Эссе на тему "Средства информатизации образовательного процесса"
презентация к уроку по физике (8 класс) по теме

Дунаева Галина Александровна

О применении учителем достижений современной техники для активизации современного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре учителей физики

«Применение информационных технологий, инновационного оборудования

и программного обеспечения в учебном процессе»

Эссе по теме:___Средства информатизации образования_____________

Выполнил:

Дунаева_Галина

Александровна___

учитель ____ физики

МОУ СОШ «10 с УИОП

Г. Дмитров  М.О._

Средства информатизации   образования.

  Средства информатизации - совокупность информационных технологий, телекоммуникационных средств, программного, дидактического, методического, психологического, эргономического и другого вида обеспечения, способствующая результативному функционированию образовательной системы с целью подготовки компетентных специалистов.
  Информационные технологии и телекоммуникационные средства - это прежде всего совокупность знаний компьютерной техники и систем связи, предназначенных для накопления, обработки, поиска, передачи и эффективного внедрения знаний в производство, управление и другие сферы жизни общества, в том числе и в систему образования.

  Основу современных ИТТС составляют три технических достижения:
  1) появление новой среды накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, магнитные диски, дискеты, оптические компакт-диски, флешки и др.);
  2) развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи (радиовещание, телевидение, сети передачи данных, спутниковая связь, модемы, факсы, телефонная связь, Интернет и др.);
  3) возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, представление в нужной форме и др.).


  Активное использование ИТТС в образовании позволяет не только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и дает необходимый научно-методологический аппарат для их анализа и обновления. Кроме того, ИТТС вносят изменения не только в способы распространения знаний, но и в сами знания и поэтому оказывают существенное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом (планирование, организация, контроль, прогноз и др.).
  Информатизация общества, связанная с массовым применением различных типов современной компьютерной техники и средств коммуникации, характеризуется многими исследователями как «компьютерная революция».
  Информационное общество пришло на смену трудовому обществу, в котором труд был главным систематизирующим фактором общества. Информационное общество, с одной стороны, требует новых идей, новых знаний, а с другой - новых способов ускоренного получения и постоянного обновления наний.
  Информатизация общества - глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современной компьютерной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена (коммуникации).
  По мнению многих ученых информатизация общества обеспечивает: а) активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; б) интеграцию информационных технологий с научными, производственными областями, которая инициирует развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности и др.; в) высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.
  Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.

 Под информатизацией образования мы понимаем комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оперативного сбора, обработки, систематизации, накопления, хранения, передачи различной информации и обмена ею участниками системы образования с помощью современных средств информатизации в целях интенсификации функционирования системы образования.
  Средством информатизации образования является компьютеризация. Компьютеризация любого учреждения - реорганизация и совершенствование человеческой деятельности на основе активного применения ИТТС. Практика показывает, что трудности реализации в педагогическом процессе средств информатизации связаны с: а) необходимостью формирования постоянной потребности педагогов применять ИТТС в своей профессиональной деятельности; б) непрерывным повышением информационной компетентности педагогического процесса; в) организационными, психологическими, педагогическими, эргономическими, финансовыми, нормативными и правовыми вопросами использования ИТТС в педагогическом процессе.
   Проведенный анализ литературных источников по данной проблеме показал, что информатизация педагогического процесса в настоящее время осуществляется, в основном, по трем направлениям: управление образовательным учреждением; научно-исследовательская работа; средство развития участником педагогического процесса .

Инструментом информатизации образования являются средства информатизации. Они включают в себя: информационные технологии, коммуникационные средства, техническое, программное, психологическое и педагогически полезное (целесообразность и эффективность) методико-дидактическое обеспечение.  С расширением технических и педагогических возможностей  средств информатизации разрабатывались научные подходы их применения в системе  образования.  Основные направления информатизации образования связаны между собой не только единым объектом и общей целью. Они во многом дополняют друг друга. При этом каждое из них имеет собственные задачи, критерии и условия, определяющие эффективность их применения. 

Необходимость применения средств информатизации в системе  образовании  диктуется следующими обстоятельствами:  фундаментальные цивилизованные изменения, происшедшими в конце ХХ века, поставившие на повестку дня вопрос о переходе к новой стратегии развития  общества на основе знаний и перспектив.

Цель информатизации системы  образования  состоит в:  интенсификации эмоционально-интеллектуального взаимодействия участников педагогического процесса за счет целенаправленного применения средств информатизации;               создании благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной, справочной и научной информации. 

Многолетние наблюдения показывают, что наибольший эффект использования средств информатизации в педагогическом процессе  достигается при тесном взаимодействии всех компонентов в системе образования.

Области использования средств информатизации в системе образования

Рис. 28. Области использования средств информатизации в системе образования

Средства информатизации по своим дидактическим свойствам активно воздействуют на все компоненты системы обучении (цели, содержание образования, организационные формы и др.) и позволяют ставить и решать более сложные и актуальные задачи дидактики. Кроме того, средства информатизации целесообразно использовать на лекциях, семинарах, установочных занятиях, зачетах, экзаменах, консультациях, лабораторных работах, дистанционном обучении и др.

При проведении информатизации образования необходимо выполнение нормативно-правовых, финансово-материальных, программно-технических, организационно-педагогических, психологических, маркетинговых, эргономических, кадровых и региональных условий.

 Реализация задач позволит сформировать у обучающихся навыки грамотной работы с разного вида информацией с использованием современных средств информатизации, вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс, осуществлять свободный доступ к необходимой информации не только в информационных центрах своего ОУ, но и в центрах других стран мира, вести общение со сверстниками из других ОУ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира, работать совместно в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, формировать этику работы в телекоммуникационных сетях .
  В настоящее время стоит задача проектирования, конструирования и внедрения в реальную практику открытых систем образования. Эти системы дают обучающимся возможность выбора подходящей ему технологии обучения и создания индивидуальной программы самообразования и саморазвития. Опыт показывает, что реализация синтеза открытых систем интенсивного обучения возможны лишь при соблюдении ряда условий. Вот некоторые из них.
  1. Комплексный учет особенностей информационно-образовательной среды, в которой будет происходить обучения.
  2. Соблюдение принципа адаптации процесса обучения к индивидуально типологическим особенностям личности обучающегося.
  3. Ускорение индивидуального освоения обучающимися общенаучных и специальных знаний благодаря проектированию и конструированию законченных логических блоков по учебной дисциплине, в котором приведены базовые понятия и термины по данной области знаний в свернутом виде .

Работая в школе более 40 лет я могу проследить как в  разные годы в образование проникали разнообразные средства, появление которых поднимало на качественно новый уровень информационное обеспечение системы образования, что всякий раз положительно сказывалось на эффективности образовательного процесса..

В настоящее время в большинстве  учебных заведений можно встретить:

  • средства для записи и воспроизведения звука (электрофоны, магнитофоны, CD-проигрыватели),
  • системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телетайпы, телефонные станции, системы радиосвязи),
  • системы и средства телевидения, радиовещания (теле и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели),
  • оптическая и проекционная кино - и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, диапроекторы, кинопроекторы, эпидиаскопы),
  • полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (ротапринты, ксероксы, ризографы, системы микрофильмирования),
  • компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, принтеры, сканеры, графопостроители),
  • телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации).

Технические средства, используемые в образовании можно классифицировать. В основе этой классификации могут лежать различные критерии. В частности все технические средства могут быть разделены на группы в зависимости от вида информации и принципов, лежащих в основе их функционирования:

1.Традиционные аналоговые технические средства

Аудиосредства (электрофоны, магнитофоны, микрофоны, усилители, акустические системы, диктофоны, радиоприемники, лингафонное оборудование, кассеты, пластинки),

Графические и фотографические средства (фотоаппараты, фильмоскопы, диапроекторы, эпидиаскопы, диафильмы, слайды, изображения на пленках),

Кинопроекционная техника (кинокамеры, кинопроекторы, кинопленки),

Видео и телевизионные средства (телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеопроекторы, видеокассеты).

2. Цифровые технические средства

Аудиосредства (цифровые диктофоны и плееры, цифровые компакт-диски)

Графические и фотографические средства (цифровые фотоаппараты, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти)

Проекционная техника (мультимедийные проекторы)

Видео и телевизионные средства (цифровые видеокамеры, DVD-проигрыватели и DVD-плееры, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти)

Применение каждого из них оказывает прогрессивное влияние на организацию и содержание образовательного процесса.

 По мнению ученых, средства информатизации позволят эффективно использовать следующие их важнейшие преимущества:  возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную образовательную траекторию самообразования;  коренное изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления;  выработку нестандартных педагогических практик, как в конкретных учебных дисциплинах, так и в межпредметном пространстве образовательного процесса, включающего научно-исследовательскую работу студентов;  создание эффективной системы управления информационно-методическим и дидактическим обеспечением системы непрерывного профессионального образования;   осуществление эффективного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся в процессе обучения;  использование специфических свойств компьютера. К ним относятся:  организация процесса познания, базирующегося на  системно-деятельностном подходе к педагогическому процессу;  его индивидуализация;  применение и организация принципиально новых познавательных средств;  построение, развитие и совершенствование системы дистанционного обучения различного уровня.

В заключение хочется сказать, что всё новое входит в жизнь всегда с трудностями. Но сама жизнь, развивающаяся семимильными шагами, заставляет педагогов соответствовать темпу её развития.  Поэтому я вижу две проблемы, которые необходимо решить в ближайшем будущем. Это во-первых, подготовка кадров (старые учителя, работающие в школе неохотно обучаются всем новинкам, а молодые специалисты, наученные этому в ВУЗах, в школу идут очень редко ).И во-вторых, самая большая проблема – это финансы (обеспечение школ техническими средствами и программными продуктами и зарплата тех же молодых специалистов).

Литература

  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: “Школа- Пресс”, 2007. - 205 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.В. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999. - 224 с.
  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов»

Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов» Цель: эффективное использование единой школьной образовательной...

Перспективные направления информатизации образовательного процесса Гимназии №6 «Горностай»

Рассуждения о  модели формирования информационной  культуры учащихся привели заключению о работе в трех основных направлениях:1.      Формирование информационн...

Презентация "Деятельность учителя математики в рамках информатизации образовательного процесса"

Направление методической  работы Внедрение ИКТв педагогическуюдеятельность...

Программа «Информатизация образовательного процесса МОУ АР «Гимназия п. Нижний Куранах»

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из факторов, определяющих вектор развития мирового сообщества XXI века. Информационное общество характеризуется...

Информатизация образовательного процесса – условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов

Цель: эффективное использование единой школьной образовательной информационной среды.Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практической разработки и использовани...