Конспект урока по физике 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Жданова Ольга Викторовна

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx17.51 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагог: Богомолова Ольга Викторовна, МКОУ «Стан-Бехтемирская СОШ», Бийский район, Алтайский край

Предмет: Физика

Класс: 8

Тема урока: «Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания»

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления

Цели урока (формирование УУД):

Личностные:

  • формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные:

  • развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли)   и коммуникативные  способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курса литературы и физики

Предметные: 

  • дать учащимся знания о работе пара и газа на примере изучения двигателя внутреннего сгорания.

  • Задачи:
  1. Способствовать развитию умений самостоятельно  выделять главное, обобщать и систематизировать имеющиеся знания. Развивать умение грамотно выражать свои мысли, строить логически выдержанный рассказ;
  2. Продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество;
  3. Развивать ценностные ориентации – осознание практической ценности полученных знаний и их значимости в современной жизни.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник А.В. Перышкина, Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2009.; экран; проектор; компьютер; презентация, выполненная в программе PREZI; карточки, рабочие листы.

Форма работы: индивидуальная, в парах, групповая.

Условия проведения урока: Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает  максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.    Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – групповая работа. Работа в данных группах подразумевает исполнение каждым учеником определенной роли с учетом индивидуальных возможностей: спикер, исследователь.



Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Наш урок хотелось бы начать со следующего высказывания английского философа и историка Фрэнсиса Бэкона: «Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами».

- Вы согласны с этим утверждением?

- На самом ли деле физика так полезна в жизни человека, в быту?

Приведите примеры

(Вывод: физика помогает нам в быту и объясняет работу хорошо известных бытовых приборов)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы

Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы

Личностные: 

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

Регулятивные: 

осознание  учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать

2

Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач

Цель: создание условий для актуализации учебных знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала

- Дома вы часто наблюдали, как кипит чайник (на демонстрационном столе закипает чайник). Попробуйте, объяснить, что же происходит? Что вы видите? (вода закипает, пар выходит)

-Хорошо, а почему крышку не выталкивает? (потому, что крышка чайника имеет отверстия, через которые пар выходит)

- Ребята, а что делает пар внутри чайника? (расширяется)

- А мы с вами знаем, что расширяясь, пар совершает …? (работу)

- Верно. И вот сегодня мы будем говорить о том, как работает газ и пар при расширении, и как это явление используется в различных устройствах.

(звучит музыка, Веселые ребята – «Автомобили»)

- Как вы догадались из песни, речь у нас пойдет об автомобилях. Я думаю, среди вас есть любители автомобилей. Может кто-нибудь из вас скажет нам, благодаря какому устройству работает машина?

(варианты ответов)

- Правильно, благодаря двигателю внутреннего сгорания. Поэтому, ребята, мы должны рассмотреть с вами еще одну очень значимую тему: это двигатель внутреннего сгорания. Отметьте у себя в рабочих листах тему урока.

- А как вы думаете, что вам нужно на уроке узнать и что вы уже знаете?

Знаю

Нужно узнать

Внутренняя энергия

Тепловой двигатель

Механическая энергия

Двигатель внутреннего сгорания

Тепловое движение

Виды тепловых двигателей

Парообразование

Принцип работы ДВС

Кипение

Устройство ДВС

Работа

- Я предлагаю вам проверить знания, выполнив небольшой тест. На выполнение задания вам дается 2 минуты, после чего обмениваетесь ответами и проверяете, выставляете оценку в соответствующую колонку. (Выполняют индивидуально, оценка выставляется по пятибалльной шкале, 5правильных ответов – оценка «5», 4 правильных ответа – оценка «4» и т.д)

- Молодцы! Ребята, а можете привести примеры использования внутренней энергии? (поднять груз, перевести вагоны и т.п.)

- А как нам сделать так, чтобы внутренняя энергия превратилась в механическую? Как вы думаете?

Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. Подводит обучающихся к формулировке темы урока.

Выстраивает ответы на вопросы

Познавательные:

развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос)  на основе соотнесения того, что известно

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, строить высказывания

3

Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление первичного запоминания  знаний и способов действий, связей и отношений в объекте  изучения

- Вижу, что затрудняетесь ответить. Давайте проведем опыт, позволяющий ответить на этот вопрос. Мы заранее распределились по группам. Спикеры поднимите руки, вы будете фиксировать результат в таблицу. И в каждой группе есть исследователи, которые будут отвечать за эксперимент (поднимите руки). Спикеры со своей группой подходят к рабочему столу.

- Выполним опыт:  в пробирку нальем немного воды, затем плотно закроем ее пробкой и нагреем воду до кипения. Вам необходимо будет ответить на три главных вопроса:

- Что вы увидели?

- За счет чего выскочила пробка?

- В какую энергию перешла энергия пара?

Ответ: Энергия топлива перешла во внутреннюю энергию пара, а пар, расширяясь, совершает работу – выталкивает пробку.

карточка

В пробирку нальем немного воды, затем плотно закроем ее пробкой и нагреем воду до кипения.

Результаты опыта

Что вы видите?

За счет чего выскочила пробка?

В какую энергию перешла энергия пара?

Оценка работы группы

-А где вы могли наблюдать подобную ситуацию? (кипит чайник, и вы часто наблюдаете подпрыгивание крышки при кипении)

- Как вы думаете, где данное явление используется в технике?

(затрудняются ответить)

-Оцените свою работу в группе по пятибалльной шкале. Присаживайтесь на свои места.

-Оказывается,  данное явление используется в тепловых двигателях. Если мы заменим пробирку металлическим цилиндром, а пробку – плотно пригнанным поршнем, который может двигаться вдоль цилиндра, то мы получим простейший тепловой двигатель. Такой двигатель был изобретен в конце 17 в Джеймсом Уаттом.

- Из всех существующих двигателей (паровая турбина, газовая турбина, ДВС и реактивный двигатель) мы рассмотрим ДВС.

- Какие виды жидкого топлива вы знаете? (ДВС работают на жидком топливе или горючем газе)

- Как вы думаете, где сгорает топливо в этом двигателе? (топливо сгорает внутри самого двигателя - прямо в цилиндре)

- Ребята, здесь у меня находится модель двигателя внутреннего сгорания, может кто-то из вас знает, из чего же он состоит?

(если кто-то знает ответ на этот вопрос, выходит и показывает основные элементы ДВС на модели)

- Вижу, что затрудняетесь ответить. Поэтому вашему вниманию предоставляется небольшой видеофрагмент (устройство ДВС), с помощью которого вы будете заполнять рабочие листы

- Мы познакомились с устройством двигателя внутреннего сгорания. Теперь рассмотрим, как он работает (принцип работы ДВС)

Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах,  формулирует экспериментальные задания, подводит к выводу.

озвучивают тему, отвечают на вопросы, выполняют экспериментальные задания по карточкам,  высказывают своё мнение и предположение в группах, выявляют закономерности, формулируют выводы наблюдений,  записывают выводы на карточку

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД).

Предметные:

формирование представлений учащихся о ДВС

Метапредметные:

развитие у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей,  анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные УУД);

устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы (познавательные УУД).

4

Первичное закрепление материала

 - Ребята, когда я училась в школе, шел спор о “Физиках” и “Лириках”. Да и сейчас один из вас говорит: “Да я гуманитарий, зачем мне физика?” А некоторые, наоборот, признают только физику или математику.
Я думаю, что противостояния между физикой и литературой нет. А человек с интересом изучает и физику, и литературу. Поэтому, мне требуется помощь в объяснении следующих отрывков из произведений. Работаем в парах.

«Азазелло, который сидел отвернувшись от подушки, вынул из кармана фрачных брюк черный автоматический пистолет, положил дуло его на плечо и, не поворачиваясь к кровати, выстрелил, вызвав веселый испуг в Маргарите»

(М.А. Булгаков, Мастер и Маргарита)

Какие превращения энергии происходят при выстреле из пистолета, и можно ли пистолет считать тепловым двигателем?

(При выстреле внутренняя энергия газов превращается в кинетическую энергию пули или снаряда, поэтому пистолет можно считать тепловым двигателем)

Валерий Брюсов

(Каким машинам поэт посвятил строки? Пояснить)

Зубцы, ремни, колеса, цепи,

Свист поршней, взмахи рычага:

Вне – замыслы, наружи – цели,

Но тайна где – то спит, строга.

Машины! Строй ваш вырос бредом,

Земля гудит под ваш распев;

Мир в ваши скрепы веком предан,

В вас ждет царей, оторопев.

(Ответ: тепловым двигателям).

- Оцените свою работу в паре.

Контролирует выполнение качественных задач,  обеспечивает мотивацию выполнения,  осуществляет индивидуальный контроль.

Выполняют  по очереди  задания, высказывают своё мнение,  слушают ответы, анализируют.

Личностные:

умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации

Регулятивные:

умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные:

умение применять знания в новой ситуации

5

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель:  зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание.

- Подходит к концу наш урок. Подведем его итоги. Продолжите следующие фразы

организует рефлексию, даёт комментарии к домашнему заданию

формируют конечный результат,  рассказывают, что узнали,  чему научились,  какие трудности испытали, записывают домашнее задание, получают консультацию

Личностные:

умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи, умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость

Регулятивные: умение осуществлять  итоговый контроль

Познавательные:умение познавать цель и результат

Коммуникативные:

умение проявлять активность  в деятельности

6

Домашнее задание

А домашнее задание будет следующим:

§21-22,  карточки с задачами

Вы подарили мне хорошее настроение.  Спасибо вам за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.

Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

Конспект урока по физике в 7 классе «Физика и техника»

Урок изучения знаний и способов деятельности...

План-конспект урока:"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс Физика

План-конспект урока"Выдающийся физик и организатор»(жизнь и деятельность И.В. Курчатова),Решение задач по теме«Радиоактивные превращения», 11 класс...

Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"

Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Посвящение в юные физики"...

Конспект урока по физике «Что изучает физика?» 7 класс

Предмет: физикаКласс: 7Место: первый урокЦели урока:Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.Пояснить связь физики с другими науками.Ввести физические термины: физические явления, физиче...