Урок решения задач по теме "Давление в жидкости".
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Задачи урока:  формировать умение использовать полученные знания для описания явлений в жидкостях; развивать общеучебные умения наблюдать, оформлять решения задач, аргументировать выводы, повысить самостоятельность учащихся.

Цели урока:

1.Общеобразовательные:

                Овладение умениями описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для решения физических задач.

2.Воспитательные:

               Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества.

Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

3.Развивающие:

 
                 Развитие познавательных интересов; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнение экспериментальных исследований.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок решения задач743.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике 7 класс. Учитель ГБОУ СОШ №137 Шарыпина О. В.

Тема урока: Решение задач по теме «Давление в жидкости».

Автор урока (ФИО, должность)

Шарыпина Ольга Васильевна, учитель физики

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ №137 г. Санкт- Петербурга

Методическая информация

Тип урока

комбинированный.

Задачи урока

формировать умение использовать полученные знания для описания явлений в жидкостях; развивать общеучебные умения наблюдать, оформлять решения задач, аргументировать выводы, повысить самостоятельность учащихся.

Цели урока

1.Общеобразовательные:

Овладение умениями описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для решения физических задач.

2.Воспитательные:

Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества.

Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

3.Развивающие:

Развитие познавательных интересов; самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнение экспериментальных исследований.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока

Знать: определения давления, плотности их обозначение и единицы измерения; формулировку закона Паскаля; причину давления жидкости, зависимость давления жидкости от высоты столба и плотности; вывод формулы для расчета давления жидкости.

Уметь: описывать явление давления жидкости, приводить примеры, доказывать зависимость давления от высоты столба и плотности; объяснять независимость давления жидкости на одном и том же уровне от направления; производить расчет давления жидкости, находить высоту столба жидкости, плотность жидкости по формуле р=ρgh, выражать величины в СИ.

Учащиеся должны убедиться, что знания полученные ими соответствуют представлениям действительности, т. е. являются отражением объективно существующего мира.

Использование современных образовательных технологий

Элементы исследовательской технологии, технологии проблемного обучения, ИКТ. (На уроке применяется чередование различных видов учебной деятельности, методы, способствующие активизации инициативы и самовыражения самих учащихся)

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедиа проектор, презентация, составленная с помощью Microsoft PowerPoint . Стакан с водой, линейка(на каждой парте). Карточки с физическими величинами и единицами измерения.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.

Ход и содержание урока

Слайд 1 с датой.        

1.К доске вызывается ученик для вывода формулы давления жидкости на дно сосуда.

р=====𝛒𝐠𝘩

Пока ученик выводит формулу работа с карточками. Назвать физическую величину и ее единицы измерения или наоборот. Единица измерения, и какой величине она соответствует.

Например:

                             ρ    

 𝛒 – плотность, единица измерения кг/м³; 

                             Па                              

Па Паскаль, единица измерения давления.

Проверка работы у доски:

-Пожалуйста, объясни, что ты написал. И расскажи, что ты знаешь о давлении в жидкости.

Какие есть вопросы? (Вопросы могут задавать дети или учитель)

- От каких величин и как  зависит давление жидкости на дно сосуда?

                        От 𝛒 и 𝘩.

 Чем больше 𝛒, тем больше р.

Чем больше 𝘩, тем больше р.

- По какой формуле рассчитывается давление на стенки сосуда?                                  Давление внутри жидкости

                        р=𝛒𝐠𝘩, т. к. давление внутри жидкости на одном уровне одинаково во всех направлениях.

-В каких  единицах нужно выражать величины, входящие в эту формулу?

                        [𝛒]=кг/м³ ;  [𝘩]=м.

-Как определить силу давления на дно?

                        F=𝛒𝐠𝘩𝐬

Слайд 2.(Тема урока).

Тема сегодняшнего урока: Решение задач на расчет давления в жидкости.

2.Устное решение задач.

-Внимание на экран.

Слайд 3.

В сосуды 1 и 2 наливают воду так, что ее уровень в обоих сосудах одинаков. Одинаковы ли давления на дно сосудов? Одинаковы ли силы давления на дно?

Да, давления одинаковы, т. к. 𝛒₁=𝛒₂ и 𝘩₁=𝘩₂.

Силы давления не одинаковы > т. к. >

Слайд 4.

На рисунке изображены три одинаковые трубки, низ у которых затянут тонкой резиновой пленкой. Какие ошибки допущены на рисунке?

Т. к. пленки на рисунке выгнуты одинаково ,то на них оказывается одинаковое давление. Значит у жидкости с минимальной плотностью должна быть максимальная высота.

Слайд 5.

Масса не изменилась.

Сила тяжести не изменилась, т. к. не изменилась масса.

Объем не изменился.

Давление уменьшилось, т. к. уменьшилась высота.

1). Фронтальный опыт: определите давление воды на дно стакана.

C:\Users\Слава\Pictures\Ashampoo Snap 7\Ashampoo_Snap_2018.10.04_19h43m15s_005_.png

2).Изменится ли давление воды на дно сосуда, если в воду опустить палец?

Да, станет больше.

Проверяем.Опускаем в воду пальчик, что произошло с уровнем жидкости?

Уровень жидкости стал больше, значит и давление стало больше.

Рассчитываем:

C:\Users\Слава\Pictures\Ashampoo Snap 7\Ashampoo_Snap_2018.10.04_19h44m02s_006_.png

Слайд 6.

3)Изменится ли давление воды на дно ведра, если в воду опустить мячик? Камень?

Да, давление увеличится, т. к. увеличится уровень жидкости.

Слайд 7.

Давление увеличится, если ведро было неполным, и останется неизменным, если ведро заполнено доверху.

Слайд 8.

Какая глубина соответствует давлению воды 392 кПа?

-Как вы думаете, на какую глубину возможно погружение?

Внимание на экран:

Слайд 9.

Искатели жемчуга-30 м.

Слайд 10.

Погружение с аквалангом- 143 м.

Слайд 11,12.

В мягком скафандре- 180 м.

Слайд 13.

В жестком скафандре- 250 м.

Слайд 14.

В батискафе-10919 м.

Слайд 15.

Плоская баржа получила в дне пробоину площадью 200 см². С какой силой надо давить на пластырь, которым закрыли отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 1,8 м?

C:\Users\Слава\Pictures\Ashampoo Snap 7\Ashampoo_Snap_2018.10.04_19h45m58s_007_.png

Ответ: F=360 Н.

-Почему стенки внутренних органов глубоководных морских животных и рыб, быстро поднятых на поверхность, оказываются разорванными?

На глубине давление очень большое. И давление внутри рыб тоже очень большое. При быстром подъеме давление изнутри становится много больше давления снаружи, что и приводит к разрыву внутренних органов.

-Давление в глубинах океана огромно. Если порожнюю закупоренную бутыль опустить на значительную глубину, а затем извлечь вновь, то обнаружится, что давление воды вогнало пробку внутрь бутылки и вся посудина полна воды.

Был проделан такой опыт. Три стеклянные трубки различных размеров, с обоих концов запаянные, были завернуты в холст и помещены в медный цилиндр с отверстиями для свободного впуска воды. Цилиндр был опущен на глубину 5 км. Когда его извлекли, оказалось, что холст наполнен снегообразной массой, это было раздробленное стекло.

№528.Какую силу испытывает каждый квадратный метр площади поверхности водолазного костюма при погружении в морскую воду на глубину 10 м?

Слайд 16.

На рисунке представлен график зависимости давления внутри жидкости от глубины. Определите, для какой жидкости построен график.

C:\Users\Слава\Pictures\Ashampoo Snap 7\Ashampoo_Snap_2018.10.04_19h46m43s_008_.png

3. Задание на дом.

Слайд 17.

№ 521, 523, 525.

Проверка и оценивание ЗУНКов

Подведение итогов:

1)От чего зависит давление на дно и стенки сосуда? (От ρ(жидкости) и 𝘩).

2)Что можно сказать о давлении жидкости на одном и том же уровне во всех направлениях?

(На одном и том же уровне давление внутри жидкости одинаково во всех направлениях).

3)Что можно сказать о давлении жидкости на различных уровнях?

(На разных уровнях давление различное. С глубиной давление увеличивается.)

Рефлексия деятельности на уроке

-Развитие восприятия, памяти, речи, мышления;

-Формирование самостоятельности, эстетического восприятия мира, умение оценивать достижения науки;

-Формирование интереса к физике.

Домашнее задание

№ 521, 523, 525.

В помощь учителю

Использованные источники и литература

  1. Перышкин А. В. Физика 7 класс.
  2. Сборник задач по физике 7-9 класс/ Составитель В. И. Лукашик
  3. А. Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. Дидактические материалы.
  4. Фото с сайтов: aborigenclub.ru; eco.rian.ru;

                        nakanune.ru; newsporom.ru;

                         img-2006-11.potosight.ru;

                         lan.onet.ru; mkkuzbass.ru;

                         sed.lg.ua;  eva.ru  

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Следующим я рекомендую провести урок по теме: «Сообщающиеся сосуды»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс урок решения задач по теме « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Цель урока: повторить правила нахождения давления твёрдых тел, жидкостей , подготовить учеников к рассмотрению давления газов; продолжить формирование ощеучебных навыков отбора материала по заданным п...

Конспект урока: Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (7 класс).

Тема урока:  Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»  (7 класс)....

Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....

Урок "Решение задач на совместную работу а так же задач повышенной сложности" (алгебра 9 класс)

Цели: продолжить формирование умения решать текстовые задачи с помощью дробных рациональных уравнений; формировать умение решать задачи на совместную работу и задачи повышенной сложности.Формы организ...

Урок решения задач по теме «Признаки равенства треугольников, задачи на построение»

Самостоятельная работа по теме  «Признаки равенства треугольников, задачи на построение»...