обучение, который побуждает ученика размышлять о способах решения поставленной задачи.Результат: значительно повышается эффективность обу...

Тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".

Данный материал включает тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".  2 варианта...

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов....

Разработка урока «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Урок изучения новых знаний и первичного закрепления  на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов». Применены технологии проблемного ...

Презентация на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Презентация к уроку изучения новых знаний и первичного закрепления на тему " Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов." Наглядная иллюстрация пер...

Технологическая карта урока 8 кл. Тема: "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению явления электризации тел, законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков, осмыслению полученных новых знаний и их первичном...