Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.
план-конспект урока по физике (8 класс)

Новикова Наталья Викторовна

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, обучение на основе проблемных ситуаций, информационно-коммуникационные, развитие критического мышления.

Цели: познакомить учащихся с явлением электризации; дать представление о двух родах зарядов и способах их взаимодействия.

Формируемые УУД: предметные: научиться объяснять, почему наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом с разными силами; метапредметные: использовать адекватные языковые средства в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки; осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; ставить и формулировать проблемы; объяснять физические процессы, связи и отношения, выявляемые в процессе изучения электризации тел; личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Приборы и материалы: эбонитовая и стеклянная палочки, кусочки бумаги или мелкие бусинки, султанчики, мех или сукно, шелк, электронное приложение к  учебнику.

Х о д    у р о к а

I Организационный этап

( Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие, учитель объявляет отметки за выполнение контрольной работы.)

II Анализ выполнения контрольной работы

( Учитель разбирает типичные ошибки, допущенные в ходе выполнения контрольной работы по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Правильные ответы записаны на доске.)

III Изучение нового материала

Изучение электростатических явлений начнем с демонстрации электризации тел. Обычно говорят об электризации при трении. В действительности электризация тел происходит при  соприкосновении, а к трению в опытах прибегают для увеличения площади соприкосновения тел. Поэтому правильнее говорить об электризации тел при соприкосновении. Необходимо подчеркнуть, что после соприкосновения тела разделяют. Демонстрации проводят с помощью эбонитовой палочки и палочки из органического стекла. Очень удобны пластинки для электризации (эбонитовая, из органического стекла и металла).

Демонстрация 1

Натрем эбонитовую или стеклянную палочку сукном и поднесем к кусочкам бумаги. Бумажки поднимутся и прилипнут к палочке.

Продемонстрированные явления были замечены и названы электрическими еще в древности. Тела, обладающие способностью притягивать другие тела, называют наэлектризованными, или имеющими электрический заряд.

Демонстрация 2

Поднесем к кусочкам бумаги сукно, которым натирали палочку. Бумажки притянутся к нему.

(Учитель в процессе демонстрации опытов задает вопросы.)

- Как можно определить, заряжены ли тела?

- Как показать, что при соприкосновении электризуются оба тела?

- Назовите тела, электризацию которых вы наблюдали в домашних условиях. При каких обстоятельствах это происходило?

Вывод. Явления, в которых тела приобретают свойства притягивать другие тела, называют электризацией. В электризации всегда участвуют два тела, и оба электризуются.

В ходе опытов мы убедились в том, что наэлектризованные тела взаимодействуют друг с другом с разными силами, потому что они имеют разные по величине заряды. Электрический заряд – это мера свойств заряженных тел определенным образом взаимодействовать друг с другом. Электрический заряд всегда связан с каким-либо телом  (или частицей) и не может существовать сам по себе, так как он характеризует определенные свойства частиц (или тел).

Демонстрация 3

 Если поднести к подвешенной на нити наэлектризованной эбонитовой палочке другую наэлектризованную эбонитовую палочку, они будут отталкиваться.

Демонстрация 4

Если поднести к подвешенной на нити наэлектризованной эбонитовой палочке наэлектризованную стеклянную палочку, они будут притягиваться.

Демонстрация 5

Если наэлектризованную эбонитовую или стеклянную палочку к вертушке султанчика, то его лепестки будут расходиться в разные стороны.

Демонстрация 6

Если один султанчик наэлектризовать с помощью стеклянной палочки, а второй – с помощью эбонитовой палочки, и придвинуть их друг к другу, их лепестки будут притягиваться.

Демонстрация 7

 Лепестки султанчиков, наэлектризованных с помощью одной и той же палочки, будут отталкиваться.

 (Учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 50 «Два рода электрических зарядов» из электронного приложения к учебнику. Учитель в процессе демонстрации опытов задает вопросы.)

- Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, натертые мехом?

-Как взаимодействуют эбонитовая палочка натертая мехом и стеклянная палочка, натертая шелком?

-Почему расходятся лепестки султанчиков?

- Как взаимодействуют между собой разноименные заряды?

- Как взаимодействуют между собой одноименные заряды?

Заряд наэлектризованной стеклянной палочки условно назвали положительным, а эбонитовой (янтарной) палочки – отрицательным.

Вывод. Существуют два рода электрических зарядов – положительные и отрицательные. Тела, имеющие электрические заряды  одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.

IV.Закрепление изученного материала.

(Ученики решают качественные задачи.)

Качественные задачи

  1. Какие опыты доказывают, что существуют электрические заряды двух видов?
  2. Иногда при окраске пульверизатором металлической поверхности ей сообщают заряд одного знака, а капелькам краски – заряд противоположного знака. Для чего это нужно?
  3. Почему воздушный шарик, потертый об волосы, может висеть на стене или потолке?
  4. Почему при расчесывании волос они притягиваются к расческе?
  5. Возьмите пластмассовую линейку и потрите её о сухой лист бумаги. Докажите на опыте, что линейка наэлектризована. В чем это проявляется?

V. Рефлексия.

( Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения маериала, заполнив анкету.)

Вопросы анкеты

  1. Вспомни и запиши тему урока.
  2. Какие термины, факты, закономерности ты усвоил(а) на уроке?
  3. Считаешь ли ты полезными, интересными полученные знания?
  4. Какую оценку за урок ты бы себе поставил(а)?

Домашнее задание

  1. §25 учебника, вопросы к параграфу.
  2. Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В. Ивановой: №1171,1172.
  3. Выполнить упр. 18 на с.78 учебника.
  4. Выполнить экспериментальное задание на с. 78 учебника (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Урок изучения новой темы в 8 классеМетод обучения - проблемное обучение, который побуждает ученика размышлять о способах решения поставленной задачи.Результат: значительно повышается эффективность обу...

Тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".

Данный материал включает тест "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".  2 варианта...

Урок изучения новой темы в 8 классе:«Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Тип урока – урок усвоения новых знаний.   Оборудование для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк. Оборудование  для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги...

Разработка урока «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Урок изучения новых знаний и первичного закрепления  на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов». Применены технологии проблемного ...

Презентация на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Презентация к уроку изучения новых знаний и первичного закрепления на тему " Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов." Наглядная иллюстрация пер...

Конспект урока физики по теме: Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов....

Технологическая карта урока 8 кл. Тема: "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов".

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению явления электризации тел, законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков, осмыслению полученных новых знаний и их первичном...